Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
лицей №1 имени М.В. Ломоносова г. Орла
Бологова Ксения Олеговна,
учитель русского языка и литературы.
Конспект урока русского языка
в 5 «В» классе
«Корни с чередованием гласных а-о:
кас-кос, лаг-лож»
(УМК и программа В.В. Бабайцевой)
Орел – 2017г.
Цель урока - проведение работы по правописанию корней лаг-лож, кас-кос, формирование умения находить слова с данными корнями в предложении и тексте, выбирать правильное написание, отличать корни с чередованием от омонимичных корней с безударной проверяемой гласной
Планируемые образовательные результаты.
Предметные: в результате занятия учащиеся научатся:
- находить слова с чередованием в корнях лаг-лож, кас-кос и выбирать правильное написание;
- проводить орфографический, морфемный анализ, соблюдать нормы правописания и произношения.
Метапредметные:
- продолжить формирование регулятивных универсальных учебных действий: формулировать цели своей учебной деятельности и оценивать её результативность, осуществлять самоконтроль и коррекцию своих учебных действий;
- продолжить формирование коммуникативных универсальных учебных действий: формулирование и аргументация собственного мнения, использование адекватных языковых средств, умение вести учебный диалог с учителем и со сверстниками;
- продолжить формирование познавательных универсальных учебных действий: осуществление операций анализа, построение логического рассуждения, включающего установление причинно-следственных связей (познавательные универсальные учебные действия).
Личностные:
-поддерживать устойчивый познавательный интерес к предмету, осознавать эстетическую ценность русского языка.
Основные понятия урока: чередование, корни с чередованием.
Ресурсы: учебник — «Русский язык. Практика. 5 класс», авт. Купалова А.Ю., Еремеева А.П., Пахнова Т.М; раздаточные дидактические материалы (рабочий лист), мультимедийная презентация.
Этап урока | Основное содержание этапа. | Основные виды деятельности учащихся |
Оргмомент (1 мин) | Оргмомент. | Проверка готовности к уроку. Мобилизация внимания. |
Мотивация (2 мин) | Мотивация Трое учащихся представляют сценку. К профессору орфографии приходят Прилгательное и Ксательная (у детей таблички). Один из них обращается к профессору: - Уважаемый профессор орфографии, помогите нам, пожалуйста. - Кто вы такие? – спрашивает профессор. - Я Прилгательное. - А я Ксательная. - Ничего не понимаю, таких слов нет в русском языке, - отвечает профессор. - Есть! Я лингвистический термин. - А я математический. - Нас объединила общая беда. Мы больны, - сказало Прилгательное. - Тогда вам нужно обратиться к врачу, - ответил профессор. - Нет, нам сказали, что только вы в силах нам помочь, - возразила Ксательная. - Каким образом? – воскликнул профессор. - Дело в том, что причина нашей болезни заключается в неграмотности некоторых школьников, которые допускали ошибки при написании наших корней, поэтому гласная из корня совсем пропала, - тоскливо сказало Прилгательное. - Так вот в чем дело! Я дам вам лекарство, но вылечить вас смогут только сами ученики. Вот оно. |
Наблюдение.
|
Актуализаций знаний (3 мин) | Актуализация знаний. |
|
На доске записано: (1 человек у доски – индивидуальный опрос) слагать – сложить прикасаться – прикоснуться (слайд 1)
- Итак, ребята, давайте поможем нашим терминам вылечиться. - Выделите корни в словах, являются ли они однокоренными? - Что наблюдается в корнях? (Учащиеся делают вывод о том, что данные пары слов являются однокоренными, что в корнях наблюдается чередование). - Какова же будет тема нашего урока? (Учащиеся формулируют тему урока: «Корни с чередованием а-о: лаг-лож, кас-кос»). Тема записывается в тетради и на доске (слайд 2).
|
Анализ языкового материала, построение умозаключения на основе анализа языкового материала.
Формулирование темы урока |
Целеполагание (2 мин) | Целеполагание |
|
Как бы вы сформулировали цели нашего урока, исходя из темы? (Учащиеся говорят о том, что они познакомятся на уроке с правилом написания гласных в корнях с чередованием лаг-лож, кас-кос, будут тренироваться в выборе букв в корнях с чередованием, научатся отличать корни с чередованием от омонимичных с проверяемыми безударными гласными). | Формулирование целей своей учебной деятельности. |
Объяснение нового материала (5 мин) | Объяснение нового материала |
|
В корнях -лаг-, -лож- - как различать, Где надо а, где о писать? Корень -лаг- на корень -лож- Абсолютно не похож! Удареньем не проверишь, Как себя ты поведешь? - Вернемся к уже сделанной нами записи. От чего зависит написание букв а-о в корнях лаг - лож, кас – кос? Попробуйте сформулировать правило. (Учащиеся отметят, что написание гласных в корнях зависит от наличия или отсутствия за корнем суффикса –а-. Если за корнем есть суффикс А, то в корне тоже А). Давайте откроем учебник теории (§ 51, стр. 70), верно ли вы сформулировали правило? - Правило нам поможет запомнить стихотворение: О пишем перед ж: сложить, А пишем перед г: слагать. И суффикс а нам тоже За корнем -лаг- - поможет: Две буквы а - одно лицо. Они как пара близнецов. - Обратите внимание на то, как правильно обозначается наша орфограмма. Для этого откройте «Практику» на с. 166 (учащиеся читают и объясняют, учитель показывает на доске на примере уже записанных пар слов) (слайд 3).
|
Формулировка и аргументация собственного мнения. Анализ языкового материала, установление причинно-следственных связей, построение логического рассуждения.
Работа с учебником.
|
Первичное закрепление (9 мин) | Первичное закрепление материала |
|
1. Упражнение 566 (1) - (индивидуальный опрос): к данным глаголам подберите однокоренные существительные, запишите слова, указывая обозначенную выше орфограмму. Дополнительное задание – морфемный разбор предлагать. 2. Кроссворд (фронтальный опрос) - Давайте потренируемся в написании слов с корнями лаг-лож, кас-кос и решим кроссворд. Подсказкой вам будет то, что все слова по горизонтали имеют один из названных корней. Поэтому вы не только должны отгадать слово, но и объяснить его написание, обозначив орфограммы.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 10 к |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| о |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 9о |
|
|
|
|
| р |
|
| 11 ч |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1п | р | е | д | л | о | ж | е | н | и | е |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ф |
|
|
|
|
| н |
|
| р |
|
|
|
|
| 2п | р | е | д | п | о | л | о | ж | и | т | ь |
|
| е |
|
|
|
|
|
|
| 3с | л | а | г | а | е | м | о | е |
|
|
| д |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| р |
|
|
|
|
| 6п | о | л | о | ж | е | н | и | е |
|
|
|
| 4к | а | с | а | н | и | е |
|
|
| в |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| м |
|
|
|
|
| 7к | а | с | а | т | ь | с | я |
|
|
|
|
|
| м |
|
|
|
|
| 8к | о | с | н | у | т | ь | с | я |
| 5п | р | и | л | а | г | а | т | ь |
|
|
|
| и |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| е |
|
|
|
|
|
По горизонтали: - То, в чем содержится высказывание о чем-то, о ком-то.
- Допустить возможность чего-либо (сделать предположение).
- Число или выражение, которое складывается с другим.
- Существительное, образованное от синонима к глаголу дотрагиваться.
- Приближать вплотную, применять (глагол совершенного вида).
- Местонахождение в пространстве.
- Дотрагиваться до чего-либо.
- Дотронуться до чего-либо.
- Не догадались ли вы, какие слова зашифрованы по вертикали? По вертикали: 9. Место в слове, в котором можно допустить ошибку. 10. Общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение. 11. Последовательная смена одного звука другим при определенных условиях. - Обратите внимание на то, какие слова у нас получились по вертикали. Они заключают в себе определенный шифр. Какое отношение они имеют к теме нашего урока?
| Орфографический и морфемный анализ.
Лексическая работа (определение слова по его толкованию).
Формирование умения выбора верного написания.
|
Самостоятельная работа (4 мин)
Здоровье- сберегающая пауза (1 мин)
Работа с текстом (5 мин)
Работа в парах (2 мин)
Работа с текстом (4 мин) | Дальнейшая работа по закреплению изученного материала |
|
- Самостоятельная работа с самопроверкой – распределительный диктант (учащиеся записывают словосочетания в два столбика, объясняют графически выбор гласной в корне).
Излагать содержание, полагаться на друзей, прилагать усилия, простое предложение, положение дел, расположиться на отдых. Коснись воды, осторожно прикасаться, касаться рукой, нежное прикосновение, касательная линия. Самопроверка осуществляется в соответствии с образцом на доске (нет ошибок – 5, 1 ошибка – 4, 2 ошибки – 3).
| Орфографический анализ. Развитие умения объяснять выбор написания с опорой на правило. Самопроверка, самоконтроль, коррекция.
Психологическая и физическая разгрузка
Смысловое чтение. Орфографический анализ. Построение умозаключения на основе наблюдений.
Орфографический анализ. Осуществление парной формы учебного сотрудничества
Смысловое чтение. Исследовательская деятельность.
|
Физкультминутка Быстро встали, улыбнулись, Выше-выше подтянулись. Ну-ка плечи распрямите, Поднимите, опустите. Вправо, влево повернитесь, Рук коленями коснитесь. Сели, встали, сели, встали, И на месте побежали. |
- Работа с текстом (фронтальная работа)
- Выразительно прочитайте текст. Объясните, почему он начинается со слова «караул». (текст помещен в «Рабочем листе») Караул! У меня незавидное пол..жение: сегодня пишем изл..жение! Текст надо изл..гать подробно. Все части распол..жить в соответствии с планом. Пол..гаться на товарища не могу, потому что распол..жился я как раз перед учителем. А учитель читает предл..жение за предл..жением: «На зеленых широких лугах работают в сенокос люди. Ярко блестят косы. Покрытая росою, густыми рядами л…жится высокая пахучая трава. Далеко за рекою слышатся веселые песни к…сцов». Пол..гаясь на свои знания, я старательно все изл..гаю. Грамотно изл..женный текст – залог успеха. Отл..жить работу не могу: двойку поставят и родителей вызовут. А уж они-то устроят дома сражение, так что придется мне перейти на осадное пол..жение. - Правильно ли поступил мальчик, что решил сам писать изложение и почему? - Чему учит этот текст? - Какую орфографическую задачу предлагает решить этот текст? - Как он связан с темой нашего урока? - Найдите в тексте предложение, в котором есть тире, объясните графически постановку данного знака препинания. - Выпишите из текста слова с пропущенными буквами, графически обозначьте орфограммы (индивидуальный опрос - 2 человека) - Есть ли чередующиеся гласные в словах сенокос, к…сцы, косы? Почему? Какой корень в этих словах? Являются ли они однокоренными, например, со словом касаться? Почему? Как называются такие корни?
- В корнях с чередованием гласных о-а вставьте пропущенные буквы. Какие слова оказались лишними? (работа в парах) – см. Рабочий лист.
- –Кас- или –кос-? К…саться, к…сательная, длинная к…са, прик…сновение, к…сить траву.
- –Лаг- или –лож-: Изл…жение, изл…гать, прил…гательное, пол…гаю, распол…жились.
- Выразительно прочитайте текст. – см. Рабочий лист.
Есть люди грамотные от рождения, а есть – как я. Сколько мне ни объясняй, я всё равно напишу с ошибками. Ещё правило какое-нибудь придумаю для оправдания. А у Лёшки с грамотностью совсем плохо. Он как слышит, так и пишет. А тут мне показали одну чудесную компьютерную программу. Представляете: она сама ошибки исправлять может! Я говорю Лёшке: - Всё, конец двойкам! Считай, пятёрочки у нас в кармане! Пусть теперь Вера Ивановна не придирается. Лёшка принялся печатать на экране компьютера всякие слова и исправлять в них ошибки. Но, оказывается, не все ошибки компьютер замечает. Со словом «ложить» мы просто замучились. Компьютер его подчеркивает, а исправлять отказывается. Мы как только это слово не переписывали, а он уперся и не хочет понимать. - Может, компьютер его просто не знает? – предположил Лёха. Я с ним согласился: наверное, у компьютера слишком маленький словарный запас. (По С. Феличеву) - О чем этот текст? Чему он нас учит? - Почему компьютер подчеркнул слово «ложить» и его формы? Какой глагол в русском литературном языке употребляется вместо этого слова? Особенно много трудностей в русском языке бывает с глаголом положить. Все так и норовят оторвать от него приставку. А ведь глагола с корнем -лож- и без приставки нет в русском литературном языке. Зато есть глагол класть и его формы кладу, кладёшь, кладёте. Запомните это. Эти знания пригодятся вам при выполнении домашнего задания. |
Задание на дом (2 мин) | Задание на дом |
|
Параграф 51 в теории (правило), упр. 571 (1,2) – базовый уровень (объяснить орфограмму в корне с чередованием). Упр. 568 (1,2) – повышенный уровень (при записи предложений ученик затрудняется в выборе глаголов: класть и положить. Ваша задача помочь ему, опираясь на материал, данный на полях учебника. Найдите слова с чередованием гласных в корне и обозначьте орфограммы.). Составить сказку о правописании корней лаг – лож, кас-кос - высокий уровень (слайд 5).
|
|
Подведение итогов урока (рефлексия) (5 мин)
| Подведение итогов урока (рефлексия)
«Поработайте компьютером»: исправьте ошибки в следующих предложениях.
Волька заципился штанами за тот самый крюк, на катором предпологалось повесить бабушкину люстру. Хоттабыч уснул в неудобном полажении, и ему приснился страшный сон. Дежурный по всей форме, как пологается, составил протокол. Хоттабыч каснулся, по восточному обычаю, лба и груди. Горизонтом я назаву ту грань, где хрустальный купал нибес соприкосаится с краем Зимли. - Сверьте вашу работу с образцом на доске и оцените ее (нет ошибок – 5, 1 ошибка – 4, 2 ошибки – 3) (слайд 6).
| Орфографический анализ, Само- контроль, самооценка и коррекция. |
| - Вспомните, какие цели мы ставили? - Что нового мы узнали сегодня на уроке? - Чему научились? - Помогли ли мы с вами вылечиться нашим терминам? Какие буквы пишутся в них? - Кто испытал трудности на уроке? - С чем они были связаны? - Над чем ещё нужно поработать? -Посмотрите на запись сегодняшнего урока в ваших тетрадях и рабочих листах и поставьте на полях знак вопроса рядом с теми упражнениями, которые вызвали у вас затруднения. Оцените свой уровень. Уровни оценивания своих знаний и умений 1. Все хорошо понимаю, не испытываю затруднений при выполнении практических заданий – раскрасьте кружочек в рабочем листе зеленым цветом. 2. В целом понимаю, но испытываю отдельные трудности при выполнении практических заданий – раскрасьте кружочек желтым цветом. 3. Не все понимаю, испытываю серьезные затруднения при выполнении практических заданий – раскрасьте кружочек красным цветом. В конце урока учащиеся называют наиболее активно работавших на уроке. Учитель выставит им оценку после проверки классной работы и заполнения листа самооценки. | Анализ собственной учебной деятельности и самооценка |
Приложение 1
Рабочий лист
- Кроссворд
- Работа с текстом
- Выразительно прочитайте текст. Объясните, почему он начинается со слова «караул».
Караул! У меня незавидное пол..жение: сегодня пишем изл..жение! Текст надо изл..гать подробно. Все части распол..жить в соответствии с планом. Пол..гаться на товарища не могу, потому что распол..жился я как раз перед учителем. А учитель читает предл..жение за предл..жением: «На зеленых широких лугах работают в сенокос люди. Ярко блестят косы. Покрытая росою, густыми рядами л…жится высокая пахучая трава. Далеко за рекою слышатся веселые песни к…сцов».
Пол..гаясь на свои знания, я старательно все изл..гаю. Грамотно изл..женный текст – залог успеха. Отл..жить работу не могу: двойку поставят и родителей вызовут. А уж они-то устроят дома сражение, так что придется мне перейти на осадное пол..жение.
- Правильно ли поступил мальчик, что решил сам писать изложение и почему?
- Чему учит этот текст?
- Какую орфографическую задачу предлагает решить этот текст?
- Как он связан с темой нашего урока?
- Найдите в тексте предложение, в котором есть тире, объясните графически постановку данного знака препинания.
- Выпишите из текста слова с пропущенными буквами, графически обозначьте орфограммы.
- Есть ли чередующиеся гласные в словах сенокос, к…сцы, косы? Почему? Какой корень в этих словах? Являются ли они однокоренными, например, со словом касаться? Почему? Как называются такие корни?
- В корнях с чередованием гласных о-а вставьте пропущенные буквы. Какие слова оказались лишними? (работа в парах)
1) –Кас- или –кос-? К…саться, к…сательная, длинная к…са, прик…сновение, к…сить траву.
- –Лаг- или –лож-: Изл…жение, изл…гать, прил…гательное, пол…гаю, распол…жились.
- Выразительно прочитайте текст.
Есть люди грамотные от рождения, а есть – как я. Сколько мне ни объясняй, я всё равно напишу с ошибками. Ещё правило какое-нибудь придумаю для оправдания.
А у Лёшки с грамотностью совсем плохо. Он как слышит, так и пишет.
А тут мне показали одну чудесную компьютерную программу. Представляете: она сама ошибки исправлять может!
Я говорю Лёшке:
- Всё, конец двойкам! Считай, пятёрочки у нас в кармане! Пусть теперь Вера Ивановна не придирается.
Лёшка принялся печатать на экране компьютера всякие слова и исправлять в них ошибки. Но, оказывается, не все ошибки компьютер замечает. Со словом «ложить» мы просто замучились. Компьютер его подчеркивает, а исправлять отказывается. Мы как только это слово не переписывали, а он уперся и не хочет понимать.
- Может, компьютер его просто не знает? – предположил Лёха.
Я с ним согласился: наверное, у компьютера слишком маленький словарный запас.
(По С. Феличеву)
- О чем этот текст? Чему он нас учит?
- Почему компьютер подчеркнул слово «ложить» и его формы? Какой глагол в русском литературном языке употребляется вместо этого слова?
5. «Поработайте компьютером»: исправьте ошибки в следующих предложениях.
Волька заципился штанами за тот самый крюк, на катором предпологалось повесить бабушкину люстру. Хоттабыч уснул в неудобном полажении, и ему приснился страшный сон. Дежурный по все форме, как пологается, составил протокол. Хоттабыч каснулся, по восточному обычаю, лба и груди. Горизонтом я назаву ту грань, где хрустальный купал нибес соприкосаится с краем Зимли.
- Сверьте вашу работу с образцом на доске и оцените ее (нет ошибок – «5», 1 ошибка – «4», 2 ошибки – «3»).
Оцените свой уровень.
Уровни оценивания своих знаний и умений
1. Все хорошо понимаю, не испытываю затруднений при выполнении практических заданий – раскрасьте кружочек в рабочем листе зеленым цветом.
2. В целом понимаю, но испытываю отдельные трудности при выполнении практических заданий – раскрасьте кружочек желтым цветом.
3. Не все понимаю, испытываю серьезные затруднения при выполнении практических заданий – раскрасьте кружочек красным цветом.
Приложение 2
Лист самооценки
Фамилия, имя _______________________________________________________________
Оцени свою работу на уроке по следующим критериям:
№ | Задание | Критерии оценивания | Результат |
5 баллов | 4 балла | 3 балла | «0» |
1 | Самостоятельная работа (распределительный диктант | Ошибок в написании слов нет | Допущена 1 ошибка в написании слова | Допущены 2 ошибки в написании | Допущено з и более ошибок |
|
2 | Задание 5. | Ошибок в написании слов нет | Допущена 1 ошибка в написании слова | Допущены 2 ошибки в написании | Допущено з и более ошибок |
|
Всего: |
|
Максимальный балл — 10 баллов
«5» — 9-10 баллов,
«4» — 7-8 баллов,
«3» — 5-6 баллов.