"Корни с чередование гласных о-а"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Бологова Ксения Олеговна

Конспект урока по русскому языку в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korni_s_cheredovaniem_glasnyh_o-a_-_konspekt.doc166.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

 лицей №1 имени М.В. Ломоносова г. Орла

Бологова Ксения Олеговна,

учитель русского языка и литературы.

Конспект урока русского языка

в 5 «В» классе

«Корни с чередованием гласных а-о:

кас-кос, лаг-лож»

(УМК и программа В.В. Бабайцевой)

images (1).jpg

Орел – 2017г.

Цель урока - проведение работы по правописанию корней  лаг-лож, кас-кос, формирование умения находить слова с данными  корнями в предложении  и тексте, выбирать правильное написание, отличать корни с чередованием от омонимичных корней с безударной проверяемой гласной

Планируемые образовательные результаты.

Предметные: в результате занятия учащиеся научатся:

- находить слова с чередованием в корнях лаг-лож, кас-кос и выбирать правильное написание;

- проводить орфографический, морфемный анализ, соблюдать нормы правописания и произношения.

Метапредметные:

- продолжить формирование регулятивных универсальных учебных действий: формулировать цели своей учебной деятельности и оценивать её результативность, осуществлять самоконтроль и коррекцию своих учебных действий;

- продолжить формирование коммуникативных универсальных учебных действий: формулирование и аргументация собственного мнения, использование адекватных языковых средств, умение вести учебный диалог с учителем и со сверстниками;

- продолжить формирование познавательных универсальных учебных действий: осуществление операций анализа, построение логического рассуждения, включающего установление причинно-следственных связей (познавательные универсальные учебные действия).

Личностные:

-поддерживать устойчивый познавательный интерес к предмету, осознавать эстетическую ценность русского языка.

Основные понятия урока: чередование, корни с чередованием.

Ресурсы: учебник — «Русский язык. Практика. 5 класс», авт. Купалова А.Ю., Еремеева А.П., Пахнова Т.М; раздаточные дидактические материалы (рабочий лист), мультимедийная презентация.

Этап урока

Основное содержание этапа.

Основные виды

деятельности учащихся

Оргмомент

(1 мин)

Оргмомент.

Проверка

 готовности к уроку. Мобилизация внимания.

Мотивация

(2 мин)

Мотивация

Трое учащихся представляют сценку.

К профессору орфографии приходят Прилгательное и Ксательная (у детей таблички). Один из них обращается к профессору:

- Уважаемый профессор орфографии, помогите нам, пожалуйста.

- Кто вы такие? – спрашивает профессор.

- Я Прилгательное.

- А я Ксательная.

- Ничего не понимаю, таких слов нет в русском языке, - отвечает профессор.

- Есть! Я лингвистический термин.

- А я математический.

- Нас объединила общая беда. Мы больны, - сказало Прилгательное.

- Тогда вам нужно обратиться к врачу, - ответил профессор.

- Нет, нам сказали, что только вы в силах нам помочь, - возразила Ксательная.

- Каким образом? – воскликнул профессор.

- Дело в том, что причина нашей болезни заключается в неграмотности некоторых школьников, которые допускали ошибки при написании наших корней, поэтому гласная из корня совсем пропала, - тоскливо сказало Прилгательное.

- Так вот в чем дело! Я дам вам лекарство, но вылечить вас смогут только сами ученики. Вот оно.

Наблюдение.

Актуализаций знаний

(3 мин)

Актуализация знаний.

На доске записано: (1 человек у доски – индивидуальный опрос)

слагать – сложить

прикасаться – прикоснуться (слайд 1) 

- Итак, ребята, давайте поможем нашим терминам вылечиться.

- Выделите корни в словах, являются ли они однокоренными?

- Что наблюдается в корнях?

(Учащиеся делают вывод о том, что данные пары слов являются однокоренными, что в корнях наблюдается чередование).

- Какова же будет тема нашего урока? (Учащиеся формулируют тему урока: «Корни с чередованием а-о: лаг-лож, кас-кос»). Тема записывается в тетради и на доске (слайд 2).

Анализ

 языкового материала, построение умозаключения на основе  анализа

 языкового материала.

Формулирование темы урока

Целеполагание

(2 мин)

Целеполагание

Как бы вы сформулировали цели нашего урока, исходя из темы? (Учащиеся говорят о том, что они познакомятся на уроке с правилом написания гласных в корнях с чередованием лаг-лож, кас-кос, будут тренироваться в выборе букв в корнях с чередованием, научатся отличать корни с чередованием от омонимичных с проверяемыми безударными гласными).

Формулирование целей своей учебной деятельности.

Объяснение нового

 материала

(5 мин)

Объяснение нового материала

В корнях -лаг-, -лож- - как различать,

Где надо а, где о писать?

 Корень -лаг- на корень -лож-

Абсолютно не похож!

 Удареньем не проверишь,

Как себя ты поведешь?

- Вернемся к уже сделанной нами записи. От чего зависит написание букв а-о в корнях лаг - лож,   кас – кос? Попробуйте сформулировать правило. (Учащиеся отметят, что написание гласных в корнях зависит от наличия или отсутствия за корнем суффикса –а-. Если за корнем есть суффикс А, то в корне тоже А). Давайте откроем учебник теории (§ 51, стр. 70), верно ли вы сформулировали правило? - Правило нам поможет запомнить стихотворение:

О пишем перед ж: сложить,

А пишем перед г: слагать.

И суффикс а нам тоже

За корнем -лаг- - поможет:

Две буквы а - одно лицо.

Они как пара близнецов.

- Обратите внимание на то, как правильно обозначается наша орфограмма. Для этого откройте «Практику» на с. 166 (учащиеся читают и объясняют, учитель показывает на доске на примере уже записанных пар слов) (слайд 3).

Формулировка и

аргументация собственного мнения.

Анализ

 языкового материала, установление   причинно-следственных связей,

построение логического рассуждения.

Работа с учебником.

Первичное

 закрепление

(9 мин)

Первичное закрепление материала

1. Упражнение 566 (1) -  (индивидуальный опрос): к данным глаголам подберите однокоренные существительные, запишите слова, указывая обозначенную выше орфограмму. Дополнительное задание – морфемный разбор предлагать.

2. Кроссворд (фронтальный опрос)

- Давайте потренируемся в написании слов с корнями лаг-лож, кас-кос и решим кроссворд. Подсказкой вам будет то, что все слова по горизонтали имеют один из названных корней. Поэтому вы не только должны отгадать слово, но и объяснить его написание, обозначив орфограммы.

10

к

о

9о

р

11

ч

1п

р

е

д

л

о

ж

е

н

и

е

ф

н

р

2п

р

е

д

п

о

л

о

ж

и

т

ь

е

3с

л

а

г

а

е

м

о

е

д

р

6п

о

л

о

ж

е

н

и

е

4к

а

с

а

н

и

е

в

м

7к

а

с

а

т

ь

с

я

м

8к

о

с

н

у

т

ь

с

я

5п

р

и

л

а

г

а

т

ь

и

е

По горизонтали:

  1. То, в чем содержится высказывание о чем-то, о ком-то.
  2. Допустить возможность чего-либо (сделать предположение).
  3. Число или выражение, которое складывается с другим.
  4. Существительное, образованное от синонима к глаголу дотрагиваться.
  5. Приближать вплотную, применять (глагол совершенного вида).
  6. Местонахождение в пространстве.
  7. Дотрагиваться до чего-либо.
  8. Дотронуться до чего-либо.

- Не догадались ли вы, какие слова зашифрованы по вертикали?

По вертикали:

9. Место в слове, в котором можно допустить ошибку.

10. Общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение.

11. Последовательная смена одного звука другим при определенных условиях.

- Обратите внимание на то, какие слова у нас получились по вертикали. Они заключают в себе определенный шифр. Какое отношение они имеют к теме нашего урока?

Орфографический и морфемный анализ.

Лексическая работа

 (определение слова по его толкованию).

Формирование умения выбора

верного написания.

Самостоятельная

 работа

(4 мин)

Здоровье-

сберегающая пауза

(1 мин)

Работа с

текстом

(5 мин)

Работа в парах

(2 мин)

Работа с

текстом

(4 мин)

Дальнейшая работа по закреплению

изученного материала

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой – распределительный диктант (учащиеся записывают словосочетания в два столбика, объясняют графически выбор гласной в корне).

Излагать содержание, полагаться на друзей, прилагать усилия, простое предложение, положение дел, расположиться на отдых.

Коснись воды, осторожно прикасаться, касаться рукой, нежное прикосновение, касательная линия.

       Самопроверка осуществляется в соответствии с образцом на доске (нет ошибок – 5, 1 ошибка – 4, 2 ошибки – 3).

Орфографический

 анализ.  

Развитие умения объяснять выбор написания

с опорой на правило.

Самопроверка,

самоконтроль, коррекция.

Психологическая и

 физическая разгрузка

Смысловое чтение.

Орфографический

анализ.

 Построение умозаключения на основе наблюдений.  

Орфографический

анализ.

Осуществление парной формы

 учебного

 сотрудничества

Смысловое чтение.

Исследовательская

деятельность.

Физкультминутка

Быстро встали, улыбнулись,

Выше-выше подтянулись.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали, сели, встали,

И на месте побежали.   

  1. Работа с текстом  (фронтальная работа)

- Выразительно прочитайте текст. Объясните, почему он начинается со слова «караул».

 (текст помещен в «Рабочем листе»)

Караул! У меня незавидное пол..жение: сегодня пишем изл..жение! Текст надо изл..гать подробно. Все части распол..жить в соответствии с планом. Пол..гаться на товарища не могу, потому что распол..жился я как раз перед учителем. А учитель читает предл..жение за предл..жением: «На зеленых широких лугах работают в сенокос люди. Ярко блестят косы. Покрытая росою, густыми рядами л…жится высокая пахучая трава. Далеко за рекою слышатся веселые песни к…сцов».

Пол..гаясь на свои знания, я старательно все изл..гаю. Грамотно изл..женный текст – залог успеха. Отл..жить работу не могу: двойку поставят и родителей вызовут. А уж они-то устроят дома сражение, так что придется мне перейти на осадное пол..жение.

- Правильно ли поступил мальчик, что решил сам писать изложение и почему?

- Чему учит этот текст?

- Какую орфографическую задачу предлагает решить этот текст?

- Как он связан с темой нашего урока?

- Найдите в тексте предложение, в котором есть тире, объясните графически постановку данного знака препинания.

- Выпишите из текста слова с пропущенными буквами, графически обозначьте орфограммы (индивидуальный опрос - 2 человека)

- Есть ли чередующиеся гласные в словах сенокос, к…сцы, косы? Почему? Какой корень в этих словах? Являются ли они однокоренными, например, со словом касаться? Почему? Как называются такие корни?

  1. В корнях с чередованием гласных о-а вставьте пропущенные буквы. Какие слова оказались лишними? (работа в парах) – см. Рабочий лист.
  1. –Кас- или –кос-? К…саться, к…сательная, длинная к…са, прик…сновение, к…сить траву.
  2. –Лаг- или –лож-: Изл…жение, изл…гать, прил…гательное, пол…гаю, распол…жились.

  1. Выразительно прочитайте текст. – см. Рабочий лист.

Есть люди грамотные от рождения, а есть – как я. Сколько мне ни объясняй, я всё равно напишу с ошибками. Ещё правило какое-нибудь придумаю для оправдания.

А у Лёшки с грамотностью совсем плохо. Он как слышит, так и пишет.

А тут мне показали одну чудесную компьютерную программу. Представляете: она сама ошибки исправлять может!

Я говорю Лёшке:

- Всё, конец двойкам! Считай, пятёрочки у нас в кармане! Пусть теперь Вера Ивановна не придирается.

Лёшка принялся печатать на экране компьютера всякие слова и исправлять в них ошибки.

Но, оказывается, не все ошибки компьютер замечает. Со словом «ложить» мы просто замучились. Компьютер его подчеркивает, а исправлять отказывается. Мы как только это слово не переписывали, а он уперся и не хочет понимать.

- Может, компьютер его просто не знает? – предположил Лёха.

Я с ним согласился: наверное, у компьютера слишком маленький словарный запас. (По С. Феличеву)

- О чем этот текст? Чему он нас учит?

- Почему компьютер подчеркнул слово «ложить» и его формы? Какой глагол в русском литературном языке употребляется вместо этого слова?

Особенно много трудностей в русском языке бывает с глаголом положить. Все так и норовят оторвать от него приставку. А ведь глагола с корнем -лож- и без приставки нет в русском литературном языке. Зато есть глагол класть и его формы кладу, кладёшь, кладёте. Запомните это. Эти знания пригодятся вам при выполнении домашнего задания.

Задание на дом

(2 мин)

Задание на дом

Параграф 51 в теории (правило), упр. 571 (1,2) – базовый уровень (объяснить орфограмму в корне с чередованием). Упр.  568 (1,2) – повышенный уровень (при записи предложений ученик затрудняется в выборе глаголов: класть и положить. Ваша задача помочь ему, опираясь на материал, данный на полях учебника. Найдите слова с чередованием гласных в корне и обозначьте орфограммы.). Составить  сказку о правописании корней лаг – лож, кас-кос - высокий уровень (слайд 5).

Подведение итогов урока (рефлексия)

(5 мин)

Подведение итогов урока (рефлексия)

«Поработайте компьютером»: исправьте ошибки в следующих предложениях.

Волька заципился штанами за тот самый крюк, на катором предпологалось повесить бабушкину люстру. Хоттабыч уснул в неудобном полажении, и ему приснился страшный сон. Дежурный по всей форме, как пологается, составил протокол. Хоттабыч каснулся, по восточному обычаю, лба и груди. Горизонтом я назаву ту грань, где хрустальный купал нибес соприкосаится с краем Зимли.

- Сверьте вашу работу с образцом на доске и оцените ее (нет ошибок – 5, 1 ошибка – 4, 2 ошибки – 3) (слайд 6).

Орфографический анализ,

 Само-

контроль, самооценка и коррекция.

- Вспомните, какие цели мы ставили?

- Что нового мы узнали сегодня на уроке?

- Чему научились?

- Помогли ли мы с вами вылечиться нашим терминам? Какие буквы пишутся в них?

- Кто испытал трудности на уроке?

- С чем они были связаны?

- Над чем ещё нужно поработать?

-Посмотрите на запись сегодняшнего урока в ваших тетрадях и рабочих листах и поставьте на полях знак вопроса рядом с теми упражнениями, которые вызвали у вас затруднения. Оцените свой уровень.

Уровни оценивания своих знаний и умений

1. Все хорошо понимаю, не испытываю затруднений при выполнении практических заданий – раскрасьте кружочек в рабочем листе зеленым цветом.

2. В целом понимаю, но испытываю отдельные трудности при выполнении практических заданий – раскрасьте кружочек желтым цветом.

3. Не все понимаю, испытываю серьезные затруднения при выполнении практических заданий – раскрасьте кружочек красным цветом. 

В конце урока учащиеся называют наиболее активно работавших на уроке. Учитель выставит им оценку после проверки классной работы и заполнения листа самооценки.

Анализ

 собственной учебной

деятельности и самооценка

Приложение 1

Рабочий лист

  1. Кроссворд

10

9

11

1

2

3

6

4

7

8

5

  1. Работа с текстом  

- Выразительно прочитайте текст. Объясните, почему он начинается со слова «караул».

Караул! У меня незавидное пол..жение: сегодня пишем изл..жение! Текст надо изл..гать подробно. Все части распол..жить в соответствии с планом. Пол..гаться на товарища не могу, потому что распол..жился я как раз перед учителем. А учитель читает предл..жение за предл..жением: «На зеленых широких лугах работают в сенокос люди. Ярко блестят косы. Покрытая росою, густыми рядами л…жится высокая пахучая трава. Далеко за рекою слышатся веселые песни к…сцов».

Пол..гаясь на свои знания, я старательно все изл..гаю. Грамотно изл..женный текст – залог успеха. Отл..жить работу не могу: двойку поставят и родителей вызовут. А уж они-то устроят дома сражение, так что придется мне перейти на осадное пол..жение.

- Правильно ли поступил мальчик, что решил сам писать изложение и почему?

- Чему учит этот текст?

- Какую орфографическую задачу предлагает решить этот текст?

- Как он связан с темой нашего урока?

- Найдите в тексте предложение, в котором есть тире, объясните графически постановку данного знака препинания.

- Выпишите из текста слова с пропущенными буквами, графически обозначьте орфограммы.

- Есть ли чередующиеся гласные в словах сенокос, к…сцы, косы? Почему? Какой корень в этих словах? Являются ли они однокоренными, например, со словом касаться? Почему? Как называются такие корни?

  1. В корнях с чередованием гласных о-а вставьте пропущенные буквы. Какие слова оказались лишними? (работа в парах)

1) –Кас- или –кос-? К…саться, к…сательная, длинная к…са, прик…сновение, к…сить траву.

  1. –Лаг- или –лож-: Изл…жение, изл…гать, прил…гательное, пол…гаю, распол…жились.

  1. Выразительно прочитайте текст.

Есть люди грамотные от рождения, а есть – как я. Сколько мне ни объясняй, я всё равно напишу с ошибками. Ещё правило какое-нибудь придумаю для оправдания.

А у Лёшки с грамотностью совсем плохо. Он как слышит, так и пишет.

А тут мне показали одну чудесную компьютерную программу. Представляете: она сама ошибки исправлять может!

Я говорю Лёшке:

- Всё, конец двойкам! Считай, пятёрочки у нас в кармане! Пусть теперь Вера Ивановна не придирается.

Лёшка принялся печатать на экране компьютера всякие слова и исправлять в них ошибки. Но, оказывается, не все ошибки компьютер замечает. Со словом «ложить» мы просто замучились. Компьютер его подчеркивает, а исправлять отказывается. Мы как только это слово не переписывали, а он уперся и не хочет понимать.

- Может, компьютер его просто не знает? – предположил Лёха.

Я с ним согласился: наверное, у компьютера слишком маленький словарный запас.

(По С. Феличеву)

- О чем этот текст? Чему он нас учит?

- Почему компьютер подчеркнул слово «ложить» и его формы? Какой глагол в русском литературном языке употребляется вместо этого слова?

5.  «Поработайте компьютером»: исправьте ошибки в следующих предложениях.

Волька заципился штанами за тот самый крюк, на катором предпологалось повесить бабушкину люстру. Хоттабыч уснул в неудобном полажении, и ему приснился страшный сон. Дежурный по все форме, как пологается, составил протокол. Хоттабыч каснулся, по восточному обычаю, лба и груди. Горизонтом я назаву ту грань, где хрустальный купал нибес соприкосаится с краем Зимли.

- Сверьте вашу работу с образцом на доске и оцените ее (нет ошибок – «5», 1 ошибка – «4», 2 ошибки – «3»).

Оцените свой уровень. 

Уровни оценивания своих знаний и умений

1. Все хорошо понимаю, не испытываю затруднений при выполнении практических заданий – раскрасьте кружочек в рабочем листе зеленым цветом.

2. В целом понимаю, но испытываю отдельные трудности при выполнении практических заданий – раскрасьте кружочек желтым цветом.

3. Не все понимаю, испытываю серьезные затруднения при выполнении практических заданий – раскрасьте кружочек красным цветом.

 

Приложение 2

Лист самооценки

Фамилия, имя _______________________________________________________________

Оцени свою работу на уроке по следующим критериям:

Задание

Критерии оценивания

Результат

5 баллов

4 балла

3 балла

«0»

1

Самостоятельная работа (распределительный диктант

Ошибок в написании слов нет

Допущена 1 ошибка в написании слова

Допущены 2 ошибки в написании

Допущено з и более ошибок

2

Задание 5.

Ошибок в написании слов нет

Допущена 1 ошибка в написании слова

Допущены 2 ошибки в написании

Допущено з и более ошибок

Всего:

Максимальный балл — 10 баллов

«5» — 9-10 баллов,

«4» — 7-8 баллов,

«3» — 5-6 баллов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный тренажёр "Корни с чередованием гласных".ГИА 9

Учебный тренажёр для подготовки к ГИА, задание А4....

Урок русского языка в 6 классе "Повторение правописания корней с чередованием гласных"

Урок насыщен разными видами увлекательных упражнений, творческими диктантами, каждое задание способствует развитию речи учащихся...

корни с чередованием гласных

Этот материал можно назвать ПАМЯТКОЙ, ОПОРОЙ при работе ученика по данной теме. У моих учеников всегда велись тетеради со справочными материалами по русскому языку, чтобы была возможность повторить те...

«Правописание корней с чередованием гласных е-и, о-а.»

Содержит план урока русского языка в 5 классе по теме "Правописание корней с чередованием гласных е-и, о-а"...

Правописание корней с чередованием гласных

Автор: Зайцева Ираида Вениаминовна, учитель русского языка и литературы МБОУ "Байгильдинская СОШ"...

«Правописание корней с чередованием гласных. Буквы о-а в корне – лаг- - -лож-».

Урок русского языка в 5 классе. Тема: «Правописание корней с чередованием гласных. Буквы о-а в корне – лаг- - -лож-». Цели: а) образовательные расширить, углубить знания учащихся о чередовании бу...