Подготовка к сочинению - описанию картины Н. Бельского "Виртуоз"
план-конспект урока по русскому языку
Урок развития речи, подготовка к сочинению-описанию картины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_razvitiya_rechi.docx | 16.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Подготовка к сочинению-описанию картины Н.П. Богданова-Бельского «Виртуоз»
Цель: продолжать учить составлять план, интерес к созданию собственного текста; стремление к речевому самосовершенствованию; строить устное высказывание, используя искусствоведческий текст и картину художника, оформлять письменную речь в соответствии с литературными нормами
Оборудование: Иллюстрации, учебник, словарь, презентация
Ход урока.
1.Оргмомент.
2. Постановка проблемы. Сегодня мы будем работать над описанием картины Николая Петровича Богданова-Бельского «Виртуоз». Что значит написать сочинение-описание по картине?
3..Слово о художнике. Николай Петрович Богданов-Бельский родился в 1868 г. в селе Шопотове Смоленской губернии. При крещении его записали Богдановым, т. е. — богом данным. А Бельским он стал позже, присоединив к фамилии наименование родного уезда. Детство было суровым, так как жили они с матерью в доме дяди, где терпели их из милости. Сколько же сил и труда надо было потратить деревенскому пастушонку, сколько потребовалось характера и таланта, чтобы стать настоящим художником, добиться признания: в 35 лет он академик, в 46 — удостоен звания действительного члена Академии художеств. Первые два года он проучился в селе Шопотове. В школе преподавал священнослужитель. При его содействии мальчик и попал к Сергею Александровичу Рачинскому. (Слайд 3). Это была легендарная персона. Профессор биологии, состоятельный джентльмен, имевший поместье, он оставил кафедру и организовал в селе Татево Смоленской губернии образцовую народную школу, куда принимал на обучение обездоленных ребят. В школу Рачинского удалось поступить и Коле Богданову. Учитель сразу заметил способности своего ученика к художественному творчеству. “Из тебя выйдет толк”, — сказал он. Рачинский из своих средств выделил ему 25 рублей в месяц на содержание. Это были большие денежки в то время. Успехи мальчика были таковы, что заговорили о таланте. Все свое творчество Н.П. Богданов-Бельский посвятил крестьянским детям, школе, учителям. Доброта, аккуратность восприятия мира, искренность — эти качества в детях заложены природой. Надо быть крайне светлым человеком, иметь те же качества, чтобы с такой любовью и непосредственностью рисовать детей. Одна из таких картин, - «Виртуоз». О ней мы будем говорить сегодня подробней.
4.рассматривание репродукции картины (упр. 450),
Как вы думаете, почему картина так называется?
- Как вы думаете, кто такой виртуоз?
Словарная работа: найти в этимологическом словаре слово «виртуоз»
(из лат. Virtuоsо – доблесть, талан) – тот, кто в совершенстве владеет техникой своего искусства, своего дела.
- Запишите это слово в тетрадь.
- Какое настроение создает картина?
- Каково отношение художника к детям, которых он изобразил?
5.Систематизация материала: Упр. 451
- Как связан этот текст с предыдущим упражнением?
- Нравится ли вам картина? Выразите свое отношение к картине.
6.Словарно- орфографическая работа: Упр. 451.
-Что такое балалайка? Почему этот инструмент так называется?
Прослушивание небольшого музыкального фрагмента.
- Обратите внимание на слова «заворожить», «завораживать». Запишите эти слова и разберите их по составу. Подберите к ним однокоренные слова. Подберите синонимы к этому слову. Любопытно, что древнее слово ворожа (ворожба) означает «жребий», гадание без колдовства. И родственные этому слову слова «враг», др- рус. «ворог» - колдун .
7. Составление плана будущего сочинения – описания.
Примерный план:
1. Вступление. Название картины, автор (О чем напишем в начале сочинения?)
- 2. Описание картины: Кого и как нарисовал художник? Почему?Что привлекает ваше внимание? Что выражают лица детей: любопытство, стеснительность, деловитость, ожидание, недоверие, что-то другое?
- Как показал он природу? Какие краски использовал? Для чего?
3. Мое отношение к картине.(Какое впечатление производит картина?)
- В каком стиле вы будете писать? Почему?
- Какой тип речи вы используете? Почему?
Задание. Подбери синонимы к словам.
- Художник – мастер кисти, живописец, пейзажист, автор.
- Картина – полотно, репродукция.
- на первом плане, на заднем плане, в центре, невдалеке, рядом, справа, слева;
8. Составление устного сочинения Используйте описание картины, данное в тексте
упр. 451. Выразите свое отношение к картине.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка к сочинению-описанию картины А.Рылова «Полевая рябинка».
Презентация к уроку по программе С.И. Львовой содержит зрительный ряд, план сочинения и рабочие материалы для написания работы....
Подготовка к сочинению-описанию картины Н.П. Крымова "Зимний вечер"
Презентация к уроку русского языка в 6 классе....
Подготовка к сочинению-описанию картины И.Попова "Первый снег", 7 класс
Мастер – класс: Подготовка к сочинению – описанию картины И. Попова «Первый снег» в форме дневниковых записей. Первая встреча с картиной....
Урок развития речи. Подготовка к сочинению-описанию картины М. А. Врубеля "Царевна лебедь"
Урок развития речи. Подготовка к сочинению-описанию картины М. А. Врубеля "Царевна лебедь", для 6 класса. Урок представлен в виде технологической карты, соответствующей требованиям ФГОС....
Презентация к уроку по теме подготовка к сочинению - описанию картины М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь».
Презентация к уроку по теме подготовка к сочинению - описанию картины М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь». В презентации представлены файлы в которых содержится наглядный материал для работы по данной теме....
Конспект урока "Подготовка к сочинению-описанию картины И.Е.Репина "Бурлаки на Волге".
Конспект урока и презентация...
Мастер-класс «Подготовка к сочинению-описанию картины В.Хабарова «Портрет Милы» в 7 классе
Мастер-класс по подготовке к сочинению-описанию картины...