Подготовка к сочинению - описанию картины Н. Бельского "Виртуоз"
план-конспект урока по русскому языку

Урок развития речи, подготовка к сочинению-описанию картины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_razvitiya_rechi.docx16.42 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Подготовка к  сочинению-описанию картины Н.П. Богданова-Бельского «Виртуоз»

Цель: продолжать учить составлять план, интерес к созданию собственного текста; стремление к речевому самосовершенствованию; строить устное высказывание, используя искусствоведческий текст и картину художника, оформлять письменную речь в соответствии с литературными нормами

Оборудование: Иллюстрации, учебник, словарь, презентация

Ход урока.

1.Оргмомент.

2.  Постановка проблемы. Сегодня мы будем работать над описанием картины Николая Петровича Богданова-Бельского «Виртуоз». Что значит написать сочинение-описание по картине?

3..Слово о художнике. Николай Петрович Богданов-Бельский родился в 1868 г. в селе Шопотове Смоленской губернии. При крещении его записали Богдановым, т. е. — богом данным. А Бельским он стал позже, присоединив к фамилии наименование родного уезда. Детство было суровым, так как жили они с матерью в доме дяди, где терпели их из милости. Сколько же сил и труда надо было потратить деревенскому пастушонку, сколько потребовалось характера и таланта, чтобы стать настоящим художником, добиться признания: в 35 лет он академик, в 46 — удостоен звания действительного члена Академии художеств. Первые два года он проучился в селе Шопотове. В школе преподавал священнослужитель. При его содействии мальчик и попал к Сергею Александровичу Рачинскому. (Слайд 3). Это была легендарная персона. Профессор биологии, состоятельный джентльмен, имевший поместье, он оставил кафедру и организовал в селе Татево Смоленской губернии образцовую народную школу, куда принимал на обучение обездоленных ребят. В школу Рачинского удалось поступить и Коле Богданову. Учитель сразу заметил способности своего ученика к художественному творчеству. “Из тебя выйдет толк”, — сказал он. Рачинский из своих средств выделил ему 25 рублей в месяц на содержание. Это были большие денежки в то время. Успехи мальчика были таковы, что заговорили о таланте. Все свое творчество Н.П. Богданов-Бельский посвятил крестьянским детям, школе, учителям. Доброта, аккуратность восприятия мира, искренность — эти качества в детях заложены природой. Надо быть крайне светлым человеком, иметь те же качества, чтобы с такой любовью и непосредственностью рисовать детей. Одна из таких картин, - «Виртуоз». О ней мы будем говорить сегодня подробней.

4.рассматривание репродукции картины (упр. 450),

Как вы думаете, почему картина так называется?

- Как вы думаете, кто такой виртуоз?

Словарная работа: найти в этимологическом словаре слово «виртуоз»

(из лат. Virtuоsо – доблесть, талан) – тот, кто в совершенстве владеет техникой своего искусства, своего дела.

- Запишите это слово в тетрадь.

- Какое настроение создает картина?

- Каково отношение художника к детям, которых он изобразил?

5.Систематизация материала: Упр. 451

- Как связан этот текст с предыдущим упражнением?

 - Нравится ли вам картина? Выразите свое отношение к картине.

6.Словарно- орфографическая работа: Упр. 451.

-Что такое балалайка? Почему этот инструмент так называется?

Прослушивание небольшого музыкального фрагмента.

- Обратите внимание на слова «заворожить», «завораживать». Запишите эти слова и разберите их по составу. Подберите к ним однокоренные слова. Подберите синонимы к этому слову. Любопытно, что древнее слово ворожа (ворожба) означает «жребий», гадание без колдовства. И родственные этому слову слова «враг», др- рус. «ворог» - колдун .

7. Составление плана будущего сочинения – описания.

Примерный план:

1. Вступление. Название картины, автор (О чем напишем в начале сочинения?)

  • 2. Описание картины: Кого и как нарисовал художник? Почему?Что привлекает ваше внимание? Что выражают лица детей: любопытство, стеснительность, деловитость, ожидание, недоверие, что-то другое?
  • Как показал он природу? Какие краски использовал? Для чего?

3. Мое отношение к картине.(Какое впечатление производит картина?)

  • В каком стиле вы будете писать? Почему?
  • Какой тип речи вы используете? Почему?

Задание. Подбери синонимы к словам.

  • Художник – мастер кисти, живописец, пейзажист, автор.
  •  Картина – полотно, репродукция.
  • на первом плане, на заднем плане, в центре, невдалеке, рядом, справа, слева;

8. Составление устного сочинения Используйте описание картины, данное в тексте

упр. 451. Выразите свое отношение к картине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к сочинению-описанию картины А.Рылова «Полевая рябинка».

Презентация к уроку по программе С.И. Львовой содержит зрительный ряд, план сочинения и рабочие материалы для написания работы....

Подготовка к сочинению-описанию картины Н.П. Крымова "Зимний вечер"

Презентация к уроку русского языка в 6 классе....

Подготовка к сочинению-описанию картины И.Попова "Первый снег", 7 класс

Мастер – класс: Подготовка к сочинению – описанию картины И. Попова «Первый снег» в форме дневниковых записей. Первая встреча с картиной....

Урок развития речи. Подготовка к сочинению-описанию картины М. А. Врубеля "Царевна лебедь"

Урок развития речи. Подготовка к сочинению-описанию картины М. А. Врубеля "Царевна лебедь", для 6 класса. Урок представлен в виде технологической карты, соответствующей требованиям ФГОС....

Презентация к уроку по теме подготовка к сочинению - описанию картины М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь».

Презентация к уроку по теме подготовка к сочинению - описанию картины М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь». В презентации представлены файлы в которых содержится наглядный материал для работы по данной теме....