Категория состояния Урок в 7 классе по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Категория состояния Урок в 7 классе по русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kategoriya_sostoyaniya.docx | 22.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 79
Тема: Категория состояния как часть речи.
Цель: дать понятие о новой части речи – категории состояния; показать её особенности; актуализировать знания о ранее изученных частях речи; развивать мотивацию к аналитической деятельности; развивать логическое мышление.
Планируемые результаты в соответствии с ФГОС.
Предметные: Анализировать слово с точки зрения его принадлежности к самостоятельной части речи категории состояния: значения; вопросы, на которые оно отвечает; морфологические признаки, неизменяемость, синтаксическая роль слов категории состояния в предложении, определять формы слов категории состояния, в которых возможны ошибки образовании в написании; распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и синтаксических задач разграничивать наречия, глаголы – сказуемые и слова категории состояния, распознавать способы выражения категории состояния; определять группы по значению слов категории состояния.
Личностные: Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи
УУД: Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки.
Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе определения слов категории состояния.
Ход урока
- Орг.момент.
- Актуализация знаний.
1. Проверка знаний.
- какие цели вы ставите перед собой?
- назовите самостоятельные части речи (сущ., прил., числит., глагол, местоим., наречие)
- назовите служебные части речи (предлог, союз, частица)
- какая часть речи не входит не в одну из названных групп? (междометие)
- какие части речи были ещё изучены (причастие, деепричастие).
- дайте определение наречию. (неизменяемость)
- дайте определение глаголу
- дайте определение прилагательному. (признак предмета).
- как вы понимаете термин «категория состояния»?
2. Лингвистическая задача.
- поставьте ударение в словах.
То' рты, взята', ме'льком, неи'стово, че'рпая, балу'ясь, шёлковый, нача'вший, привезена'.
- Работа по теме урока.
- Теоретические сведения.
- на интерактивной доске предложения:
1. Лицо темнее от загара.
2. Летом на юге темнеет очень быстро.
3. Весь июль солнце пекло немилосердно.
4. Весь июль пекло немилосердно.
- подчеркните грамматические основы в предложениях.
2 и 4 только сказуемое, в них нет и не может быть подлежащего! Они предают состояние окружающей среды, которое меняется независимо от каких-либо внешних сил. Часть речи, с помощью которой обозначается состояние человека или окружающей его среды и есть категория состояния.
-- Отличить категорию состояния от глагола можно только в контексте.
- слова, которые относятся только к категории состояния: знобило и дышится.
- что общего у категории состояния и наречия? (не изменяется и могут употребляться в сравнительной степени). Но КС независима, а наречие зависит от сказуемого.
- что общего у категории состояния и глагола? (сказуемые и синтаксически независимы).
- слова категории состояния сочетаются с глаголами быть, становиться.
- Чтение теоретических сведений. Учебник. Стр. 127 - 128. чтение вслух.
- дайте самостоятельно определение категории состояния. (на основе прочитанного и услышанного).
2 Словарная работа
Спотыкаться
Бродить
Разыскивать
- Тренировочные упражнения.
Упр. 317.
- Подведение итогов.
1. - поставленные цели?
- решая какие задачи вы достигли поставленных целей?
- что такое категория состояния?
2. – на доп.доске записаны предложения: какой частью речи в данных предложениях является слово «ВЕСЕЛО».
1. Он смотрел весело. – наречие. (как?)
2. Ему весело. – категория состояния (независимо синтаксически)
3. Лицо его весело. – краткое прилагательное (каково?)
- Домашнее задание. § 49; упр. 315.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
конспекты открытых уроков 5 класс по русскому языку и литературе
Урок-спектакль " Части речи" (обобщение изученного)Урок по сказке А.С. Пушкина " Сказка о мертвой царевне"...
Презентация к уроку 5 класса по русскому языку "Правописание окончаний имён прилагательных"
О,Е,Ё после шипящих и Ц в окончаниях прилагательных...5 класс...
Конспекты уроков 5 класс по русскому языку для индивидуального обучения
Представлены конспекты уроков 5 класс по русскому языку для индивидуального обучения....
Конспекты уроков 5 класс по русскому языку для индивидуального обучения 2
Преставлены конспекты уроков 5 класс по русскому языку для индивидуального обучения...
Конспекты уроков 4 класс по русскому языку для индивидуального обучения
Конспекты уроков 4 класс по русской литературе для индивидуального обучения....
Морфологический разбор имени прилагательного. Разработка урока, 5 класс Учитель русского языка и литературы - Карнаухова Анна Романовна
Морфологический разбор имени прилагательного. Разработка урока, 5 классУчитель русского языка и литературы - Карнаухова Анна Романовна...