Категория состояния Урок в 7 классе по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Заворотынская Лидия Сергеевна

Категория состояния Урок в 7 классе по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kategoriya_sostoyaniya.docx22.36 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 79

Тема: Категория состояния как часть речи.

Цель: дать понятие о новой части речи – категории состояния; показать её особенности; актуализировать знания о ранее изученных частях речи; развивать мотивацию к аналитической деятельности; развивать логическое мышление.

Планируемые результаты в соответствии с ФГОС.

Предметные: Анализировать слово с точки зрения его принадлежности к   самостоятельной части речи категории состояния:  значения; вопросы, на которые оно отвечает; морфологические признаки, неизменяемость, синтаксическая роль слов категории состояния в предложении, определять формы слов категории состояния, в которых возможны ошибки образовании в написании;  распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и синтаксических задач разграничивать наречия, глаголы – сказуемые и слова  категории состояния, распознавать способы выражения категории состояния; определять группы  по значению слов категории состояния.

Личностные: Формирование устойчивой мотивации к  обучению на основе алгоритма выполнения задачи

 УУД:  Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля  и самооценки.

Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения,  свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе определения слов категории состояния.

Ход урока

  1. Орг.момент.
  2. Актуализация знаний.      

1. Проверка знаний.

- какие цели вы ставите перед собой?

- назовите самостоятельные части речи (сущ., прил., числит., глагол, местоим., наречие)

- назовите служебные части речи (предлог, союз, частица)

- какая часть речи не входит не в одну из названных групп? (междометие)

- какие части речи были ещё изучены (причастие, деепричастие).

- дайте определение наречию. (неизменяемость)

- дайте определение глаголу 

- дайте определение прилагательному. (признак предмета).

- как вы понимаете термин «категория состояния»?  

2. Лингвистическая задача.

- поставьте ударение в словах.

То' рты, взята', ме'льком, неи'стово, че'рпая, балу'ясь, шёлковый, нача'вший, привезена'.

  1. Работа по теме урока.

  1. Теоретические сведения.

- на интерактивной доске предложения:

1. Лицо темнее от загара.

2. Летом на юге темнеет очень быстро.

3. Весь июль солнце пекло немилосердно.

4. Весь июль пекло немилосердно.

- подчеркните грамматические основы в предложениях.

2 и 4 только сказуемое, в них нет и не может быть подлежащего! Они предают состояние окружающей среды, которое меняется независимо от каких-либо внешних сил. Часть речи, с помощью которой обозначается состояние человека или окружающей его среды и есть категория состояния.  

-- Отличить категорию состояния от глагола можно только в контексте.

- слова, которые относятся только к категории состояния: знобило и дышится.

- что общего у категории состояния и наречия? (не изменяется и могут употребляться в сравнительной степени). Но КС независима, а наречие зависит от сказуемого.

- что общего у категории состояния и глагола? (сказуемые и синтаксически независимы).

- слова категории состояния сочетаются с глаголами быть, становиться.

 

- Чтение теоретических сведений. Учебник. Стр. 127 - 128. чтение вслух.

- дайте самостоятельно определение категории состояния. (на основе прочитанного и услышанного).

 

2 Словарная работа

 

Спотыкаться

Бродить

Разыскивать

  1. Тренировочные упражнения.

Упр. 317.

  1. Подведение итогов.

1. -  поставленные цели?

- решая какие задачи вы достигли поставленных целей?

- что такое категория состояния?

2. – на доп.доске записаны предложения: какой частью речи в данных предложениях является слово «ВЕСЕЛО».

1. Он смотрел весело.  – наречие. (как?)

2. Ему весело.   – категория состояния (независимо синтаксически)

3. Лицо его весело.   – краткое прилагательное (каково?)

  1. Домашнее задание.  § 49; упр. 315.

                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

конспекты открытых уроков 5 класс по русскому языку и литературе

Урок-спектакль " Части речи" (обобщение изученного)Урок по сказке А.С. Пушкина " Сказка о мертвой царевне"...

Конспекты уроков 5 класс по русскому языку для индивидуального обучения

Представлены конспекты уроков 5 класс по русскому языку для индивидуального обучения....

Конспекты уроков 5 класс по русскому языку для индивидуального обучения 2

Преставлены конспекты уроков 5 класс по русскому языку для индивидуального обучения...

Конспекты уроков 4 класс по русскому языку для индивидуального обучения

Конспекты уроков 4 класс по русской литературе для индивидуального обучения....

Морфологический разбор имени прилагательного. Разработка урока, 5 класс Учитель русского языка и литературы - Карнаухова Анна Романовна

Морфологический разбор имени прилагательного. Разработка урока, 5 классУчитель русского языка и литературы -  Карнаухова Анна Романовна...