Урок-практикум по подготовке десятиклассников к написанию сочинения по прочитанному тексту в формате ЕГЭ по русскому языку (задание №26)
план-конспект урока по русскому языку (10 класс)

Егорова Ирина Борисовна

Урок-практикум по подготовке десятиклассников к написанию сочинения по прочитанному тексту в формате ЕГЭ по русскому языку (задание №26)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_tekstu_yu.bondareva_krasota.docx32.59 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-практикум по подготовке десятиклассников к написанию сочинения по прочитанному тексту в формате ЕГЭ по русскому языку (задание №26)

учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ №64

г. Нижний Тагил

Егоровой Ирины Борисовны

Тема: урок-практикум по подготовке десятиклассников к написанию сочинения по прочитанному тексту в формате ЕГЭ по русскому языку (задание № 26).

 Цель урока:

1. Продолжать учить десятиклассников формулировать и комментировать проблему текста;  выявлять и излагать позицию автора;  делать вывод о соответствии приведенных высказываний содержанию текста.

2. В процессе анализа текста обучать учащихся способам мыслительно -         - речевой деятельности, необходимым для создания вторичного текста на основе исходного;

3. Содействовать развитию коммуникативной,  языковой,  познавательной компетенций. 

Оборудование:  мультимедийная презентация, распечатанный текст

 Ю. Т. Бондарева для каждого ученика,  индивидуальная  папка учащегося  «Подготовка  к ЕГЭ по русскому языку»(анализ текста и написание сочинения).

                                                    Ход урока

1.Организационный момент.

Введение.

Погружение

2.Учитель: Ребята, на доске вы видите 3 варианта лингвистической  метафоры на слово «Текст».

 Словарная работа

? Что такое метафора?

Согласен- не согласен (перенос значения с одного понятия на другое на основе условного сходства).

 Давайте прочтем эти тексты

(Чтение про себя, а затем вслух).

  « Текст – это песня. Песня состоит из мелодий, образующих вместе неповторимый причудливый рисунок. Мелодии состоят из нот. Ноты в музыке похожи на слова в тексте: они могут менять свой смысл в зависимости от того, каким образом переплетены между собой. Сама по себе нота не несет никакого настроения. Но когда ноты соединяются в мелодию, они становятся проводниками чувства и мысли. А когда из мелодии составляется песня, тут уже каждая нота приобретает красоту, звучание и особый смысл».

«Текст – это многоэтажный жилой дом. Дом состоит из этажей. Этажей много, но каждый этаж тесно связан с предыдущим и последующим. Основная мысль соединяет предложения текста, как лифт в доме соединяет этажи. На каждом этаже есть квартиры. Это слова в предложениях. В каждой квартире есть жильцы – где один, а где несколько. Также и в слове может быть одно или несколько значений».

«Со словом текст у меня возникает ассоциация с парфюмом.

 Каждый аромат имеет что-то свое, неповторимое, также и текст.

 После ознакомления с ароматом одному человеку он нравится, а другому нет.

 Каждый чувствует в этом запахе какую-то особую нотку.

Аромат состоит из разных компонентов, составляющих единое целое.

Также и текст: для его создания требуется множество ингредиентов, умение их сочетать».

? Какие  интересные  скрытые  сравнения: яркие,  эмоциональные, индивидуальные, но в то же время у этих трех текстов есть  общие признаки

Назовите их (Ответы учащихся)

- единство темы

-информативность

-связность

-содержательная и структурная завершённость;

 -в тексте выражается отношение автора к сообщаемому (авторская установка).

3.Постановка учебной цели урока

Ребята, сегодня нам предстоит работа по подготовке к написанию сочинения по тексту писателя Ю. Т. Бондарева  «Красота» с учётом требований к заданию с развёрнутым ответом ЕГЭ по русскому языку. Прежде, чем вы приступите к работе , давайте откроем папку по подготовке к экзамену и вспомним этапы работы с текстом.

Работа с памяткой

 Памятка ПО НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ НА ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.

   .Прочитайте текст медленно, вдумчиво, осознанно.

  • Сформулируйте (кратко!) тему : о чём (о ком) этот текст? Запишите тему. Например: текст о милосердии, о бережном отношении к природе, о роли книги в жизни человека. Если текст имеет заглавие, определите, каково соответствие (прямое, переносное, опосредованное) заглавия теме.
  • Изучите графическое оформление текста: количество абзацев и их объём. Особое внимание обратите на слова, выделенные курсивом или жирным шрифтом.
  • Определите главное в каждой микротеме (в абзаце), обратив внимание на ключевые слова (как правило, это повторяющиеся слова). Определите для себя функциональный стиль и тип речи текста.

Чтение текста с остановками

Однажды я представил, что земля наша, этот сказочный цветущий сад вселенной со всеми его закатами, восходами, свежими утра ми и звездными ночами, студеным холодом и жарким солнцем, со всем его светом, прохладной тенью, июльской радугой, летними и осенними туманами, дождями, белым снегом, — представил, что наша земля непоправимо осиротела. Вообразите: на ней более нет человека — и глухая пустота шуршит в каменных коридорах городов, в траве диких полей, и безмолвие не нарушается ни звуком голоса, ни смехом, ни криком отчаяния.

В этом полном безлюдье, в ледяной тишине прекрасная земля наша сразу же потеряла бы свой высочайший смысл быть кораблем человека в мировом пространстве, и вмиг утратилась, исчезла бы ее красота. Ибо нет человека — и красота не может отразиться в нем, в его сознании, и быть оцененной им. Для кого она? Для чего она?

Красота не может познать самое себя, как это может сделать изощренная мысль, утонченный разум. Красота в красоте и для красоты бессмысленна, нелепа, мертва, так же, как, в сущности, и разум для разума.

Красоте необходимо зеркало, нужен мудрый ценитель, добрый или восхищенный созерцатель. Ведь ощущение красоты — это ощущение жизни, любви, надежды, мнимая вера в бессмертие, так как прекрасное вызывает у нас желание жить.

Красота связана с жизнью, жизнь — с любовью, любовь — с человеком. Как только прерываются эти связи, погибает вместе с человеком и красота в природе.

Книга, написанная последним художником на умершей земле, будь она исполнена гениальнейшей гармонии прекрасного, всего лишь бумажный хлам, мусор. Ведь цель книги — не крик в пустоту, а отражение в душе другого человека, передача мыслей, переселение чувств.

Все музеи мира, собравшие всю красоту, все шедевры живописи, выглядели бы страшными раскрашенными сараями без присутствия человека в них.

Красота искусства без человека становится извращенно-безобразнейшей , то есть более невыносимой,  чем безобразие естественное.

                                                                                                        Ю. Бондарев

Определение стиля текста с обоснованием ответа

(  публицистический – рассчитан на широкую аудиторию, несет информа-

цию, воздействует на мысли и чувства читателей).

Определение темы текста: (размышление  писателя о смысле жизни человека во вселенной).

Работа с микротемами текста.

Этап  «сотворчества»

Работа в парах

 Задание: во всех  абзацах текста подчеркните ключевые слова и  главную мысль каждой микротемы.

1.Земля осиротела-нет человека-пустота кругом.

2.Нет человека -и красота  не может быть оцененной им.

3.Красота без человека бессмысленна.

4.Красоте нужен мудрый созерцатель.

5.Красота связана с жизнью человека на Земле.

6.Красота должна служить человеку.

7.Красота искусства без человека бессмысленна.

8.Красота искусства без человека становится невыносимой.

 Проверка записей.

1-ый ученик в паре читает начало  фразы, 2-ой продолжает ее.

Исценировка смысловых ситуаций

Смоделируйте  2 картины по этому тексту:

1. изобразите начало текста(до слов   « представил себе ,что земля наша непоправимо осиротела…»)

Учащиеся самостоятельно делают вывод: красота-это ощущение жизни, любви, надежды, всех самых лучших человеческих качеств.

2.изобразите после слов  «…вообразите: на ней более нет человека…»

Вывод:

именно такой будет наша Земля, если человек будет пренебрежительно относиться к окружающей природе

 А теперь определите главную мысль всего текста

! Помните, что сформулировать основную мысль без сказуемого невозможно!

Ответы учащихся:

Автор подводит нас к выводу о том, без человека красота не имеет никакого смысла

 Задание: сформулируйте проблему (одну из проблем), поставленную(-ых) автором текста Ю. Бондаревым 

 Ответы учащихся:

1.В центре внимания автора  поставлена проблема взаимосвязи человека и красоты. (Как взаимосвязаны человек и красота?)

2.Проблема ответственности человека за жизнь на планете Земля.(Как должен относиться человек к Земле, на которой живет?) (Почему люди должны бережно относиться к Земле, на которой живут?)

2. Прокомментируйте сформулированную проблему исходного текста. 

?Что значит «прокомментировать одну из проблем, поставленных автором текста»?

(Ответы учащихся: комментировать» означает «объяснять, пояснять».

Помни! Читаем памятку

Прокомментировать – значит выбрать из текста эпизоды, примеры, цитаты, которые помогают раскрыть проблему текста и пересказать своими словами. Проблемы могут быть:

  • свободно интерпретированы;
  • представлены при изложении собственной точки зрения;
  • процитированы (при этом должны быть использованы небольшие цитаты из предложенного текста).

- Какие языковые средства выразительности использовал автор  для того, чтобы полнее раскрыть данную проблему, приобщить читателя к проблемам текста?
Противопоставление «сказочный цветущий  сад» без человека противопоставлен « пустоте, глухоте, безлюдью». Вечность и бесконечное пространство: мрак мироздания, угрожающий океан неизвестности. Использование автором двух несовместимых метафор  вызывают тревогу у читателя за судьбу нашей планеты ,сохранение красоты окружающего мира, искусства, самого человека.

Метафоры: Бондарев Ю.Т. сравнивает нашу землю с  «цветущим садом», «с кораблем в мировом пространстве» для того, чтобы  напомнить нам о том, что,  от человека зависит вечность и жизнь вселенной, потому что у каждого из нас есть свой выбор: или человек бережет и  украшает окружающий его мир, или разрушает.

Риторические вопросы..  «Для кого она? Для чего она? Для чего?(Для того, чтобы привлечь внимание к проблеме текста и напомнить нам о том, что красота и человек взаимосвязаны,  «ибо нет человека- и красота не может быть оцененной им»,они  отражают раздумье автора по поднятой в тексте проблеме.
Многочисленные эпитеты:   «сказочный», »прекрасная», »мудрый»,   «гениальный», »страшные» для того, чтобы напомнить человеку, что путь корабля не бесконечен.

Повествование перемежается авторскими отступлениями-    оценками, построенными с помощью лексических повторов: 4 микротемы  текста начинаются со слова  «красота »для усиления  воздействия данного текста на читателя.

3. Определите позицию автора (2—3 предложения). 

Помни! Читаем памятку

! Если проблема текста – это вопрос, то авторская позиция – ответ на этот вопрос.

4. Объясните свою позицию в отношении поставленной проблемы (4—5 предложений). Напишите , согласны или не согласны вы с точкой зрения автора  текста. Объясните,  почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный, читательский опыт, знания.

 Помни! Читаем памятку

 Аргументация – это привидение доказательств, примеров, объяснений для обоснования какой-либо мысли перед слушателями, читателями или собеседниками. Аргументы должны быть правдивыми, доступными, понятными, убедительными, опираться на авторитетные источники.

В качестве доказательства в сочинении можно использовать примеры из художественной литературы; факты, события из личной жизни и жизни окружающих, ссылки на авторитетных людей, цитаты из их трудов, из художественных произведений.

Аргументы надо приводить в системе (конечный аргумент должен быть самым сильным).

 Своё мнение вы должны высказать корректно. Возможны варианты:

Позиция автора представляется мне убедительной, потому что…

Автор прав в том, что…Однако трудно согласиться с тем, что…

Нельзя не согласиться с автором в том, что…

Кажется спорной мысль автора в том, что…

Текст (Ф..И.О. автора) вызвал во мне противоречивые чувства. С одной стороны…с другой стороны…

Нельзя не заметить авторскую позицию в использованных оценочных словах, сравнительных оборотах, риторических восклицаниях и т.п.

С автором статьи трудно не согласиться. Действительно, подобные примеры…

Хочу поддержать точку зрения автора в том, что…

Интересна позиция автора в тои, что…

Итоги урока.

 Послушайте притчу и свяжите ее с вашей    сегодняшней    работой.

В старинном городе жил один мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко за пределами его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И пошел он на луг, поймал бабочку и посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу–ка я у мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет -  живая, сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет – мертвая, я раскрою ладони, и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас всех умнее». Так он и сделал. Поймал бабочку и отправился к мудрецу, спросил: «Какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая?» И тогда мудрец, который был действительно мудрым человеком, ответил:

 ? Как думаете, что ответил мудрец?  

(Ребята  отвечают на этот вопрос).

 «Все в твоих руках», - ответил мудрец. И все, что касается результатов вашей домашней работы, –написания сочинения по тексту, с которым мы работали на уроке, тоже в ваших руках.

 Д/З - смоделировать вступительную часть сочинения, используя разные приемы: вопросы-стимулы, название, именительный темы. Написать сочинение   по тексту, с которым мы сегодня работали на уроке, в формате ЕГЭ.

 Успехов вам в работе над сочинением!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к написанию сочинения по предложенному тексту в формате ЕГЭ ( часть С).

Ни для кого не является секретом, что наибольшую трудность для учащихся при выполнении заданий ЕГЭ по русскому языку представляет написание сочинения по предложенному тексту. В данной методической раз...

Подготовка к написанию сочинения по прочитанному тексту (С. Львов, "О сострадании...")

Цель урока: 1)Активизация знаний учащихся о текстах-рассуждениях и анализ проблемного очерка С. Львова; 2)Продолжить формирование умения создавать связное письменное высказывание заданного типа речи...

Подготовка к написанию сочинения по прочитанному тексту

Язык -это наше орудие; пуская его в ход, следует позаботиться, чтобы пружины в нем не скрипели. ( А. де Ривароль)...

Презентация "Подготовка к написанию сочинения по прочитанному тексту" (Задание «С» ЕГЭ)

Презентация "Подготовка к написанию сочинения  по прочитанному тексту" (Задание «С» ЕГЭ)...

Подготовка к написанию сочинения по прочитанному тексту.

Урок в рамках подготовки к написанию части С экзаменационной работы,  учит  формулировать  и комментировать  проблему прочитанного текста....

«МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ. НАПИСАНИЕ СОЧИНЕНИЯ ПО ПРОЧИТАННОМ ТЕКСТУ. СТРУКТУРА СОЧИНЕНИЯ»

В  данной работе подробно рассматривается методика написания сочинения по прочитанному тексту при подготовке к ЕГЭ...

«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к государственной итоговой аттестации в формате ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)» с использованием ИКТ (9 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА русского языка «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к государственной итоговой аттестации в формате ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)» с ...