Урок-практикум по подготовке десятиклассников к написанию сочинения по прочитанному тексту в формате ЕГЭ по русскому языку (задание №26)
план-конспект урока по русскому языку (10 класс)
Урок-практикум по подготовке десятиклассников к написанию сочинения по прочитанному тексту в формате ЕГЭ по русскому языку (задание №26)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_tekstu_yu.bondareva_krasota.docx | 32.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-практикум по подготовке десятиклассников к написанию сочинения по прочитанному тексту в формате ЕГЭ по русскому языку (задание №26)
учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ №64
г. Нижний Тагил
Егоровой Ирины Борисовны
Тема: урок-практикум по подготовке десятиклассников к написанию сочинения по прочитанному тексту в формате ЕГЭ по русскому языку (задание № 26).
Цель урока:
1. Продолжать учить десятиклассников формулировать и комментировать проблему текста; выявлять и излагать позицию автора; делать вывод о соответствии приведенных высказываний содержанию текста.
2. В процессе анализа текста обучать учащихся способам мыслительно - - речевой деятельности, необходимым для создания вторичного текста на основе исходного;
3. Содействовать развитию коммуникативной, языковой, познавательной компетенций.
Оборудование: мультимедийная презентация, распечатанный текст
Ю. Т. Бондарева для каждого ученика, индивидуальная папка учащегося «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку»(анализ текста и написание сочинения).
Ход урока
1.Организационный момент.
Введение.
Погружение
2.Учитель: Ребята, на доске вы видите 3 варианта лингвистической метафоры на слово «Текст».
Словарная работа
? Что такое метафора?
Согласен- не согласен (перенос значения с одного понятия на другое на основе условного сходства).
Давайте прочтем эти тексты
(Чтение про себя, а затем вслух).
« Текст – это песня. Песня состоит из мелодий, образующих вместе неповторимый причудливый рисунок. Мелодии состоят из нот. Ноты в музыке похожи на слова в тексте: они могут менять свой смысл в зависимости от того, каким образом переплетены между собой. Сама по себе нота не несет никакого настроения. Но когда ноты соединяются в мелодию, они становятся проводниками чувства и мысли. А когда из мелодии составляется песня, тут уже каждая нота приобретает красоту, звучание и особый смысл».
«Текст – это многоэтажный жилой дом. Дом состоит из этажей. Этажей много, но каждый этаж тесно связан с предыдущим и последующим. Основная мысль соединяет предложения текста, как лифт в доме соединяет этажи. На каждом этаже есть квартиры. Это слова в предложениях. В каждой квартире есть жильцы – где один, а где несколько. Также и в слове может быть одно или несколько значений».
«Со словом текст у меня возникает ассоциация с парфюмом.
Каждый аромат имеет что-то свое, неповторимое, также и текст.
После ознакомления с ароматом одному человеку он нравится, а другому нет.
Каждый чувствует в этом запахе какую-то особую нотку.
Аромат состоит из разных компонентов, составляющих единое целое.
Также и текст: для его создания требуется множество ингредиентов, умение их сочетать».
? Какие интересные скрытые сравнения: яркие, эмоциональные, индивидуальные, но в то же время у этих трех текстов есть общие признаки
Назовите их (Ответы учащихся)
- единство темы
-информативность
-связность
-содержательная и структурная завершённость;
-в тексте выражается отношение автора к сообщаемому (авторская установка).
3.Постановка учебной цели урока
Ребята, сегодня нам предстоит работа по подготовке к написанию сочинения по тексту писателя Ю. Т. Бондарева «Красота» с учётом требований к заданию с развёрнутым ответом ЕГЭ по русскому языку. Прежде, чем вы приступите к работе , давайте откроем папку по подготовке к экзамену и вспомним этапы работы с текстом.
Работа с памяткой
Памятка ПО НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ НА ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
.Прочитайте текст медленно, вдумчиво, осознанно.
- Сформулируйте (кратко!) тему : о чём (о ком) этот текст? Запишите тему. Например: текст о милосердии, о бережном отношении к природе, о роли книги в жизни человека. Если текст имеет заглавие, определите, каково соответствие (прямое, переносное, опосредованное) заглавия теме.
- Изучите графическое оформление текста: количество абзацев и их объём. Особое внимание обратите на слова, выделенные курсивом или жирным шрифтом.
- Определите главное в каждой микротеме (в абзаце), обратив внимание на ключевые слова (как правило, это повторяющиеся слова). Определите для себя функциональный стиль и тип речи текста.
Чтение текста с остановками
Однажды я представил, что земля наша, этот сказочный цветущий сад вселенной со всеми его закатами, восходами, свежими утра ми и звездными ночами, студеным холодом и жарким солнцем, со всем его светом, прохладной тенью, июльской радугой, летними и осенними туманами, дождями, белым снегом, — представил, что наша земля непоправимо осиротела. Вообразите: на ней более нет человека — и глухая пустота шуршит в каменных коридорах городов, в траве диких полей, и безмолвие не нарушается ни звуком голоса, ни смехом, ни криком отчаяния.
В этом полном безлюдье, в ледяной тишине прекрасная земля наша сразу же потеряла бы свой высочайший смысл быть кораблем человека в мировом пространстве, и вмиг утратилась, исчезла бы ее красота. Ибо нет человека — и красота не может отразиться в нем, в его сознании, и быть оцененной им. Для кого она? Для чего она?
Красота не может познать самое себя, как это может сделать изощренная мысль, утонченный разум. Красота в красоте и для красоты бессмысленна, нелепа, мертва, так же, как, в сущности, и разум для разума.
Красоте необходимо зеркало, нужен мудрый ценитель, добрый или восхищенный созерцатель. Ведь ощущение красоты — это ощущение жизни, любви, надежды, мнимая вера в бессмертие, так как прекрасное вызывает у нас желание жить.
Красота связана с жизнью, жизнь — с любовью, любовь — с человеком. Как только прерываются эти связи, погибает вместе с человеком и красота в природе.
Книга, написанная последним художником на умершей земле, будь она исполнена гениальнейшей гармонии прекрасного, всего лишь бумажный хлам, мусор. Ведь цель книги — не крик в пустоту, а отражение в душе другого человека, передача мыслей, переселение чувств.
Все музеи мира, собравшие всю красоту, все шедевры живописи, выглядели бы страшными раскрашенными сараями без присутствия человека в них.
Красота искусства без человека становится извращенно-безобразнейшей , то есть более невыносимой, чем безобразие естественное.
Ю. Бондарев
Определение стиля текста с обоснованием ответа
( публицистический – рассчитан на широкую аудиторию, несет информа-
цию, воздействует на мысли и чувства читателей).
Определение темы текста: (размышление писателя о смысле жизни человека во вселенной).
Работа с микротемами текста.
Этап «сотворчества»
Работа в парах
Задание: во всех абзацах текста подчеркните ключевые слова и главную мысль каждой микротемы.
1.Земля осиротела-нет человека-пустота кругом.
2.Нет человека -и красота не может быть оцененной им.
3.Красота без человека бессмысленна.
4.Красоте нужен мудрый созерцатель.
5.Красота связана с жизнью человека на Земле.
6.Красота должна служить человеку.
7.Красота искусства без человека бессмысленна.
8.Красота искусства без человека становится невыносимой.
Проверка записей.
1-ый ученик в паре читает начало фразы, 2-ой продолжает ее.
Исценировка смысловых ситуаций
Смоделируйте 2 картины по этому тексту:
1. изобразите начало текста(до слов « представил себе ,что земля наша непоправимо осиротела…»)
Учащиеся самостоятельно делают вывод: красота-это ощущение жизни, любви, надежды, всех самых лучших человеческих качеств.
2.изобразите после слов «…вообразите: на ней более нет человека…»
Вывод:
именно такой будет наша Земля, если человек будет пренебрежительно относиться к окружающей природе
А теперь определите главную мысль всего текста
! Помните, что сформулировать основную мысль без сказуемого невозможно!
Ответы учащихся:
Автор подводит нас к выводу о том, без человека красота не имеет никакого смысла
Задание: сформулируйте проблему (одну из проблем), поставленную(-ых) автором текста Ю. Бондаревым
Ответы учащихся:
1.В центре внимания автора поставлена проблема взаимосвязи человека и красоты. (Как взаимосвязаны человек и красота?)
2.Проблема ответственности человека за жизнь на планете Земля.(Как должен относиться человек к Земле, на которой живет?) (Почему люди должны бережно относиться к Земле, на которой живут?)
2. Прокомментируйте сформулированную проблему исходного текста.
?Что значит «прокомментировать одну из проблем, поставленных автором текста»?
(Ответы учащихся: комментировать» означает «объяснять, пояснять».
Помни! Читаем памятку
Прокомментировать – значит выбрать из текста эпизоды, примеры, цитаты, которые помогают раскрыть проблему текста и пересказать своими словами. Проблемы могут быть:
- свободно интерпретированы;
- представлены при изложении собственной точки зрения;
- процитированы (при этом должны быть использованы небольшие цитаты из предложенного текста).
- Какие языковые средства выразительности использовал автор для того, чтобы полнее раскрыть данную проблему, приобщить читателя к проблемам текста?
Противопоставление «сказочный цветущий сад» без человека противопоставлен « пустоте, глухоте, безлюдью». Вечность и бесконечное пространство: мрак мироздания, угрожающий океан неизвестности. Использование автором двух несовместимых метафор вызывают тревогу у читателя за судьбу нашей планеты ,сохранение красоты окружающего мира, искусства, самого человека.
Метафоры: Бондарев Ю.Т. сравнивает нашу землю с «цветущим садом», «с кораблем в мировом пространстве» для того, чтобы напомнить нам о том, что, от человека зависит вечность и жизнь вселенной, потому что у каждого из нас есть свой выбор: или человек бережет и украшает окружающий его мир, или разрушает.
Риторические вопросы.. «Для кого она? Для чего она? Для чего?(Для того, чтобы привлечь внимание к проблеме текста и напомнить нам о том, что красота и человек взаимосвязаны, «ибо нет человека- и красота не может быть оцененной им»,они отражают раздумье автора по поднятой в тексте проблеме.
Многочисленные эпитеты: «сказочный», »прекрасная», »мудрый», «гениальный», »страшные» для того, чтобы напомнить человеку, что путь корабля не бесконечен.
Повествование перемежается авторскими отступлениями- оценками, построенными с помощью лексических повторов: 4 микротемы текста начинаются со слова «красота »для усиления воздействия данного текста на читателя.
3. Определите позицию автора (2—3 предложения).
Помни! Читаем памятку
! Если проблема текста – это вопрос, то авторская позиция – ответ на этот вопрос.
4. Объясните свою позицию в отношении поставленной проблемы (4—5 предложений). Напишите , согласны или не согласны вы с точкой зрения автора текста. Объясните, почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный, читательский опыт, знания.
Помни! Читаем памятку
Аргументация – это привидение доказательств, примеров, объяснений для обоснования какой-либо мысли перед слушателями, читателями или собеседниками. Аргументы должны быть правдивыми, доступными, понятными, убедительными, опираться на авторитетные источники.
В качестве доказательства в сочинении можно использовать примеры из художественной литературы; факты, события из личной жизни и жизни окружающих, ссылки на авторитетных людей, цитаты из их трудов, из художественных произведений.
Аргументы надо приводить в системе (конечный аргумент должен быть самым сильным).
Своё мнение вы должны высказать корректно. Возможны варианты:
Позиция автора представляется мне убедительной, потому что…
Автор прав в том, что…Однако трудно согласиться с тем, что…
Нельзя не согласиться с автором в том, что…
Кажется спорной мысль автора в том, что…
Текст (Ф..И.О. автора) вызвал во мне противоречивые чувства. С одной стороны…с другой стороны…
Нельзя не заметить авторскую позицию в использованных оценочных словах, сравнительных оборотах, риторических восклицаниях и т.п.
С автором статьи трудно не согласиться. Действительно, подобные примеры…
Хочу поддержать точку зрения автора в том, что…
Интересна позиция автора в тои, что…
Итоги урока.
Послушайте притчу и свяжите ее с вашей сегодняшней работой.
В старинном городе жил один мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко за пределами его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И пошел он на луг, поймал бабочку и посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу–ка я у мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет - живая, сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет – мертвая, я раскрою ладони, и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас всех умнее». Так он и сделал. Поймал бабочку и отправился к мудрецу, спросил: «Какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая?» И тогда мудрец, который был действительно мудрым человеком, ответил:
? Как думаете, что ответил мудрец?
(Ребята отвечают на этот вопрос).
«Все в твоих руках», - ответил мудрец. И все, что касается результатов вашей домашней работы, –написания сочинения по тексту, с которым мы работали на уроке, тоже в ваших руках.
Д/З - смоделировать вступительную часть сочинения, используя разные приемы: вопросы-стимулы, название, именительный темы. Написать сочинение по тексту, с которым мы сегодня работали на уроке, в формате ЕГЭ.
Успехов вам в работе над сочинением!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка к написанию сочинения по предложенному тексту в формате ЕГЭ ( часть С).
Ни для кого не является секретом, что наибольшую трудность для учащихся при выполнении заданий ЕГЭ по русскому языку представляет написание сочинения по предложенному тексту. В данной методической раз...
Подготовка к написанию сочинения по прочитанному тексту (С. Львов, "О сострадании...")
Цель урока: 1)Активизация знаний учащихся о текстах-рассуждениях и анализ проблемного очерка С. Львова; 2)Продолжить формирование умения создавать связное письменное высказывание заданного типа речи...
Подготовка к написанию сочинения по прочитанному тексту
Язык -это наше орудие; пуская его в ход, следует позаботиться, чтобы пружины в нем не скрипели. ( А. де Ривароль)...
Презентация "Подготовка к написанию сочинения по прочитанному тексту" (Задание «С» ЕГЭ)
Презентация "Подготовка к написанию сочинения по прочитанному тексту" (Задание «С» ЕГЭ)...
Подготовка к написанию сочинения по прочитанному тексту.
Урок в рамках подготовки к написанию части С экзаменационной работы, учит формулировать и комментировать проблему прочитанного текста....
«МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ. НАПИСАНИЕ СОЧИНЕНИЯ ПО ПРОЧИТАННОМ ТЕКСТУ. СТРУКТУРА СОЧИНЕНИЯ»
В данной работе подробно рассматривается методика написания сочинения по прочитанному тексту при подготовке к ЕГЭ...
«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к государственной итоговой аттестации в формате ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)» с использованием ИКТ (9 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА русского языка «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к государственной итоговой аттестации в формате ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)» с ...