Подготовка к написанию сочинения по прочитанному тексту.
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему
Урок в рамках подготовки к написанию части С экзаменационной работы, учит формулировать и комментировать проблему прочитанного текста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_k_napisaniyu_sochineniya_po_prochitannomu_tekstu.rar | 55.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 10 классе «Б».
Подготовка к написанию сочинения по прочитанному тексту.
Основная цель урока – в рамках подготовки к написанию части С экзаменационной работы учить формулировать и комментировать проблему прочитанного текста.
Задачи урока:
образовательные:
- актуализировать понятие «проблема текста», виды проблем;
- формировать умение выявлять проблему текста;
- формировать умение формулировать проблему;
- формировать умение комментировать проблему;
развивающие:
- развитие логического мышления, речи;
- развитие творческих способностей;
воспитательная:
- воспитывать интерес и внимательное отношение к русскому языку.
Оборудование: план-конспект, раздаточный материал (карточки с текстами, заданиями).
Тип урока: урок-практикум.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Объявление темы и цели урока.
II. Актуализация знаний.
Наша задача – в течение урока тренировать умения выявить проблему текста, формулировать проблему, комментировать ее.
ВСПОМНИТЕ:
-Что такое проблема?
(Проблема (от греч.) – задача, вопрос, требующий исследования, разрешения. Например: проблема сохранения окружающей среды, проблема смысла жизни и т.д.)
Такие вопросы могут затрагивать разные стороны бытия: устройство мира, жизнь природы или общества, внутренний мир человека и многие другие.
Запись: Продолжите фразу: проблема может быть важной, ...
(актуальной, серьёзной, спорной, животрепещущей и т.д.)
Какие выделяют виды проблем (ПОВТОРЯЕМ): определение записано, а понятие должны назвать ученики
- философские затрагивают общие особенности развития природы, общества, мышления;
- социальные касаются устройства и жизни общества;
- политические связаны с деятельностью государственной власти, партий, общественных групп;
- экологические отражают взаимодействие человека и природы;
- нравственные связаны с внутренними духовными качествами, с определенными правилами поведения.
III. Выявление проблемы.
В некоторых случаях автор сам чётко формулирует проблемный вопрос. Однако экзаменационные тексты призваны проверить сознательное чтение. Поэтому они скорее всего не будут слишком простыми с точки зрения замысла автора. Необходимо будет самостоятельно выявить проблематику текста.
Задание (выполняется на карточках, делаются пометки карандашом): соотнесите темы и проблемы, которые могут быть подняты в текстах (к одной теме может относиться несколько проблем).
Темы Проблемы
роль книги проблема сохранения человеческого достоинства
музей проблема отношения человека к природе
язык проблема исторической памяти
природа проблема патриотизма
война проблема нравственного воспитания
честь и достоинство проблема экологии языка
спор, дискуссия проблема общения
человек, любящий свою родину экологическая проблема
проблема сохранения духовного наследия
проблема бережного отношения к языку
проблема мужества
проблема сохранения чести и достоинства
проблема этики, хороших манер
Определяя проблему, вы должны задуматься над тем, каким образом содержание текста касается вас, других людей, всего человечества. Помните, что описанная в тексте конкретная ситуация, факты чьей-либо биографии и т.п. – это иллюстрация, частный случай, пример проявления какой-либо идеи, рассматриваемой автором. Поэтому формулируйте проблему так, чтобы она охватывала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации.
Используйте КЛИШЕ!
Автором проблема может быть
|
|
– Проблему текста следует не только выявить, но и грамотно сформулировать. Есть разные способы формулировки:
- проблема какая (в виде повествовательного предложения): автор размышляет над проблемой воспитания; текст автора заставил меня задуматься над сложной проблемой выбора профессии;
- формулировка в виде вопроса (кстати, проблема и есть вопрос, требующий решения): каким должно быть правильное воспитание ребёнка? чем должен руководствоваться человек, выбирая профессию?
- сочетание слова «проблема» с существительным в родительном падеже (проблема чего?): проблема воспитания детей; проблема выбора профессии.
IV. Формулирование проблемы.
Задание: прочитайте текст.
Пробочное воспитание.
В семье Сверла радостное событие: сын родился.
Родители не налюбуются отпрыском, соседи смотрят – удивляются: вылитый отец!
И назвали сына Штопором.
Время идёт, крепнет Штопор, мужает. Ему бы настоящее дело изучить, на металле себя попробовать (Сверла ведь все – потомственные металлисты), да родители не дают: молод ещё, пусть сперва на чём-нибудь мягоньком поучится.
Носит отец домой пробки – специальные пробки, – и на них учится Штопор сверлильному мастерству.
Вот так и воспитывается сын Сверла – на пробках. Когда же приходит пора и пробуют дать ему чего-нибудь потверже (посверли, мол, уже научился) – куда там! Штопор и слушать не хочет! Начинает сам для себя пробки искать, к бутылкам присматриваться.
Удивляются старые Сверла: и как это их сын от рук отбился?
(Ф. Кривин)
– Кого мы узнаём в олицетворенных образах неодушевлённых предметов?
(Мы узнаём родителей, которые из лучших побуждений оберегают сына от жизненных трудностей, но таким образом только балуют его, превращая в лентяя, не приспособленного к серьёзному труду и самостоятельной жизни.)
– Какую проблему ставит перед читателем писатель Феликс Кривин?
(Воспитание молодого поколения.)
– Какие вопросы волнуют автора?
(Как следует воспитывать детей? Почему дети порой становятся избалованными, не приспособленными к жизни?)
Перед вами формулировки проблем к тексту Ф.Кривина «Пробочное воспитание», предложенные учащимися. Найдите и отметьте верные.
2,4,5,7,8,10
V. Составление комментария к выдвинутой проблеме текста.
Комментарий предполагает, что вы, опираясь на понимание проблемы, даете различного рода интерпретации, отвечая на вопросы:
- К какому виду проблем принадлежит эта проблема?
- Актуальна ли эта проблема в наши дни?
- Как часто сталкиваемся мы с данной проблемой?
- Почему эта проблема привлекла внимание автора?
- Какой аспект этой проблемы рассматривается автором?
Обратите внимание на типовые конструкции, которые вы можете использовать для комментирования проблемы. (Карточка!)
Попробуйте прокомментировать проблему, сформулированную в тексте Феликса Кривина «Пробочное воспитание».
Прослушивание 3-4 вариантов работ.
Феликс Кривин поднимает проблему становления личности. Это вечный вопрос нравственного плана, характерный для любой эпохи. Многое в формировании человека зависит от родителей. Писатель, используя иносказание, проводит аналогию между людьми и неодушевленными предметами: Сверла – это чересчур заботливые родители, которые оберегают своего ребенка (Штопор) от серьезной работы. Как показывает автор, в результате такого воспитания сын вырастает избалованным, не приспособленным к труду. Не могу не согласиться с позицией автора! Действительно, ребенок, воспитанный подобно родителями Штопора, и во взрослой жизни будет вести себя так же: если за него делают все другие, зачем напрягаться?
VI. Итоги урока. Выставление оценок.
Какие вопросы мы с вами рассмотрели на сегодняшнем уроке?
И последнее, что вы должны запомнить: надо быть очень внимательными при выявлении проблемы текста. Неправильно выделенная проблема ставит под удар содержание всего сочинения!
Домашнее задание: Выделить, сформулировать и прокомментировать проблему, оформить все это в виде сочинения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка к написанию сочинения по предложенному тексту в формате ЕГЭ ( часть С).
Ни для кого не является секретом, что наибольшую трудность для учащихся при выполнении заданий ЕГЭ по русскому языку представляет написание сочинения по предложенному тексту. В данной методической раз...
Подготовка к написанию сочинения по прочитанному тексту (С. Львов, "О сострадании...")
Цель урока: 1)Активизация знаний учащихся о текстах-рассуждениях и анализ проблемного очерка С. Львова; 2)Продолжить формирование умения создавать связное письменное высказывание заданного типа речи...
Готовимся к ЕГЭ. Подготовка к написанию сочинения по предложенному тексту (Н.В. Гоголь "Значение болезней")
Цель урока: 1)Активизация знаний учащихся о текстах-рассуждениях; 2)Продолжить формирование умения создавать связное письменное высказывание заданного типа речи по определенной теме; 3)Продолжить р...
Подготовка к написанию сочинения по прочитанному тексту
Язык -это наше орудие; пуская его в ход, следует позаботиться, чтобы пружины в нем не скрипели. ( А. де Ривароль)...
Презентация "Подготовка к написанию сочинения по прочитанному тексту" (Задание «С» ЕГЭ)
Презентация "Подготовка к написанию сочинения по прочитанному тексту" (Задание «С» ЕГЭ)...
«МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ. НАПИСАНИЕ СОЧИНЕНИЯ ПО ПРОЧИТАННОМ ТЕКСТУ. СТРУКТУРА СОЧИНЕНИЯ»
В данной работе подробно рассматривается методика написания сочинения по прочитанному тексту при подготовке к ЕГЭ...
Урок-практикум по подготовке десятиклассников к написанию сочинения по прочитанному тексту в формате ЕГЭ по русскому языку (задание №26)
Урок-практикум по подготовке десятиклассников к написанию сочинения по прочитанному тексту в формате ЕГЭ по русскому языку (задание №26)...