Заключительный урок по теме "Наречие"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Тишко Яна Александровна

Урок содержит интересное групповое задание, в котором ученики должны придумывать необычный текст и насыщать их наречиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchayushchiy_urok_po_teme_narechie.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

Аудитория: 7 класс

Тема: Обобщающий урок по теме «Наречие»

Учебники: Русский язык. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. В 3 ч. Ч. 2 / Под ред. С. И. Львовой, В. В. Львова. — М., 2012.

Русский язык. 7 класс. Учебник / Разумовская М.М., Львова С.И. и др. 13-е изд. – М., 2009

Пособие: Ахременкова Л. А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: рус. яз.: 7 класс: пособие для учащихся — М., 2006.

Тип урока: урок-повторение, обобщение пройденного.

Цели урока: 

Учебная: обобщить пройденный материал по теме «Наречие».

Развитие речи: способствовать развитию навыков говорения (ответы на вопросы викторины), письма (выполнение письменного упражнения), слушания (восприятие заданий и вопросов учителя на слух).

Воспитательная: формировать интерес к предмету с помощью творческого задания и работы в группах.

Этап, время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный этап (3 минуты)

Парты и стулья поставлены на 4 группы (5-6 учеников в каждой группе). На каждом столе лежит список с фамилиями учащихся.

Учитель приветствует учеников: «Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть. Проверьте готовность к уроку. На парте – учебник, тетрадь, дневник, пишущие предметы. Всё это вам понадобится сегодня на уроке.  

Кто мне скажет, какой темой мы занимались с вами продолжительное время? Правильно, мы изучали тему «Наречие» в течение нескольких недель. Сегодня у нас заключительный урок по этой теме – урок-повторение изученного. Работа в группах будет происходить чуть позже.

Ученики находят себя в списках и садятся за нужный стол. Ученики здороваются с учителем, готовятся к уроку и отвечают на первый вопрос учителя: «Мы изучали тему «Наречие».

2. Этап обобщения и систематизации изученного (2 минуты):

«Наш урок будет состоять из трех частей: «Теоретическая», «Практическая» и «Творческая». Мы повторим грамматические признаки наречий и орфографические правила правописания наречий. Запишите в ваших тетрадях число, «классная работа» и тему урока.

Учащиеся слушают учителя, открывают тетради и записывают там число, «классную работу» и тему урока.

а) Теоретическая часть (8 минут)

И первая часть, которой мы будем заниматься, — «Теоретическая». От какого слова происходит это название? Конечно же, теория! Суть предлагаемого вам задания: я начинаю говорить какой-либо факт о наречиях, а вы продолжаете мою мысль. Те ученики, которые правильно отвечают на вопрос, получают жетоны (это ваши баллы). Потом баллы подсчитываются, и вам выставляется оценка. Те вопросы, которые покажутся вам сложными, фиксируйте в тетрадях. Вы готовы? Я начинаю».

1)Наречие – самостоятельная часть речи, которая обозначает...

2)Наречия отвечают на вопросы: ...

3)В предложении наречия чаще всего бывают...

4)По значению наречия можно разделить на два разряда: ...

5)Продолжите цепочку. Обстоятельственные наречия обозначают образ действия, время ...

6)Определительные наречия обозначают...

7)Обстоятельственные наречия, обозначающие место, отвечают на вопросы...

8)У наречий есть две степени сравнения: ...

9)Не с наречиями на -О и -Е пишется слитно, если: ...

10)НЕ с наречиями на -О и -Е пишется раздельно, если: ...

11)Дефис в наречиях пишется после приставок ...

12)Дефис в наречиях пишется при наличии в слове суффиксов ...

13)Три слова исключения, на конце которых после шипящих Ь не пишется, ...

Ученики отвечают на вопросы и зарабатывают жетоны.

Предполагаемые ответы детей на вопросы теоретической части:

1) признак действия.

2) где, куда, когда, откуда, почему, зачем, как.

3) обстоятельствами.

4) обстоятельственные и определительные.

5) место, причину и цель.

6) меру и степень, качество действия.

7) где, куда, откуда.

8) сравнительная и превосходная.

9) слово не употребляется без НЕ-; наречие с НЕ может быть заменено синонимом без НЕ- или близким по значению словом.

10) есть противопоставление с союзом А; к наречию относятся слова ДАЛЕКО НЕ, ВОВСЕ НЕ, СОВСЕМ НЕ, НИЧУТЬ НЕ, НИСКОЛЬКО НЕ, НИКОГДА НЕ.

11) Приставки: по-, в-, кое.

12) Суффиксы: -ому, -ему, -ых, -их, -и, -то, -либо, -нибудь.

13) Исключения: уж, замуж, невтерпёж.

б) Практическая часть (10 минут)

Учитель предлагает ученикам выполнить задания в тетрадях: «Мы переходим к практической части нашего урока. Перед вами на интерактивной доске представлены несколько предложений. Вы должны определить, в каких предложениях употреблены наречия, а в каких – слова других частей речи. Спишите предложения, соблюдая орфографические правила, сверху надпишите часть речи, а у наречий определите разряд».

Текст упражнения:

1.        Брат придавал рассказу крошечку таинственности.

Цыпленок схватил крошечку хлеба.

2.        Тепло приходилось беречь.

Из-за мороза все были тепло одеты.

3.        Зло надо искоренять.

Зло сверкая глазами, волк приближался.

4.        Помещение уютно.

Наша компания уютно расположилась на отдых.

5.        Вначале/В начале пути всё было хорошо.

Вначале/В начале я с трудом разбирался в этой игре.

6.        Наудачу/На удачу больше никто не рассчитывал.

Связь прервалась, и приходилось действовать наудачу/на удачу.

7.        Оттого/От того села до нашего пять километров, оттого/от того и шли мы долго.

8.        Мы шли лесом, а затем/за тем вдоль реки.

Затем/за тем лесом большие поля.

Пока ученики выполняют упражнение в тетрадях, учитель ходит по рядам и наблюдает за их работой.

Ученики выполняют задание в тетрадях. Учащиеся в скором времени догадываются, что в каждом пункте одно предложение содержит наречие, а другое представляет какую-л.часть речи.

Примерная работа учащихся:

1. Брат придавал рассказу крошечку (наречие, обстоятельственное, причины) таинственности.

Цыпленок схватил крошечку (существительное) хлеба.

Полный текст выполненного упражнения представлен в тетрадном листе ученика.

в) Творческая часть (18 минут)

Учитель дает каждой группе лист с заданием. Дети должны составить небольшую сказку. Каждой группе известно только свое содержание абзаца.

Листы для 4 групп:

1 Группа: Вам нужно составить один абзац сказки с названием «Уж замуж невтерпеж». Содержание: Жизнь принцессы Розалинды во дворце с родителями и ее желание поскорее выйти замуж за принца. Условие: использовать как можно больше наречий с дефисом между словами (по-осеннему, по-дружески, кое-как, где-то, когда-нибудь, видимо-невидимо, еле-еле, давным-давно, точь-в-точь, мало-помалу, по-видимому, по-птичьи, по-моему и т.д.).

2 Группа: Вам нужно написать второй абзац сказки с названием «Уж замуж невтерпеж». Содержание: Принцессе Розалинде родители ищут мужа. Отбор женихов. Условие: использовать как можно больше наречий с приставками из-, до-,с- (издалека, докрасна, снова, сначала, досуха, изредка, досыта, слева, справа, и т.д.).

3 Группа: Вам нужно написать третий абзац сказки с названием «Уж замуж невтерпеж». Содержание: Принцесса Розалинда, которая очень хочет выйти замуж, влюбляется в пастуха и хочет с ним бежать в далекие края. Условие: использовать как можно больше наречий с буквами О и Е после шипящих на конце (свежо, певуче, еще, испытующе, заискивающе, горячо, угрожающе, уничтожающе, зловеще и т.д.).

4 Группа: Вам нужно написать четвертый абзац сказки с названием «Уж замуж невтерпеж». Содержание: Свадьба принцессы Розалинды. Условие: использовать как можно больше наречий с Н и НН (увлече…о, доблес…о, бесстраш…о, обдума…о, искре…е, мужестве…о, интерес…о, естестве…о, умышле…о и т.д.).

Ученики работают в группах и создают свой текст. (Записывают текст либо все, либо кто-то один на одном листе).

Примерный текст одной из групп:

1. Давным-давно, в прекрасном замке, жила принцесса Розалинда в заточении у родителей. Король и королева никуда не пускали свою дочь. Розалинда была очень красива, точь-в-точь как ее мать. Она умела петь по-птичьи и говорить по-немецки. Принцесса мечтала когда-нибудь (желательно в скором времени) выйти замуж за богатого принца. Еле-еле она влачила свое существование в замке и мало-помалу просила родителей найти ей жениха.

3. Заключение (4 минуты)

Учитель: «Итак, ребята, мы прошли все части урока, выполнили задания. Вам было интересно? Нашей целью было обобщить знания, которые мы получили на предыдущих занятиях. Мы справились с этим? Я думаю, что да».

Далее учитель дает домашнее задание, записывает количество жетонов у того или иного ученика, собирает тетради и говорит детям, что оценки скажет на следующем уроке.

Учитель прощается с учениками.

Ученики отвечают на вопросы учителя, записывают домашнее задание и прощаются с учителем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Своя игра"Заключительный урок по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"

«Своя игра» по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита» строится по принципу телевизионного проекта: категории вопросов, «стоимость» (или номера). Каждый из номеров является гиперссылкой непосредственн...

Заключительный урок в 3-м классе по теме "Числительное"

Коллективные формы деятельности - один из способов сделать урок ярким и запоминающимся. Особенно полно данный вид работы представлен на завершающем этапе изучения темы, когда необходимо систематизиров...

"Деревенские посиделки"(фрагмент заключительного урока, раздел "Рукоделие" 7 класс)"

(фрагмент заключительного урока, раздел «Рукоделие» 7 класс) Цели:Расширить кругозор детей об истории края, приобщать учащихся к культурному наследию нашего народа.Воспитывать чувство любви...

Заключительный урок по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского»

Материал можно использовать в качестве викторины, проверки знания текста...

Конспект урока по теме «Заключительный урок по творчеству Марины Ивановны Цветаевой. Диалог о Марине Ивановне Цветаевой»

Конспект урока предназначен для учителей, преподающих в 11 классе, ориентирован на отработку анализа поэтического текста, формирование умений и навыков у школьников создавать психологический портрет п...

Урок в 10 классе по литературе по теме "Заключительный урок. Рекомендации по летнему чтению"

Урок в 10 классе по литературе по теме "Заключительный урок. Рекомендации по летнему чтению"...