Внеклассное мероприятие
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс)
Предварительный просмотр:
Цель: применить знания по русскому языку, развивать творческие способности, воспитывать чувство коллективизма, дружеских взаимоотношений.
Ход мероприятия
1.Оргмомент
Орешек знаний тверд, но все же мы не привыкли отступать.
Нам расколоть его поможет
Наш КВН, девиз которого:
«Хочу все знать!»
Сегодня наш КВН посвящен русскому языку. Для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий. Константин Паустовский писал: « Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает до самой сердцевины свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли».
2.Основная часть
1.Разминка
Давайте вспомним отличительные признаки причастия и деепричастия
Грамматические признаки
Причастие
Деепричастие
1. На какой вопрос отвечает?
2. Что обозначает?
3. К какому слову в предложении относится?
4. Как изменяется?
5. Какие признаки глагола имеет?
6. Как образуется (суффиксы)?
7. Каким членом предложения является (синтаксическая роль)?
8. Когда выделяется на письме знаками препинания?
2.«Синтаксическая загадка»
Придумайте предложение, подходящее к этой схеме. За каждое правильное предложение - 1балл. Время на выполнение- 2 минуты
1.Прилагательное(определение) сущ.(подлежащее) дополнение сказуемое,|деепричастный оборот|
2.|Деепричастный оборот|,прил(определение) сущ(подлежащее) сказуемое дополнение.
3.Сущ(подлежащее),|причастный оборот|,глагол(сказуемое) дополнение.
3.Экспериментальное задание
Замените,где возможно, придаточные предложения причастными оборотами. За каждое правильно исправленное предложение - 1 балл. Время на выполнение- 2 минуты
1) По темному небу, которое было усеяно тысячами звезд, вспыхивали едва уловимые зарницы. 2) Сразу трудно было найти лодочника, который бы перевез нас на другой берег. 3) Впереди расстилалась большая болотистая равнина, которая была покрыта изжелта-бурой травой. 4) Мы возвратились домой поздно, так как заблудились в лесу. 5) Когда луна вышла из-за облаков, она осветила бледным светом окрестность. 6) Я глядел на кудрявый лес, который дышал весенней прохладой. 7) Рожь, которая золотилась на солнце, была похожа на безбрежное море. 8) Когда мы перешли через невысокий горный хребет, отряд попал в долину, которая поросла густым лесом. 9) На снегу пустынной лесной дороги вился извилистый, нечеткий след, который оставил зверь. 10) Ландыши, которые уже распустились, издавали тонкий, нежный аромат весны.
4.Литературная правка
Исправить ошибки в предложениях с причастными и деепричастными оборотами. За каждое правильное исправление команда получает 1балл. Время на выполнение- 2 минуты
Карточка для 1команды
1. Появившиеся почки на деревьях говорили о наступившей весне. 2. На пристани толпились ожидающие пассажиры посадки на катер. 3. Его разбудила беготня, поднявшейся в доме. 4. На деревьях распустились первые листочки, растущих около дома. 5. Прочитав книгу, она мне очень понравилась. 6. Выполняя это задание, не забудьте обратиться к словарю.
Карточка для 2команды
1. Ребята, увидящие красоты озёр Карелии, надолго запомнят их. 2. Витя подписал письмо своей учительнице: “Любимый и уважаемый ваш ученик В.Петров.” 3. Он не замечал ни лесов, ни озер, заросшие кувшинкой. 4. Часто можно видеть картины, изображающих животных, птиц, людей. 5. Замедляя ход, к станции подошел поезд. 6. Выйдя на балкон, кругом открылся чудесный вид.
Карточка для 3команды
1. Подъезжая к деревне, собаки залаяли. 2. Я, взяв рюкзак, и надел кеды. 3. Задание, выполняющееся нами, не вызывает особых затруднений. 4. Писатель рассказал об изменениях в книге, готовящейся им к переизданию. 5. Через несколько дней после ссоры Дубровский поймал крестьян Троекурова в своих лесах, кравших дрова. 6. Наскоро одевшись и умывшись, мальчик побежал в школу, но, зацепившись за что-то и споткнувшись, упал
5.Физкультминутка
Активизация внимания учащихся. Я называю слово: если услышали причастие – поднимите руку, если деепричастие – дотроньтесь пальцем до кончика носа, если другую часть речи – встаньте.
Смеясь, играя, пишущий, не смея, дувшие, ветры.
6.Напишите деепричастия, образованные от глаголов. За каждое правильное деепричастие - 1 балл
Оглядываться (несов. в.)
Сверкать(несов. в.)
Уметь(несов. в.)
Купить (сов. в.)
Прочитать (сов. в.)
Увидеть (сов. в.)
Назначать (несов. в.)
Оторваться (сов. в.)
Освободить (сов. в.)
Стучать (несов. в.)
Играть (несов. в.)
Ехать (несов. в.)
7.Конкурс капитанов .За каждое правильное слово – 1балл. Время на выполнение- 2 минуты
1. (не) брежный
2. (не) покорённый
3. (не) застроен
4. (не) вспаханный
5. (не) виданный
6. (не) навидя
7. (не) спеша
8. (не) просмотренный мною
9. (не) сверкая
10. (не) стуча
8. Правильно или нет расставлены знаки препинания. За каждое правильное исправление – 1балл. Время на выполнение- 2 минуты
- Некоторое время постоял он на крыльце, наслаждаясь утренней прохладой и оглядывая всё вокруг.
- Тяжело дыша, отец подошёл к дивану и, не раздеваясь, лёг.
- Вера пела по утрам , умываясь в ручье , днём, работая в поле, вечером, возвращаясь к домику лесника.
- Женька сидел, подняв колени к подбородку и обхватив их, узкие штаны его вздёрнулись, открывая тонкие ноги.
- Марья Павловна стояла подле него, прислоняясь к берёзе и заложив назад руки.
10.Игра “Подскажи словечко”
Восстановить пословицу, подобрав подходящее по смыслу деепричастие. За каждое правильное слово – 1балл. Время на выполнение- 1 минута
Дружба как стекло, … не сложишь. (разбив)
Не … броду не суйся в воду. (зная)
Не … несчастья, счастья не увидишь. (узнав)
Не … семени, хлеба не добудешь. (посеяв)
… человека, уважаешь себя. (Уважая)
11.“Аукцион фразеологических оборотов”
Дается прямое значение, вам по данному смыслу надо называть фразеологические обороты, в составе которых сохранились формы деепричастий. За каждое правильное слово – 1балл. Время на выполнение- 2 минуты
Работать хорошо - Засучив рукава.
Работать плохо - Спустя рукава
Бежать быстро, (мчаться) - Сломя голову
Уйти (остаться) ни с чем, не добиться желаемого - Не солоно хлебавши
Без особого на то желания - Скрепя сердце.
- Какими членами предложения являются данные фразеологизмы (неделимые словосочетания)? (Обстоятельствами)
- Фразеологические обороты требуют обособления в предложении? (Нет, даже если в их составе есть деепричастие).
-Какую часть речи заменяют фразеологические обороты, в составе которых есть деепричастия? (Наречия)
- Что объединяет наречия и деепричастия? (неизменяемость, не имеют окончания, синтаксическая роль, вопрос как к члену предложения, зависят от глагола).
Дело в том, что фразеологический оборот – особая единица языка. Его смысл не выводится из значений слов, которые его составляют. Работать спустя рукава – это значит работать плохо. Деепричастие, входящее в состав фразеологического оборота, теряет свою силу как часть речи и не обособляется. Когда деепричастие переходит в разряд наречий (а это обычно бывает в конце предложений), то оно и ведет себя в предложении как наречие, т.е. не обособляется.)
12.Составление синквейна по схеме:
♣ключевое слово
♣2 прилагательных
♣3 глагола
♣Предложение из 4-х слов
♣Синоним
3.Подведение итогов, награждение победителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Методическая разработка уроков и внеклассного мероприятия «Проектная деятельность учащихся на уроках развития речи и внеклассном мероприятии по теме «Русские народные промыслы»
Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать ...
Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.
Аннотацияк учебно-методическим разработкам внеклассных мероприятий по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....
Внеклассное мероприятие Разработка внеклассного мероприятия по теме: «Я выбираю здоровый образ жизни».
Разработка внеклассного мероприятия и презентация....
Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»
Данная методическая разработка внеклассного мероприятия «Что такое коррупция?» составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика» для обучающ...
Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник).
-соединить спортивно-оздоровительную работу с патриотическим воспитанием школьников -развивать у детей мотивацию к занятию спортом - формирование спортивных к...