Сравнительный оборот
методическая разработка по русскому языку (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальная общеобразовательная средняя школа №12
Конспект урока по русскому языку
«Сравнительный оборот»
11 класс
Автор: Толмосова И.А.
2010
Тема урока «Сравнительный оборот».
Цели урока:
- воспитывать у учащихся доброжелательность друг к другу, уважение к мнению одноклассников, умение слушать;
- развивать пунктуационную зоркость, умение сопоставлять, логически мыслить, анализировать и делать вывод;
- учить различать сравнительные обороты и другие обособленные члены предложения, правильно ставить знаки препинания при сравнительном обороте.
I. Культура речи.
*Как правильно произнести?
*Выпишите слова с правильным произношением.
Афера – афёра, зев – зёв, опека – опёка, истекший – истёкший, свеч – свечей, выборы – выбора, договоры - договора, инспекторы – инспектора, лекторы – лектора, торты – торта, бухгалтеры – бухгалтера.
Запомни: игра не стоит свеч.
II. Объяснение нового материала.
Работа с учебником Гольцова Н.Г., Шамшина И.В., Мищериной М.А. «Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений» - 6-е изд. – М.:ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2009.
*Прочитайте § 90 на странице 292.
*Составьте таблицу «Знаки препинания при сравнительных оборотах».
III. Закрепление
1. Анализ предложений.
*Расставьте запятые, объясните свой выбор.
*Для какого стиля характерны предложения такой конструкции?
Сквозь дым летучий
Французы двинулись как тучи
И все на наш редут.
Тебя ж как первую любовь
России сердце не забудет.
В неодетом лесу ранние ивы как люстры как грезы как видения.
Поздней осенью бывает иногда совсем как ранней весной.
Да он все делал не как люди.
Большое сердце как и океан никогда не замерзает.
2. Сравните предложения, объясните употребление знаков препинания.
Уже месяц, как он вернулся с юга.
Он уже месяц как вернулся с юга.
Уже три недели, как мы здесь.
Мы уже три недели как здесь.
3. Упражнение 411.
I вариант: запишите № предложений, в которых есть сравнительные обороты.
II вариант: запишите № предложений, в которых союз как имеет значение «в качестве».
III вариант: запишите № предложений, в которых союз как входит во фразеологический оборот.
IV. Самостоятельная работа. Комплексный анализ текста.
1 вариант
1.Погода была пр…красная, еще пр…красней, чем прежде; но жара все не ун…малась. 2. По ясному небу едва – едва неслись высокие и ре…кие облака, изжелта–белые, как весе(нн, н)ий зап…здалый снег, плоские и продолговатые, как опустившиеся паруса. 3. Их узорч…тые края, пушистые и ле…кие, как хлопчатая бумага, медле(нн,н)о, но видимо изм…нялись с каждым мгновением: они та…ли, эти облака, и от них не падало тени.
*Вставьте пропущенные буквы.
*Определите стиль речи.
*Определите тип речи.
*Укажите обособленные определения.
*Как объяснить постановку двоеточия в третьем предложении?
1) Первая часть БСП указывает на условие совершения того, о чем говорится во второй части.
2) Первая часть БСП противопоставлена по содержанию второй части.
3) Вторая часть БСП указывает на причину того, о чем говорится в первой части.
4) Вторая часть БСП разъясняет содержание того, о чем говорится в первой части.
2 вариант
1. Прозу Пришвина можно с полным правом назвать разнотравьем русского языка: слова у писателя цветут, сверкают. 2. Они то ш…лестят, как травы, то б…рмочут, как родники, то пер…свистываются, как птицы, то п…званивают, как первый лед, то, наконец, л…жатся в нашей памяти медлительным строем, подобно т…чению звезд. 3. Это как бу…то цветочная карта весе(нн,н)их п…токов.
*Вставьте пропущенные буквы.
*Определите стиль речи.
*Определите тип речи.
*Укажите обособленные определения.
*Как объяснить постановку двоеточия в третьем предложении?
1) Первая часть БСП указывает на условие совершения того, о чем говорится во второй части.
2) Первая часть БСП противопоставлена по содержанию второй части.
3) Вторая часть БСП указывает на причину того, о чем говорится в первой части.
4) Вторая часть БСП разъясняет содержание того, о чем говорится в первой части.
V. Домашнее задание.
1. Выучить теоретический материал, данный в § 90.
2. Выписать из стихов В. Маяковского 8 – 9 предложений со сравнительными оборотами или выполнить упражнение 412 (переписать предложения, расставить знаки препинания).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Сравнительный оборот"
Урок русского языка в 11 классе закрепляет представления школьников о сравнительных оборотах, формирует навыки грамотного пунктуационного оформления сравнительного оборота; совершенствует умения употр...
Диагностика знаний по теме "Знаки препинания в предложениях со сравнительными оборотами"
Задание в формате теста для подготовке к ГИА....
Презентация "Сравнительные обороты"
Презентация об обособлении сравнительных оборотов...
«Отсутствие или наличие запятой перед союзом как. Сравнительный оборот».
Открытый урок русского языка в 8 классе на тему: «Отсутствие или наличие запятой перед союзом как. Сравнительный оборот».Цель урока:1) закрепление представлений школьников о сравнительных оборот...
Методическая разработка урока английского языка "Сравнительный оборот"
Форма проведения - аудиторное занятиеЦель: совершенствовать знания, умения, навыки обучающихся в употреблении вышеназванного оборота в устной и письменной речи.Задачи: 1) развивать навыки говорения в ...
Сравнительный оборот. Отсутствие или наличие запятой перед союзом КАК
Данная презентация поможет учителю в объяснении такой достаточно трудной темы, как постановка или отсутствие запятой перед союзом как....
"Сравнительные обороты"
Конспект урока русского языка в 8 классе...