Доклад на тему "Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка"
материал по русскому языку (5 класс)

Клементьева Надежда Николаевна

Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка.

       Познавательная деятельность и её наивысший уровень - исследовательская деятельность - имеет особый статус. Психологи и педагоги отмечают, что для школьников наиболее значима такая деятельность, которая по содержанию, логической структуре и приёмам организации соответствует их стремлению к интеллектуальной самостоятельности и носит творческий характер. Именно поэтому проблема активизации исследовательской деятельности становится всё более актуальной как в теории, так и в практике школьного образования на современном этапе развития педагогической теории и практики. Поэтому актуальность темы связана с несколькими позициями. Общеизвестно, что язык является национальным достоянием, поэтому необходимо в процессе обучения показать тесную связь языка и культуры, отражающую динамику их взаимовлияния друг на друга, их развития, подтвердить тезис о том, что творческая природа языка определяется духом, точнее - духовностью его представителей.

Исследовательская деятельность школьников может быть организована на уроках, на курсах по выбору, во внеурочной деятельности. В средних классах в деятельность учащихся могут быть включены лишь отдельные элементы исследований. Это является подготовкой для применения в старших классах исследовательского метода в более сложной форме. Но и в старших классах исследование может применяться лишь для изучения отдельных тем и вопросов. Большинство исследовательских заданий должно представлять собой небольшие поисковые задачи, требующие, однако, прохождения всех или большей части этапов исследования. Формы заданий при исследовательском методе могут быть различны. Это могут быть задания, поддающиеся быстрому решению в классе и дома, задания, требующие целого урока, домашнее задание на определённый срок (неделя, месяц).

Поисково-исследовательская деятельность на уроке направлена на понимание текстов, предложенных учителем или учебником, определения авторской позиции, стиля. Подбираем тексты, где представлена совокупность языковых средств – лексических, фонетических, грамматических, стилистических. В самостоятельном поиске формируется познавательный интерес, вырабатываются приёмы творческой и культурологической деятельности.

Культурологическое пространство, на мой  взгляд, представляет собой совокупность социально-экономических и культурно-исторических условий существования языка как средства общения определенного языкового сообщества. Лингвистическое пространство - это комплекс явлений, факторов и параметров, обусловливающих специфику и сущностные характеристики того или иного языка как системного образования, функционирующего в речи в реальных условиях культурологического пространства.

Современный подход к изучению языка, в частности его лексикона, предполагает анализ лексических единиц как элементов лингвистического пространства в условиях пространства культурологического, что дает новое измерение изучению языка.

Изучение связи языка и культуры в наши дни является одним из основных направлений современного языкознания и способствует более глубокому пониманию семантических и культурологических процессов, происходящих в языке.

Не подлежит сомнению, что язык как социальное явление находится в зависимости от общего культурного состояния народа. Происходящие в России преобразования неоднозначно отразились на состоянии и путях развития русского языка. Он освобождается от многих искажавших его штампов и стереотипов. В то же время наблюдается снижение уровня общей и речевой культуры, грамотности населения, обеднение словарного запаса школьников.

В этих условиях преподавание учебного предмета «Русский язык» приобретает особую общественную значимость, выступает как стабилизирующий фактор функционирования и развития русского языка, повышения языковой культуры общества. При этом в силу номинативной функции слова особое значение приобретает лексическая работа.

Научно-теоретические позиции. В науке разработаны методика обучения лексикологии и методика обучения школьников различным видам анализа текста. Это свидетельствует о том, что до сих пор ни в психологии, ни в дидактике, ни в методиках преподавания отдельных предметов нет позиций, которые связывают лексическую работу с процессом речевой деятельности, с восприятием и порождением текста, нет единого мнения относительно организации анализа текста с опорой на лексику и с использованием исследовательских методов. Изучение психолого-педагогической и методической литературы позволил нам сделать вывод о том, что в практике преподавания русского языка и в научной литературе не соединены эти два направления, не сформулировано, как изучение лексики подчиняется овладению текстовыми умениями и как при этом может помочь организация исследования на уроке.

Научно-методические позиции. Недостаточная теоретическая изученность проблемы приводит к слабой разработанности методического аппарата учебников по русскому языку в аспекте возможности реализации исследовательских методов в лексической работе. Комплекс упражнений в учебнике нередко ориентирован на теоретический аспект в изучении лексики и не дает возможности учащимся осознать практическую значимость изучаемого материала, а самое главное - лексические упражнения не соотнесены непосредственно с овладением детьми анализом текста. Роль лексических упражнений для овладения процессами восприятия и порождения речи остается для учащихся неясной.

Раздел «Лексика» по программе системно изучается только в 5 классе (в традиционном учебнике - в 5-6 классах), и в дальнейшем нет специального обращения к этим темам, несмотря на то, что в этом есть необходимость. Часть речевых норм русского языка - лексические, и дети допускают такого рода ошибки достаточно часто (употребление слова в несвойственном ему значении, неправильное сочетание слов, тавтология, плеоназм, смешение паронимов, нарушение сферы употребления и др.).

В настоящее время распространенной формой проведения экзамена по русскому языку стал комплексный анализ текста, поскольку данный подход позволяет учащимся не только продемонстрировать теоретические знания по русскому языку, но и через анализ фрагмента художественного произведения выявить выразительные возможности единиц языка, показать, как языковые единицы «работают» над передачей содержания текста, его смысла. Владение лексической нормой и богатство словарного запаса проверяются при помощи ЕГЭ в 11 классе, и на экзамене в 9 классе идет обращение к разделу «Лексика» (задания на понимание смысла слова и др.).

Задача учителя - по-новому посмотреть на изучение раздела «Лексика», разработать такие приемы, которые бы позволили обращаться к нему на протяжении основной школы многократно. Нам нужно создать учебную ситуацию, где учитель не просто объяснит материал, а ученик поймет, запомнит и научится применять знания на практике, а ситуацию исследования на уроке, ведь в настоящее время необходимо формирование личности ребенка, который считает, что он сам может открывать явления, характерные для лексики, и осмысливать их.

Современные исследования показывают, что языковой анализ художественного произведения, внимание к его речевому оформлению способствуют более глубокому проникновению в содержание текста. Лингвистами и психологами установлены также основные закономерности проникновения в художественный текст: «от непосредственного словарного содержания, от «фасада» речи к ее внутреннему смыслу, к ее подлинной, неразрывно связанной с речевым оформлением семантике. Этот путь осознания и речевого формулирования непосредственных, порой недостаточно отчетливых эмоциональных впечатлений, возникающих при чтении текста, требует пристального и детального рассмотрения текста, вдумчивого и подробного анализа»

Указанные закономерности восприятия образности и выразительности художественного высказывания являются основой организации работы с литературными текстами на уроках русского языка.

Раздел «Лексика» - один из самых доступных для детей, так как опирается на образное мышление и ассоциативное значение, при его изучении можно использовать игру и мотивация возникает за счет языкового материала. В школьной практике достаточно хорошо разработана методика словарной работы, которая в системе реализуется только при изучении соответствующего материала. А лексическая работа должна присутствовать при изучении всех разделов курса русского языка и иметь направленность на открытие функции лексической единицы не только как средства выразительности, но и как текстообразующего элемента.

Таким образом, нельзя не отметить наличие очевидных противоречий:

- между ориентацией современной школы на развитие личности ребенка и недостаточным целеполаганием в образовании относительно развития личностных компонентов;

- между необходимостью создания условий для становления учащегося как активного субъекта учебной деятельности, владеющего методами познания окружающей действительности, в том числе исследовательскими методами, и доминирующей ориентацией учителя на школьника как объекта педагогических воздействий;

- между существующим содержанием программ и учебников по щ русскому языку для общеобразовательных школ и практической необходимостью систематической лексической работы для обеспечения осознанного овладения лексической системой русского языка, процессом восприятия и, как следствие, порождения этого текста.

Выделенные противоречия позволили сформулировать существующую проблему определения содержания лексической работы, реализуемого с помощью лексических методов.

Важность и актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность послужили основанием для определения темы исследования: «Использование исследовательских методов в лексической работе на уроках русского языка в основной школе». * Исходя из обозначенной проблемы, мы определили в качестве объекта исследования содержание лексической работы в основной школе, а в качестве предмета - исследовательские методы в лексической работе, используемые в процессе осознанного восприятия и порождения текста.

Целью работы является доказательство возможности последовательного использования исследовательских методов в лексической работе как методов, обеспечивающих овладение лексической системой языка, осознанное восприятие и порождение текста с учетом его лексического наполнения.

Мною  предполагается следующая гипотеза: овладение лексическими закономерностями на основе самостоятельной исследовательской деятельности позволит учащимся осознанно овладеть лексической системой языка, воспринимать лексические средства в тексте, осознанно использовать эти средства в собственных высказываниях, сознательно осуществлять процесс восприятия и порождения речи.

В соответствии с целью, гипотезой, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи: обобщить теоретические сведения по проблеме реализации исследовательских методов в процессе обучения, в том числе в процессе лингвистического образования; определить целеполагание и лексическое обеспечение содержания работы в основной школе по изучению лексики и овладению лексической системой русского языка; охарактеризовать педагогическую практику в аспекте использования исследовательских методов для обеспечения содержания лексической работы на уроках русского языка в основной школе; разработать методику, обеспечивающую реализацию содержания лексической работы с использованием исследовательских методов; проверить эффективность предложенной методики. Экспериментальной базой исследования выступила МБОУ «Верхнежиримская СОШ»

Методы исследования. В работе использован комплекс следующих методов, подобранных адекватно цели, предмету и задачам исследования:

1) анализ (при работе с литературой, стандартами, программами, учебниками, при отборе эффективных приемов, анализе письменных работ);

2) метод опроса (при опросе учителей и учеников);

3) метод наблюдения (в процессе наблюдения за работой учащихся на уроках русского языка и литературы);

4) моделирование (при разработке занятий и рекомендаций для учителей).

Методологической основой исследования явились: основные положения теории исследования, концептуальные положения о деятельностной и творческой сущности личности и ее развитии, принципы взаимосвязи теории и практики, активности в процессе деятельности, единства сознания и деятельности. В работах отечественных философов И.Г.Герасимова, А.С.Майданова, А.И.Ракитова и других рассматривается содержание • исследовательской деятельности, выделяются ее существенные признаки, закономерности. Вопрос обучения исследовательской деятельности поднимается в трудах А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского. В научных трудах Ю.К.Бабанского, В.И.Загвязинского, Т.В.Кудрявцева, И.Я.Лернера, А.М.Матюшкина, М.И.Махмутова, В.М.Полонского, М.Н.Скаткина и других психологов и педагогов-исследователей рассматриваются методологические принципы исследования.

Теоретической основой исследования явились теории: учебной деятельности (ПЯ.Гальперин, А.Н.Леонтьев, И.Я.Лернер, Д.Б.Эльконин), теория развития мышления (Л.С.Выготский), теория развивающего обучения (В.В.Давыдов), личностно ориентированный подход (И.С.Якиманская).

По И.С.Якиманской, учебно-исследовательская деятельность является одним из способов реализации личностно ориентированного подхода в образовании. В исследованиях В.В.Давыдова, Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконина подчеркивается, что оригинальность мышления, творчество обучаемых наиболее полно проявляются и успешно развиваются в разнообразной учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность. Активизацией мыслительной деятельности учащихся на уроках занимались И.А.Ильницкая, Т.В.Напольнова, М.Ф.Морозов и другие. Однако, вопросы использования приемов исследовательской деятельности в обучении не проецировались на изучение русского языка и, в частности, на лексическую работу.

Поставленные задачи и избранная теоретико-методологическая основа обусловили этапность хода теоретико-эксперименальной работы.

Поисково-теоретический этап  включал определение проблемы, выбор и обоснование темы исследования, анализ психологопедагогической литературы по проблеме. На основе использования теоретических методов определены концептуальные подходы к разработке темы, разработан методологический аппарат, определены объект, предмет, задачи, методы и гипотеза исследования, предложено определение * исследовательских методов, проведен анализ материалов стандарта основного общего образования по русскому языку в аспекте содержания лексической работы и реализации исследовательских методов, анализ программ и методического аппарата учебников по русскому языку в основной школе в аспекте возможности реализации исследовательских методов в лексической работе, а также анализ педагогической практики в аспекте реализации содержания лексической работы в основной школе и использования исследовательских методов на уроках русского языка.

Опытно-поисковая работа проводилась в три этапа.

Первый этап  - констатирующий. На данном этапе были определены уровни сформированности представлений учащихся о лексической V системе языка и функционировании слова, показатели и параметры выделенных уровней, намечены направления опытно-поисковой работы, проведен констатирующий срез, разработана методика реализации исследовательских методов в лексической работе в основной школе.

Второй этап - формирующий. На данном этапе проведен формирующий эксперимент, в ходе которого была реализована разработанная методика организации исследовательских методов в лексической работе в основной школе. На этом этапе уточнялась и корректировалась гипотеза исследования; анализировались, уточнялись, проверялись выводы, полученные в ходе эксперимента.

Третий этап - контрольно-обобщающий. На данном этапе был проведен контрольный срез, осуществлено теоретическое обобщение и систематизация всех полученных данных, оформление и представление результатов исследования.

Научная новизна исследования состоит в разработке и апробации методики реализации исследовательских методов в лексической работе в основной школе как на уроках русского языка, так и в рамках элективного курса «Изобразительные возможности русской лексики», в корректировке I определения и раскрытии содержания понятия «исследовательские методы».

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что раскрыта роль исследовательских методов в лексической работе на уроках русского языка в основной школе, выявлены уровни сформированности представлений учащихся о лексической системе языка и функционировании слова, определены показатели и параметры выделенных уровней, раскрыты условия, обеспечивающие осознанное овладение лексикой и осознанное восприятие и использование лексических единиц в тексте.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная методика может использоваться учителем при организации исследовательской деятельности учащихся в лексической работе на уроках русского языка в основной школе, при подготовке и проведении занятий элективного курса, а также при подготовке учащихся к ЕГЭ, в частности, при обучении их комплексному анализу текста, выявлению изобразительно-выразительных средств.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Под исследовательскими методами мы понимаем такую организацию обучения, при которой усвоение знаний и начальный этап формирования интеллектуальных навыков происходит в процессе относительно самостоятельного решения системы задач-проблем, протекающего под общим руководством учителя. Исследовательские методы являются теми методами, которые позволяют овладеть лексической системой языка и языковыми умениями, связанными с функционированием слова, обеспечивают осознанное овладение лексической системой языка.

2. Последовательному применению исследовательских методов в процессе лексической работы способствует актуализация лексической направленности в содержании уроков русского языка и внедрение элективного курса «Изобразительные возможности русской лексики».

Это обеспечивает углубленное изучение лексики, совершенствование текстовых умений.

3. Критерием сформированности представлений учащихся о лексической системе языка и функционировании слова является владение учащимися парадигматическими связями слов, осознание ими внутрисловной и межсловной парадигматики, особенностей функционирования слова и языкового механизма средств выразительности в тексте, а также умение соотнести содержание текста с его лексическим наполнением. Надежность результатов, достоверность и обоснованность выводов обусловлена методологической обоснованностью исходных позиций, s комплексной методикой исследования, соответствующей ей гипотезе, целям и задачам, широкой экспериментальной базой, результатами поведенного эксперимента, адекватным применением процедур описательной и математической статистики при обработке эмпирических данных, апробацией и внедрением результатов исследования, а также непротиворечивостью промежуточных и основных результатов и выводов.

Для определения содержания методики реализации исследовательских методов в лексической работе в основной школе была проведена диагностика уровня сформированности представлений учащихся о лексической системе языка и функционировании слова.

Данные, полученные в результате констатирующего этапа, показали необходимость организации последовательной систематической лексической работы с применением исследовательских методов в течение всей основной школы, поэтому на втором этапе нашей опытно-исследовательской работы проводился формирующий эксперимент.

Реализация данной методики осуществлялась в двух направлениях: актуализация лексической направленности в содержании уроков русского языка и внедрение элективного курса «Изобразительные возможности русской лексики». В каждом конкретном классе использовалось одно из направлений.

Разработка и апробация на практике нескольких вариантов организации исследования на уроках русского языка, способствовали последовательному применению исследовательских методов в процессе лексической работы, а предложенные приемы, позволили обращаться к изучению раздела «Лексика» на протяжении основной школы многократно при углублении представления о тексте, совершенствовании текстовых умений, подготовке к комплексному анализу текста.

Анализ результатов констатирующего и контрольного этапов исследования выявил положительную динамику сформированности представлений учащихся о лексической системе языка и функционировании слова. Снизился процент детей, находящихся на низком уровне на 29%, увеличился процент детей, находящихся на среднем и высоком уровнях на 6 и 23 % соответственно.

Полученные результаты объясняются тем, что, лексическая работа проводилась не только в 5-м или 5-6 классах, как предусмотренное программой изучение раздела, но и на протяжении всей основной школы последовательно, многократно и системно предлагались упражнения, способствующие открытию функции лексической единицы не только как средства выразительности, но и как текстообразующего элемента, углублению представления о тексте, совершенствованию текстовых умений, подготовке к комплексному анализу. Кроме того, в 9 классе были организованы дополнительные занятия в рамках элективного курса «Изобразительные возможности русской лексики».

Полученные экспериментальные данные свидетельствуют об эффективности разработанной методики.  

Сопоставление результатов работы с поставленными задачами позволяет заключить следующее:

1. Актуальная для современного образования проблема овладения лексическим богатством родного языка обусловлена изменениями российского образования в сторону гуманизации и демократизации учебно-воспитательного процесса, необходимостью формирования личности ребенка, который считает, что он сам может открывать явления, характерные для лексики и осмысливать их.

Важнейшей целью модернизации образования является ориентация не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, умений и навыков, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей в процессе овладения языком, чему способствует организация исследования на уроке.

2. Анализ литературы по проблеме исследования, сложившейся практики обучения русскому языку и изучения раздела «Лексика» в учебниках «Русский язык», рекомендованных Министерством образования Российской Федерации, подтверждает необходимость разработки методики реализации исследовательских методов в лексической работе в основной школе.

3. Под исследовательскими методами мы понимаем такую организацию обучения, при которой усвоение знаний и начальный этап формирования интеллектуальных навыков происходит в процессе относительно самостоятельного решения системы задач-проблем, протекающего под общим руководством учителя.

4. Использование исследовательских методов позволит учащимся осознать лексическую систему языка, особенности функционирования лексики и обеспечит осознанное восприятие и порождение текста.

5. Целью опытно-исследовательской работы было выявление эффективности применения исследовательских методов при изучении лексики и доказательство возможности их последовательного использования в процессе лексической работы на уроках русского языка в основной школе, а так же разработка приемов, которые бы позволили обращаться к изучению раздела «Лексика» на протяжении основной школы многократно при углублении представления о тексте, совершенствовании текстовых умений, подготовке к комплексному анализу текста. Нашей задачей было создание учебных ситуаций, где учитель не просто объяснит материал, а ученик поймет, запомнит и научится применять знания на практике, а ситуацию исследования на уроке, которая будет способствовать формированию личности ребенка, считающего, что он сам может открывать явления, характерные для лексики и осмысливать их.

6. Для определения содержания методики была разработана диагностика степени сформированности знаний о слове и его функционировании, критерии и показатели которой, включают владение учащимися парадигматическими связями слов, осознание ими внутрисловной и межсловной парадигматики, особенностей функционирования слова и языкового механизма средств выразительности в тексте, а так же умение соотнести содержание текста с его лексическим наполнением.

7. В качестве практических путей решения проблемы предложена методика организации последовательной систематической лексической работы с применением исследовательских методов в течение всей основной школы.

8. Реализация нашей методики осуществлялась в двух формах: актуализация лексической направленности в содержании уроков русского языка и внедрение элективного курса «Изобразительные возможности русской лексики». В каждом конкретном классе использовалась одна из форм.

9. Сопоставление результатов констатирующего и контрольного этапов экспериментальной работы дает возможность убедиться в том, что наблюдаются количественные и качественные изменения в распределении детей по выделенным уровням.

Свидетельством того, что дети действительно усвоили материал, явилась та часть контролирующего эксперимента, в которой выводились параметры отличия метафоры, сравнения и олицетворения и учащиеся 9 класса создавали свой текст на основе анализа художественного произведения. Раз они смогли развить логическую процедуру сравнения и провести полный лексический анализ, значит материал ими осмыслен.

10. Полученные экспериментальные данные свидетельствуют об эффективности разработанной методики и позволяют говорить о том, что гипотеза подтвердилась.

Таким образом, следует считать, что задачи исследования полностью выполнены, цель достигнута. Проведенная работа обозначила перспективы дальнейших исследований: разработка методики, ориентированной на использование исследовательских методов при изучении других разделов курса «Русский язык»; разработка принципов филологического образования, интегрирующего содержание курсов «Русский язык» и «Литература».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности"

В докладе говорится о трх фазах процесса чтения, о  технологии работы с текстом, о заглавии и ключевых словах как опорных элементах текста, приводятся фрагменты уроков....

ДОКЛАД "ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 5-6 КЛАССАХ"

Содержание стандарта второго поколения ориентировано не только и не столько на обучение орфографии и пунктуации, сколько на формирование языковой и духовной культуры школьников.«Первостепенная...

Доклад на тему: «Организация учебно – исследовательской деятельности на уроках русского языка »

Данный  доклад содержит материал об организации учебно - исследовательской работы на уроках русского языка....

Доклад «Исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы»

Доклад для выступления на ШМО учителей-предметников...

Доклад на тему «Формирование метапредметных компетенций обучающихся на основе развития видов речевой деятельности на уроках русского языка и литературы»

Современное информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию реше...