Конспект урока русского языка для 8 класса по теме "Односоставные предложения. Обобщение"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

В разработке показана роль односоставных предложений в текстах разных стилей, материал для обобщения и систематизации знаний об односставных предложениях".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_v_8_klasse_po_russkomu_yazyku.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект      урока

Педагог (ФИО) - Малышева  Тамара  Леонидовна, учитель русского языка и литературы Муниципального бюджетного

                                                     общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 15 города Кузнецка

Предмет -  русский язык

Возраст  обучающихся: класс  -  8 класс

Тема урока (занятия) – Односоставные предложения. Обобщение  знаний  по теме.

 Цели урока:

  • повторить и обобщить изученное по теме «Односоставные  предложения», закрепить умение находить в тексте односоставные предложения, определять их вид, навык употребления односоставных  предложений в речи;
  • развивать умения аргументировать, доказывать;
  • способствовать развитию познавательного интереса  обучающихся;
  • развивать логическое мышление , образное мышление и речь;
  • воспитывать интерес к родному языку, любовь к природе.

Этапы работы

Содержание этапа

(заполняется педагогом)

1.

Организационный момент, включающий:

  • постановку цели, которая должна быть достигнута обучающимися  на данном этапе урока;
  • определение цели, которую педагог  хочет достичь на данном  этапе урока;
  • описание методов организации работы обучающихся на начальном этапе урока, настроя  обучающихся  на учебную деятельность (или другая деятельность), предмет и тему урока  (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог)

Задачи этапа:

1. Сформировать у школьников мотивацию к изучению данной темы.

2. Развивать у  обучающихся умение пользоваться опорными знаниями  для их применения в новой ситуации, повысить мотивацию у обучающихся к изучению данной темы

I.Подготовка к восприятию

Вступительное слово учителя.

Знакомство с библейскими афоризмами. Запись одного из них как эпиграфа к уроку.

«Главное – мудрость; приобретай мудрость, и всем именем твоим приобретай разум.

Высоко цени ее, и она возвысит тебя»

                                                                            (из Библии)

Постановка целей и задач перед  обучающимися.

2.

Опрос обучающихся по заданному на дом материалу (или актуализация знаний для изучения нового учебного материала), включающий:

  • определение цели, которую педагог ставит перед обучающимися  на данном  этапе урока  (какой результат должен быть достигнут обучающимися );
  • определение цели, которую педагог хочет достичь на данном  этапе урока;
  • описание методов, способствующих решению поставленной цели;
  • описание критериев достижения цели данного этапа урока;
  • определение возможных действий педагога в случае, если ему или обучающимся  не удается достичь поставленной цели;
  • описание методов организации совместной деятельности обучающихся  с учетом особенностей класса, с которым  работает педагог;
  • описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности обучающихся  в ходе опроса;
  • описание методов и критериев оценивания ответов обучающихся  в ходе опроса.

Актуализация опорных знаний.

Повторить правописание безударных гласных, проверяемых и не проверяемых ударением.

Повторение. Словарная работа: устный диктант.

Назвать гласную в корне, подобрать 2  проверочных слова:

Удивляться, обновление, разочарование, созревающие, прививать, разгораться, пожилой, собирать.

Словарный диктант: ученик записывает слова с непроверяемыми гласными из рамок в учебнике, которые даны в теме «Односоставные предложения».

Проверка с помощью экрана.

Подготовка к контрольному словарному диктанту.

3.

Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает:

  • постановку конкретной учебной цели перед обучающимися (какой результат должен быть достигнут обучающимися  на данном этапе урока);
  • определение цели, которую ставит перед собой педагог на данном этапе урока;
  • изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен обучающимися;
  • описание форм и методов изложения нового учебного материала;
  • описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности обучающихся  с учетом особенностей класса, в котором работает педагог;
  • описание критериев определения уровня внимания и интереса обучающихся  к излагаемому педагогом учебному материалу;
  • описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности обучающихся в ходе освоения нового учебного материала.

 Изучение нового материала

Цель этапа: обобщить и систематизировать знания об односоставных предложений, научить различать их и определять их роль в тексте.

Развитие умения обобщения и навыка анализа текста.

1.Обобщение. Индивидуальный опрос у доски.

Связный рассказ об односоставных предложениях с составлением  обобщающей схемы.

2.Чтение своих примеров из литературных произведений, подобранных дома самостоятельно. Определение видов односоставных предложений.

 

3.Чтение учителем стихотворения А.Фета  «Шепот, робкое дыханье».

Все стихотворение – одно предложение, подумайте, какое оно.

А.Фет

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!

Вывод: всё  предложение сложное, в состав которого входят односоставные предложения, назывные.

Какую роль играют назывные предложения в тексте?

 Они помогают ярче представить картину природы, нарисованную поэтом, мы как бы становимся участниками.

А какие предложения в нашем эпиграфе? (Возвращение к началу урока).

Вывод: тоже односоставные в сложном.

Какие виды односоставных здесь употреблены? (определенно - личные, обобщенно-личные).

«Все – всегда – везде» - формула для обобщенно-личных предложений.

4.

Закрепление учебного материала, предполагающее:

  • постановку конкретной учебной цели перед обучающимися (какой результат должен быть достигнут учащимися  на данном этапе урока;
  • определение цели, которую ставит перед собой педагог на данном этапе урока;
  • описание форм и методов достижения поставленной цели в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей  обучающихся , с которыми работает педагог;
  • описание критериев, позволяющих определить степень усвоения  обучающимися  нового учебного материала;
  • описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда педагог определяет, что часть обучающихся  не освоила новый учебный материал.

Закрепление изученного.

Цель этапа: обобщить и систематизировать знания об односоставных предложениях, научить  различать их.

Обучающиеся должны показать умение различать односоставные предложения и определять их вид по форме главного члена предложения.

        

1.Запись текста под диктовку и самопроверка  текста на экране с помощью мультимедийного оборудования, повторение  орфограмм, их графическое выделение.

И медведя сильней

      Люблю природу, а также животных. Всегда записываю истории, связанные с ними. Вот одна из таких историй.

      Едем в парк Денали на Аляске. По пути нам рассказали об осаде медведя волками. Одного волка видели прямо у дороги.

      Волки окружили медведя, который настиг оленя и пировал. Волки отняли у медведя добычу, заставили его уйти.

      Жаль ветвистого оленя. Слезами горю не поможешь. Животные, к сожалению, не могут действовать по такому принципу: слабых защищай, в обиду не давай.

                                                                                                              (По В. Пескову

Работа с текстом.

  1. Какова основная мысль текста?
  2. Какие односоставные предложения использовал автор? С какой целью?
  3. Подчеркнуть в них главные члены, чем они выражены?

2.Самостоятельная работа. Цель: проверить  уровень усвоения темы.

   Произвести синтаксический разбор односоставного предложения. У каждого ученика свое задание (карточка).

Развитие творческого мышления  обучающихся

3.Работа по развитию речи обучающихся.

Картина Васнецова «Аленушка».

Рассмотрите картину. Представьте себе, что вам предложили написать рассказ по этой картине.

     Какое бы начало рассказа вы придумали? Запишите. Включите односоставные предложения.

Проверка.

     Какие односоставные предложения вы использовали?

4.Конкурсное задание. Развитие познавательной активности.

     У каждого на парте лежит стихотворение А.Фета «Утро». Всё стихотворение – одно предложение. Определите, какое оно, подчеркните главные члены.

      Тому, кто быстро и правильно выполнит задание, вручается приз.

5.

Задание на дом, включающее:

  • постановку цели самостоятельной работы для обучающихся  (что должны сделать обучающиеся  в ходе выполнения домашнего задания);
  • определение цели, которую хочет достичь педагог, давая задание на дом;
  • определение и разъяснение обучающимся технологии успешного выполнения домашнего задания.

5. Подведение итогов урока

- Чему научились на уроке?

6. Информация о домашнем задании (1 мин.)

Домашнее задание:

  1.Подготовиться к контрольному словарному       диктанту по теме.

  2.Написать мини - сочинение с использованием односоставных предложений

     на тему «Мой любимый уголок природы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Конспект урока русского языка "Главные и второстепенные члены предложения" (5 класс)

Цели урока:Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельнос...

Урок русского языка на тему "Второстепенные члены предложения. Обобщение". 8 класс.

Урок русского языка на тему Второстепенные члены предложения. Обобщение. 8 класс....

Урок русского языка. 5 класс. Второстепенные члены предложения (обобщение). Разбор прстого предложения

повторительно-обобщающий урок при изучении темы "Второстепенные члены предложения" с использованием ИКТ...

Конспект урока русского языка. 8 класс. Обобщение по теме "Односоставные предложения"

Конспект урока русского языка. 8 класс. Обобщение по теме "Односоставные предложения".   Цель урока: овторить и систематизировать изученный материал об односоставных предложениях...

конспект урока русского языка 11 класс Сложносочиненное предложение.

Конспект урока русского языка в 11 классе по теме "Сложносочиненное предложение". На уроке отрабатываются задания 15, 19 ЕГЭ....

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только ч...