Моя родина - Якутия
методическая разработка по русскому языку (5 класс)
Данный материал можно использовать при подготовке уроков развития речи на краеведческом материале.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_razvitiya_rechi.docx | 35.14 КБ |
moya_rodina_-_yakutiya.pptx | 2.66 МБ |
sochineniya_uchashchihsya.docx | 1.95 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 классе
«Моя малая родина – Якутия»
Тип урока – урок развития связной речи с использованием НРК
Цели урока:
- Научить учащихся писать сочинение о родном крае.
- Повторить стили и типы речи, изученные в 5 классе.
- Расширить знания о своей малой Родине – Республике Саха /Якутия/ и Алданском районе.
- Развивать умения самостоятельно подбирать рабочий материал по указанной теме.
- Развивать связную речь.
- Работая в паре развивать коммуникативные навыки (умение договариваться, распределять работу).
- Воспитывать чувство патриотизма, уважения к культуре и традициям народов Республики Саха /Якутия/.
Оборудование урока:
- Компьютерная техника, презентация к уроку; книги о Якутии, Алданском районе.
Предварительный этап: заранее детям было дано задание – подобрать материал по вопросам, связанным с изучением географии, истории, культуры Якутии, отобрать материал для выступления, работая в парах.
Ход урока
Организационный момент.
Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы должны с вами подготовиться к написанию сочинения по теме «Моя малая родина – Якутия». Скажите, а как вы понимаете словосочетание «малая родина»?
Ученики: Малая родина – это та родина, где мы родились и живём. Для нас малая Родина – это наш посёлок Лебединый, город Алдан, Республика Саха /Якутия/.
Учитель: Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Что мы должны повторить, может быть, узнать новое для того, чтобы ваши сочинения раскрыли тему?
Ученики: Мы должны будем изучить материал о Якутии, чтобы знать, о чём писать в сочинении, а также должны повторить сведения о структуре сочинения, подборе материала, основных этапах написания творческой работы.
Основная часть.
Учитель: Конечно, ребята, чтобы ваши сочинения получились интересными, мы должны определить ведущий стиль и тип написания творческих работ, а также мы должны будем отобрать материал о Якутии, который мы сможем использовать, работая над сочинением.
Предварительно вы готовились к уроку. Работа ваша усложнялась тем, что вы работали в парах, подбирая материал по разным темам. Я думаю, что работа была продуктивной, потому что, я уверенна, вы умеете договариваться друг с другом, находя компромисс.
Итак, сегодня вы примеряете на себя разные роли. На нашем уроке присутствуют не просто ученики… это географы, этнографы, литературоведы, экскурсоводы, историки.
Я приглашаю представителя литературоведов. Ученик читает стихотворения якутского поэта Алексея Михайлова.
Я - якут, он якутянин.
Русский он. Я россиянин.
И одни мы песни с ним поем.
Породнила нас работа.
Подружила нас охота.
Мы в одной республике живем.
Под седыми небесами
Мы раздуем дружбы пламя
И расширим круг своих друзей.
Пусть становится все краше,
Пусть восходит братство наше
Словно солнце над страной моей!
Учитель: Ребята, о какой республике говорится в этом стихотворении?
Ученики: В стихотворении говорится о Якутии.
Учитель: Действительно, в этом стихотворении говорится о нашей Республике. Обратите внимание на слайд. Что изображено на нём?
Ученики: На слайде изображена карта Республики Саха /Якутия/. Скажите в какой части Республике мы проживаем?
Ученики: Мы живём в Южной Якутии.
Учитель: Какой район находится южнее Алданского?
Ученики: Это соседний район – Нерюнгринский.
Учитель: Якутия край особенный, необыкновенный. Здесь богатый растительный мир. Какие деревья растут у нас?
Ученики: Сосна, ель, лиственница, кедр, рябина, береза, черёмуха и др.
Учитель: В лесах Якутии живёт много разных животных. Назовите, кого вы знаете?
Ученики: Медведь, лось, волк, бурундук, лиса, олень, соболь и др.
Учитель: Я вижу, что вы неплохо подготовились. А сейчас мы более подробно узнаем о нашей республике из ваших выступлений.
Ученики-литературоведы читают отрывок стихотворения Леонида Попова “Другу, русскому человеку”.
Рассказать о Родине моей
О великой Лене, об Алдане,
Просишь ты меня, но ей - же – ей
Слов я не найду для описаний
Верь, не верь - по мне моя страна
Краше всех других и интересней;
Тут не слово - музыка нужна,
Сердце окрыляющая песня.
Вот и песня о стране якутов
Музыка моей родной Земли!..
Учитель: Я приглашаю географов с докладом.
Ученики-географы: Якутия – это самый большой по площади субъект Российской Федерации (1 млн.кв.км), обладающий богатыми запасами природных ресурсов – алмаза, золота, угля, газа, нефти, леса, пушнины и отличающийся многими другими особенностями природы, населения и хозяйства.
По территории республики протекает свыше 700 тысяч рек с длиной более 10 км, 314 из них имеют длину более 100 км, а реки Колыма, Индигирка и главные притоки реки Лены — реки Олекма, Алдан, Вилюй — по своим основным характеристикам намного превосходят почти все реки Европейской части России и такие крупнейшие реки Западной Европы, как Рейн и Эльба...
Основная водная артерия республики — река Лена — по длине и водности входит в десятку крупнейших рек мира и несет в Северный Ледовитый океан около 700 куб. км. воды.
На территории Якутии более 800 тысяч озер. На арктических территориях республики озерность иногда превышает 40%. Здесь отмечаются наиболее крупные озера: Моготоево — 323 кв. км (Аллаиховский улус), Буустаах — 249 кв. км (Усть-Янский улус), Большое Морское — 205 кв. км (Нижнеколымский улус), Ниджили — 119 кв. км (Кобяйский улус).
Наша Республика делится на 35 административно-территориальных подразделений: 33 улуса и 2 городских района. Всего в республике 5 городов республиканского подчинения, 88 городов улусного подчинения, 65 рабочих поселков городского типа и около 600 населенных пунктов
27 сентября 1990 г. была принята Декларация о государственном суверенитете республики Саха (Якутия). Республика имеет свою Конституцию, герб и флаг. Республика Саха – суверенное демократическое государство в составе Российской Федерации.
Учитель: спасибо, ребята. А мы подводим итоги вышесказанному:
- Якутия – самая большая по территории республика в России.
- Её территория – 3103,2 тыс. кв. км.
- По размерам Якутия превосходит Францию, Австрию, Германию, Италию, Швецию, Англию, Финляндию и Грецию, вместе взятых.
- От Якутска до Москвы – 6875 км.
- А свыше 40% территории Якутии находится за Полярным кругом.
- В Якутии 35 административных подразделений.
- 27 сентября 1990 года Якутии приобрела статус суверенитета.
Сейчас слово предоставляется экскурсоводам, которые познакомят нас со столицей нашей республике – городом Якутск и другими городами.
Ученики-экскурсоводы: Якутск - один из старейших городов нашей республики. Это – культурный центр. В Якутске есть музей вечной мерзлоты, театры, памятники, гостиницы. Недалеко от Якутска найдены большие запасы угля. Давайте, посмотрим фотографии с видами города.
А ещё уголь добывают в городе Нерюнгри. В этом же городе есть железная дорога, по которой везут уголь в разные города и поселки. Нерюнгри - самый молодой город Якутии.
В Мирном добывают алмазы, в …..добываю нефть.
Республика Саха богата не только полезными ископаемыми, самое большое богатство - это многонациональный народ, который населяет нашу большую Республику. Якутия - край суровый, северный. Есть в ней самый маленький город Верхоянск, он признан полюсом холода.
Ещё в Якутии добываю золото. Золотом богат наш район – Алданский. На сегодняшний день на территории Алданского района добывают золото старательские артели, работает золотоизвлекательная фабрика в посёлке Нижний Куранах. А ведь несколько лет назад и наш посёлок имел ЗИФ, которая добывала золото для нашей страны.
Историки: Население Алдана составляет более 20 тысяч человек. Своим рождением Алдан обязан открытию россыпного золота на его территории. Днем рождения города считается 19 июня 1923 г., когда вольный старатель – якут Тарабукин М.П., мывший золото с небольшой артелью и латыш – Бертин В.П., возглавлявший первую трудовую артель, встретились у ручья Незаметный, где и был заложен прииск. В мае 1939 г. поселок Незаметный был переименован в город Алдан.
С Алданом связано имя Ю.А.Билибина, известного геолога. В 1926 г. по окончании горного института Билибин направился во вновь открывшийся Алданский район в качестве геолога. Он организовал 6 геолого-поисковых партий. Материалы всех партий обрабатывались лично Билибиным. В истории геологических исследований Алдана Билибину принадлежит ведущая роль. Алдан – это, так сказать первая «геологическая любовь» Билибина, впечатление от которой не оставляли его в течение всей жизни. Есть скромная улица его имени в геологическом микрорайоне на окраине города.
Во время ВОВ лучших своих сынов послал Алдан на защиту Родины. Из них очень много не вернулось, в том числе семь героев Советского Союза, их именами названы улицы города. На самом видном месте стоит мемориал, в честь не вернувшихся с войны воинов-алданцев. В годы Великой Отечественной войны Алдан дал 7 героев Советского Союза: Жадейкин М.С.; Достовалов С.В.; Космачев М.Н.; Кузнецов Г.Д.; Стрельцов В.Н.; Папышев И.П.; Тепляков М.П.
19 декабря 1992 г. стал историческим днём для Алдана – первый поезд прибыл на станцию «Алдан». Железная дорога стала дорогой жизни для миллионов тружеников. Акционерную компанию «Железные дороги Якутии» возглавлял в то время А.Н. Дудников.
Ученики-литературоведы читают стихотворение «Алдан»:
Алдан – как песня это имя,
Алдан – Якутии краса,
Где золотыми кладовыми
Лежат и горы и леса.
Здесь солнце жаркое в июле,
Зимой мороз и снегопад,
Здесь кедры , словно в карауле,
Земные тайны сторожат.
Но трудовой людской отваге
Сдались угрюмые хребты,
И забирают чудо - драги
Богатство вечной мерзлоты.
В настоящее время в Алдане работают старательские артели: «Прогресс», «Селигдар», «Инагли», «Алдголд».
Ученики-литературоведы читают стихотворение П.Конкина:
… И пришли мы к хмурому распадку,
Где едва позванивал ручей…
Бригадир наш, помолясь украдкой,
Выбил ямку возле кедрачей.
Было зябко. Падали снежинки,
Я ведёрком воду подносил…
Вдруг в лотке блеснули золотинки,
И старшой не сглазить попросил,
Тут случись такое: не иначе
Подфартило, не забыть мне
Вестниками солнца и удачи
Лебеди над нами пронеслись.
Дивные, пленительные птицы
Не несёте ль из дому привет?
И светлели пасмурные лица,
И махал им шапкой я вослед.
Пролетали над тайгой глубинной
И вошли в придание навек…
Учитель: О чём пишет П.Конкин?
Ученики-экскурсоводы: Это стихотворение рассказывает о том, как было открыто новое месторождение на месте нашего родного посёлка Лебединый. Существует легенда о том, что первые геологи, обнаружив золото, увидели лебедей, пролетавших над их головами. Так и получил наш посёлок название Лебединый. Лебединская ЗИФ была центром добычи золота на Алданской земле, фабрика получила известность не только в Республике, но и в России, хотя на сегодняшний день от нее остались только руины.
Учитель: Я приглашаю выступить этнографов. Вы знаете, чем занимаются представители этой профессии?
Ученики: представители этой профессии занимаются изучением народностей.
Выступление «этнографов»: Самыми древними из современных жителей северо-востока Сибири считаются юкагиры, чукчи, коряки и нганасяны. Примерно в IX-XI веках на территории Якутии появились пришедшие со стороны Приамурья тунгусо-маньчжуроязычные предки эвенов и эвенков, затем с юга прикочевали группами якуты.
Якуты в прежние времена жили чрезвычайно разбросанно. В каждом алаасе, в каждой долине обязательно жили люди, стояли огороженные усадьбы, юрты. В длинные зимние вечера якуты коротали время, слушая песни олонхосутов, где они пели о хорошей жизни, о победе зла над добром. Шедевром культуры якутов является олонхо “Дьулуруйар Ньургун Боотур”.
Ученики-литературоведы читают отрывок из олонхо “Ньургун Боотур Стремительный”.
Учитель: Несмотря на официальное принятие православия, народ саха вплоть до послереволюционного атеистического террора сохранял свою богатую традиционную культуру, языческую религию, в которой Добро было единственной творческой созидательной силой, а зло считалось способным только к разрушению. Нарушение религиозных заповедей было одновременно нарушением нравственных норм, исполнение обычаев предков — служением Добру. В религии якутов, эвенов, эвенков не было противопоставления материи и духа. Каждый предмет, который материалисты считают неодушевленным, имел душу (иччи).
Многие обычаи предков сохранились до наших дней, например, почитание священных для народа объектов, запреты на нарушение покоя священных мест — Ытык Сир. Религия коренных народов благословляла охоту, а не азарт, допускала забой скота, но запрещала мучить животных. Места, почитаемые народом, имеющие статус священности — отдельные озера, горы, массивы леса, аласы, уникальные природные объекты — подлежали особой охране. Виды исчезающих животных, птиц, которые нуждались в охране, становились тотемами, запрещенными к добыче, объявлялись священными.
Сегодня два объекта — дельта р.Лены и национальный природный парк “Ленские Столбы” номинированы в Список Памятников Всемирного природного наследия ЮНЕСКО.
Всего под особой охраной государства находится территория площадью 764747,3 кв. км или 24,6% от всей площади республики.
Учитель: А сейчас я приглашаю с отчётом биологов.
Ученики-биологи: Большая часть территории республики покрыта лесной растительностью. Площадь лесного фонда — 255 млн.гектаров. Запас древесины составляет 8,8 млрд. куб. м. Лесообразующие породы — лиственница, сосна, ель, пихта, кедр, береза. Флора Республики Саха (Якутия) адаптирована к экстремальным климатическим условиям и насчитывает 1892 вида высших растений, 575 — мохообразных, 444 листостебельных, , 550 — лишайников, 2678 — водорослей и 600 — грибов.
Фауна наземных позвоночных представлена 4 видами земноводных, 2 — пресмыкающимися, 280 — птиц и 63 видами млекопитающих. Из крупных копытных на территории республики обитают лось, изюбрь, северный олень, горный (снежный) баран — чубуку, широко распространены косуля, кабарга. Из хищников — бурый, на арктическом побережье — белый медведи, волки, рысь, росомаха, красная лисица, песец, колонок.
Из обитающих в Якутии 280 видов птиц (из 140 родов, 47 семейств и 19 отрядов) 250 видов — гнездящиеся, 200 — пролетные, 48 — зимующие, 39 — залетные.
Ихтиофауна республики представлена более чем 40 видами рыб. Основные — осетр, нельма, омуль, муксун, таймень, ленок, хариус, ряпушка, сиг, пелядь, чир, щука, окунь, налим, чукучан, елец.
Технический прогресс и интенсивные темпы освоения природных ресурсов, к сожалению, оказывают негативное воздействие на состояние природных экосистем. В Красную книгу Якутии (1987 г.) внесен 331 вид высших растений, Подготовлен новый вариант Красной книги PC(Я), куда включены 337 видов сосудистых растений, 7 — мохообразных, 9 — лишайников и 10 — грибов.
На арктических территориях Якутии обитает 89 видов птиц (20 — отнесены к категории охраняемых, 59 — выводят здесь своих птенцов). Следует отметить черную казарку, пискульку, лебедей кликуна и малого, сибирскую и очковую гагу, синьгу, кречета и сапсана, розовую и вилохвостую чайку, из залетных птиц особый интерес вызывают сибирский белый журавль — стерх и белый гусь.
Учитель: Спасибо, за выступление. А сейчас хотелось бы услышать культурологов. Вы много узнаёте о Якутии на уроках ЯНК, поэтому «культурологов» я просила провести для вас мини-викторину.
Ученики-культурологи:
- Якутский напиток (кумыс).
- Коновязь (сэргэ).
- Якутская посуда (чороон).
- Место проведения ысыаха (тyhyлгэ).
- Якутский народный танец (осуохай).
- Якутский музыкальный инструмент (хомус).
- Украшение ысыаха (симэх).
- Песнопение, открывающее ысыах (тойук).
Включается запись мелодий якутских композиторов якутской инструментальной музыки.
Учитель: Дорогие ребята, сегодня мы обобщили материал о крае таком родном и близком, о крае, где мы все родились и живем. И я думаю, что это поможет вам написать хорошее сочинение о своей малой родине.
Заключительный этап.
Учитель: Ребята, скажите, каким стилем речи будут написаны ваши работы?
Ученики: Так как работы творческие, нам необходимо писать художественным стилем.
Учитель: Какой тип речи будет ведущим?
Ученики: Нам надо рассказать о своей родине так, чтобы читающий мог представить написанное в своём воображении, поэтому будем использовать описание.
Учитель: Расскажите о структуре сочинения.
Ученики: В сочинении мы выделяем три части: 1 – вступление, 2 – основная часть, 3 – заключение.
Учитель: Конечно, на одном уроке мы не могли рассказать о многом. Сегодня мы попытались систематизировать собранный вами материал о родном крае, чтобы завершить подготовку к написанию сочинения. Я надеюсь, что ваши работы будут интересными и познавательными.
Домашнее задание: написать сочинение о Якутии.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Алексей михайлов Я - якут, он якутянин . Русский он. Я россиянин. И одни мы песни с ним поем. Породнила нас работа. Подружила нас охота. Мы в одной республике живем. Под седыми небесами М ы раздуем дружбы пламя И расширим круг своих друзей. Пусть становится все краше, П усть восходит братство наше Словно солнце над страной моей!
Республика Саха /Якутия/ Карта Якутии
Леонид попов “Другу, русскому человеку” Рассказать о Родине моей О великой Лене, об Алдане, Просишь ты меня, но ей-же –ей Слов я не найду для описаний Верь, не верь - по мне моя страна Краше всех других и интересней; Тут не слово - музыка нужна, Сердце окрыляющая песня. Вот и песня о стране якутов Музыка моей родной Земли!..
Республика саха ( якутия ) Якутия – это самый большой по площади субъект Российской Федерации (1 Млн.кв. км), обладающий богатыми запасами природных ресурсов – алмаза, золота, угля, газа, нефти, леса, пушнины и отличающийся многими другими особенностями природы, населения и хозяйства. По территории республики протекает свыше 700 тысяч рек, а реки Колыма, Индигирка и главные притоки реки Лены — реки Олекма , Алдан, Вилюй — по своим основным характеристикам намного превосходят почти все реки Европейской части России и такие крупнейшие реки Западной Европы, как Рейн и Эльба... Основная водная артерия республики — река Лена. На территории Якутии более 800 тысяч озер. На арктических территориях республики озерность иногда превышает 40%. Здесь отмечаются наиболее крупные озера: Моготоево — 323 кв. км ( Аллаиховский улус), Буустаах — 249 кв. км ( Усть-Янский улус), Большое Морское — 205 кв. км ( Нижнеколымский улус), Ниджили — 119 кв. км ( Кобяйский улус).
Моя Якутия
Республика саха ( якутия ) Республика делится на 35 административно-территориальных подразделений: 33 улуса и 2 городских района. Всего в республике 5 городов республиканского подчинения, 88 городов улусного подчинения, 65 рабочих поселков городского типа и около 600 населенных пунктов 27 сентября 1990 г. была принята Декларация о государственном суверинитете республики Саха (Якутия) . Республика имеет свою Конституцию, герб и флаг. Республика Саха – суверенное демократическое государство в составе Российской Федерации.
Республика саха ( якутия ) Якутия – самая большая по территории республика в России. Её территория – 3103,2 тыс. кв. км. По размерам Якутия превосходит Францию, Австрию, ФРГ, Италию, Швецию, Англию, Финляндию и Грецию, вместе взятых. От Якутска до Москвы – 6875 км. А свыше 40% территории Якутии находится за Полярным кругом. В Якутии 35 административных подразделений. 27 сентября 1997 года Якутии приобрела статус суверенитета.
Якутск – столица Республики
Нерюнгри – самый молодой город Якутии
Мирный – «столица» алмазного края
Верхоянск – полюс холода
Золотоносный алдан
Ю.А.Билибин – известный геолог
Алданцы - герои Советского Союза: Жадейкин М.С.; Достовалов С.В.; Космачев М.Н.; Кузнецов Г.Д.; Стрельцов В.Н.; Папышев И.П.; Тепляков М.П.
Железная дорога в алдане
Добыча золота в алдане
Посёлок лебединый
Народы Якутии Самыми древними из современных жителей северо-востока Сибири считаются юкагиры, чукчи, коряки и нганасяны . Примерно в IX – XI веках на территории Якутии появились пришедшие со стороны Приамурья тунгусо-маньчжуроязычные предки эвенов и эвенков, затем с юга прикочевали группами якуты. Якуты в прежние времена жили чрезвычайно разбросанно. В каждом алаасе , в каждой долине обязательно жили люди, стояли огороженные усадьбы, юрты. В длинные зимние вечера якуты коротали, слушая песни олонхосутов , где они пели о хорошей жизни, о победе зла над добром и т.д. Шедевром культуры Якутов является олонхо “ Дьулуруйар Ньургун Боотур ”.
Ленские столбы
Растения якутии
Животные якутии
Животные якутии
Животные якутии
мини-викторина на тему “Якутия – мой край родной ” Якутский напиток. Коновязь Якутская посуда Место проведения ысыаха . Якутский народный танец. Якутский музыкальный инструмент Украшение ысыаха . Песнопение, открывающее ысыах .
Спасибо за внимание и работу на уроке!
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Моя родина – Республика Саха (Якутия)
Данное занятие сформировывает понятие о любви к родине, как одной из главных нравственных ценностей, повествует о праздниках, городах, реках Республики Саха (Якутии)....
Урок литературы в 5 классе "Якутия - моя малая родина"
Урок-педагогическая мастерская. Проводится в рамках национально-регионального компонента. Цель: научить ребят элементам творческой работы , выработать умение самостоятельно мыслить, работать с моделя...
Воспитательное занятие Моя родина – Республика Саха (Якутия) Воспитательное занятие Моя родина – Республика Саха (Якутия)
1) формировать понятие о любви к родине как одной из главных нравственных ценностей;2) развивать мышление, коммуникативные качества личности;3) воспитывать патриотические чувства к родному краю....
Карачаево-Черкесия - моя малая Родина Классный час « Моя малая Родина» « Моя малая Родина» Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают родную землю в песнях, стихах, танцах; научить выразительно читать стихи; воспитывать л
Карачаево-Черкесия - моя малая РодинаКлассный час« Моя малая Родина» « Моя малая Родина»Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают родную землю в песнях, сти...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя Родина - Якутия"
Рабочая программа по дополнительному образованию для 7 класса, краеведение....
Рабочая программа по внеурочной деятельности по географии "Моя Родина - Республика Саха (Якутия)"
Рабочая программа по внеурочной деятельности по географии "Моя Родина - Республика Саха (Якутия)" для 8 класса. Краеведение...
Мероприятие "Моя малая родина - Якутия"
Мероприятие "Моя малая родина - Якутия"...