Обобщение и закрепление по теме «Глагол».
методическая разработка по русскому языку (5 класс)
Урок русского языка в 5 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок русского языка Обобщение и закрепление по теме «Глагол». | 18.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 классе.
Тема «Обобщение и закрепление по теме «Глагол».
Цель: проверить знания о глаголе как части речи умение находить изученную часть речи обосновывать правильность выбора орфограмм при написании глагола использовать глагол в речи.
Ход урока.
Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду-
Все в действие придет.
Летит ракета.
Люди строят зданья.
Цветут сады,
И хлеб в полях растет.
1.0дна область волшебной страны Речь называется Глагол. Слова, которые живут с ней ужасно разговорчивы. Они очень любят рассказывать о том, что делают слова-имена существительные.
- А вы как думаете, почему? Какая часть речи называется глаголом? Почему она имеет два вопроса?
- Глагол - настоящий богач среди частей речи: имеет время, лицо, вид, род.
По частоте употребления глагол занимает 2 место после существительного.
Глагол - самая живая часть речи. Он изменяется по временам.
Задание: записать предложение, подчеркнуть грамматическую основу, объяснить постановку знаков препинания, найти глаголы, указать их время.
Тростник шумел, шуршал и слушал, как в речке плещется вода.
-Что нужно знать, чтобы правильно образовать все возможные формы времени глагола? Как образуется будущее время глагола?
- Хотелось бы вам узнать, откуда взялось слово»глагол»? Глагол означал по-старославянски слово, существовало и слово глаголать. Но мы не говори: «Что ты мне глаголешь?» Однако, в произведениях наших великих писателей и поэтов встречается слово «глагол».
У А.С. Пушкина:
И ,обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.
(Тут глаголом значит словом.)
У М.Ю. Лермонтова:
Вот у ног Ерусалима,
Богом сожжена,
Безглагольна, недвижима
Мертвая страна.
(Здесь безглагольный значит безмолвный).
Большинство грамматических терминов русского языка произошли из древнегреческой грамматики. Слово «спряжение» - не исключение. Это ттермин возник на базе слова в значении связь, соединение.
-Как вы думаете, почему оно имеет такое название? Что называется спряжением?
Задание: объяснить правописание окончаний глаголов, определить спряжение, объяснить постановку знаков препинания.
- И тает, тает снег, стекает снег в долины рек.
- Солнышко всходит, и звездочки тают.
- Ласточки кружат и тают за далью лесной.
-Укажите лексическое значение слова «таять» в каждом предложении.
Задание: составьте предложения с глаголами кружиться, кружится, садиться, серебрится.
-В чем особенность правописания этих глаголов?
Задание: записать словосочетания, объяснить правописание Ь после шипящих.
Испечь пироги, улыбаешься мне, стеречь дом, мягкий карандаш, возле дач, ветер свеж, подумаешь обо мне, видишь мышь.
- Что нужно знать, чтобы правильно объяснить орфограмму?
- Послушайте сказку.
Гордую и упрямую частицу полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил:»Люблю», а она ему :»Не люблю». Он признавался:»Верю», а она ему :»Не верю».
Частица НЕ никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды НЕ и говорит ему:»Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь».
Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Ненавижу!» и вдруг замерла от неожиданности, оказавшись в объятиях Глагола. Так Глагол доказал, что в некоторых случаях не только он, но и сама частица НЕ жить друг без друга не могут. (По Ф. Кривину).
-А вы, ребята, догадались, почему в некоторых случаях частица не пишется слитно с глаголом? Приведите еще примеры.
Задание: назовите глаголы в предложении, сделайте морфологический разбор одного глагола.
Тихо смотрю, как степная колышется зыбь,
Тихо внимаю, как плачет болотная выпь. (Н.Гумилев)
- Смотрю-глагол, я (что делаю?) смотрю
- Н. ф. смотреть, несов. в., 2 спр., наст. вр., в ед. ч., в 1 л.
- Я (что делаю?) смотрю
- Вывод по уроку, оценивание ответов.
- Домашнее задание: подготовиться к контрольному диктанту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение и закрепление по теме "Фонетика"
Урок повторения и обобщения знаний по теме "Фонетика"...
упражнения для закрепления по темам "Глагол", "Причастие", 6 класс
Упражнения для списывания, тренировки орфографии и нахождения глаголов и причастий. Можно давать в начале изучения темы....
упражнения для закрепления по темам "Глагол", "Причастие", 6 класс
Упражнения для списывания, тренировки орфографии и нахождения глаголов и причастий. Можно давать в начале изучения темы....
Открытый урок в 8 классе "Обобщение и закрепление по теме "Односоставные предложения"
Конспект урока поможет Вам провести открытый урок по данной теме очень интересно и продуктивно...
Обобщение и закрепление по теме «Рельеф и полезные ископаемые России»
Друзья мои! Я очень рада войти в приветливый наш класс, и для меня уже награда – вниманье ваших умных глаз. Я знаю, каждый в классе гений, но без труда талант не впрок. Скрестив все ...
Обобщение и закрепление по теме "Походы Александра Македонского"
В.А.Михайловский «Всеобщая история. История древнего мира». 5 класс /авт.-сост. Ф.А.Михайловский. – М.: ООО «Русское слово – учебник, 2012. – (ФГОС. Инно...
Интегрированный урок русского языка и технологии, приуроченный к Международному Дню Земли "Изготовление плаката "День Земли". Закрепление по теме "Глагол"
На уроке обучающиеся устанавливают взаимосвязь понятий "человек" и "природа", учатся бережно относится к живой природе, активно участвовать в деле защиты окружающей среды....