Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему
Новые образовательные технологии сегодня являются необходимым условием интеллектуального, творческого и нравственного развития обучающихся. «Развитие» становится ключевым словом педагогического процесса, сущностным, глубинным понятием обучения. Современный урок русского языка и литературы должен быть обучающим, воспитывающим, развивающим и интересным. Поэтому использование современных образовательных технологий на уроках и в воспитательной работе – потребность сегодняшнего дня.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
minnikova.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «СОШ № 3» г. Михайловска
Методическая разработка по теме:
«Технология проблемного обучения
на уроках русского языка и литературы»
Подготовила Минникова Н.В., учитель русского языка и литературы.
Новые образовательные технологии сегодня являются необходимым условием интеллектуального, творческого и нравственного развития обучающихся. «Развитие» становится ключевым словом педагогического процесса, сущностным, глубинным понятием обучения. Современный урок русского языка и литературы должен быть обучающим, воспитывающим, развивающим и интересным. Поэтому использование современных образовательных технологий на уроках и в воспитательной работе – потребность сегодняшнего дня.
На мой взгляд, наиболее эффективной современной технологией, дающей качественное усвоение знаний, мощное развитие интеллекта и творческих способностей обучающихся, является технология проблемного обучения, когда ученик становится активным участником образовательного процесса, получает знания самостоятельно в условиях проблемной ситуации.
Чтобы добиться активной мыслительной работы учащихся, необходимо вызвать у них потребность в знаниях. Потребность в знаниях возникает в тех случаях, когда на пути ученика появляется препятствия, затруднения, преодолеть которые без необходимых для этого сведений он не может.
Методических приемов создания проблемных ситуаций множество:
- учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
- сталкивает противоречия практической деятельности;
- излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
- предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций;
- побуждает учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуаций, сопоставлять факты;
- ставит конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения;
- определяет проблемные теоретические и практические задания;
- ставит проблемные задачи с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения.
Проблемная ситуация создаётся такими простыми на первый взгляд заданиями, как, например:
1.Прочитайте вслух слова с указанными ударениями. Докажите, где изменение места ударения служит для различения смысла слов, а где – для различения грамматических форм.
Орган – оргАн, сбЕгать – сбегАть.
2. - А вот и ключ! – закричали ребята, наклонившись у края оврага.
- Кто потерял ключ? – спросила маленькая Лена.
Ребята рассмеялись.
Вопрос: Как вы думаете, что вызвало смех детей?
Элементы проблемного обучения в своей работе я применяю давно, и у меня сложилась своеобразная копилка методических приемов создания проблемной ситуации на уроке.
Вот некоторые из них.
1.Так, объяснение темы «Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака» можно начать с создания проблемной ситуации:
Произнесите записанные на доске слова: лентяй, сентябрь, ночлег, кости.
Какие ошибки можно допустить в написании этих слов? Почему?
2.При изучении орфографии предлагается задание: написание какого слова верно?
Бал – балл
Сделайте вывод.
3. При изучении бессоюзного сложного предложения предлагаю задание:
Можно ли в предложении «Бабушка сердилась, внучка не слушалась» поставить двоеточие? Тире? Докажите своё мнение.
4. При изучении темы «Окончание – значимая часть слова»
- Подумайте, различаются ли следующие примеры по смыслу. Чем это вызвано?
Книга брату – книга брата.
5. Тема урока русского языка «Существительные общего рода»
Мы нередко слышим: «Какая ты молодчина, Оля!» или «Ваня, а ты молодчина!»
Вопрос: Правильно ли выражена мысль в том и другом случае?
6. Тема «Глагол как часть речи»
- Один ученик так составил план своих занятий в течение дня:
1) приготовление уроков;
2) плавание в бассейне;
3) чтение книги.
Как можно иначе выразить эти же мысли? Какой вариант, по-вашему, более целесообразен? Почему?
Создание проблемной ситуации возможно на использовании ошибки. Например, при изучении темы «Склонение порядковых числительных» можно предложить рассмотреть ошибки, допущенные при употреблении различных дат: «В двухтысячно четырнадцатом году в городе Сочи состоялась зимняя олимпиада»
На уроках литературы технология проблемного обучения, на мой взгляд, является наиболее продуктивной. Для этого необходимо превратить анализ литературного произведения в этическую проблему, которой необходимо заинтересовать учеников, заставить задуматься над ней.
Вот как можно организовать работу учащихся при изучении «Песни про купца Калашникова…» М.Ю.Лермонтова.
Цель урока: развитие умения характеризовать героев, опираясь на их речь, поступки, отношение к людям.
Задачи:
развивать умение аналитической работы с художественным текстом;
развивать критическое мышление;
развивать умение выстраивать свои рассуждения, аргументировать их, делать выводы;
воспитание бережного отношения к семейным ценностям.
Ход урока.
Шаг первый.
Задание: пользуясь таблицей, дайте характеристику Кирибеевичу.
Действия Кирибеевича | Ваша оценка действий Кирибеевича | Почему так поступает |
На пиру равнодушен к угощению | Не боится гнева царя, с достоинством отвечает | безнадёжно влюблён |
Шаг второй. Создание проблемной ситуации.
Каково отношение автора к Кирибеевичу? Почему?
Работа с таблицей.
Что привлекает | Почему | Что отталкивает | Почему |
Внешний вид | молод, красив | опричник | опричники беспощадны, жестоки |
Поведение на пиру | чувство собственного достоинства | ложь | не сказал всей правды царю |
Любовь к Алене Дмитриевне | настолько сильна, что готов умереть | бесчестное поведение | разрушил семью |
Кулачный бой | лучший боец, укоры совести | кичится своим удальством, славой | вышел потешить царя |
Выяснив отношение к герою, попробуем объяснить его поступки. Заполняем третью колонку первой таблицы (почему так поступает?)
В ходе обсуждения выясняем, что поступками героя движет страсть. Можно ли это назвать любовью? Если любовь, то достойна она осуждения или нет?
Почему образ опричника так противоречив?
Работа с кластером «Система ценностей» (моральные: любовь к замужней женщине; религиозные: преступает Божьи заветы; общественные: отношения с царём)
Вывод. Кирибеевич не вписывается ни в одну систему ценностей, это особый образ человека, противостоящего общепринятым нормам поведения.
Домашнее задание: написать эссе «Моё отношение к Кирибеевичу».
Методическая разработка урока «Н.В.Гоголь «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе».
Цели урока:
- расширить и углубить понятие «образ « маленького человека» в русской литературе;
- рассмотреть основные художественные особенности повести «Шинель», нравственные проблемы, поставленные в произведении;
- совершенствовать навыки монологической речи;
- воспитание милосердия, сострадания.
Ход урока.
Шаг первый. Учитель зачитывает высказывания Белинского и Достоевского о повести «Шинель»:
«Лучшее, что вы написали», - так оценил повесть В.Г.Белинский.
«Все мы вышли из «Шинели» Гоголя, - сказал Достоевский.
Шаг второй. Постановка проблемного вопроса.
- Почему «мы» – русская литература – вышли из «Шинели», небольшой повести Гоголя?
Шаг третий. Анализ повести.
Учитель предлагает обратиться к тексту повести и ответить на вопросы:
- О чём эта повесть?
- Что значит «маленький человек»?
Предлагает вспомнить прочитанное.
-На страницах какого произведения мы встречали образ такого человека?
Работая над вопросом «Почему повесть о человеке названа «Шинель», учащиеся приходят к выводу, что ценность человека определяется по формальным признакам – мундир, чин, дом. Вещь заменила человека.
В ходе обсуждения учащиеся делают вывод о том, что повесть пронизана состраданием к «маленькому человек», автор скорбит о погибели самого звания человека, когда людей делят на «значительных» и «маленьких».
Наиболее часто употребляемым является ключевой вопрос урока. Например, «М.Е. Салтыков-Щедрин: «Я люблю Россию до боли сердечной». Отчего болит сердце писателя?» или «Чем опасны Молчалины?» Ключевой вопрос урока позволяет организовать поисковую деятельность и активный диалог на протяжении всего учебного занятия. Уровень заданий и самостоятельности школьников будет зависеть от их возраста и индивидуальных особенностей, от степени освоения методов проблемного обучения.
Источники.
1.Кудрявцев Т. В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. – М.: Знание, 1991.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...
Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения на уроках русского языка и литературы.
Здоровьесберегающие технологии – это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровь...
Применение технологии РКМЧП на уроках русского языка и литературы
фрагменты уроков по использованию приёмов технологии РКМЧП...
Примеры использования ведущих приёмов технологии РКМЧП на уроках русского языка и литературы
Практический материал, который может использовать учитель-словесник при подготовке к уроку с применением ТРКМЧП....
Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения на уроках русского языка и литературы.
Цель данной статьи рассказать, как применяются здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы...
Технология ИСУД на уроках русского языка и литературы как реализация личностно – ориентированного подхода в обучении
в статье рассматриваетя применение одной из современных педагогических технологий, позволяющих осуществлять личностно ориентированный подход в обучении – технологии ИСУД (технология уч...
Дистанционное обучение. Уроки русского языка и литературы в 5-9 классах. Практические занятия. Методические разработки. Рекомендации.
Дистанционное обучение- одно из относительно новых и перспективных направлений информационных технологий в рбразовании, позволяющее организовать обучение независимо от расстояний....