Разработка урока русского языка в 5 классе "Имя прилагательное как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Урок русского языка в 5 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka.doc | 56.5 КБ |
tekst_pesni.docx | 10.91 КБ |
refleksiya_kartochki.docx | 10.22 КБ |
prilozhenie_2_list_samootsenki.docx | 15.06 КБ |
prilozhenie_1_tehn.karta_.docx | 12.67 КБ |
pesnya.ppt | 76 КБ |
zadachi_uroka.ppt | 149 КБ |
zadanie_k_pesne.doc | 27 КБ |
texty.doc | 2.09 МБ |
raketa.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ
2.1.1. Цели урока:
- предметные: знать определение имени прилагательного, его морфологические признаки и синтаксическую роль;
- метапредметные: совершенствовать основные виды речевой деятельности (говорение, письмо, слушание, чтение), умение анализировать, делать выводы;
- личностные: развивать интерес к работе с текстом, активность в решении учебных задач; закреплять умение проводить адекватную самооценку.
Задачи:
- образовательные: формировать умения находить имена прилагательные в тексте и определять их роль; вырабатывать навыки анализа текста;
- развивающие: способствовать развитию мышления и формированию процессов мыслительной деятельности (анализа и синтеза, абстракции и обобщения);
- воспитательные: создавать условия для развития интереса к русскому языку, внимания и уважения к слову, к истории советской космонавтики.
2.1.2. Содержание учебного материала урока: определение морфологических признаков имени прилагательного; анализ текстов, создание монологического высказывания, коллективное создание текста (трансформация научного текста). Технологическая карта урока (Приложение 1) [1].
2.1.3. Формы и методы диагностики: групповая и индивидуальная письменная текущая диагностика, взаимоконтроль, самодиагностика метапредметных результатов на листах самооценки. Лист самооценки (Приложение 2) [2].
2.1.4. Текст методической разработки:
- Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. Напоминание о ведении листа самоконтроля (ссылка на приложение 2 в пункте 2.1.3.) на каждом этапе урока.
- Мотивационный этап. Формулировка темы урока. Постановка задач.
- Открываем тетради, записываем число (планируется, что занятие будет приурочено
ко Дню космонавтики). Ребята, а кто-нибудь знает, чем знаменито 12 апреля? Что в этот день произошло? (Сегодня, 12 апреля - День космонавтики)
- Почему так назван этот день? (12 апреля 1961 года впервые человек полетел в космос)
- А знаете ли вы, кто был первым человеком, отправившимся в космос? На чем он полетел? (Космическая ракета, космический корабль)
- Совершенно верно. Какой частью речи являются слова «ракета», «корабль»? Почему вы считаете, что слово «ракета» («корабль») – имя существительное? Чем вы можете это доказать? (ответы детей).
- Назовите часть речи, которой является второе слово в словосочетании (космическая/космический)? Докажите. (ответы детей)
- Как мы назовем первый урок по данной теме? (Имя прилагательное как часть речи)
- Современные ракеты многоступенчатые. До достижения орбиты Земли они избавляются от четырех ступеней. Давайте попробуем по количеству ступеней в ракете сформулировать задачи урока. Что же мы должны будем узнать об имени прилагательном? (ракета на слайде) [3]
- Да, действительно, сегодня мы восстановим наши знания об имени прилагательном, которые получили в начальной школе, будем говорить о грамматических имени прилагательного, роли прилагательного в речи, а также о его синтаксической функции.
3. Актуализация знаний.
Когда мы отправляемся в любое путешествие, мы берем с собой самое ценное, дорогое. Ребята, главные герои знаменитого фильма «Москва-Кассиопея», собираясь в космос, пели песню. Вот что они хотели бы взять с родной планеты:
(текст в раздаточных материалах и на экране) [4], [5], [6]
Задание: найти имена прилагательные, вспомните, на какие вопросы отвечает данная часть речи.
- Подберите однокоренные слова к слову «Прилагательное». К чему-то прилагается. К какой же части речи чаще всего «прилагается» прилагательное? (к имени существительному) Что же оно обозначает? (признак предмета)
4. Работа в малых группах.
У каждого из вас есть по 2 ступени ракеты. Пользуясь текстом учебника (стр.280), а также своими знаниями, заполните соответствующие ступени ракеты, а затем соберите целую ракету вместе со своим соседом по парте [7]. Обсудите, какими признаками обладает имя прилагательное, каким членом предложения является, для чего используется в речи. Итак, давайте посмотрим, что у вас получилось. (ответы детей; если ответы неполные, учащиеся малых групп корректируют высказывания друг друга, дополняют)
Остальное нам еще предстоит узнать на последующих уроках.
5. Физкультминутка
Ребята, скажите, какими качествами должен обладать настоящий космонавт? (перечисляют)
Несомненно, космонавт должен быть здоровым, чтобы выдерживать сильнейшие перегрузки и необычное состояние невесомости. Давайте и мы проделаем зарядку космонавтов.
Не зевай по сторонам, Ждет нас быстрая ракета Крыльев нет у этой птицы, | Повороты в стороны. Наклоны вперед.
Приседают. Кружатся.
Разминаем пальцы. |
Думаю, теперь мы готовы. Полетели? (видео) [8]
6. Применение знаний в новой ситуации.
- Посмотрите, как красива наша планета (видео) [9]! Давайте опишем ее, используя имена прилагательные. Составьте предложения, определите, каким членом предложения является имя прилагательное. (дети придумывают и записывают предложения + взаимопроверка в парах)
- Чтобы Земля всегда оставалась такой прекрасной, нужно беречь природу. Каждый из нас ответственен за чистоту и красоту всей планеты.
7. Определение роли прилагательных в речи.
Космонавт должен обладать прекрасной памятью. Ему необходимо уметь запоминать большое количество информации. Давайте расширим ваши знания о космонавтике и создадим пособие для будущих космонавтов, которое передадим в центр управления полетом.
Работаем в микрогруппах ( 4 человека). Давайте дополним обычную научную заметку [10] красочными прилагательными, чтобы вашим последователям было интересно ее читать.
Послушаем, что получилось. На экране мы увидим первоначальный текст без прилагательных. Сравним результат.
(предъявление работ в микрогруппах, взаимопроверка, коррекция высказываний)
- Для чего используют имена прилагательные в речи?
8. Подведение итогов урока, рефлексия.
-Наш полет окончен. Осталось подвести итоги. Что мы повторили/узнали об имени прилагательном? Оцени себя. Заполни карточку рефлексии [11] именами прилагательными.
- Что для меня на уроке было самым интересным, полезным?
- Какие затруднения были в работе?
- Определите степень успешности своей работы на уроке, заполните лист самооценки.
9. Дифференцированное домашнее задание.
Задание на «5»:
Создайте собственную сказку о космонавте (10-12 предложений), используйте прилагательные для того, чтобы придать письменному высказыванию большую образность (не менее 10 имен прилагательных), подкрепите текст иллюстрацией.
Задание на «4»:
Создайте схему, четко изображающую основные положения урока (значение имени прилагательного, грамматические признаки, синтаксическая функция, роль в речи). Подойдите к выполнению задания творчески.
Задание на «3»:
Упражнение 793.
Библиография использованных методических материалов:
М.М. Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов «Русский язык. 5 класс». – учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа.- 2016.
Уроки русского языка в 5 классе/ Е.И. Никитина – М.: Просвещение, 2003.
Описание ссылок:
[1] – технологическая карта урока;
[2] – лист самооценки;
[3] – слайд «Задачи урока»;
[4] – аудиозапись;
[5] – слайд «Текст песни»;
[6] – задание;
[7] – ракета;
[8] – видео «Взлет»;
[9] – видео «Земля»;
[10] – тексты;
[11] – карточки рефлексии.
Предварительный просмотр:
Я возьму щебет земных птиц,
Я возьму добрых ручьев плеск.
Я возьму свет грозовых зарниц,
Шепот ветров, зимний пустой лес.
Я возьму память земных верст,
Буду плыть в спелом густом льне.
Там вдали, там возле синих звезд
Солнце Земли будет светить мне.
Я возьму щебет земных птиц,
Я возьму добрых ручьев плеск.
Я возьму свет грозовых зарниц,
Шепот ветров, зимний пустой лес.
Я возьму память земных верст,
Буду плыть в спелом густом льне.
Там вдали, там возле синих звезд
Солнце Земли будет светить мне.
Предварительный просмотр:
Вот и подошел к концу _______________ урок русского языка. Мы повторили все, что знали об имени прилагательном. Благодаря этим словам наша речь становится _____________________ . Мои одноклассники были __________________. Они давали______________ответы. На уроке я узнал много _____________ и __________________. Результат выполненного мною теста ________. Своей работой на уроке я _______________. И сейчас у меня _______________ настроение.
Предварительный просмотр:
ЛИСТ САМООЦЕНКИ
учени … ____ класса ____________________________________
1. Работа с текстом песни (1-3)
баллы | мои баллы | Прим. | |
Я нашел ВСЕ имена прилагательные и смог самостоятельно ответить на поставленный вопрос | 3 | ||
Я смог самостоятельно выполнить задания, но не в полном объёме | 2 | ||
Я смог выполнить задания с помощью одноклассников | 1 |
2. Работа в парах (Ракета) (1-3)
баллы | мои баллы | Прим. | |
Я самостоятельно сформулировал и записал необходимую информацию в своей части схемы | 3 | ||
Я смог заполнить необходимые графы только при помощи учебника. | 2 | ||
В составленной мной схеме были допущены ошибки | 1 |
3. Самостоятельная работа (1-3)
баллы | мои баллы | Прим. | |
Я самостоятельно составил предложение и обозначил синтаксическую функцию имени прилагательного | 3 | ||
Предложение было записано, синтаксическая функция не определена | 2 | ||
В предложении допущены ошибки, имена прилагательные не подчеркнуты как члены предложения | 1 |
4. Работа с текстом в микрогруппах (1-3)
баллы | мои баллы | Прим. | |
Я самостоятельно дополнил текст | 1 | ||
Я записал ответ на вопрос с помощью одноклассников | 2 | ||
Мы работали в группе, вместе дополнили текст, ответили на поставленный вопрос, посовещавшись со всеми членами команды | 3 |
5. Формулировка вывода (1-3)
баллы | мои баллы | Прим. | |
Я ответил на вопрос неполным предложением. | 1 | ||
Я сформулировал и записал полный ответ на вопрос. | 2 | ||
Я смог аргументировать свой полный ответ на вопрос. | 3 |
Мои баллы: __________________
«5» - 13-15 баллов
«4» - 9-11 баллов
«3» - 5-8 баллов
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
этап урока | деятельность | время мин. | |
учителя | ученика | ||
организационный | организация учебно-познавательной деятельности | подготовка к уроку | 2 |
мотивационный | постановка учебной задачи, стимулирование учебной деятельности | фронтальный диалог, формулирование целей и задач урока | 4 |
актуализация знаний | беседа, слово учителя, коррекция результатов | фронтальный диалог, поисковая работа с текстом, работа в парах, афиширование собственных выводов, коррекция результатов. | 7 |
физкультминутка | Двигательная активность | 3 | |
применение знаний в новой ситуации | контроль за эффективностью самостоятельной работы учащихся (консультация, совет, помощь) | Самостоятельная работа + парная коррекция результатов, исследование текста по заданию, создание текста, формулирование вывода + дополнения | 18 |
Итог урока | Подведение итогов | решение проблемы, определенной в начале урока, применение моделей действий, вызвавших затруднение | 5 |
рефлексия | подведение итогов | определение степени успешности своей работы на уроке | 3 |
домашнее задание | информация о д/з, инструктаж по его выполнению | 3 |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Задание: выписать из текста словосочетания прил. + сущ. Задать вопрос, выделить окончание имен прилагательных. Определить непостоянные морфологические признаки (род, число, падеж).
Действуйте в соответствии с образцом!
В глуши (какой?) лесной (в ж.р., ед.ч., П.п.)
1 вариант:
Я возьму щебет земных птиц,
Я возьму добрых ручьев плеск.
Я возьму свет грозовых зарниц,
Шепот ветров, зимний пустой лес.
2 вариант:
Я возьму память земных верст,
Буду плыть в спелом густом льне.
Там вдали, там возле синих звезд
Солнце Земли будет светить мне.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Задание: впиши в каждую ступень ракеты основные сведения об имени прилагательном (если у тебя возникли затруднения, обратись к стр. 280 в учебнике).
Что обозначает прилагательное?
На какие вопросы отвечает?
Перечислите разряды прилагательных
Как изменяются прилагательные?
В предложении прилагательное обычно бывает…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка.5 класс.Существительное как часть речи.Форма проведения:заседание Учёного совета.
Интерес к русскому языку и литературе у моих учащихся сочетается с прочными знаниями и сформированными навыками.Мои уроки отличаются глубоким содержанием и разнообразием форм организации учебной деяте...
Урок русского языка на тему "Деепричастие как часть речи"
Презентация к уроку-экскурсии по родному селу....
План-конспект и презентация к уроку русского языка по теме :"Прилагательное как часть речи"
Конспект урока разработан с учетом новых требований ФГОС, с указанием ЭОР....
Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...
Разработка урока русского языка в 7 классе «Служебные части речи»
Цели: а) обобщить и систематизировать изученный на предыдущих уроках материал о служебных частях речи; б) отрабатывать практические навыки правописания союзов, предлогов, частиц; в) воспитывать бере...
Проект урока русского языка 7 класс «Частица как часть речи. Частица как служебная часть речи. Роль частиц в передаче различных оттенков значения и в образовании форм глагола».
Данная работа поможет учителю за короткий срок поможет Вам подготовиться к уроку по данной теме за короткий срок....
Методическая разработка урока русского языка в 7 классе «Служебные части речи. Предлог»
Язык - явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам...