Урок русского языка в 5 классе по теме "Доказательства в рассуждении"
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) на тему
Урок развития речи знакомит учащихся с композицией текста-рассуждения. На уроке учащиеся учатся строить текст- рассуждения, включая в него специальные слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rassuzhdenie.docx | 27.64 КБ |
Приложения к уроку | 13.18 КБ |
rassuzhdenie.pptx | 487.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по русскому языку 5 В класс
Тема | Доказательства в рассуждении |
Тип урока | Урок развития речи |
Цель урока | Познакомить с композицией текста-рассуждения, научить строить текст-рассуждение, научить находить тезис, доказательства, вывод, включать в рассуждение специальные слова. |
Планируемый результат | Предметные: знать структуру рассуждения, роль доказательства в рассуждении, уметь анализировать текст-рассуждение с точки зрения его структуры, уметь составлять текст-рассуждение. Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне. Личностные: осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку, стремление к речевому самосовершенствованию. |
Основные понятия | Рассуждение, доказательства, тезис, вывод. Факт |
Ресурсы: | Учебник, презентация. |
Методы и формы обучения | Работа фронтальная, индивидуальная, в мини- группах. |
Организационная структура урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Формируемые умения |
Организационный этап | Знаете ли вы , какое слово на свете самое беспокойное, самое любознательное? Оно, как сказал сказочник Джанни Родари, «гуляет по всему свету, оно забирается во всё, что мы только с вами видим, слышим, трогаем. Оно заставляет людей, не только маленьких, но и взрослых, задавать массу полезных и нужных вопросов». Догадались, что это за слово? - Конечно, это слово «ПОЧЕМУ»? В своих странствиях «почему» встретило другое слово «потому» и стали они вести удивительные бесконечные разговоры. На вопросы ПОЧЕМУ отвечало ПОТОМУ. Скажите, а какой тип текста поможет нам в этом? РАССУЖДЕНИЕ. | Демонстрируют готовность к работе, слушают учителя, начинают оформлять классную запись в картах урока | Фронтальная | Личностные: положительное отношение к учению, к получению новых знаний. Познавательные: осознают познавательную задачу. Регулятивные: совместно с учителем, одноклассниками планируют деятельность. |
Актуализация знаний (задания на повторение) | 1. По заданной структуре определите тип текста: А. Общее впечатление от предмета. Детали предмета. Б. Завязка. Развитие событий. Кульминация. Развязка. В. Тезис. Доказательства. Вывод. -Сегодня нас интересует тип речи - рассуждение и самый значимый этап в нем. Какой? ( Где будем использовать слово ПОТОМУ?) – Доказательства - Сформулируйте тему урока. -Сформулируйте цели урока, продолжите фразу: сегодня на уроке я вспомню…, я научусь… | Слушают учителя, отвечают на вопросы в картах Тема урока: Цель урока: - я научусь строить текст рассуждения -я познакомлюсь…. -я узнаю…. | Фронтальная Индивидуальная | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют для решения задач операции анализа, синтеза. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: выдвигают и объясняют свою точку зрения. |
Выявление места и причины затруднения | - В каких жизненных ситуациях нужно использовать текст-рассуждение? Приведите примеры. - Какова основная задача этого текста? -Рассуждение – это….. суждения, умозаключения, выводы. - Рассуждение – тип речи, представляющий собой разъяснение, подтверждение или доказательство какой-либо мысли. Основные композиционные особенности рассуждения:
| Приводят примеры, анализируют текст, отвечают на вопросы. Записывают Рассуждение – суждение, выводы, умозаключения Композиция рассуждения: 1) тезис 2) доказательства (аргументы, факты) 3) вывод | Групповая | Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения нужной информации. |
Построение проекта выхода из затруднения Учебная задача | Работа с текстом Т.Мальцева Прочитайте текст. Дополните композицию текста-рассуждения:
А какие слова помогают нам составить текст рассуждения?
| Выполняют упражнения, отвечают на вопросы Находят (устно) композиционные части рассуждения Слова-помощники записывают I.ТЕЗИС. Докажем это. Это можно доказать так (следующим образом). Почему? И вот почему. Это объясняется следующим. II.ДОКАЗАТЕЛЬСТВА: 1.Во-первых,… Например,… 2.Во-вторых,… К примеру,… 3.В-третьих,… Допустим,… III. ВЫВОД. Итак, … Обобщим всё сказанное. Таким образом, … Следовательно, … | Индивидуальная, групповая | Познавательные: извлекают необходимую информацию. Регулятивные: планируют действия. Коммуникативные: строят высказывания. |
Динамическая пауза | Нужно собрать текст рассуждения | |||
Работа с доказательствами «Открытие нового знания» | Ребята, к нам на урок сегодня заглянул литературный герой – Незнайка. Он очень любил что-то доказывать. Давайте послушаем диалог с его друзьями. Следовательно, почему доказательства Незнайки не убедительны? Т.к. они неправильны, не подкреплены научными сведениями Подбор доказательств – нелегкая работа, и прежде всего, нужно знать, что может быть доказательством. Это - факт, самое серьезное, самое бесспорное доказательство. Доказательством могут быть общепринятые положения. Принципы, нормы, пословицы, народная мудрость, цитаты, цифры, оценочные слова автора, различные заключения как вывод из двух суждений. | Читают в парах «по ролям», анализируют Формулируют тезисы, приводят аргументы. !!! Записать себе в карты Доказательства – убедительные, подтвержденные факты, нормы, пословицы,…. | Индивидуальная, групповая | Личностные: приобретают новые умения и навыки, совершенствуют имеющиеся. Регулятивные: контролируют учебные действия. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность, задают вопросы для уточнения. |
Первичное закрепление. Самостоятельная работа по образцу | Итак, Незнайка не владел достаточными знаниями. Сейчас я хочу вам побыть в роли Знаек и составить свои небольшие тексты-рассуждения. А тезисами будут пословицы – мудрость народная. (Какие вы знаете пословицы о знаниях) Знание лучше богатства. Без терпенья нет ученья. Ученому везде дорога. Кто много читает, тот много знает. Книга поможет в труде, выручит и в беде. Книга - лучший подарок. | Пишут текст-рассуждение, проговаривают друг другу | Индивидуальная | Личностные: осваивают новые виды деятельности, оценивают усваиваемое содержание. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и доказывают свою точку зрения. |
Итоги, выводы | Давайте вернемся к цели урока. Удалось ли достигнуть её? | Делают вывод – достигнута ли цель урока | ||
Оценка работы | По критериям оцените свою работу | Анализируют, оценивают по данным критериям | Индивидуальная, групповая. | Личностные: понимают значение знаний для человека. Познавательные: приобретают умения использовать знания в повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу, находят и исправляют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли. |
Рефлексия | Синквейн | Определяют свое эмоциональное состояние. | Индивидуальная | |
Домашнее задание | Придумать свой тезис и 2 доказательства к нему с выводом на любую интересующую вас тему |
Предварительный просмотр:
Работа с доказательствами Незнайки
1) В это время воздушный шар очутился в каком-то дыму или тумане. | |
2) -- Смотрите, братцы, кто-то бежит за нами! - закричал Пончик. - Смотрите, через реку перескочило! - закричал Растеряйка. - Что же это может быть? - спросил Торопыжка. Воздушный шар полетел над лесом. Пятнышко двигалось по верхушкам деревьев. - Знаю! - закричал вдруг Незнайка. – Я понял! Это наш Булька. Мы забыли взять Бульку, вот он теперь и бежит за нами. Знайка спрятал компас и поглядел вниз. |
Работа с доказательствами Незнайки
1) В это время воздушный шар очутился в каком-то дыму или тумане. | |
2) -- Смотрите, братцы, кто-то бежит за нами! - закричал Пончик. - Смотрите, через реку перескочило! - закричал Растеряйка. - Что же это может быть? - спросил Торопыжка. Воздушный шар полетел над лесом. Пятнышко двигалось по верхушкам деревьев. - Знаю! - закричал вдруг Незнайка. – Я понял! Это наш Булька. Мы забыли взять Бульку, вот он теперь и бежит за нами. Знайка спрятал компас и поглядел вниз. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Почему?
Рассуждение А . Общее впечатление от предмета. Детали предмета. ? Б. Завязка. Развитие событий. Кульминация. Развязка. ? В. Тезис. Доказательства. Вывод. ? Вспомним: Описание Повествование Рассуждение
Рассуждение Тезис Доказательства Вывод Композиция: Суждения Умозаключения Выводы Главная мысль, утверждение, которое нужно доказать
Тема урока: Доказательства в рассуждении Сегодня на уроке я узнаю… я буду учиться… я попробую…
Работа с текстом Нет силы более могучей, чем знание! Почему? И вот почему. Во-первых, знания нужны, чтобы получить профессию и заниматься любимым делом - ведь без знаний ты не сможешь быть хорошим специалистом и не будешь полезен обществу. Во-вторых, очень приятно общаться с человеком всесторонне развитым. Интересно вести разговор с людьми, которые много читают. Недаром А. С. Пушкин отметил, что «чтение - лучшее учение». Таким образом, знания украшают человека.
Речевое оформление рассуждения: 1.Тезис Докажем это. Это можно доказать так… Почему. И вот почему. Это объясняется следующим. 2. Доказательство 1. Во-первых, ….. Например, ….. 2. Во-вторых, ….. К примеру, …. 3. В-третьих, …… Допустим: …… 3. Вывод Итак, ……. Обобщим всё сказанное. Таким образом, …… Следовательно, ……
Что может быть доказательством? Факты Статистические данные Исторические события Законы природы Жизненный опыт
Составляем текст-рассуждение: Учёному везде дорога. Без терпения нет учения. Век живи – век учись.
Синквейн 1 строка- 1 существительное – тема 2 строка- 2 слова прилагательных – основная мысль 3 строка- 3 слова глаголы – описывают действия в рамках темы 4 строка – фраза – 4 слова- отношение к теме 5 строка – 1 слово-резюме или словосочетание , суть темы
Домашнее задание: Составь текст-рассуждение, используя в качестве тезиса пословицу «Кто много читает, тот много знает». Не забудь подобрать 2 примера-доказательства и записать вывод!
Выполнила
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. 10 класс. Тема: « Душа родного города». (Обучение написанию сочинения - рассуждения).
Цели:Øформирование навыков правильного выделения проблем исходного художественного текста и обучение комментированию;Øвыработка навыков определения и формулирования проблемы текста, авторской по...
Методическая разработка урока русского языка "Анализ художественного текста с элементами рассуждения"
Методическая разработка урока русского языка "Анализ художественного текста с элементами рассуждения" в 11 классе направлена на совершенствование коммуникативных компетенций у учащихся, формирование и...
Конспект урока русского языка 11 класс "Анализ текста И. Бойко "Гимн хате". Подготовка к сочинению-рассуждению"
Урок развития речи в 11 классе "Анализ текста И. Бойко "Гимн хате". Подготовка к сочинению-рассуждению" формирует умение анализировать текст, находить тему , проблему текста,расширяет представления уч...
Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"
Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....
Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...
Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.
Создать условия для формирования и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...
Учебно-методическое пособие для уроков русского языка по теме: Алгоритм написания сочинения-рассуждения
Учебно-методическое пособие содержит алгоритм написания сочинения-рассуждения при подготовке учащихся 9 классов к ОГЭ...