Художественный текст и его лингвистический анализ на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС
статья по русскому языку по теме
Статья содержит учебный материал по анализу художественного текста на уроках русского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hudozhestvennyy_tekst_i_ego_lingvisticheskiy_analiz.doc | 164 КБ |
Предварительный просмотр:
Художественный текст и его лингвистический анализ
на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС
Наш язык-это важнейшая часть нашего общего
поведения в жизни. И по тому, как человек говорит,
мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы
имеем дело… Учиться хорошей интеллигентной речи
надо долго и внимательно прислушиваясь,
запоминая, читая и изучая. Но хоть и трудно – это
надо, надо.
Д.С.Лихачев.
В преподавании русского языка сегодня имеет место подход: обучать не только языку, но и речи. Решение этой проблемы – слияние обучения языку и речи – видится в лингвистическом анализе, основу которого составляет выявление систему языковых средств, используемых для передачи идейно – политического и эстетического содержания высказывания. Лингвистический анализ способствует развитию лингвистических способностей учащихся, является важным средством обобщения и систематизации знаний по лексике , стилистике, содействует речевому развитию учащихся. В процессе такой работы с текстом совершенствуются орфографические, пунктуационные навыки учащихся, решаются задачи, связанные с основными видами речевой деятельности. ОН также содействует речевому развитию учащихся, воспитанию у них творческого отношения к языку, развивает лингвистический вкус, догадку, восприимчивость образного строя речи, учит оценивать изобразительно – выразительные средства языка, понимать эстетическую ценность художественного произведения. Этим и объясняется понимание к нему.
По словам Л.В.Щербы, цель такого анализа – учить читать, понимать и ценить с художественной точки зрения русский язык писателей… и поэтов.
Задачи лингвистического анализа сводятся к следующему:
- помочь осмыслить идею и сюжет художественного произведения;
- показать языковые средства, использованные автором для достижения своей цели;
- обратить внимание на особенности языка конкретного писателя.
Поэтому лингвистический анализ текста проводится на лучших образцах литературы. Очень важно, чтобы на уроках русского языка звучал, исследовался живой, интересный текст, чтобы тексты были отобраны со знанием того, что интересно современным школьникам.
Однако такой анализ как специальный прием не очень часто используется на уроках русского языка, прежде всего потому, что такая работа требует много времени. Поэтому на своих уроках я широко использую работу над мини-фрагментами художественного текста. Критерием отбора текстов служат их художественные достоинства и приверженность авторов текста к общечеловеческим ценностям.
Чтение текста- это общение с писателем. Успех общения зависит от того, каков читатель, умеет ли он чувствовать слово, есть ли у него чувство языка, одарен ли он тонкостью понимания и гибкостью мысли, способен ли оценить текст как явление искусства слова.
Чтобы помочь учащимся оценить художественные достоинства, почувствовать их эмоциональный накал, образную структуру, стараюсь строить работу с учетом следующих требований.
- Создание условий для восприятия художественного текста.
Начинается работа с того, что художественное высказывание воспринимается учащимися на слух. На этом этапе считаю важным создать особый настрой, который помог бы ввести ребенка в систему художественных образов анализируемого мини- текста. Процесс восприятия художественного мини-текста организуется с помощью разнообразных заданий – вопросов.
Примерные вопросы.
Прослушайте (прочитайте) текст. Какое настроение он передает? О чем этот текст? Как вы полагаете, какое время года (время суток) описывает поэт в этом мини-тексте? По каким признакам догадались об этом?
Представьте себя художником, которому нужно нарисовать цветную иллюстрацию к тексту, какие краски вам понадобятся? Объясните свой выбор.
Какая картинка возникла в вашем воображении при прочтении текста? Какое известное вам музыкальное произведение могло бы стать аккомпанементом для этого текста?
Какое известное вам произведение живописи могло бы послужить иллюстрацией к этому тексту? Объясните, что объединяет эти произведения.
- Осмысление лингвистических средств создания образности художественного текста.
Чтобы понять художественный текст, оценить его по достоинству, надо к нему «приблизиться», проанализировать его язык, понять, как живут, употребляются в нем языковые средства, фонетические, лексические, словообразовательные и грамматические.
Поэтому на своих уроках осуществляю лингвистический анализ текста в связи с изучением грамматических тем. Такой подход помогает учащимся понимать значение изучения русского языка в школе, осмысливать его богатство, проникать в творческую лабораторию писателя и по достоинству оценивать текст, дают возможность осознать «силу» всех единиц языка: и средств фонетического уровня (звук, словесное ударение, ритм, рифма), и лексического (слово во многообразии его значений), и словообразовательного (значения приставок и суффиксов), и грамматического (части речи, словосочетания и предложения).
Такой анализ текста приводит к пониманию учащимися того, что образ в тексте создается и не совсем обычными звуками, морфемами, словами, словосочетаниями и предложениями. Сочетаясь определенным образом, они производят нужное впечатление, рисуют заданную картину, помогают глубже понять содержание произведения.
В качестве примера рассматриваем четверостишье Ф. И. Тютчева:
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые….
Отмечаем, что образ первой майской грозы воссоздают фонетические средства: сочетание согласных звуков (аллитерация) [гр-р-гр-р-гр-гр-гр-гр]. Эти звуки имитируют раскаты, гроза слышится.
Картину происходящего создают лексические средства: слова резвяся и играя, употребленные в переносном значении, не только выражают содержание, но и передают восприятие грозы как чего-то живого, детски непосредственного, вселяют в душу жизнерадостность, беспечную веселость. Односоставное предложение: Люблю грозу в начале мая….- делает высказывание лаконичным, естественным и в то же время быстро вводит в ситуацию. Обратный порядок слов придает фразе ритмичность.
При таком анализе текст рассматривается со стороны формы и содержания. Это помогает полнее понять художественный текст.
Для такой работы не требуются специальные уроки. Изучая теорию языка, помогаю учащимся осознать язык в его эстетической функции.
Формирование умений и навыков понимать и чувствовать роль изобразительно-выразительных единиц, их функционирование – чрезвычайно сложный и длительный процесс, предполагающий постепенное и систематическое знакомство учащихся с элементами стилистики в процессе изучения различных грамматических форм.
Поэтому эту работу начинаю в пятом классе.
Изучение в пятом классе начинается с синтаксиса, в котором заключены большие возможности в передаче тонких оттенков мысли. Многие синтаксические средства отличаются сильной эмоциональностью и экспрессивность: это и предложение по цели высказывания, и однородные члены, это и разные виды сложных предложений, союзные и бессоюзные, и односоставные предложения, и порядок слов в предложении.
Знание теоретических основ синтаксиса позволяет выработать у учащихся умение правильно сочетать слова в словосочетании, строить предложения, варьировать синтаксические конструкции в зависимости от цели высказывания.
Изучая раздел «Фонетика» обучаю детей не только видеть, распознавать гласные и согласные звуки, но и знакомлю их с функцией в раскрытии смысла текста, в передаче нужного настроения или впечатления. Фонетический материал дает возможность раскрыть «Выразительную силу языка нашего, его благозвучность, своеобразный мелодический рисунок, ритмичность…. Что придает чарующую музыкальность и создает впечатление красоты речи» (Е.М. Палкина-Федорук).
Знакомлю детей с высказываниями Е. Замятина об ассоциативных представлениях, вызываемых звуками: «Всякий звук человеческого голоса….вызывает в человеке известные представления, создает звукообразы. Я далек от того/ чтобы приписывать каждому звуку точно определенное смысловое или цветовое значение. Но [Р] – ясно говорит мне о чем-то громком, ярком, красном, горячем, быстром. [Л]- о чем-то бледном, голубом, холодном, плавном, легком. Звук [Н]- о чем-то нежном, о снеге, небе, ночи…. Звуки [Д]и [Т] – о чем-то душном, тяжком, о тумане, о тьме, о затхлом. Звук [М]- о милом, мягком, о матери, о море. С [А] – связывается широта, даль, океан, марево, размах. С [О]- высокое, глубокое, море, лоно. С [И] – близкое, низкое, стискивающее и т.д.»
При изучении раздела «Лексика» говорим о том, слово в системе языковых единиц является важнейшим средством выражения мысли, потому что в нем заключены неисчерпаемые возможности для передачи тончайших оттенков мысли, для раскрытия самых глубоких чувств. О роли слова очень хорошо сказал К.С.Станиславский:<<…слово выражает мысль человека, нет на свете оружия сильнее слова… словом человеческим можно сдвинуть гору с места, словами помогают и творят величайшие дела в истории человека>>.
Рассматриваем на уроках, как многократно и многогранно проявляет себя слово. Слово – это сочетание определенным образом подобранных звуков, выражающих какое-либо содержание; оно имеет лексическое значение ; является определенной частью речи; с помощью слов строятся предложения. Но эти знания важны не сами по себе, их значимость состоит в том , что они способствуют осмыслению богатства и выразительности русского языка.
Знакомлю учащихся со словами Л.Н.Толстого от том, что искусство писателя состоит в том, чтобы <<находить единственно нужно размещение единственно нужных слов.>>
Примеров такого подхода может служить стихотворение<<Береза>> А.Твардовского, в котором каждое слово выражает глубокую мысль:
Должно быть, здесь пробилась самосевом,
прогнулась, отклоняясь от стены,
Угадывая, где тут юг, где север,
Высвобождая крону из тени…
Рассматриваем, что написал об этом четверостишии Я.Смелянов: <<Пробилась самосевом – это может сказать только художник, выросший на крестьянской земле. Прогнулась – опять самое точное и поэтическое звучащее слово! А угадывая? Сам Лев Толстой не нашел бы для такого случая лучшего определения. И это еще не все: вглядитесь в слово, высвобождая, в нем есть и осторожность, и постепенность, и вздох облегчения – все сразу>>.
Знакомство с высказыванием поэтов и писателей о том или ином фрагменте художественного текста дает учащимся возможность самим создать интересный текс-анализ.
Изучая раздел<<Словообразование>>, рассматриваем не только составные части слова.
У словообразования слишком большие возможности. Они состоят в том, что словообразование имеет дело с маленькой частичкой слова – морфемой, являющейся значимой единицей языка, которая в образовании слова лексической единицы.
А также рассматриваем материал этого раздела не только со строения слова, способов образования новых слов и их правописания, но и со стороны функций каждой составной части слова в текстах розничных стилей, выявляем смысловые эмоциональные оттенки в их использование. Это способствует точности словоупотребления, а следовательно, и выражения мысли.
Работа над грамматической формой как единицей языка и речи является также очень важной на уроках. Эта работа проводится в процессе изучения морфологии. Грамматическая форма(словоформа) – языковое средство, служащее для выражения грамматического значения. Но она обязательно должна рассматриваться как синтаксическое и морфологическое явление.
На уроках морфологии акцентирую внимание на том, что каждая грамматическая форма предназначена для выполнения определённой синтаксической функции в предложениях, а при изучении грамматических форм в аспекте развития речи большое значение придают содержательной стороне предложения.
В этой работе выделяю две основные задачи:
- Усвоение учащимся тех норм словоизменения и форма образования, которыми они не овладели на интуитивном уровне;
- Обогащение речи учащимся разнообразными по смысловым, экспрессивным, функционально-стилистическим возможностями грамматическими формами.
В соответствии с этим содержанием работы над грамматической формой в аспекте работы с текстом, где являются:
- Ограничения в образовании и сочетаемости грамматических форм слова (морфологические нормы).
- Смысловые и грамматические возможности грамматических форм, их функционально-стилистическая специфика.
- Грамматическая форма как элемент предложения, текста.
Стилистическая окраска языковых средств.
Наш язык однороден. В нем складываются и устойчивые разновидности , каждая из которых обслуживает определенную сферу человеческого общения. Зависимость наших высказываний от условий и задач общения рассматриваются стилистикой.
Основное содержание в работе по стилистике составляет наблюдение над стилистической окраской языковых средств и освоение функциональных стилей.
Такая работа требует постоянного внимания и систематического проведения, и ее надо начинать с пятого класса, но полное представление о стиле речи как системе языковых средств может быть сформировано только к девятому классу.
Первоначально знакомлю учащихся с понятиями всех функциональных стилей в 5-7 классах. При этом ставлю следующие задачи: закрепить в сознании детей связь каждого стиля типовой речевой ситуацией, познакомить их с основными стилевыми чертами, и научить соотносить с ними содержание и частично языковую форму высказывания (на материале лексики, словообразования, морфологии и синтаксических сведений, которыми они располагают).
Затем в 8-9 классах представление о языковой структуре стилей расширяется за счет синтаксических сведений.
О стилистической окраске языковых средств.
В современной литературе два вида стилистически окрашенных языковых средств – экспрессивные и функциональные.
Учащиеся узнают о том, что дополнительная информация, содержащаяся в экспрессивных средствах, характеризует отношение говорящего к предмету речи, а дополнительная информация, содержащаяся в функционально-окрашенных средствах, характеризует среду общения, указывает на их преимущественное значение в разговорном или книжном стилях речи.
Стиль речи учащихся обычно определяют на основе интуитивного восприятия текста. Умение доказывать свое утверждение относительно стилевой принадлежности текста основывается на знании стилистической теории.
Стилистический анализ текста – один из наиболее распространенных видов упражнений по стилистике, с помощью которого ученики закрепляют полученные знания по теории.
Основной целью этого анализа является установление связей-зависимостей между предложенным для анализа текстом и типовой ситуации общения.
Анализ может быть полным и частичным.
Полный стилистический анализ провожу по такому плану.
- Охарактеризуйте ситуацию общения, в которой может быть использован текст.
- Назовите основные стилистические черты, нашедшие отражение в тексте
(непринужденность - официальность, точность - расплывчатость,
Эмоциональность - бесстрастность, конкретность - абстрактность,
Субъективность - объективность, образность - отсутствие образности,
Подчеркнутая логичность, призывность речи).
- Укажите языковые средства ( лексические, словообразовательные, морфологические, синтаксические), с помощью которых раскрываются в тексте названные вами стилистические черты.
- Сделайте вывод: к какому стилю относится данный текст.
В начале работы над понятием тиля речи провожу анализ, опираясь на языковые применения стиля, на речевую ситуацию. Затем постепенно, по мере изучения строя языка, подключаю языковые признаки.
3.Отработка навыков выразительного чтения художественного текста.
Эти навыки формирую на уроках русского языка прежде всего в процессе чтения мини-текстов, при чтении отдельных предложений, включенных в упражнения.
Эффективность такой работы во многом зависит от того, насколько полно и чётко представляют себе ученики понятие интонации, выразительное чтение. Знакомлю учеников с основными элементами интонации (логическое ударение, пауза, темп, чтение, тембр голоса, тон, понижение/повышение голоса) и целенаправленно отрабатываю их в ходе выполнения заданий такого типа:
Несколько раз прочитайте вслух первое предложение, стараясь голосом передать разные чувства (радость, печаль, уныние, восторг и др.). Какой из этих вариантов чтения подходит к данному тексту?
Определите, на какое слово в предложении падает логическое ударение. Объясните, почему вы так думаете. Прочитайте вслух предложения, выделяя голосом это слово. Попробуйте прочитать это предложение с логическим ударением на другое слово. Проследите, меняется ли смысл предложения. Почему?
Найдите наиболее подходящий темп чтения этого текста . Объясните свой выбор.
Прочитайте вслух мини-текст, обращая внимание на расстановку пауз и их длительность.
Научитесь выразительно читать текст, соблюдая правильную интонацию (логические ударения, паузы, повышение и понижение голоса).
4.Заучивание мини-текста наизусть и подготовка к письму по памяти.
Выполнение этого требования к работе с художественным текстом (поэтическим) желательно. Заучивание наизусть и письмо по памяти способствует тренировке памяти (образной, ассоциативной, зрительной), при этом происходит интенсивное обогащение словарного запаса. Происходит это потому, что надолго остаются в памяти учеников, а затем переходят в активный словарь не отдельные слова, а словосочетания, фразы, крылатые фразы, отдельные поэтические строфы, в которых исключительно ярко и образно описано какое-то явление природы, душевное состояние человека. Таким образом, ученики обогащают память лучшими образцами словесности.
При этом важно то, что какие бы интересным не был лингвистический текст, в памяти учеников он оставляет след только через текст, подвергшийся такому анализу. Поэтому знание наизусть текста или маленького отрывка из него позволяет возродить в сознании учеников пути лингвистического анализа.
И, конечно же, выученный наизусть текст, способствует развитию грамотности ребенка. Поэтому нацеливаю учеников на запоминание графических особенностей текста: употребление знаков препинания, расположение строк, использование больших букв при записи поэтического текса, правописание слов.
На основе выученного мини-текста иногда провожу мини-диктанты.
Суть основных требований при работе над текстом или высказыванием на уроке русского языка состоит в том, что каждый текст последовательно проходит 4 основных этапа: восприятие текста - его лингвистический анализ - выразительное чтение - заучивание наизусть и письмо по памяти.
Иногда ставлю перед учениками задачу составить собственное речевое высказывание по аналогии с данным литературным образцом. Можно потребовать от них при этом сохранить структуру описания, использование автором языковые средства выразительности, наоборот, изменить тональность высказывания.
- Прочитать отрывок из стихотворения А. Фета.
Клубятся тучи, млея в блеске алом,
Хотят в росе понежиться поля,
В последний раз, за третьим перевалом,
Пропал ямщик, звеня и не пыля.
Попробуйте установить, какое время суток описано в отрывке , по каким признакам вы догадались об этом?
- Спишите. При записи текста постарайтесь найти ключевые слова, которые помогают представить пейзаж, описанный в стихотворении.
Предложение является отрывком из стихотворения А. Фета «Степь вечером». Проверьте себя, правильно ли вы определили время суток, тот ли пейзаж нарисовало ваше воображение.
А теперь найдите слова, с помощью которых рисуется летний вечер, его краски.
Объясните значение слов млея, понежиться. Какими частями речи они являются? Какое состояние природы подчеркивается с помощью этих слов?
Найдите слово, с помощью которого пейзаж озвучивается.
А можно ли почувствовать, какой (сухой, знойный или влажный) воздух окутывает нас? Какие слова помогают это почувствовать?
Найдите деепричастия и деепричастные обороты. Какова их роль в описании пейзажа и душевного состояния лирического героя?
Найдите наиболее подходящий тон и темп чтения.
Определите, совпадают ли паузы со знаками препинания.
Какие слова нужно выделить логическим ударением?
Научитесь выразительно читать отрывок.
Попробуйте записать это предложение по памяти. Сравните свою запись с образцом. Проанализируйте ошибки (фактические, пунктуационные, орфографические). Не забыли ли при записи указать автора произведения.
Выучите отрывок наизусть.
Текст – единица высшего уровня языка. На уровне текста функционируют практические все единицы языка и возникает наиболее сложная система их отношений, обусловливающих скрытый смысл высказывания - подтекст. При углубленном изучении языка появляется возможность обратить на текст как на лингвистическую единицу.
Такая работа проводится для того, чтобы учащиеся научились создавать текст определенного стиля. А более творческим видом упражнения является стилистическая трансформация текста. Суть ее состоит в том, чтобы выразить данное содержание средствами другого стиля, помня, что при этом изменяется не только форма, но отчасти и содержание текста.
Синтаксические средства языка
Тема ”Словосочетание”
Работая над словосочетанием, нужно показать, что язык неистощим в соединении слов, что это не произвольное, а закономерное соединение, соответствующее нормам литературного языка, что в словосочетании “одно или несколько слов служат для усиления другого слова” (Л.В Бондарко).
Для того чтобы учащиеся осознали, что словосочетание в сравнении со словом дает более точную информацию о предметах, явлениях окружающей действительности, предлагаем следующую работу.
ЗАДАНИЕ. Прочитайте запись на доске. О чём сообщают слова?
Прозвучало
Прозвенело
Прокатилось
Засветилось
Вывод. Отдельно взятые слова (глаголы) несут информацию о действии, указывают на характер действия
С этими словами составьте такие словосочетании, которые нарисуют картину наступающего вечера. Стала ли информация полнее? Почему?
Прозвучало + над + сущ.
Прозвенело + в + сущ.
Прокатилось + над + сущ.
Засветилось + на + сущ.
Вывод. Информация стала полнее: словосочетания помогли узнать, где именно проходили действия
Полученную информацию можно ещё расширить, причём так, чтобы более точно охарактеризовать предмет. Сделайте это.
Над + прилаг. + сущ.
В + прилаг. + сущ.
Над + сущ. + прилаг.
На + мест. + сущ.
Вывод. Информация стала ещё полнее: словосочетания дали возможность узнать признаки предмета, представить его наиболее ярко, точно охарактеризовать.
А теперь сопоставьте ваши словосочетания, которые расширяют представление о действии и предмете, с теми, что использовал А.А Фет. Сделайте вывод о роли словосочетаний в тексте:
Прозвучало над ясной рекою
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу…
Справка. С помощью точно подобранных и удачно размещенных словосочетаний А.А Фет образно нарисовал картину наступления вечера. Заметим, что на данном этапе обучения мы не сообщаем учащимся о причастии померкшем.
ЗАДАНИЕ. Прослушайте стихи А.А Фета. О чем пишет поэт? О каком времени года? Какое словосочетание вас удивило?
Какая грусть! Конец аллеи
Опять с утра исчез в тени,
Опять серебряные змеи
Через сугробы поползли.
Справка. А.А Фет писал о метели, поземке, которая напоминает движение змей – серебряные змеи. Возникает образ, усиливается восприятие происходящего, а картина зимнего утра становится живой ,яркой, что достигается удачным выбором словосочетания.
ЗАДАНИЕ. Прочитайте текст И. Бунина. О чем он рассказывает? Найдите словосочетания, с помощью которых автор описывает раннюю осень. Объясните, почему писатель использует разные по структуре словосочетания: прил.+ сущ. (антоновских яблок) и сущ. + сущ. (запах яблок, запах меда)?
Помню раннее, свежее, тихое утро…. Помню большой, весь золотой сад, помню зеленоватые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести….
Справка. И. Бунин рассказывает о ранней осени, для ее описания он использует словосочетания в основном типа прил.+ сущ.: раннее, свежее, тихое утро; большой зеленый сад; зеленоватые аллеи; тонкий аромат; опавшей листвы; антоновских яблок; осенней свежести.
Однако есть и такие, как сущ. + сущ.: запах яблок, запах меда.
Почему же не медовый, не яблочный запах? А дело здесь в том, что медовый запах, как и яблочный, это не обязательно запах меда или яблок. Медовый запах – это очень сладкий любой запах. Используя словосочетания запах яблок, запах меда, автор подчеркивает, что именно эти запахи важны были для него в этом осеннем саду.
Изучая тему “Простое предложение” , целесообразно показать в доступной и интересной форме значения языка, подчеркнуть , Что слова и словосочетания, соединяясь между собой с помощью грамматических средств, образуют предложение-“мельчайшую клеточку нашей речи” (Г.Я.Солганик).
Для формирования умения выражать интонационно свои чувства голосом можно предложить такое тренировочное упражнение.
ЗАДАНИЕ. Прочитайте предложения, определите , какое чувство выражено в каждом из них, соблюдайте интонацию при их передаче.
1.Дождь идет! (Но небо было только чистым).
2.Дождь идет! (Не надо поливать грядки).
3.Дождь идет! (А я в новых туфлях).
4.Дождь идет! (Моя маленькая сестренка в овраге,
ее же снесет водяной поток).
5.Дождь идет! (Год будет урожайным).
После упражнений, связанных с выяснением роли вопросительного и восклицательного знака,
его ролика как средства выразительности, целесообразно предложить задание по составлению текста на основе проанализированного образца, то есть написать сочинение на одну из предложенных тем, например, “Хорошо летом в лесу!”, используя личные впечатления, картину А.А.Пластова “Летом”, стилистические приемы Н.В. Гоголя из данного фрагмента.
Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы знаете украинской ночи! Всмотритесь в нее.
С середины неба глядит месяц. Необъятной небесный свод раздался, раздвинулся
Еще необъятнее .Горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете .Чудный воздух
Прохладен и душен. Божественная ночь! Очаровательная ночь! И вдруг все ожило:
и леса, и степи, и пруды. Слышится чудный звон украинского соловья, и чудится,
что месяц заслушался посреди неба…
(По Н.В. Гоголю)
Можно предложить и другой вариант творческой работы по употреблению вопросительного и восклицательного знаков для выражения разных “смыслов”- написание сочинения по данному началу с использованием личных наблюдений и иллюстрации о цветах.
Есть ли на свете что-нибудь прекраснее цветов?...
Цветы-это чудо природы!..
Выполняя такую работу, учащиеся осознают функцию знаков препинания в тексте и учатся использовать знаки препинания не только для обозначения конца предложения, но и как средство выразительности.
При изучении темы “Главные и второстепенные члены предложения” надо не только показать учащимся способы выражения их, но и место в предложении(прямой или обратные порядок слов), подвести к пониманию, что важное по смыслу слово и сообщении ставится в конец предложения или выносится в его начало.
Можно произвести лингвистический эксперимент со стихами С. Есенина.
Сравните:
Улыбнулись сонные березки, Сонные березки улыбнулись,
Растрепали шелковые косы, Щелковые косы растрепали,
Шелестят зеленые сережки, Зеленые сережки шелестят,
И горят серебряные косы. И серебряные косы горят.
У С. Есенина обратный порядок слов, что делает выразительным и ритмичным высказывание, мы видим картины, описанные автором. В тексте с прямым порядком слов изменяется ритм стиха, очевидна обыденность происходящих явлений природы, теряется энергичность, выразительность, меняется интонация.
Изучение темы “Однородные члены предложения” включает не только понятие об однородных членах, знаках препинания при них, но и сообщение о функции их в текстах разных стилей. Необходимо показать на примерах, что предложения с однородными членами – это одно из ярких стилистических средств и выполняют они различные функции в текстах разных стилей.
В научном стиле однородные предложения- это средство разного рода классификации, средство, с помощью которого точно и полно раскрываются предметы ли процессы. Например:
Обстоятельство- второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы где? Куда? Откуда? Когда? Как? Обстоятельства обозначают место, время, способ действия.
Подлежащее и сказуемое- это главные члены.
В художественном стиле однородные члены предложения сохраняют за собой роль конкретизации явлений, процессов, но ещё являются изобразительно-выразительным средством, которое способствует конкретно-чувственному восприятию действительности.
ЗАДАНИЕ. Прочитайте текст . Определите его тему, жанр и стиль . Найдите о днородные члены предложения , укажите , какую роль они выполняют.
… Утро зачиналось . Еще нигде не румянилась заря , но уже заблестело на востоке…Бледно-серое небо светлело , холоднело , синело. Звезды то мигали слабым светом, то исчезали . Жидкий , ранний ветерок уже пошел бродить и порхать над землёю
( По И.С.Тургеневу ) .
Справка. Тема текста – наступления утра , пробуждение от сна , жанр - описание , стиль – художественный . Однородные члены дают возможность представить в деталях наступление раннего утра : небо светлело, холодело , синело; звезды то мигали , то исчезали; стали раздаваться звуки , голоса ; жидкий , ранний ветерок; пошел бродить и порхать . С их помощью автор конкретизирует происходящее , воздействует на чувства , вызывает яркие и приятные впечатления .
Однородные члены предложения как яркое стилистическое средство широко используется не только в прозаических , но и в стихотворных текстах.
Фонетические средства языка в речи
Различают звуки речи гласные и согласные. в сложном мире звуков и речи гласным
“живется” легче, так как, образуясь, они на своем пути встречают никаких преград – воздух свободно идет через рот. Гласных звуков 6 : [a],[o],[э],[и],[ы],[у].
Задание. Произнесите каждый гласный звук в отдельности. Проверьте правильность утверждения –“дыхание свободно в каждой гласной”.
Задание . Прочитайте четверостишие А.Барто. Расставьте ударения.
Произнесите гласные под ударением. Назовите слова, в которых гласные звуки и буквы под ударением не совпадают , а также слова , где звуки в безударном положении произносятся четко и их написание не вызывает затруднений .
Скажи погромче слово “гром”,
Грохочет слово , словно гром .
-Скажи потише :”Шесть мышат “-
И сразу мыши зашуршат.
Справка. Гласные звуки и буквы под ударением не совпадают в следующих
Словах: скаж[ы], ш[э]сть; в словах: м[ы]шат, сраз[у], з[а]ш[у]ршат – гласные звуки в безударном положении произносятся достаточно четко и не вызывают затруднений в написании, в отличие, скажем, от безударного гласного [o] : n[a]громче, гр[a]хочет, п[a]тише .
Гласные звуки делают нашу речь мелодичной, они «тянутся к песенке звонкой, могут заплакать и закричать, могут в кровати баюкать ребенка».
Итак, если гласные «даны для пения», то согласные – «шелестят, шипят, скрипят, жужжат». Это свойство согласных звуков: передавать звуки окружающего мира – используют поэты и писатели для образной передачи явлений природы: шума леса, плеска воды, раскатов грома…
ЗАДАНИЕ. Найдите во фразе «… Веселым треском трещит затопленная печь…» звуки, которые помогают услышать потрескивание сухих, охваченных пламенем поленьев.
Справка. Это звуки [тр], [ч]в словах треском, трещит, печь. Эти звуки «трещат» и создается яркий образ горящих поленьев в печи. Так звуки «работают» на «смыслы» высказывания.
ЗАДАНИЕ. Прочитайте стихи И. Бунина. О чем пишет автор и как он использует звуки для создания образа ветра и его «действий»? Найдите согласные, звонкие и глухие.
Ветер осенний в лесах подымается,
Шумно по чащам идет.
Мертвые листья срывает и весело
В бешеной пляске несет.
Справка. И. Бунин пишет о ветре в осеннем лесу. Он буйствует, срывает мертвые листья, и это доставляет ему удовольствие. Движение ветра передано шипящими звуками: шумно по чаще; резкость передана звуком [р]: срывает, мертвые; пляска листьев слышна в звуках [ш], [с]: в бешеной пляске несет. Ритм передается четким чередованием ударных и безударных слогов и их количеством в строчках: 12-7-12-7.
Фрагмент урока по теме «Алфавит»
ЗАДАНИЕ. Прочитайте стихотворение В.Брюсова. В чем особенность использования алфавитного порядка букв в нем?
Алый бархат вечереет,
Горделиво дремлют ели,
Жаждет зелень, и июль
Колыбельной лаской млеет…
Справка. Каждое новое слово – это очередная буква алфавита: а ,б, в, г, д ,е, ж ,з, и,..
Фрагмент урока по теме
«Обозначение звонких и глухих согласных на письме»
ЗАДАНИЕ. Прочитайте стихи Ф.И.Тютчева. Посчитайте все согласные в каждой строчке, определите, сколько в них звонких и глухих согласных. Найдите самую «звонкую» строчку, то есть ту, в которой больше всего звонких согласных звуков. Подумайте, как связано содержание этой строчки с количеством в ней звонких согласных? Найдите строчку с равным количеством звонких и глухих согласных.
Еще земли печален вид,
А воздух уж весною дышит,
И мертвый в поле стебль колышет,
И елей ветви шевелит.
Еще природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну прослышала она,
И ей невольно улыбнулась.
Справка. Самая «звучная» строчка последняя, в ней 10 звонких согласных и лишь один глухой [c`]. В ней передано пробуждение весны, наступление радостных, солнечных дней, а для этого потребовались звуки «звучные», «звонкие», открытые. В этой строчке только сонорных (они очень близки к гласным звукам) – 6: [н`]`[л`][н][л][н][л]. Равное количество звонких и глухих согласных в 3-й строчке (звонкие выделены).
В заключение заметим, что красоту окружающего мира художник передает с помощью красок, цвета и линий; музыкант гармонию мира выражает в звуках; скульптор для этого использует камень, глину, гипс; а поэт, писатель берет слово. А ему доступно все: и цвет, и звук, и объем, возможности его безграничны.
Лексические средства языка
Изучая лексику, крайне важно показать, что самые обычные слова, объединенные определенным образом, у мастера слова «вдруг» так «заговорят», что возникает яркая, неповторимая картина жизни, а «через слово» ребенок «впервые узнает о том, что еще не видели (а возможно, и никогда и не увидят!) его глаза» (К. Ушинский). При этом надо иметь в виду, что любые языковые средства ( в том числе и лексические) неразрывно связаны с содержанием.
Рассмотрим это положение на следующих примерах.
И бушует, и клокочет,
Хлещет, свищет и ревет,
И до звезд допрянуть хочет,
До незыблемых высот… (Ф.И.Тютчев)
Прощай, свободная стихия.
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые,
И блещешь гордою красой. (А.С. Пушкин)
Тишина немая в море,
Волны темны, как свинец. (А.Н. Плещеев)
Содержание этих стихотворных строчек Ф.И. Тютчева, А.С. Пушкина, А.Н. Плещеева – состояние морской стихии в бурю, штиль, ее восприятие лирическим героем. Передано это содержание разными лексическими средствами, связанными с обозначением моря, волн, их движения, шума, цвета. Движение передано глаголами, большинство из которых имеют переносное значение: бушует, клокочет, хлещет, свищет, ревет, допрянуть хочет, катишь, блещешь; звуковые эффекты выражены словами: клокочет, свищет, ревет, тишина; цветовая гамма - темны, как свинец, голубые волны; рисуют море метаморфические эпитеты ( с переносным значением): немая тишина, свободная стихия, гордою красой. Благодаря этим лексическим и другим языковым средствам ощущаем эту морскую стихию, она становится зримой, осязаемой.
Материал темы «Однозначные и многозначные слова» представляет большой интерес для работы над словом.
Многозначность является источником выразительности речи, свидетельствует о богатстве русского языка, так как оно определяется не только количеством слов, но и разнообразием их значений. Новые смысловые оттенки значений слова придают языку гибкость, выразительность, точность, живость. Поэтому художники слова широко используют многозначность в своих произведениях, имеет место она и в сказках.
ЗАДАНИЕ. Слово красный в русском языке употреблялось в значении красивый, парадный, ласковый, добрый, молодой. Прочитайте предложения из сказок и определите значение этого слова.
- Уложила лягушка Ивана спать. Сбросила с себя лягушачью кожу и обернулась красной девицей.
- Пустил стрелу средний брат – полетела стрела к богатому купцу во двор и
Изучение темы «Окончание» предполагает знакомство учащихся с особенностями изучения слова, когда оно выступает в разных своих формах, если оказывается в словосочетании или предложении, то есть в том случае, когда оно вступает в связь с с другими словами: читаю книгу, несем книги; голубые шарики… Но в изучении этой темы важно не только сообщение о разных окончаниях слов разных частей речи, главное – это его смысловое значение, его употребление в контексте. Важно подчеркнуть, что оно существует не само по себе, а в связи с другими словами.
ЗАДАНИЕ. Прочитайте предложения, допишите окончания, определите их роль.
Дружб… дружб… рознь – иную хоть брось. (Погов.)
Дружб… дружб…, а служб… служб… . (Погов.)
Верн.. дружб.. мы богаты,
Расстояний в дружб… нет. (Л. Ошанин).
Справка. Дружба дружбе рознь – иную хоть брось. Дружба дружбой, а служба службой. Верной дружбой мы богаты. Расстояний в дружбе нет. Окончания служат для связи слов в предложении, а также являются смыслоразличительным средством, как, например, в первом и втором предложении.
Целесообразно обратить внимание учащихся на то, что падежные окончания зависят иногда и от стиля речи. Так, в зависимости от стиля речи различаются окончание, присущие разговорному и книжному стилю.
В разговорной речи В отпуску В цеху Сахару инженера | В книжной речи В отпуске В Цехе Сахара инженеры |
ЗАДАНИЕ. Прочитайте стихотворные строки, найдите слова с вариантами падежных окончаний для книжной и разговорной речи.
- Тащат в шапках инженеры
К управдому
Двух ежей. (С. Михалков)
- … Оно
Соку спелого полно,
Так свежо и так душисто,
Так румяно – золотисто,
Будто медом налилось! (А.С. Пушкин)
3. Стали кликать мамушек, нянюшек и красных девушек, чтобы пособили им ткать ковры.
4.Ах ты, красна девица, не ешь много мяса; косточки мои собери, в платочек завяжи, в саду их рассади и никогда не забывай, каждое утро водой их поливай.
5. Тепло ли тебе девица? Тепло ли тебе красная? Тепло ли тебе, лапушка?
6. «Свет ты мой, - красно солнце отвечало, - Я царевны не видало».
Справка. Слово красный многозначно, в данных предложениях оно имеет такие значения: красная девица – красивая, прекрасная; красное крыльцо – парадное; красные девушки – молодые; красна девица – добрая; девица красная – лапушка, ласковая; красно солнце – яркое, теплое, ласковое, доброе.
Работа над темой «Прямое и переносное значение слова» не может быть сведена лишь к разъяснению этих понятий. Важно показать, что самые обычные слова, употребленные в переносном значении, под пером мастера слова приобретают большую выразительную силу: «озера смотрят в бесконечные дали»; «дремлет чуткий камыш»; «травы шепчутся с ветром» и «звезда с звездою говорит»; и «липы тщетно манят нас, в сугробы ноги погружая».
В Пушкинской строчке «Горит восток зарею новой…» слово горит употреблено в переносном значении, с его помощью автор рисует яркие краски неба, озаренного лучами восходящего солнца. Поэт подчеркивает сходство цвета зари и огня. А накануне Полтавского боя красная заря воспринимается как предзнаменование кровопролитного сражения.
ЗАДАНИЕ. Прочитайте отрывок из рассказа «Голубая чашка» а. Гайдара. Найдите слова с переносным значением, определите их роль в тексте.
Сбежались от всюду облака. Окружили они, поймали, закрыли солнце. Но оно упрямо вырывалось то в одну, то в другую дыру. Наконец, вырвалось и засверкало над огромной землей еще горячее и ярче.
Справка. Слова с переносным значением выделены шрифтом. Писатель наделяет нежные предметы разнообразными действиями, которые присущи лишь живым предметам. Именно это и делает картину живой, яркой, зримой. Слова сбежались, окружили, поймали и закрыли передают нарастание борьбы сил тьмы, её высшее напряжение заключено в слове вырывалось, оно вырывалось – это победа, засверкало – и мы чувствуем, что это навсегда.
ЗАДАНИЕ. Прочитайте текст, назовите его тему и основную мысль.
понравился ли вам текст? Почему? Что в нем вас привлекло? Найдите слова с
переносным значением, определите их роль.
Видел ли кто-нибудь, как умирает лед на лугу в лучах солнца? Вчера еще это
был богатый ручей: видно по мусору, оставленному на лугу. Ночь была теплая, и он
успел за ночь унести почти всю свою воду и присоединить ее к большой воде.
последние остатки под утро схватил мороз и сделал из них кружева на лугу. Скоро
солнце изорвало все эти кружева, и каждая льдинка отдельно умирала, падая на землю
золотыми каплями (М. М. Пришвин).
Справка. М.М. Пришвин рассказывает о «смерти» льда, но делает это с
большой любовью к этому явлению природы: «льдинка умирает, падая на землю
золотыми каплями». Слова с переносным значением: Умирает лед; богатый
ручей; ручей успел унести воду и присоединить ее; большая вода; схватил
мороз; мороз сделал кружева; солнце изорвало кружева; льдинки умирают;
золотыми каплями- эти слова делают текст выразительным. Автор
«очеловечивает» явления природы, а поэтому картина становится яркой,
живой.
Задача изучения темы «Синонимы» состоит в том, чтобы научить школьников
видеть синонимы, находить их, понимать, почему писатель или поэт из
синонимического ряда выбрал именно это, а не другое слово, то есть необходимо
научить осмысливать стилистическую функцию синонимов как средства наиболее
точного выражения мысли.
Тема «Антонимы», как и предыдущая тема, дает возможность выбрать из ряда
языковых средств более точное и яркое для выражения нужного смысла. К антонимам
часто обращаются писатели и поэты для создания контрастных образов. Антонимы, как
и слова-синонимы, обогащают речь, делают ее выразительной, образной.
ЗАДАНИЕ. Прочитайте стихи А.С. Пушкина, найдите в них антонимы,
Определите их значение и роль.
У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Справка. И днем и ночью, то есть на протяжении суток (временное значение), можно было бы сказать так: все время ходит кот ученый, но в таком случае трудно представить ученого кота в светлое время дня и темной ночью.
Направо и налево (пространственное значение) – кот совершает движение по кругу сначала в о дну сторону, а затем в другую. Роль антонимов очевидна – это выразительное средство.
Средства морфемики в речи.
В основе работы по словообразованию лежит освоение учащимися значимых частей слова: приставки, корня, суффикса, окончания. В ходе изучения тем этого раздела у учащихся должно быть сформировано умение “видеть” структуру слова, выделять значимые части, определять оттен6ки значений, вносимых в содержание слова, сформировано умение определять родство слов, ибо в родстве слов открываются и корни слова, и “весь многовековой опыт народы, вся поэтическая сторона его характера” (К.Г.Паустовский).
Известно, что значение слова изменяется, если изменя6ется морфема. Русская художественная литература дает множество интересных примеров искусного использования словообразования для выражения разнообразных оттенков значений и эмоциональной окраски слов. Так, в стихотворении А.Блока “Зайчик” использованы уменьшительно-ласкательные суффиксы, выражающие отношение автора к этому зверьку:
Маленькому зайчику
На сырой ложбинке
Прежде глазки тешили
Белые цветочки…
Осенью расплакались
Тонкие былинки,
Лапки наступают
На желтые листочки.
Тема “Однокоренные слова”
ЗАДАНИЕ. Прочитайте текст. О чем в нем рассказано? Какие картины у вас возникли при его чтении (слушании)? Найдите однокоренные слова и определите их роль в тексте. Какие фонетические средства вы назовете? Какова их роль в тексте?
Кругом все горело. Горели машины на стоянке, будки и временные строения, склады, магазины, овощехранилища. Горело все, что могло гореть, а что не могло, то тоже горело, и в реве пламени, в грохоте взрывов и скрежете железа метались полуголые люди.
Справка. Автор даёт страшную картину разрушения, возможно здесь прошёл бой или был совершён бомбовый налёт. Впечатление разрухи, огня и горя людского передано повторением однокоренных слов. Они помогают очень выразительно воспроизвести событие. Этому же служат и фонетические средства: повторением слов со звуком [p’] с другими звуками [кр],[гр],[хр],[взр],[скр] (кругом, строения, овощехранилища, в грохоте взрывов, скрежете). Звукопись усиливает впечатление от ужасной картины страдания мечущихся полуголых людей.
Повторы как выразительное средство используют и в поэзии, что видим, например, в стихотворении С. Погореловского:
Проплясали по снегам У заснеженной руки,
Снежные метели. В снежном переулке
Снегири снеговикам Звонко носятся снежки,
Песню Просвистели Режут лёд снегурки.
В тексте достаточно повторяющихся однокоренных слов: это слова с корнем снег-, их употребление – это стилистический приём, который использует поэт, чтобы создать яркий образ снежной зимы с метелями, снеговиками, снежками, снегурками, образ радостной зимы. И этого он достигает.
Изучение темы «Суффикс» предполагает знакомство с различными суффиксами, формирование умение выделять их в слове, а также осознание их функции.
Известно, что слова используются для название предметов, действий, признаков: стол, дерево, расти, бежать, красивый, грустный. Но слова могут употребляться и для оценки предметов, для передачи отношения к ним.
В создании оценки активное участие принимают суффиксы.
Задание. Прочитайте стихи С.А Есенина. Какое настроение они у вас вызвали? Найдите слова с суффиксами оценки; определите их значение и роль в тексте.
Из-за леса, леса тёмного,
Поднималась красна зорюшка,
Рассыпала ясной радугой
Огоньки-лучи багровые.
В это утро вместе с солнышком
Уж из тех ли темный зарослей
Выплывала, словно зоренька,
Белоснежная лебедушка
Позади ватагой стройною
Подвигались лебежатушки,
И дробилась гладь зеркальная
На колечки изумрудные.
Справка. Стихи написаны в духе народного песенного творчества, в них использованы слова с уменьшительными и ласкательными суффиксами:зорюшка,огоньки,солнышком,зоренька,лебедушка,лебежатушки,колечко.
В стихах передано настроение радости, любование происходящим утром, и суффиксы передают это настроение поэта, этому же служит и звукопись. Песенный ритм поддерживается стабильно одинаковым количеством гласных в каждой строчке.
Изучение темы «Приставка» имеет большое значение, так как «приставки придают русской речи столько богатейших оттенков. Чудесная, выразительная речь в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла»(К.И. Чуковский).
Задание. Прочитайте текст, определите его тему. Найдите слова с приставками, укажите их значение. Как приставки «работают» на тему?
Одинокая капля дождя отвесно упала в воду, и от неё пошли тонкие круги. Потом сразу вокруг нас зашевелилась, зашептала трава, вся вода покрылась маленькими кругами, и слабый, невнятный звон поплыл над ометом. Шёл тихий летний дождь. Далеко в разрывы мягких туч светило широкими лучами солнце, и степь дымилась и блестела. Сильнее запахли травы, хлеба, земля.
Справка. Тема текста - шёл тихий летний дождь Приставки в словах этого текста несут определённые «смыслы» и «работают» активно на содержание. В тексте показано, как начинался дождь: сначала одинокая капля отвесно упала в воду; потом сразу вокруг зашевелилась трава и пошёл дождь. Начало изменения в природе передано словами с приставками: пошли круги, зашевелилась, зашептала трава, поплыл звон, запахли травы, хлеба и земля. Иной оттенок в содержании возникнет, если используем слова без приставок: шли круги, шевелилась, шептала трава… Как видим, прослеживается давно начавшееся действие, оно продолжается, и неизвестно, когда закончиться.
Возникает картина затянувшегося дождя, нудного, тоскливого. Дождь охватил все пространство, а поэтому автор использует слово с приставкой вокруг, а не кругом. Дождь будет недолгим, поэтому и покрылась вода маленькими кругами, приставка по - в сочетании с суффиксом –сь указывает на непродолжительность действия. Дождь был тихим и летним, а небольшие капли его падали отвесно и мягко, поэтому звон был слабым и невнятным, он поплыл над омутом. Шел летний дождь, и солнце светило широкими лучами в разрывы мягких туч. Небо не было покрыто сплошь тучами – это короткий летний дождь. Приставка раз - указывает на деление по частям, по местам, по поверхности.
Слова в тексте с неизменяемыми приставками: упала (достижение чего-либо); пошли, поплыл (начало действия); покрылась (действие, длящееся короткое время); вокруг (охват пространства; зашевелилась, зашептала, запахли (начало действия); невнятный (плохо слышный).
Анализ текста убеждает в том, что его содержание и его языковые средства находятся в тесном единстве, а это помогает не только его восприятию, но и усиливает эмоциональное воздействие. Необходимо обратить внимание на синонимичность приставок за- и по- (начало действия), использованных писателем.
Синонимичных приставок в русском языке достаточно много: омыть-обмыть; вымазать-перемазать-измазать; нагладить-отгладить; пододвинуть-придвинуть.
Есть и приставки-антонимы: приклеить-отклеить; войти-выйти; вход-выход; приехать-уехать.
Синонимичные и антонимичные приставки выступают в качестве эмоционально-оценочных, выразительных средств, широко используемых в разговорном стиле и художественной речи.
ЗАДАНИЕ. Прочитайте стихи А.С. Пушкина. Найдите глаголы с приставками, укажите их значение; подберите к ним слова с приставками-антонимами.
К ней навстречу вышел пес, залаял,
Прибежал и смолк, играя,
В ворота вошла она,
На подворье тишина.
Пес бежит за ней, ласкаясь,
А царевна, подбираясь,
Уж взялася за кольцо;
Дверь тихонько отворилась,
И царевна очутилась
В светлой горнице…
Справка. Глаголы с приставками из текста и слова с приставками-антонимами к ним: прибежал (приблизился) – убежал (удалился); вошла (внутрь) – вышла (изнутри); поднялася (переместилась вверх) – опустилась (переместилась вниз); отворилась (открылась) – затворилась (закрылась).
ЗАДАНИЕ. Прочитайте строки из стихов А.С. Пушкина, найдите глаголы с приставками. Укажите их значение, приведите к ним слова с приставками-синонимами.
Ей наказывал себя
Поберечь, его любя…
Кто-то терем прибирал
Да хозяев поджидал…
Шлет с письмом гонца,
Чтоб порадовать отца…
Ты не коршуна убил,
Чародея подстрелил…
Справка. Наказывал (дать наказ, наставление) – приказывал (отдать приказ, распорядиться); поберечь (сохранить) – сберечь (сохранить); прибирал (слегка убрать, привести в порядок) – убирал (привести в полный порядок); поджидал (рассчитывать на появление кого-либо) – ожидал (то же значение)
Изучение темы «Окончание» предполагает знакомство учащихся с особенностями изучения слова, когда оно выступает в разных своих формах, если оказывается в словосочетании или предложении, то есть в том случае, когда оно вступает в связь с с другими словами: читаю книгу, несем книги; голубые шарики… Но в изучении этой темы важно не только сообщение о разных окончаниях слов разных частей речи, главное – это его смысловое значение, его употребление в контексте. Важно подчеркнуть, что оно существует не само по себе, а в связи с другими словами.
ЗАДАНИЕ. Прочитайте предложения, допишите окончания, определите их роль.
Дружб… дружб… рознь – иную хоть брось. (Погов.)
Дружб… дружб…, а служб… служб… . (Погов.)
Верн.. дружб.. мы богаты,
Расстояний в дружб… нет. (Л. Ошанин).
Справка. Дружба дружбе рознь – иную хоть брось. Дружба дружбой, а служба службой. Верной дружбой мы богаты. Расстояний в дружбе нет. Окончания служат для связи слов в предложении, а также являются смыслоразличительным средством, как, например, в первом и втором предложении.
Целесообразно обратить внимание учащихся на то, что падежные окончания зависят иногда и от стиля речи. Так, в зависимости от стиля речи различаются окончание, присущие разговорному и книжному стилю.
В разговорной речи В отпуску В цеху Сахару инженера | В книжной речи В отпуске В Цехе Сахара инженеры |
ЗАДАНИЕ. Прочитайте стихотворные строки, найдите слова с вариантами падежных окончаний для книжной и разговорной речи.
Тащат в шапках инженеры
К управдому
Двух ежей. (С. Михалков)
… Оно
Соку спелого полно,
Так свежо и так душисто,
Так румяно – золотисто,
Будто медом налилось! (А.С. Пушкин)
Справка. В словах инженеры – окончание, характерное для книжной речи, соку – для разговорной.
Такие имена существительные, как смола, глина, сталь, спирт, то есть имеющие абстрактное или вещественное значение, во всех стилях, кроме научного, не имеют множественного числа. В научном стиле такие имена существительные приобретают во множественном числе значение сорта или вида. Сравним два предложения:
Брянская область богата глиной.
Брянская область богата глинами.
В первом случае имеется в виду, что область имеет богатые запасы глины, па во втором – в области имеются разные сорта глины.
Интересной для учащихся будет информация и такого плана.
ЗАДАНИЕ. Прочитайте предложения. Почему в одном случае имена существительные употребляются во множественном числе, а в другом – в единственном? Что хотели подчеркнуть в предложениях?
Далее в глубь материка преобладают дуб и граб.
Далее в глубь материка преобладают дубы и грабы.
Справка. Смысл в этих предложениях несколько разный. В первом предложении важно было выделить не количество деревьев, как, например, во втором предложении, а указать породу деревьев – дуб и граб, то есть выразить свою мысль обобщенно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС
Мною разработан коспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС для 5 класса по теме "Буквы О-А в корне ЛАГ-ЛОЖ"....
Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС Тема: «Сложное предложение»
Конспект урока русского языка по теме "Сложное предложение" 5 класс...
Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС в 5 классе по теме: «Словообразование. Основные способы образования слов в русском языке».
Данный конспект урока разработан по программе С. И. Львовой и В. В. Львова. Урок выстроен с учётом системно - деятельностного подхода в преподавании, что отражает суть реализации н...
Урок русского языка в условиях реализации ФГОС «Буквы З и С на конце приставок» (5 класс)
Представлен конспект урока . Цель урока:обеспечитьвосприятие, осмысление и закрепление правила «Правописание приставок на –з и –с»; овладение способами действия по правилу, алгоритмическим предп...
Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС «Морфологические признаки причастия» (первый урок)
Тема урока предполагает расширение представлений учащихся о причастии как особой форме глагола и его морфологических признаках. На уроке учащиеся развивают умения формулировать определения понятий, ум...
Урок русского языка в условиях реализации ФГОС. Конспект урока «Под лежачий камень вода не течёт!» Повторение изученного материала по теме «Глагол» (5 класс)
Этот урок был проведён мной 28 апреля 2017 года на муниципальном научно-практическом семинаре для руководителей муниципальных и школьных методических объединений учителей по теме "Профессиональный рос...
Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС Урок – деловая игра «Корректор» (5 класс)
Урок закрепления знаний по теме "Имя существительное" с применением игровой технологии...