Морфологические средства языковой выразительности
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему
Конспект урока по теме "Морфологические средства языковой выразительности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
morfologicheskie_sredstva_yazyka.docx | 22.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Морфологические средства языковой выразительности
Мы привыкли считать, что выразительность речи связана с использованием средств языковой выразительности – эпитетов, метафор, олицетворений, гипербол, анафор и других. Но все же речевой опыт подсказывает, что это понятие более широкое и глубокое. На наше сознание воздействует новизна темы, информативность и доказательность содержания, логичность речи. Н. Б. Головин даёт такое определение: « Выразительностью речи называются такие особенности её структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя; соответственно речь, обладающая этими особенностями, и будет называться выразительной». Структурные особенности выразительной речи поддерживают выразительность произносительная и акцентологическая, выразительность лексическая и словообразовательная, выразительность морфологическая и синтаксическая, выразительность интонационная и стилевая. Выразительность придают речи все средства языка, входящие в разные области языковой структуры. Язык - это система. В системе языка важная роль отводится морфологии и морфологическим средствам языка. Имена существительные называют предметы, качества, действия, без имен существительных невозможно понять предмет разговора. Имена прилагательные называют признаки предмета, без них невозможно создать описание. Глагол и его формы передают движение, перемещение. Глагол способен передавать огромное количество смысловых оттенков и делает речь компактной. Глагол способен управлять именами существительными, он способен образовывать ряд последовательно зависящих слов и конструкций, что Потебня называл «синтаксической перспективой. Глагол передаёт видовые и залоговые оттенки. у Существительных особенно у отглагольных, таких возможностей нет. отглагольные существительные придают тексту неопределенность действующего лица, создаёт ощущение недосказанности, умолчания. Глагол связан с реальным лицом, поэтому он может оказаться грубым и неуместным для передачи тонких чувств поэтической речи. Наречие говорит о месте, времени, образе, причине, цели, условиях действия. Есть своя выразительность и у служебных частей речи: частицы, например, помогают создать вопрос, уточнить и усилить значение самостоятельных частей речи, придают отрицание или, наоборот, положительное значение предложению.
Тема урока. Морфологические средства языковой выразительности.
Цель: рассмотрение возможности морфологии как средства выразительности речи.
Задачи:
1. Рассмотреть имя существительное и имя прилагательное как выразительные средства языка
2. Изучить выразительные возможности глагола
3. Исследовать выразительные возможности глагольных частей речи.
4. Рассмотреть словообразовательные возможности русского языка с точки зрения выразительности речи.
Тип урока: открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.
Технология: проблемное обучение
Оборудование: распечатки текстов и стихотворений,
Время: 90 мин.
Класс (возраст учащихся): 1 курс (10-11 класс)
Ход урока.
- Актуализация знаний. (Повторить понятие выразительность речи, лексические средства выразительности)
- Какой раздел курса русского мы начинаем изучать? (морфология)
- Что изучает морфология? (части речи)
-Зачем нужны в нашем языке части речи, что они дают нашей речи? (учащиеся предполагают)
- Вот мы и коснулись проблемы урока: какие возможности открывают части речи нашему языку, нам говорящим на этом языке, какие возможности выразительности скрыты в частях речи.
- Догадались, какая тема урока сегодня. Сформулируйте её. (Морфологические средства выразительности.)
- Постарайтесь сформулировать цели урока.
- Сформулируйте задачи урока.
- Скажите, тема выразительности речи новая для нас?
-Что мы изучили? (что такое выразительность речи, фонетические и лексические средства выразительности)
- Напишите маленькое эссе, из которого было бы понятно, что такое выразительность, какую роль играют лексические и фонетические средства выразительности. (можно составить синквейн)
- Проверяем ваши работы. (спрашиваю 2-4 учащихся)
Оцениваем работы, дополняем.
- Изучение новой темы.
Итак, мы должны определить, в чем заключается выразительность частей речи. Но об этом мы скажем после исследования текстов, стихотворных и прозаических
- Как вы думаете, с каких частей речи мы начнем разговор о морфологических средствах выразительности.
1)- Имени существительного и имени прилагательного.
-Перед вами стихотворение в нем пропущены слова одной части речи. Прочитайте стихотворение. Какой части речи здесь не хватает?
- Как же выглядит текст без имен существительных? Что дают нам имена существительные? (без существительных мы не знаем о ком идет речь, где происходит действие, какие чувства испытывает герой, в тексте нет тех предметов, которые нам помогают представить мир)
- Ваша задача: вписать в текст стихотворения имена существительные.
- Проверяем, что получилось? Объясняем, почему взяли именно эти существительные.
- Узнали стихотворение?
- А теперь сравним текст И. А. Бунина и наши варианты.
- А теперь заполняем таблицу, которая лежит на ваших столах и отвечаем на вопросы: что такое существительное, его грамматические признаки и синтаксическая роль. Эту таблицу вы вклеите в ваши тетради.
- Определите, грамматические признаки существительных (работают 10 минут), (существительные неодушевленные, нарицательные, мужского и женского рода, все, кроме сущ. палатам употреблены в единственном числе, в И., Д., Т., П., падежах)
-О чем нам говорят существительные песок -как шелк, ствол-гигант?
(весь лес мы видим глазами ребенка, ему все кажется большим)
- Какие еще признаки детского взгляда есть в стихотворении? (существительные свет, солнце, лето, которые говорят о радостном восприятии жизни).
- Какую выразительность несут грамматические категории имени существительного?
(они помогают узнать род предмета и их число, помогают точнее оценить лирического героя и его чувства и понять обстановку, в которой происходит действие)
- Обратимся к именам прилагательным в этом стихотворении. Закрасьте их желтым цветом и прочитайте текст без прилагательных. Что изменилось? (текст потерял свою образность, красочность, стал тусклым, а где-то потерялся и смысл).
- Вспомним определение и грамматические признаки имени прилагательного, запишем их в таблицу.
- Определим эти признаки у прилагательных в стихотворении Бунина.
(поэт использует качественные и относительные прилагательные в полной и краткой форме, в качестве определений и сказуемых, использует прилагательные в сравнительной степени; все прилагательные подтверждают состояние героя: он – ребёнок, гуляет летом в бору, радуется солнцу и теплу, сосновому аромату).
- Сделаем вывод о выразительных возможностях имен прилагательных.
- Какая часть речи подтверждает наши догадки о том, что лирический герой стихотворения ребенок.
(имя числительное)
-С какой же целью мы используем в речи имена числительные?
(говорят о возрасте героя, о времени действия, о расстоянии и т.д.)
- Какие местоимения вы нашли в тексте? (мне, вся)
- Почему так мало местоимений?
(они не нужны, так как есть глагол чувствую, который и говорит о 1-м лице, но местоимение я автор не использует)
2) Как вы думаете, в чем заключается выразительность глагола?
(передает движения, действия, чувства, их изменения).
Дадим определение глаголу, укажем на его синтаксическую роль и морфологические признаки.
а) Прочитайте отрывок из романа «Война и мир» Л. Н. Толстого. Какие чувства испытывает Наташа, как они изменяются в её душе? Выпишите глаголы чувств и глаголы движения. Определите их грамматические характеристики. (диалектика души). Использует глаголы разных времен, это даёт возможность путешествовать с героями на машине времени: узнать о прошлом, вместе с героями стать участниками настоящих современных событий и заглянуть в будущее)
б) Прочитайте стихотворение Ф. И. Тютчева «Силентиум», обратите внимание на глаголы. Что заметили? (использует глаголы повелительного наклонении, которые заставляют нас остановиться и все действия применить к себе, понаблюдать за собой)
в) Читаем стихотворение «Ландыш» С. Я. Маршака. какая часть речи в этом тексте останавливает наше внимание? (причастие) Дайте ему определение и скажите, с какой целью использует поэт эту часть речи? Определите залог причастий, падеж, род, число.
г) Вспомним, что обозначает деепричастие. Запишите в таблицу грамматическую характеристику деепричастия. Прочитайте стихотворение И. Северянина «Последняя любовь», назовите деепричастия, определите, какую роль они играют в стихотворении.
-Сделаем вывод о роли причастия и деепричастия
3) Какие же словообразовательные элементы влияют на выразительность частей речи и, следовательно, на весь текст?
Прочитайте текст.
Вот на бугорке маленькая рощица. Перепрыгиваю через овражек и подхожу ближе. На веточках берёз вижу зеленоватый клейкий пушок - будущий листочек. Как тихонько теплый ветерок раскачивает еще бледноватые сережки. А вон и пушистая сосенка! Как её семечко залетело в берёзовую рощу? Смотрю на пышную красавицу и лишь удивляюсь. На нижних ветвях лежат коричневатые прошлогодние листики. Неужели вижу сразу два времени года - осень и весну?
-Анализируем текст. Определите тему, проблему, идею. О каком времени весны идет речь? (ранняя, конец апреля- начало мая) Докажите это. Какое настроение звучит в тексте? Как автор относится к этой поре? Какие словообразовательные элементы он использует? (уменьшительно-ласкательные суффиксы, суффиксы неполной оценки качества).
- Какие части речи помогают создать атмосферу любования ранней весной? (глаголы настоящего времени 1-го лица и частицы).
4. Рефлексия.
-Сделайте выводы об особенностях выразительности частей речи.
- О какой знаменательной части речи мы не говорили? (наречии)
5 . Домашнее задание.
- Записать определение и грамматическую характеристику наречия в таблицу.
- Определить роль наречия как морфологического средства выразительности.
- Анализ наречий с точки зрения их выразительности в стихотворении А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила…»
Литература
- Антонова Е.С., Воителева Т. М. Русский язык и культура речи/ Учебник для студ. СПУЗ.- 5-е изд., - М.:Академия, 2017 г.
- Розенталь Д,Э. А как лучше сказать/ Книга для учащихся старших классов средней школы.- 2-е изд., -М.:Просвещение, 1988 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Домино "Средства языковой выразительности"
Данный игровой материал можно проводить в любом классе, но больше подходит для учащихся 6 класса. Является дидактическим материалом подготовки к ГИА....
Презентация "Средства языковой выразительности"
Данная презентация может помочь при подготовке к ГИА и ЕГЭ....
Элективный курс "Лексические и морфологические средства художественной выразительности"
Результаты Единого Государственного Экзамена по русскому языку и анализ выполнения заданий части «В» показали, что выпускники плохо знают средства художественной выразительнос...
Урок русского языка "Морфологические средства создания выразительности" в 7 классе.
Материал включает конспект урока, презентацию, раздаточный материал. Цель урока - повторить сведения о тексте, морфологических средствах выразительности речи....
Средства языковой выразительности
Материал полезен учащимся средней и старшей школы на уроках литературы...
«Средства языковой выразительности в лирике Сергея Есенина».
Исследуются средства языковой выразительности в лирике С.А.Есенина....
Средства языковой выразительности (тренировочные упражнения для подготовки к ЕГЭ по русскому языку)
Материалы для подготовки к ЕГЭ по русскому языку (задание 25 - определение средств художественной выразительности) и литературе можно использовать как для проверочной работы, так и в качестве справочн...