«Средства языковой выразительности в лирике Сергея Есенина».
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Александрова Татьяна Валентиновна

Исследуются средства языковой выразительности в лирике С.А.Есенина.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Средства языковой выразительности  в лирике Сергея Есенина».

Цель:

-организовать исследование средств языковой выразительности в лирике Сергея Есенина в учебных группах, учить школьников создавать накопительный материал для лингвистического анализа стихотворений Есенина в форме мультимедийного пособия.

-развивать навыки самостоятельной исследовательской деятельности, внимание  к художественно-языковой форме поэтического текста, к индивидульно-авторским особенностям стиля, умение делать лингвистический анализ текста.

-воспитывать внимательное, чуткое отношение к слову; совершенствовать коммуникативные компетенции школьников, навыки самообучения, взаимообучения на основе коллективного сотрудничества.

Формы работы на уроке: фронтальная, групповая,  индивидуальная

Основные методы: репродуктивный, исследовательский, частично-поисковый

Применяемые технологии: информационные, диалогическая технология педагогики сотрудничества,  здоровьесберегающие технологии.

Оборудование уроков: компьютеры, мультимедийный проектор, экран, стереоколонки.

Ход урока.

  1. Оргмомент

  1. Объяснение нового материала.

---Человек прожил 30 лет, отметил юбилей, праздник, гости! 30 прожитых  лет… Много это или мало?

---Изменю вопрос: а ВСЕГО 30 прожитых лет… Много это или мало?

---На Кавказе встарину говорили: «30 лет человек долженучиться, 30 – путешествовать и 30 – писать,рассказывая людям все, что он увидел, узнал, понял, делясь мудростью».

Сергею Александровичу Есенину было отпущено судьбой  в три раза меньше – 30 лет. Его судьба – подтверждение другого старого изречения: «Жизнь ценится не за длину».

 То,  что он  оставил, то, чем он поделился, – это целый мир, который  живет, радует, переливается всеми цветами радуги.  Это песнь, задушевная песнь о великом  – о родине, России.

Читает Безруков «Гой ты, Русь…»

---Стихотворение Есенина прочитал актер театра и кино – Сергей Безруков. Кстати, он сыграл Сергея Есенина в сериале  «Есенин».

--- Сегодня на уроке мы познакомимся с частичкой творчества Сергея Есенина. Наша цель – исследовать средства языковой выразительности в  лирике Есенина.

III. Исследование средств языковой выразительности в лирике Сергея Есенина.

---Посмотрите внимательно на годы жизни Сергея Александровича(1895-1925). Что это были за годы в истории России?

/ На рубеже ХIХ—ХХ веков Россия переживала перемены во всех областях жизни. Этот рубеж характеризуется предельной напряженностью, трагичностью времени. Начало ХХ века — «испепеляющие годы», время перемен, перестройки.

Важнейшие исторические события, которые  происходили в России в начале ХХ века:

/ русско-японская война 1904—1905 гг.,

/1905-1907 гг. – первая русская революция(февральская)

/ Первая мировая война 1914—1918 гг.,

/ Октябрьская революция 1917 г.,

/ гражданская война

---Какое название эти годы получили в литературе? 

серебряный век» (возник по аналогии с «золотым веком», веком Пушкина и Тургенева).

 Появилось оно в критике рубежа 19-20 веков, посвященной НОВЫМ явлениям в русской поэзии. Рубеж 19-20 веков – это время БЕЗУДЕРЖНОГО ТВОРЧЕСКОГО эксперимента. Поэты серебряного века, наследуя традиции ХIХ века, вносили то новое, что диктовало время.

/---Серебряным веком называют последовавшие за Золотым веком «как бы стиснутые в три десятилетия явления». Оно стало синонимом понятия «культура рубежа веков». Новые, модернистские течения — символизм, акмеизм  и футуризм.

---И мы помним, что футуризм породил  множество иных направлений и школ, например, имажинизм.

---Кто был ярким представителем имажинизма?

/ Есенин. 

Задание

--Мы прочитаем  стихотворения Есенина разных лет. Вы должны будете   найти в них примеры необычного словообразования. Дать к ним лингвистический комментарий, объяснить механизм возникновения «нестандартных» форм и их роль в текстах Есенина.

Учащиеся читают  стихотворения:

1. «Мелколесье. Степь и дали…»

2. «Чёрная, потом пропахшая выть!»

3.«Низкий дом с голубыми ставнями…»

4.«Мы теперь уходим понемногу»

---В стихотворениях много диалектизмов, требующих пояснения:

-выть - участок, доля, надел пахотной земли,

- гать - настил, насыпь на болоте, проход через топкое место

-веретье – широкое полотно из брезента, сурового домотканого холста,

-кукан - островок, появляющийся во время спада воды в реке.

-венка -  двухрядная гармонь.

Материал для справок

-ТРЫН-ТРАВА́, в знач. сказуемого, для обозначения отношения к чему-нибудь, как к ничтожному, пустому, не важному, не стоящему внимания, в знач. всё нипочем, всё равно

-сонм -  множество

-бренные - конечный, тленный, смертный

---Увидели ли вы необычные слова? Начнем с первого прочитанного стиха.

Будем  выписать их и выяснять, что они обозначают?

Березь-береза

Цветь - цветы

Стынь – от глагола стынуть, в морозную погоду всё застывает.

Звень – от глагола звенеть, от мороза всё звенит.

Хлюпь – хлюпает, вода хлюпает о берег

Голь - голые

Водь – вода

---Вы встречали в жизни эти слова? Так как мы их назовем?

/ неологизмы 

---Поскольку у них есть автор?

/авторские неологизмы 

---Часть речи?

/существительные

--- Каким способом они все  образуются?

/  бессуффиксным («безаффиксным») способом:

---Что из себя представляет бессуффиксный способ образования слов?

Особый способ словообразования — бессуффиксный. Обычно этим способом существительные со значением действия образуются от глаголов: беж-а-ть — бег. При бессуффиксном словообразовании суффикс не прибавляется, а, наоборот, пропадает (усекается).  Переход-и-ть — переход.

 Реже бессуффиксным способом образуются существительные от прилагательных. В этом случае при словообразовании суффиксы не усекаются, они вообще не используются. Глуx-ой — глушь.

---Посмотрим, есть ли новые слова, образованные от глаголов?

/ от глаголов:

Стынь – от глагола стынуть, в морозную погоду всё застывает.

Звень – от глагола звенеть, от мороза всё звенит.

Хлюпь –от глагола  хлюпает, вода хлюпает о берег

---От имен прилагательных? 

/от имен прилагательных:

Голь – от прилагательного голый

---И у нас остались три слова! От каких частей речи образованы они? Что делает Есенин?

/И вот оно новое,  по аналогии Есенин образовывает сущ. от сущ. !!!!!!!!!!!!

/от существительных.

Березь- от существительного береза

Цветь - от существительного цветы

Водь - от существительного вода

---К какому склонению мы отнесем новообразованные сущ-ные?

/К 3 склонению.

---Хочу сказать, что бессуффиксные существительные третьего склонения – один из древних словообразовательных типов русского языка, восходящий еще к православной эпохе.

---Как вы думаете, чем привлекают Сергея Есенина такие слова?

/  Во-первых, тем, что они являются характерной приметой народной речи.

/Второе их свойство – краткость, энергичность, отличающая их от слов суффиксальных.

Сравните : бежать и бег!

---Затрудняетесь ответить, передаю  слово вам!

--Сообщение ученика

Я получила опережающее задание! Меня поставили перед фактом:

излюбленный прием Есенина – употребление  бессуффиксных существительных третьего склонения, которые в свою очередь являются  древним словообразовательным типом русского языка, восходящим еще к православной эпохе. Откуда у Есенина такая любовь, такой интерес к подобным словообразованиям? Я изучила биографию Есенина и выяснила следующее.

Сам Есенин в совершенстве знал русский фольклор, который изучал не по книгам. Мир народнопоэтических образов окружал его с детских лет.

Дед и бабка Есенина были богомольны, придерживались старых религиозных обрядов. Дед мальчика в свою очередь был знатоком церковных книг, так что ежевечерние чтения были традиционными в семье.

 

 Души они не чаяли в малыше, обхаживали его и приобщали к своим духовным интересам.

«…Я рос, - рассказывал Есенин, - в атмосфере народной поэзии. Бабка, которая меня очень баловала, была очень набожна, собирала нищих и калек, которые распевали духовные стихи. Ещё большее значение имел дед, который сам знал множество духовных стихов наизусть и хорошо разбирался в них». Дед, обладавший прекрасной памятью, знал кроме духовных стихов великое множество народных песен и часто их напевал.

 В долгие зимние вечера бабушка рассказывала внуку сказки, пела песни, духовные стихи, унося его воображение в мир старинных преданий и легенд:

Под окнами

Костёр метели белой.

Мне девять лет.

Лежанка, бабка, кот…

И бабка что-то грустное,

Степное пела,

Порой зевая

И крестя свой рот. (1915)

 Есенин не только слушал с интересом, но иногда и сам под впечатлением рассказанного начинал фантазировать, и «сочинять». «Толчки давала бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад», - писал Есенин.

Опостылеют салазки,

И садимся в два рядка

Слушать бабушкины сказки

Про Ивана-дурака.

И сидим мы, еле дышим…(1915)

Народные песни слышал он из уст матери. Каких только песен она не знала: и шуточных, и величальных, и игровых, и обрядовых, и полюбовных!

С пяти лет Сергей научился читать, и это наполнило новым содержанием его мальчишескую жизнь. «Книга не была у нас исключительным и редким явлением, как в других избах, - вспоминал поэт. – Насколько я себя помню, помню и толстые книги в кожаных переплётах». Поначалу это были фолианты духовных писаний, но потом пошли книги для домашнего чтения, и произведения русских классиков.

         По признанию самого поэта, именно бабушкины рассказы стали первым толчком к написанию собственных стихов.  «Стихи начал слагать рано, — напишет позже Есенин в своей автобиографии. — Стихи начал писать, подражая частушкам». Бабушка сумела передать любимому внуку всю прелесть народной устной и песенной речи.

Итак, к вершинам поэзии С. Есенин поднялся из глубин народной жизни.

Он называл себя “поэтом золотой бревенчатой избы”. Поэтому, естественно, что народное искусство повлияло на творчество Есенина. Отсюда и излюбленный прием: употребление   бессуффиксных  существительных третьего склонения,   они являются характерной приметой народной речи.

---Мало того, Есенин употребляет эти существительные  еще и парами, например в стих-нии «Вижу сон. Дорога чорная»:

Светит месяц. Синь и сонь.
Хорошо копытит конь.
Свет такой таинственный,
Словно для единственной -
Той, в которой тот же свет
И которой в мире нет.

Или в стих-нии

«Синий май. Заревая теплынь...»

Только я в  эту цветь, в эту гладь,

Под тальянку веселого мая,

Ничего не могу пожелать

---Итак, бессуффиксные существительные третьего склонения — одни из древнейших словообразовательных типов русского языка — были особым пристрастием Есенина

---Есенин – единственный среди русских великих лириков поэт, в творчестве которого невозможно выделить стихи о родине в особый раздел. Всё, написанное им, проникнуто «чувством родины». Как писал сам поэт: «Чувство родины – основное в моём творчестве». Заметим, не «тема», а «чувство», то, что находится вот здесь, всегда с ним, около сердца!

---Кадры из фильма «Есенин»

«Метафора в лирике Есенина, развернутая метафора».

---Посмотрите на фото! Что вы видите?

---А вот что увидел Есенин!(Только он вышел не на луг, а в огород, подключите воображение)

Там, где капустные грядки

Красной водой поливает восход.

Кленёночек маленький матке

Зелёное вымя сосёт.

--- Изумительная миниатюра! Вот так можно видеть окружающий мир, если захотеть! Помните как у Бунина («Вечер»): «Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне!»

---Какое художественное средство помогает нам увидеть, а Есенину передать свое видение  мира?

/метафора!

---Кстати, любовь к метафоре привела Есенина к имажинистам, так как основное выразительное средство имажинистов – метафора.

Вы мне скажете: «И что! Метафора уходит корнями во времена Древней Греции. Без метафор классическую литературу представить  сложно, эта информация новой не является».

---Вернемся к стихотворению. Найдите  метафоры и объясните их:

Заря, как кровь

Земля, как мать

Трава(земля), как вымя

---4 строки, такое количество метафор! метафора, пронизывающая все стихотворение!

---Есенин нанизывает метафоры  одну на другую, причем они связаны между собой по смыслу, создает развернутые метафоры! Развернутые метафоры — особенно яркое средство изобразительности речи.  Развернутая метафора стала одной из главных отличительных черт творчества Сергея Есенина.

Задание.

--- Найдите развернутую метафору. Каким образом происходит развертывание?

Сыпучей ржавчиной краснеют по дороге

Холмы плешивые и слегшийся песок,

И пляшет сумрак в галочьей тревоге,

Согнув луну в пастушеский рожок.

(из стих-ния « ГолубЕнь»(синева))

Итак, какие средства  средства языковой выразительности в  лирике Есенина мы исследовали и к чему пришли?.

Вывод:

- бессуффиксные существительные третьего склонения — одни из древнейших словообразовательных типов русского языка — были особым пристрастием Есенина

-развернутая метафора стала одной из главных отличительных черт творчества Сергея Есенина.

  1. Рефлексия

Синквейн.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературного вечера "Лирика Сергея Есенина"

Сценарий литературного вечера, посвященный творчеству русского поэта Сергея Есенина, будет интересен творческим учителям литературы и их ученикам.  Судьба поэта в его стихах - так можно коротко с...

Имажинизм: особенности литературного направления. Имажинизм в лирике Сергея Есенина. (Презентация к уроку литературы в 11 классе в двух частях)

презентация разбита на две части только для  удобства скачивания материала, изначально это было единое целое, тем не менее презентацию можно использовать и отдельными частями, например, по темам ...

Философская лирика Сергея Есенина

Данная презентация предназначена для изучения философской лирики С. Есенина в 11 классе...

Открытый урок пл литературе в 6-м классе на тему "Тема природы в лирике Сергея Есенина"

Мы продолжаем знакомство и изучение творчества Сергея Есенина в разделе «Тема родной природы в стихотворениях поэтов 20 века». На уроке  будем читать,изучать, анализировать стихотворен...

Образ матери в лирике Сергея Есенина

В презентации представлен урок для 11 класса "Образ матери в лирике Сергея Есенина"...

Видеоурок по творчеству С.А. Есенина "Тема Родины и природы в лирике Сергея Есенина "

Урок посвящен теме Родины и природы в лирике замечательного русского поэта Сергея Есенина.         Сергей Александрович Есенин вошёл в литературу как поэт-лирик, самобытный и ...

Методическая разработка урока по творчеству С.А. Есенина "Тема Родины и природы в лирике Сергея Есенина"

Урок по дисциплине «Литература» «Тема Родины и поэзии в лирике Сергея Есенина» знакомит студентов с особенностями творческого метода поэта, истоками народности. Студенты делятся своими исследованиями ...