«Средства языковой выразительности в лирике Сергея Есенина».
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему
Исследуются средства языковой выразительности в лирике С.А.Есенина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Средства языковой выразительности в лирике Сергея Есенина». | 36.27 КБ |
Предварительный просмотр:
«Средства языковой выразительности в лирике Сергея Есенина».
Цель:
-организовать исследование средств языковой выразительности в лирике Сергея Есенина в учебных группах, учить школьников создавать накопительный материал для лингвистического анализа стихотворений Есенина в форме мультимедийного пособия.
-развивать навыки самостоятельной исследовательской деятельности, внимание к художественно-языковой форме поэтического текста, к индивидульно-авторским особенностям стиля, умение делать лингвистический анализ текста.
-воспитывать внимательное, чуткое отношение к слову; совершенствовать коммуникативные компетенции школьников, навыки самообучения, взаимообучения на основе коллективного сотрудничества.
Формы работы на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная
Основные методы: репродуктивный, исследовательский, частично-поисковый
Применяемые технологии: информационные, диалогическая технология педагогики сотрудничества, здоровьесберегающие технологии.
Оборудование уроков: компьютеры, мультимедийный проектор, экран, стереоколонки.
Ход урока.
- Оргмомент
- Объяснение нового материала.
---Человек прожил 30 лет, отметил юбилей, праздник, гости! 30 прожитых лет… Много это или мало?
---Изменю вопрос: а ВСЕГО 30 прожитых лет… Много это или мало?
---На Кавказе встарину говорили: «30 лет человек долженучиться, 30 – путешествовать и 30 – писать,рассказывая людям все, что он увидел, узнал, понял, делясь мудростью».
Сергею Александровичу Есенину было отпущено судьбой в три раза меньше – 30 лет. Его судьба – подтверждение другого старого изречения: «Жизнь ценится не за длину».
То, что он оставил, то, чем он поделился, – это целый мир, который живет, радует, переливается всеми цветами радуги. Это песнь, задушевная песнь о великом – о родине, России.
Читает Безруков «Гой ты, Русь…»
---Стихотворение Есенина прочитал актер театра и кино – Сергей Безруков. Кстати, он сыграл Сергея Есенина в сериале «Есенин».
--- Сегодня на уроке мы познакомимся с частичкой творчества Сергея Есенина. Наша цель – исследовать средства языковой выразительности в лирике Есенина.
III. Исследование средств языковой выразительности в лирике Сергея Есенина.
---Посмотрите внимательно на годы жизни Сергея Александровича(1895-1925). Что это были за годы в истории России?
/ На рубеже ХIХ—ХХ веков Россия переживала перемены во всех областях жизни. Этот рубеж характеризуется предельной напряженностью, трагичностью времени. Начало ХХ века — «испепеляющие годы», время перемен, перестройки.
Важнейшие исторические события, которые происходили в России в начале ХХ века:
/ русско-японская война 1904—1905 гг.,
/1905-1907 гг. – первая русская революция(февральская)
/ Первая мировая война 1914—1918 гг.,
/ Октябрьская революция 1917 г.,
/ гражданская война
---Какое название эти годы получили в литературе?
/«серебряный век» (возник по аналогии с «золотым веком», веком Пушкина и Тургенева).
Появилось оно в критике рубежа 19-20 веков, посвященной НОВЫМ явлениям в русской поэзии. Рубеж 19-20 веков – это время БЕЗУДЕРЖНОГО ТВОРЧЕСКОГО эксперимента. Поэты серебряного века, наследуя традиции ХIХ века, вносили то новое, что диктовало время.
/---Серебряным веком называют последовавшие за Золотым веком «как бы стиснутые в три десятилетия явления». Оно стало синонимом понятия «культура рубежа веков». Новые, модернистские течения — символизм, акмеизм и футуризм.
---И мы помним, что футуризм породил множество иных направлений и школ, например, имажинизм.
---Кто был ярким представителем имажинизма?
/ Есенин.
Задание
--Мы прочитаем стихотворения Есенина разных лет. Вы должны будете найти в них примеры необычного словообразования. Дать к ним лингвистический комментарий, объяснить механизм возникновения «нестандартных» форм и их роль в текстах Есенина.
Учащиеся читают стихотворения:
1. «Мелколесье. Степь и дали…»
2. «Чёрная, потом пропахшая выть!»
3.«Низкий дом с голубыми ставнями…»
4.«Мы теперь уходим понемногу»
---В стихотворениях много диалектизмов, требующих пояснения:
-выть - участок, доля, надел пахотной земли,
- гать - настил, насыпь на болоте, проход через топкое место
-веретье – широкое полотно из брезента, сурового домотканого холста,
-кукан - островок, появляющийся во время спада воды в реке.
-венка - двухрядная гармонь.
Материал для справок
-ТРЫН-ТРАВА́, в знач. сказуемого, для обозначения отношения к чему-нибудь, как к ничтожному, пустому, не важному, не стоящему внимания, в знач. всё нипочем, всё равно
-сонм - множество
-бренные - конечный, тленный, смертный
---Увидели ли вы необычные слова? Начнем с первого прочитанного стиха.
Будем выписать их и выяснять, что они обозначают?
Березь-береза
Цветь - цветы
Стынь – от глагола стынуть, в морозную погоду всё застывает.
Звень – от глагола звенеть, от мороза всё звенит.
Хлюпь – хлюпает, вода хлюпает о берег
Голь - голые
Водь – вода
---Вы встречали в жизни эти слова? Так как мы их назовем?
/ неологизмы
---Поскольку у них есть автор?
/авторские неологизмы
---Часть речи?
/существительные
--- Каким способом они все образуются?
/ бессуффиксным («безаффиксным») способом:
---Что из себя представляет бессуффиксный способ образования слов?
Особый способ словообразования — бессуффиксный. Обычно этим способом существительные со значением действия образуются от глаголов: беж-а-ть — бег. При бессуффиксном словообразовании суффикс не прибавляется, а, наоборот, пропадает (усекается). Переход-и-ть — переход.
Реже бессуффиксным способом образуются существительные от прилагательных. В этом случае при словообразовании суффиксы не усекаются, они вообще не используются. Глуx-ой — глушь.
---Посмотрим, есть ли новые слова, образованные от глаголов?
/ от глаголов:
Стынь – от глагола стынуть, в морозную погоду всё застывает.
Звень – от глагола звенеть, от мороза всё звенит.
Хлюпь –от глагола хлюпает, вода хлюпает о берег
---От имен прилагательных?
/от имен прилагательных:
Голь – от прилагательного голый
---И у нас остались три слова! От каких частей речи образованы они? Что делает Есенин?
/И вот оно новое, по аналогии Есенин образовывает сущ. от сущ. !!!!!!!!!!!!
/от существительных.
Березь- от существительного береза
Цветь - от существительного цветы
Водь - от существительного вода
---К какому склонению мы отнесем новообразованные сущ-ные?
/К 3 склонению.
---Хочу сказать, что бессуффиксные существительные третьего склонения – один из древних словообразовательных типов русского языка, восходящий еще к православной эпохе.
---Как вы думаете, чем привлекают Сергея Есенина такие слова?
/ Во-первых, тем, что они являются характерной приметой народной речи.
/Второе их свойство – краткость, энергичность, отличающая их от слов суффиксальных.
Сравните : бежать и бег!
---Затрудняетесь ответить, передаю слово вам!
--Сообщение ученика
Я получила опережающее задание! Меня поставили перед фактом:
излюбленный прием Есенина – употребление бессуффиксных существительных третьего склонения, которые в свою очередь являются древним словообразовательным типом русского языка, восходящим еще к православной эпохе. Откуда у Есенина такая любовь, такой интерес к подобным словообразованиям? Я изучила биографию Есенина и выяснила следующее.
Сам Есенин в совершенстве знал русский фольклор, который изучал не по книгам. Мир народнопоэтических образов окружал его с детских лет.
Дед и бабка Есенина были богомольны, придерживались старых религиозных обрядов. Дед мальчика в свою очередь был знатоком церковных книг, так что ежевечерние чтения были традиционными в семье.
Души они не чаяли в малыше, обхаживали его и приобщали к своим духовным интересам.
«…Я рос, - рассказывал Есенин, - в атмосфере народной поэзии. Бабка, которая меня очень баловала, была очень набожна, собирала нищих и калек, которые распевали духовные стихи. Ещё большее значение имел дед, который сам знал множество духовных стихов наизусть и хорошо разбирался в них». Дед, обладавший прекрасной памятью, знал кроме духовных стихов великое множество народных песен и часто их напевал.
В долгие зимние вечера бабушка рассказывала внуку сказки, пела песни, духовные стихи, унося его воображение в мир старинных преданий и легенд:
Под окнами
Костёр метели белой.
Мне девять лет.
Лежанка, бабка, кот…
И бабка что-то грустное,
Степное пела,
Порой зевая
И крестя свой рот. (1915)
Есенин не только слушал с интересом, но иногда и сам под впечатлением рассказанного начинал фантазировать, и «сочинять». «Толчки давала бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад», - писал Есенин.
Опостылеют салазки,
И садимся в два рядка
Слушать бабушкины сказки
Про Ивана-дурака.
И сидим мы, еле дышим…(1915)
Народные песни слышал он из уст матери. Каких только песен она не знала: и шуточных, и величальных, и игровых, и обрядовых, и полюбовных!
С пяти лет Сергей научился читать, и это наполнило новым содержанием его мальчишескую жизнь. «Книга не была у нас исключительным и редким явлением, как в других избах, - вспоминал поэт. – Насколько я себя помню, помню и толстые книги в кожаных переплётах». Поначалу это были фолианты духовных писаний, но потом пошли книги для домашнего чтения, и произведения русских классиков.
По признанию самого поэта, именно бабушкины рассказы стали первым толчком к написанию собственных стихов. «Стихи начал слагать рано, — напишет позже Есенин в своей автобиографии. — Стихи начал писать, подражая частушкам». Бабушка сумела передать любимому внуку всю прелесть народной устной и песенной речи.
Итак, к вершинам поэзии С. Есенин поднялся из глубин народной жизни.
Он называл себя “поэтом золотой бревенчатой избы”. Поэтому, естественно, что народное искусство повлияло на творчество Есенина. Отсюда и излюбленный прием: употребление бессуффиксных существительных третьего склонения, они являются характерной приметой народной речи.
---Мало того, Есенин употребляет эти существительные еще и парами, например в стих-нии «Вижу сон. Дорога чорная»:
Светит месяц. Синь и сонь.
Хорошо копытит конь.
Свет такой таинственный,
Словно для единственной -
Той, в которой тот же свет
И которой в мире нет.
Или в стих-нии
«Синий май. Заревая теплынь...»
Только я в эту цветь, в эту гладь,
Под тальянку веселого мая,
Ничего не могу пожелать
---Итак, бессуффиксные существительные третьего склонения — одни из древнейших словообразовательных типов русского языка — были особым пристрастием Есенина
---Есенин – единственный среди русских великих лириков поэт, в творчестве которого невозможно выделить стихи о родине в особый раздел. Всё, написанное им, проникнуто «чувством родины». Как писал сам поэт: «Чувство родины – основное в моём творчестве». Заметим, не «тема», а «чувство», то, что находится вот здесь, всегда с ним, около сердца!
---Кадры из фильма «Есенин»
«Метафора в лирике Есенина, развернутая метафора».
---Посмотрите на фото! Что вы видите?
---А вот что увидел Есенин!(Только он вышел не на луг, а в огород, подключите воображение)
Там, где капустные грядки
Красной водой поливает восход.
Кленёночек маленький матке
Зелёное вымя сосёт.
--- Изумительная миниатюра! Вот так можно видеть окружающий мир, если захотеть! Помните как у Бунина («Вечер»): «Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне!»
---Какое художественное средство помогает нам увидеть, а Есенину передать свое видение мира?
/метафора!
---Кстати, любовь к метафоре привела Есенина к имажинистам, так как основное выразительное средство имажинистов – метафора.
Вы мне скажете: «И что! Метафора уходит корнями во времена Древней Греции. Без метафор классическую литературу представить сложно, эта информация новой не является».
---Вернемся к стихотворению. Найдите метафоры и объясните их:
Заря, как кровь
Земля, как мать
Трава(земля), как вымя
---4 строки, такое количество метафор! метафора, пронизывающая все стихотворение!
---Есенин нанизывает метафоры одну на другую, причем они связаны между собой по смыслу, создает развернутые метафоры! Развернутые метафоры — особенно яркое средство изобразительности речи. Развернутая метафора стала одной из главных отличительных черт творчества Сергея Есенина.
Задание.
--- Найдите развернутую метафору. Каким образом происходит развертывание?
Сыпучей ржавчиной краснеют по дороге
Холмы плешивые и слегшийся песок,
И пляшет сумрак в галочьей тревоге,
Согнув луну в пастушеский рожок.
(из стих-ния « ГолубЕнь»(синева))
Итак, какие средства средства языковой выразительности в лирике Есенина мы исследовали и к чему пришли?.
Вывод:
- бессуффиксные существительные третьего склонения — одни из древнейших словообразовательных типов русского языка — были особым пристрастием Есенина
-развернутая метафора стала одной из главных отличительных черт творчества Сергея Есенина.
- Рефлексия
Синквейн.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий литературного вечера "Лирика Сергея Есенина"
Сценарий литературного вечера, посвященный творчеству русского поэта Сергея Есенина, будет интересен творческим учителям литературы и их ученикам. Судьба поэта в его стихах - так можно коротко с...
Имажинизм: особенности литературного направления. Имажинизм в лирике Сергея Есенина. (Презентация к уроку литературы в 11 классе в двух частях)
презентация разбита на две части только для удобства скачивания материала, изначально это было единое целое, тем не менее презентацию можно использовать и отдельными частями, например, по темам ...
Философская лирика Сергея Есенина
Данная презентация предназначена для изучения философской лирики С. Есенина в 11 классе...
Открытый урок пл литературе в 6-м классе на тему "Тема природы в лирике Сергея Есенина"
Мы продолжаем знакомство и изучение творчества Сергея Есенина в разделе «Тема родной природы в стихотворениях поэтов 20 века». На уроке будем читать,изучать, анализировать стихотворен...
Образ матери в лирике Сергея Есенина
В презентации представлен урок для 11 класса "Образ матери в лирике Сергея Есенина"...
Видеоурок по творчеству С.А. Есенина "Тема Родины и природы в лирике Сергея Есенина "
Урок посвящен теме Родины и природы в лирике замечательного русского поэта Сергея Есенина. Сергей Александрович Есенин вошёл в литературу как поэт-лирик, самобытный и ...
Методическая разработка урока по творчеству С.А. Есенина "Тема Родины и природы в лирике Сергея Есенина"
Урок по дисциплине «Литература» «Тема Родины и поэзии в лирике Сергея Есенина» знакомит студентов с особенностями творческого метода поэта, истоками народности. Студенты делятся своими исследованиями ...