Урок русского языка "Морфологические средства создания выразительности" в 7 классе.
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Федичкина Юлия Сергеевна

Материал включает конспект урока, презентацию, раздаточный материал. Цель урока - повторить сведения о тексте, морфологических средствах выразительности речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл morfologicheskie_sredstva.rar1.65 МБ

Предварительный просмотр:

Задание для 1 варианта

  1. Подготовьте выразительное чтение стихотворения Е. Баратынского «Весна, весна! как воздух чист!»

(1)Весна, весна! как воздух чист!

(2)Как ясен небосклон!

(3)Своей лазурию живой

Слепит мне очи он.

(4)Весна, весна! как высоко

На крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам,

Летают облака! (Е. Баратынский)

  1. Прочитайте фрагмент анализа стихотворения Е. Баратынского «Весна, весна! как воздух чист!»
    В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности стихотворения. Некоторые термины, использованные в анализе, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если Вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.
    Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте анализа на месте пропусков, запишите в бланк ответов справа от слова «Ответ», начиная с первой клеточки. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке.

«В стихотворении Е. Баратынского нарисована живописная картина весны и переданы чувства лирического героя в связи с ее приходом: восторг, восхищение, любование. Достигается это с помощью изобразительно-выразительных средств: _____ («воздух чист» в предложении 1, «ясен небосклон» в предложении 2, «лазурию живой» в предложении 3), _____ («Весна..» в предложениях1 и 4). Живописнее изобразить полет облаков помогает эпитет, построенный на основе _______ («ласкаясь к солнечным лучам» в предложении 4).Усиливает чувство восторга морфологическое средство выразительности _____ («как» в предложениях 1,2,4). Для привлечения внимания к природе в момент прихода весны поэт использует ______ («Весна, весна!» в предложениях 1 и 4).
Список терминов:
1) анафора
2) метафора
3) деепричастный оборот
4) профессиональная лексика
5)восклицательная частица
6) сравнение
7) противопоставление
8) эпитеты
9)лексический повтор  

БЛАНК ОТВЕТОВ
Ответ:

Задание для 2 варианта

  1. Подготовьте выразительное чтение стихотворения А. Ахматовой «Перед весной бывают дни такие…»

(1)Перед весной бывают дни такие:

Под плотным снегом отдыхает луг,

Шумят деревья весело-сухие,

И тёплый ветер нежен и упруг.

(2)И лёгкости своей дивится тело,

И дома своего не узнаёшь,

И песню ту, что прежде надоела,

Как новую, с волнением поёшь.

(А. Ахматова)

  1. Прочитайте фрагмент анализа стихотворения А. Ахматовой «Перед весной бывают дни такие…»

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности стихотворения. Некоторые термины, использованные в анализе, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если Вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.
Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте анализа на месте пропусков, запишите в бланк ответов справа от слова «Ответ», начиная с первой клеточки. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке.

 «В стихотворении А. Ахматовой нарисована природа во время ожидания прихода весны и передано состояние лирической героини. Достигается это с помощью изобразительно-выразительных средств: _____ («деревья весело-сухие», «ветер нежен и упруг» в предложении 1), _____ («как новую» в предложении 2), _____(«отдыхает луг» в предложении 1). Живописнее изобразить душевное состояние лирической героини помогает такая фигура речи, как______в предложении 4,основанная на избыточном увеличении количества союзов.

Список терминов:
1) анафора
2) метафора
3) олицетворение
4) профессиональная лексика
5)восклицательная частица
6) сравнение
7) противопоставление
8) эпитеты
9) многосоюзие
                             БЛАНК ОТВЕТОВ

 Ответ:  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок на тему "Средства художественной выразительности".

Данный урок позволит повторить с учащимися средства художественной выразительности и обобщить их знания поданной теме....

Изобразительно-выразительные средства языка художественного текста на уроках русского языка в 5-7 классах

Именно в художественном тексте наиболее ярко отражается эстетическая ценность языка в целом и его разных элементов.В последние годы методика пытается найти ответ на вопрос, как организовать проц...

Рабочая программа по элективному курсу (русский язык) «Средства речевой выразительности (Моя речь – мое достоинство)» 6 класс

Рабочая программа  по элективному курсу (русский язык)«Средства речевой выразительности(Моя речь – мое достоинство)»  6 класс...

Конспект урока по русскому языку "Средства художественной выразительности (эпитет, метафора, олицетворение).

Интегрированный урок русского языка и литературы в 5 классе на тему "Средства художественной выразительности". Разработан в соответствии ФГОС. Материал расширяет представление о языке как о ...

План открытого урока «Работа над средствами музыкальной выразительности в классе аккордеона» 2022г.

   Роль работы над средствами музыкальной выразительности  с учащимися трудно переоценить. Ученик-музыкант должен осознавать задачу своей деятельности. Прежде всего, это создание...

Презентация к открытому уроку по английскому языку на тему" Роль пословиц и поговорок в английском и русских языках. Средства художественной выразительности текста"

Презентация к открытому уроку в 9 классе на тему "Роль пословиц и поговорок в английском и русских языках. Средства художественной выразительности текста"...