Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе «Дополнение»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Ступиха Ольга Ивановна

Цель урока:   знакомство с понятиями дополнение , умение характеризировать предложение по наличию главных и второстепенных членов,  формирование  ценностного отношения к совместной познавательной деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dopolnenie.docx28.68 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе                   (ФГОС)

«Дополнение»

 Подготовила  учитель русского языка и литературы Ступиха О.И.

Класс: 5 класс В

Тип урока:   объяснение нового материала, открытие  новых знаний  

Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо

Формы работы: индивидуальная, в парах, фронтальная.

Реализуемая программа:  по русскому языку общеобразовательных  учреждений. Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5 – 9 кл. - М.: Дрофа, 2012; в соответствии с Федеральным государственным  образовательным стандартом   общего  образования  по русскому языку.

УМК:  Русский язык. Теория. 5-9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений  / Т. А. Ладыженская -М.: Просвещение, 2012

Цель урока:   знакомство с понятиями дополнение , умение характеризировать предложение по наличию главных и второстепенных членов,  формирование  ценностного отношения к совместной познавательной деятельности.  

Метапредметные результаты: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации для выражения своих мыслей; планирование и регуляция  своей деятельности.  

Личностные результаты: наличие адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самовосприятия, способность к решению моральных проблем на основе децентрации- механизма преодоления эгоцентризма личности, заключающегося в изменении точки зрения, позиций субъекта в результате столкновения, сопоставления, интеграции с позициями, отличными от собственной; понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей.

Предметные результаты:  научатся опознавать предложения  по наличию и отсутствию второстепенных членов предложения, определять их вид (распространённые, нераспространённые), получат возможность научиться  анализировать  предложения  с точки зрения структурной организации.

УУД регулятивные: целеполагание и планирование своей деятельности; принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров; адекватное восприятие оценки учителя; контроль и оценка своих действий как по результату, так и по способу действия.

УУД познавательные: понимает и интегрирует информацию в имеющийся запас знаний, проводит  сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям; выбирает  смысловые единицы предложения  и устанавливает отношения между ними;  строит логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; представляет информацию в наглядно-символической форме (в виде схем).

УУД коммуникативные: приобретает  опыт  работы в группе; умеет задавать вопросы, слушать и отвечать, формулирует свою собственную точку зрения, умеет высказывать и обосновывать ее.

 Оборудование:     мультимедийный проектор;  мультимедийная презентация к уроку.    

п/п

Этап урока

        Деятельность

             учителя

      Деятельность

           учащихся

           Цель

(формируемые УУД)

          Оценка

1.

Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

 Включение в деловой ритм

Здравствуйте, ребята! Начнем наш урок с интересного стихотворения. Слайд1

Если падежи не знаешь,

Значит, ум не развиваешь!

Расскажи всем поскорей,

Сколько знаешь падежей?

Мы уверенно шагаем,

Падежи на «пять» мы знаем!

- Какие вы знаете падежи? Назовите.

- Какие падежи называются косвенными? (все кроме именительного)

        Эта информация нам сегодня пригодится на уроке.

Записать число, отступить строку, записать: косвенные падежи – все кроме именительного

Волевая саморегуляция

Настрой   на учебную деятельность

Л- наличие позитивной самооценки

Р- целеполагание

П- восприятие  целей и задач урока, моделирование

К- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Словесное поощрение учителя

2.

Актуализация  знаний с опорой на уровень подговки

Выявление затруднения.

Введение нового термина определение проблемы

Проведем синтаксическую пятиминутку. Слайд2

Нужно назвать грамматические основы предложений и указать, какие это предложения по наличию второстепенных членов – распространенные или нераспространенные.

1. Легкий ветер на рассвете между листьев пробегает.

2. Каждый слышал песню дуба.

3. Наш садовод — неугомонный дед.

4. Песни всегда посвящал я Отчизне.

Слайд 3

Сегодня на уроке вы познакомитесь с еще одним важным членом предложения, но для этого вы должны разгадать кроссворд.

Слайд4 ДОПОЛНЕНИЕ

Запишите в тетрадь тему урока.

Находят грамм. основу, характеризуют предл. по наличию второст. членов.

Разгадывают кроссворд.

Записывают в тетрадь.

Л: имеют мотивацию к учебной деятельности.

П: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач логические операции.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу

К:  слушают и отвечают на вопросы учителя, формируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Словесная оценка учителем  работы уч-ся.

3.

Постановка учебной задачи

Слайд 5

Зачем? Почему?- мотивация

Зачем нам необходимо изучить эту тему?

Почему мы должны все это делать??

Формулируют цель урока.

Уметь узнавать и отличать  распространён-ные предложения   от  нераспространённых

Р- целеполагание

П-ОУУД: самостоятельное формулирование познавательной цели, формулирование проблемы, определение способов ее решения.

К-умение ставить вопросы и решать их в результате совместной работы.

Словесная оценка учителя

4.

Первичное восприятие и усвоение нового  материала.

Работа в парах

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.  

Организация работы по исследованию проблемной ситуации.

Слайд 5

Работа с предложением.  

 Спишите предложения. Обозначьте вопросы, падеж выделенных слов. 

  1. Нашей границы не перелететь и птице.

2. Со смелым бойцом и победа дружит.

3. Герой думает в бою не о смерт…, а о побед….

На вопросы каких падежей отвечают эти слова?

- От каких слов зависят эти второстепенные члены?  

- Что обозначают эти слова?

- Какой частью речи выражены эти слова? 

 Все эти слова являются дополнениями.

Попробуйте по опорным вопросам дать определение дополнения.

Обратимся к учебнику и посмотрим, какое определение дается в учебнике. Стр.83

Групповая работа (выполнение разноуровн. задания)

 

Косвенных

от глагола

предмет

существительными

Дают определение дополнению.

 Открытие новых знаний:

Л- способность к решению учебных проблем на основе совместной деятельности.

Р- планирование, прогнозирование действий, способных привести к решению проблемы.

П-  умение извлекать фактуальную информацию из текста, моделирование, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез, обоснование своей позиции.3

К- инициативное сотрудничество в поиске ответов на поставленные проблемы

Словесная оценка учителем работы уч-ся.

Самооценка.

5.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

 6.

Закрепление изученного материала

Работа с учебником.

 Слайд6

Работа с учебником.  Выполнить упр. 180

Два предложения выполняются у доски, остальные самостоятельно.

Работают у доски.

(Выполняют упражнение.)

 

Организация деятельности  для отработки навыков

Л- действие нравственно-этического оценивания усваиваемого материала

Р- контроль, оценка, коррекция.

П- ОУУД: умение структурировать знания, выбор эффективных способов решения задач, умение осознанно строить речевое  высказывание.

К- контроль, оценка, коррекция действий партнера

Словесная оценка учителя работы .

Самооценка.

8.

Рефлексия деятельности -подведение итогов занятия

Организация рефлексии.

Предлагаю ответить на вопросы: Слайд7

- какую тему на уроке изучили?

- какую цель и задачи поставили?

- достигли ли цели?

- какое правило использовали?

 Выпишите предложение, которое соответствует вашему внутреннему настрою.

Слайд 8

Я все понял и могу объяснить другому.

Я все понял, но не могу объяснить другому.

Я не все понял.

Отвечают на вопросы.

Дают оценку своей деятельности.

Л-  самоопределение, обобщение  ценностного отношения к деятельности, к совместной деятельности, её оценка.

Р- контроль, коррекция знаний.

К- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи.

П- рефлексия, умение осознанно строить речевое высказывание.

Самооценка в маршрутном листе.

9.

Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок

Слайд 9

Комментирование  домашнего задания:

  1. Правило на стр. 83, упр. 182
  2. Правило на стр. 83, упр. 181
  3. Повторить падежи,  правило на стр. 83., упр.185.

Выставление оценок.

Самостоятельная домашняя работа

П- закрепить полученные знания о распространенном и нераспространенном предложении, развивать творческие способности

Л- понимание русского языка как национально-культурной ценности народа.

К- умение строить речевое высказывание в письменной форме.

Оценка учителя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по русскому языку 5 класс

по учебнику русского языка Т.А.  Ладыженской, 5 класс...

Технологическая карта урока по русскому языку 5 класс

урок по теме "Фонетика. Гласные и согласные звуки"...

Технологическая карта урока по русскому языку.5 класс.Урок по разделу «Фонетика».

Тема урока: Что изучает фонетикаУМК: Русский язык 5 класс. Разумовская М. М. «Просвещение», М., 2014Тип урока:  изучения нового материала...

Технологическая карта урока по русскому языку 5 класс ФГОС.

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе.Тема. Графика. Алфавит....

Технологическая карта урока по русскому языку 7 класс «Правописание НЕ с разными частями речи. Словообразование наречий»

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе к учебнику С.И.Львовой, В.В.Львова....

Технологическая карта урока по русскому языку. 5 класс Тема "Суффикс"

Технологическая карта урока по русскому языку (ФГОС). 5 класс. Тема"Суффикс"...

Технологическая карта урока по русскому языку. 6 класс. Местоимения.

Технологическая карта урока по ФГОС. 6 класс. Местоимение...