"Словосочетание. Синтаксическая связь в словосочетании".
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме
Урок повторения, обощения, систематизации знаний, умений, навыков по теме "Словосочетание.Синтаксическая связь слов в словосочетании".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovosochetanie._sintaksicheskaya_svyaz_v_slovosochetanii.rar | 195.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 8 классе (ШМО)
Тема: Словосочетание. Синтаксические связи слов в словосочетании.
Цель: систематизировать, закрепить знания о способах связи слов в словосочетании.
Задачи урока:
образовательная: закрепление знаний о способах связи слов в словосочетании, формирование умений определять способы связи слов в словосочетании; развитие орфографических навыков;
развивающая: работа над выразительными средствами языка, развитие навыков монологической речи, развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности),овладение нормами литературного языка;
воспитательная: воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе, воспитание чувства милосердия, воспитание высоконравственных качеств, любви к родному русскому языку.
УУД:
• Личностные: ориентирование в системе моральных норм и ценностей.
• Регулятивные: целеполагание и планирование своей деятельности; принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия.
• Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества; действуют с учѐтом позиции другого, умеют согласовывать свои действия.
• Познавательные: проводят сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям; определяют основную и второстепенную информацию; строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать: строение словосочетаний; отношения между компонентами словосочетания; отличие словосочетаний от слова и предложения; способы выражения;
Уметь: вычленять словосочетание из предложений; выполнять разбор словосочетаний; определять способы связи слов в словосочетании; использовать в устной и письменной речи; находить в тексте цельные словосочетания, давать толкование; развитие орфографических навыков;
Личностные: воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе.
Метапредметные: развитие навыков монологической речи, развитие навыков парной и групповой работы, развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности);
Тип урока: повторительно-обобщающий, систематизация ЗУН.
Технологии урока:
1. Технология здоровьесбережения
2. Технология коллективного обучения
3. Технология дифференцированного обучения
Формы работы по развитию познавательной деятельности учащихся: индивидуальная работа, работа в паре, коллективная работа, самостоятельная работа, дифференцированное домашнее задание.
Приемы работы по развитию познавательной деятельности учащихся: повторение пройденного, объяснение учителя, конструирование словосочетаний, работа со схемой-кластером, выполнение тестовых заданий, решение проблемной ситуации, прием целеполагания, алгоритмизация, творческое домашнее задание, рефлексия.
Оборудование: учебник, раздаточный материал, компьютер, проектор, презентация, отпечатанный тест.
Вид урока: систематизация и закрепление темы.
Использованные приемы: постановка проблемного вопроса, поисковый прием.
Ход урока
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. (Учитель организует постановку задачи, формулировку темы урока учащимися. Групповая работа: обучающиеся делают свои предположения о теме и цели урока, обсуждают, приходят к единому мнению.)
- Да, ребята, мы продолжаем знакомство со словосочетанием как единицей синтаксиса. Тема урока – «Словосочетание. Синтаксические связи слов в словосочетании» (Слайд 1)
(Запись даты, темы урока в тетради)
- Цель работы – систематизировать, закрепить знания о способах связи слов в словосочетании. Достичь цели предлагаю через внимательную, вдумчивую работу с текстом и языковым материалом (Слайд 2)
II. Актуализация опорных знаний.
Беседа на повторение (Слайд 3)
Что изучается в разделе «Синтаксис и пунктуация»?
Что называется предложением?
Что вам известно о словосочетании? Приведите примеры.
Можно ли считать сочетание подлежащего и сказуемого словосочетанием? (нет, это грамматическая основа, а так же словосочетанием не являются однородные члены предложения и сочетание слов самостоятельной и служебной части речи)
( На трудные вопросы мы найдем ответ вместе в течение урока)
III. Мотивация учебной деятельности
1.Работа с учебником, ознакомление с параграфом .
2. Слово учителя (Слайд 4)
Синтаксис – раздел грамматики, изучающий строение (составление) предложений. От греч. – «построение вместе», «построение войска».
Пунктуация – знаки препинания, правила постановки их в тексте. От латинск. – «постановка точек», «точка», «след укола».
Словосочетание – два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически. Словосочетание состоит из главного слова и зависимого
Рассмотрим таблицу:
× ------------------- Главное слово + зависимое слово | |
Виды словосочетаний (определяем по главному слову) | Типы связи (определяем по зависимому слову) |
Имя сущ., прилаг., числит., местоим. | Согласование (род, число, падеж) |
Глагол, причастие, дееприч. | Управление (падеж) |
наречие | Примыкание (смысл) |
(см. Презентацию) слайд № 5
IV. Постановка проблемного вопроса (устный тренинг). (Слайды 6,7)
- А как определить, где главное, а где зависимое слово? (главное то, которое конкретизирует понятие).
- Как вы думаете, почему так называются связи?
- Привести свои примеры.
(Согласование – так как зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже; управление – главное слово «управляет» зависимым, требует от него постановки в определенной форме; примыкание – зависимое слово грамматически не зависит от главного, словно просто «примыкает», присоединяется.)
- Как называется связь с зависимым словом – существительным?
- Как называется связь с зависимым словом – прилагательным?
- Как называется связь с зависимым словом – наречием?
Управление (такая связь, при которой зависимое слово имя существительное и все слова с признаками существительного)
Согласование (связь, при которой зависимое слово — имя прилагательное и все слова с признаками прилагательного)
Примыкание (связь, при которой зависимое слово – наречие, деепричастие, неопределенная форма глагола)
V. Применение правила на практике. «По цепочке». Один работает над словосочетаниями с зависимым словом – существительным (показывает графически главное слово, указывает часть речи, задает вопрос к зависимому, указывает часть речи). Делает вывод: способ связи — управление. Второй проводит такую же работу и делает вывод: способ связи – согласование. Третий работает над третьим видом; способ связи – примыкание (Слайд8)
Проверка работы с одновременным заполнением кластера.
А сейчас, ребята, коллективная работа. Каждая пара по очереди заполняет по одному пропуску в схеме-кластере и объясняет свой выбор.
1. Синтаксис – раздел науки о язык, изучающий словосочетание предложение.
2. Словосочетание – два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически.
3. Словосочетание состоит из главного слова и зависимого.
4. В языке выделяется три общих типа словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: глагольные, именные, наречные.
5. Связь в словосочетании – подчинительная, различают три вида подчинительной связи в словосочетании: управление, согласование, примыкание
(Материалы-карточки для заполнения кластера лежат на парте у каждого ученика: главное слово, зависимое слово, согласование, управление, примыкание, именное, глагольное, наречное (Слайды 9-10)
VI. Практическое закрепление знаний.
Разделите словосочетания в три столбика (групповая работа) (Слайд 11)
Ошибаться редко, синее небо, идти уверенно, пилить дрова, искать клад, смотреть фильм, топить печь, горный воздух, быстро доехать.
Найдите верное утверждение: (Слайд 12)
1. В подчинительных словосочетаниях нельзя выделить ни главного, ни
зависимого слова.
2. В подчинительных словосочетаниях всегда можно выделить главное и зависимое слова.
3. И в подчинительных, и в сочинительных словосочетаниях всегда можно выделить главное и зависимое слова.
4. В сочинительных словосочетаниях всегда можно выделить главное и зависимое слова.
VII. Творческая работа. Запишите словосочетания, правильно подбирая существительные и прилагательные. (Слайд 13)
Ближний, близкий (друг, деревня);
Дружественный, дружеский, дружный (помощь, государство, класс);
Завидный, завистливый (здоровье, сосед);
Враждебный, вражеский (разведчик, цель);
Искусный, искусственный (работа, алмаз, бриллиант);
Ледяной, льдистый леденящий (взгляд, путь, горка).
VIII. Тестовая индивидуальная работа (Слайд 14, 15)
1. Какие пары слов не являются словосочетаниями?
А) медведь заревел
Б) заревел неистово
В) схватил за комбинезон
2. В каких словосочетаниях слова связаны примыканием?
А) спуститься с горы
Б) бег трусцой
В) легко преодолеть
3. В каких словосочетаниях слова связаны управлением?
А) развевающегося флага
Б) шел медленно
В) присутствовать на митинге.
4. Замените словосочетания со связью согласование на словосочетания со связью управление.
- Материнские заботы, расчетные таблицы, снежные звездочки.
5. Замените словосочетания со связью управление на словосочетания со связью согласование.
- Залив реки, берег моря, воздух гор.
IX. Закрепление материала. Разминка «Веришь ли ты?»
Ребята, сейчас немного отдохнем и поиграем, ваша задача – определить, верное или ложное содержится в высказывании, объяснить свою точку зрения. Если верное высказывание - поднимите правую руку (да), если неверное – левую (нет).
- Верите ли вы, что управление — это вид подчинительной связи, где зависимое слово находится при главном в форме косвенного падежа. Задаются падежные вопросы.
- Да.
- Верите ли вы, что сочетание «классная комната» – примыкание?
- Нет, это согласование.
- Верите ли вы, что синтаксис – раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение?
- Да.
- Верите ли вы, что в именных словосочетаниях главное слово может быть выражено одной из именных частей речи – существительным, прилагательным, числительным, местоимением.
- Да.
- Верите ли вы, что грамматическая основа предложения не является словосочетанием?
- Да.
- Верите ли вы, что сочетание «Наступила осень» - управление.
- Нет, грамматическая основа предложения.
- Верите ли вы, что согласование — вид связи, при котором зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже?
- Да.
X. Итог урока.
1. Беседа. Алгоритмизация.
- Ребята, что нужно для того, чтобы правильно определить тип подчинительной связи в словосочетании?
1. Поставить вопрос, таким образом найти главное и зависимое слово.
2. Определить, чем выражены главное и зависимое слова.
3. На какие группы делятся словосочетания по характеру главного слова?
- По характеру главного слова словосочетания делятся на именные, глагольные и наречные.
XI. Стадия рефлексии (Слайд 16)
- Что узнали о способах связи слов в словосочетании?
- Что вы делали для того, чтобы узнать новое о словосочетании?
Этапы:
1) вспомнили то, что известно, сами формулировали вопросы, требующие решения;
2) при помощи работы с таблицей самостоятельно находили ответы на вопросы;
3) закрепляли знания через применение их на практике.
- Что было легко?
- Что вам помогало в работе?
- Как оцениваете свои действия?
Домашнее задание: (Слайд 16) Стр.36-40, выучить правило, упр.64, 70 (письменно) – для всего класса;
Творческое д/з – по желанию: написать мини-сочинение на тему «Словосочетание».
Использованная литература:
Учебник: Русский язык. 8 класс. Линия УМК Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др.
Русский язык в таблицах, наглядный теоретический материал.
Карточка- кластер
СИНТАКСИС
СТРОЕНИЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
ТИП СЛОВОСОЧЕТАНИЕ ВИД
Проверка (слайд)
главное слово зависимое слово
СИНТАКСИС
СТРОЕНИЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ
ТИП ВИД
именное глагольное наречное согласование управление примыкание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме Синтаксические связи в словосочетаниях 8 класс
Тип урока: объяснение нового материалаДанный урок предусмотрен по темам программы «Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы», Авторы: М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Н .М. Шан...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ «СЛОВОСОЧЕТАНИЕ.ТИПЫ СВЯЗЕЙ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ» (с использованием ИКТ и ЭОР)
ЦЕЛЬ УРОКА: продолжить изучение темы «Словосочетание»; знакомство с типами связей в словосочетании.ЗАДАЧИ УРОКА: образовательные: познакомить учащихся с типами связей в словосочетании; закрепить поня...
Презентация "Словосочетание. Типы связей в словосочетании"
Презентация может использоваться на уроках русского языка. Содержит материалы для изучения нового и закрепления....
Открытый урок русского языка в 8 классе Тема. " Словосочетание. Синтаксические связи слов в словосочетании".
Тип урока: повторительно-обобщающий, систематизация ЗУН.Технологии урока:1. Технология здоровьесбережения.2. Технология коллективного обучения.3....
презентация к уроку 8 класс . " Словосочетание. Синтаксические связи слов в словосочетании
Цель: систематизировать, закрепить знания о способах связи слов в словосочетании....
Творческий диктант по теме "Виды синтаксической связи в словосочетаниях". 8 класс
Включает в себя материал для диктанта и слайд для самопроверки...
" Словосочетание. Синтаксические связи слов в словосочетании".
Конспект урока с презентацией....