"Словосочетание. Синтаксическая связь в словосочетании".
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме

Урок повторения, обощения, систематизации знаний, умений, навыков по теме "Словосочетание.Синтаксическая связь слов в словосочетании".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovosochetanie._sintaksicheskaya_svyaz_v_slovosochetanii.rar195.63 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 8 классе (ШМО)

Тема: Словосочетание. Синтаксические связи слов в словосочетании.

Цель: систематизировать, закрепить знания о способах связи слов в словосочетании.

Задачи урока:

образовательная: закрепление знаний о способах связи слов в словосочетании, формирование  умений определять способы связи слов в словосочетании; развитие орфографических навыков;

развивающая: работа над выразительными средствами языка, развитие навыков монологической речи, развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности),овладение нормами литературного языка;

воспитательная: воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе, воспитание чувства милосердия, воспитание высоконравственных качеств, любви к родному русскому языку.

УУД:

•        Личностные: ориентирование в системе моральных норм и ценностей.

•        Регулятивные: целеполагание и планирование своей деятельности; принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия.  

•        Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;  практическое усвоение  морально-этических принципов общения и сотрудничества; действуют с учѐтом позиции другого, умеют согласовывать  свои действия.

•        Познавательные: проводят  сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям; определяют основную и второстепенную информацию; строят логические  рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать: строение словосочетаний; отношения между компонентами словосочетания; отличие словосочетаний от слова и предложения; способы выражения;

Уметь: вычленять словосочетание из предложений; выполнять разбор словосочетаний; определять способы связи слов в словосочетании; использовать в устной и письменной речи; находить в тексте цельные словосочетания, давать толкование; развитие орфографических навыков;

Личностные: воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе.

Метапредметные: развитие навыков монологической речи,  развитие навыков парной и групповой работы, развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности);

Тип урока:  повторительно-обобщающий, систематизация ЗУН.

Технологии урока:

1.        Технология здоровьесбережения

2.        Технология коллективного обучения

3.        Технология дифференцированного обучения

Формы работы по развитию познавательной деятельности учащихся: индивидуальная работа, работа в паре, коллективная работа, самостоятельная работа, дифференцированное домашнее задание.

Приемы работы по развитию познавательной деятельности учащихся: повторение пройденного, объяснение учителя, конструирование словосочетаний, работа со схемой-кластером, выполнение тестовых заданий, решение проблемной ситуации, прием целеполагания,  алгоритмизация, творческое домашнее задание, рефлексия.

Оборудование:  учебник, раздаточный материал, компьютер, проектор, презентация, отпечатанный тест.

Вид урока:  систематизация и закрепление темы.

Использованные приемы:  постановка проблемного вопроса, поисковый прием.

Ход урока

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. (Учитель организует постановку задачи, формулировку темы урока учащимися.  Групповая работа: обучающиеся делают свои предположения о теме и цели урока, обсуждают, приходят к единому мнению.)

- Да, ребята, мы продолжаем  знакомство со словосочетанием как единицей синтаксиса. Тема урока – «Словосочетание.  Синтаксические связи слов в словосочетании» (Слайд 1)

(Запись даты, темы урока в тетради)

- Цель работы – систематизировать, закрепить знания о способах связи слов в словосочетании. Достичь цели предлагаю через внимательную, вдумчивую работу с текстом и языковым материалом (Слайд 2)

II. Актуализация опорных знаний.

Беседа на повторение (Слайд 3)

Что изучается в разделе «Синтаксис и пунктуация»?

Что называется предложением?

Что вам известно о словосочетании? Приведите примеры.

Можно ли считать сочетание подлежащего и сказуемого словосочетанием? (нет, это грамматическая основа, а так же словосочетанием  не являются однородные члены предложения и сочетание слов самостоятельной и служебной  части речи)

( На трудные вопросы мы найдем ответ вместе в течение урока)

III. Мотивация учебной деятельности

1.Работа с учебником,  ознакомление с параграфом .

2. Слово учителя (Слайд 4)

Синтаксис – раздел грамматики, изучающий строение (составление) предложений. От греч. – «построение вместе», «построение войска».

Пунктуация – знаки препинания, правила постановки их в тексте. От латинск. – «постановка точек», «точка», «след укола».

Словосочетание – два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически.  Словосочетание состоит из главного слова и зависимого

Рассмотрим таблицу:

                                                    ×     -------------------

Главное слово + зависимое слово

Виды словосочетаний

(определяем по главному слову)

Типы связи

(определяем по зависимому слову)

  • Именные

Имя сущ., прилаг., числит., местоим.

               Согласование

         (род, число, падеж)

  • Глагольные

Глагол, причастие, дееприч.

Управление

(падеж)

  • Наречные

наречие

Примыкание

(смысл)

(см. Презентацию) слайд № 5

IV. Постановка проблемного вопроса (устный тренинг). (Слайды 6,7)

- А как определить, где главное, а где зависимое слово? (главное то, которое конкретизирует понятие).

- Как вы думаете, почему так называются связи?

- Привести свои примеры.

(Согласование – так как зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже; управление – главное слово «управляет» зависимым, требует от него постановки в определенной форме; примыкание – зависимое слово грамматически не зависит от главного, словно просто «примыкает», присоединяется.)

-  Как называется связь с зависимым словом – существительным?

-  Как называется связь с зависимым словом – прилагательным?

 -  Как называется связь с зависимым словом – наречием?

Управление (такая связь, при которой зависимое слово имя существительное и все слова с признаками существительного)

Согласование (связь, при которой зависимое слово — имя прилагательное и все слова с признаками прилагательного)

Примыкание (связь, при которой зависимое слово – наречие, деепричастие, неопределенная форма глагола)

V.   Применение правила на практике.  «По цепочке». Один работает над  словосочетаниями с зависимым словом – существительным (показывает графически главное слово, указывает часть речи, задает вопрос к зависимому, указывает часть речи). Делает вывод:  способ связи — управление. Второй проводит такую же работу и  делает вывод: способ связи – согласование. Третий работает над третьим видом; способ связи – примыкание (Слайд8)

Проверка работы с одновременным заполнением кластера.

А сейчас, ребята, коллективная работа. Каждая пара по очереди заполняет по одному пропуску в схеме-кластере и объясняет свой выбор.

1. Синтаксис – раздел науки о язык, изучающий словосочетание предложение.  

2. Словосочетание – два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически.

3. Словосочетание состоит из главного слова и зависимого.

4. В языке выделяется три общих типа словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: глагольные, именные, наречные.

5. Связь в словосочетании – подчинительная, различают три вида подчинительной связи в словосочетании: управление, согласование, примыкание

(Материалы-карточки для заполнения кластера лежат на парте у каждого ученика: главное слово, зависимое слово, согласование, управление, примыкание, именное, глагольное, наречное (Слайды 9-10)

VI. Практическое закрепление знаний.

Разделите словосочетания в три столбика (групповая работа) (Слайд 11)

Ошибаться редко, синее небо, идти уверенно, пилить дрова, искать клад, смотреть фильм, топить печь, горный воздух, быстро доехать.

Найдите верное утверждение: (Слайд 12)

1. В подчинительных словосочетаниях нельзя выделить ни главного, ни

зависимого слова.

2. В подчинительных словосочетаниях всегда можно выделить главное и зависимое слова.

3. И в подчинительных, и в сочинительных словосочетаниях всегда можно выделить главное и зависимое слова.

4. В сочинительных словосочетаниях всегда можно выделить главное и зависимое слова.

     VII. Творческая работа.   Запишите словосочетания, правильно подбирая существительные и прилагательные. (Слайд 13)

Ближний, близкий (друг, деревня);

Дружественный, дружеский, дружный (помощь, государство, класс);

Завидный, завистливый (здоровье, сосед);                              

  Враждебный, вражеский (разведчик, цель);

Искусный, искусственный (работа, алмаз, бриллиант);

Ледяной, льдистый леденящий (взгляд, путь, горка).

VIII. Тестовая индивидуальная работа (Слайд 14, 15)

1. Какие пары слов не являются словосочетаниями?

   А) медведь заревел

   Б) заревел неистово

   В) схватил за комбинезон

 2.  В каких словосочетаниях слова связаны примыканием?

   А) спуститься с горы

   Б) бег трусцой

   В) легко преодолеть

3. В каких словосочетаниях слова связаны управлением?

            А) развевающегося флага

            Б) шел медленно

            В) присутствовать на митинге.

4. Замените словосочетания со связью согласование на словосочетания со связью управление.

  • Материнские заботы, расчетные таблицы, снежные звездочки.

5. Замените словосочетания со связью управление на словосочетания со связью согласование.

  • Залив реки, берег моря, воздух гор.

IX. Закрепление материала. Разминка «Веришь ли ты?» 

Ребята, сейчас немного отдохнем и  поиграем, ваша задача – определить, верное или ложное содержится в высказывании, объяснить свою точку зрения. Если верное высказывание - поднимите правую руку (да), если неверное – левую (нет).

- Верите ли вы, что управление — это вид подчинительной связи, где зависимое слово находится при главном в форме косвенного падежа. Задаются падежные вопросы.

- Да.

- Верите ли вы, что сочетание «классная комната» – примыкание?

 - Нет, это согласование.

- Верите ли вы, что синтаксис – раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение?

- Да.

- Верите ли вы, что в именных словосочетаниях главное слово может быть выражено одной из именных частей речи – существительным, прилагательным, числительным, местоимением.

- Да.

- Верите ли вы, что грамматическая основа предложения не является словосочетанием?

- Да.

- Верите ли вы, что сочетание «Наступила осень» - управление.

- Нет, грамматическая основа предложения.

- Верите ли вы, что согласование — вид связи, при котором зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже?

- Да.

X. Итог урока.

1. Беседа. Алгоритмизация.

- Ребята, что нужно для того, чтобы правильно определить тип подчинительной связи в словосочетании?

 1. Поставить вопрос, таким образом найти главное и зависимое слово.

 2. Определить, чем выражены главное и зависимое слова.

3. На какие группы делятся словосочетания по характеру главного слова?

-  По характеру главного слова словосочетания делятся на именные, глагольные и наречные.

XI. Стадия рефлексии (Слайд 16)

 - Что узнали о способах связи слов в словосочетании?

- Что вы делали для того, чтобы узнать новое о словосочетании?

Этапы:

1) вспомнили  то, что известно, сами формулировали вопросы, требующие решения;

2) при помощи работы с таблицей самостоятельно находили ответы на вопросы;

3) закрепляли знания через применение их на практике.

- Что было легко?

- Что вам помогало в работе?

- Как оцениваете свои действия?

Домашнее задание: (Слайд 16) Стр.36-40, выучить правило, упр.64, 70 (письменно) – для всего класса;

Творческое д/з – по желанию: написать мини-сочинение на тему «Словосочетание».

Использованная литература:

Учебник: Русский язык. 8 класс. Линия УМК Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др.

Русский язык в таблицах,  наглядный теоретический материал.

Карточка- кластер

           СИНТАКСИС

СТРОЕНИЕ

          ПРЕДЛОЖЕНИЕ

                        ТИП        СЛОВОСОЧЕТАНИЕ          ВИД

        

Проверка (слайд)

                                    главное слово     зависимое слово

           СИНТАКСИС

                                                    СТРОЕНИЕ

         ПРЕДЛОЖЕНИЕ

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

                       

                      ТИП                                          ВИД

        

именное глагольное наречное        согласование управление примыкание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме Синтаксические связи в словосочетаниях 8 класс

Тип урока: объяснение нового материалаДанный урок предусмотрен по темам программы «Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы», Авторы: М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Н .М. Шан...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ «СЛОВОСОЧЕТАНИЕ.ТИПЫ СВЯЗЕЙ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ» (с использованием ИКТ и ЭОР)

ЦЕЛЬ УРОКА: продолжить изучение темы «Словосочетание»; знакомство с типами связей в словосочетании.ЗАДАЧИ УРОКА: образовательные: познакомить учащихся с типами связей в словосочетании; закрепить поня...

Презентация "Словосочетание. Типы связей в словосочетании"

Презентация может использоваться на уроках русского языка. Содержит материалы для изучения нового и закрепления....

Открытый урок русского языка в 8 классе Тема. " Словосочетание. Синтаксические связи слов в словосочетании".

Тип урока:  повторительно-обобщающий, систематизация ЗУН.Технологии урока:1.     Технология здоровьесбережения.2.     Технология коллективного обучения.3....

презентация к уроку 8 класс . " Словосочетание. Синтаксические связи слов в словосочетании

Цель: систематизировать, закрепить знания о способах связи слов в словосочетании....

Творческий диктант по теме "Виды синтаксической связи в словосочетаниях". 8 класс

Включает в себя материал для диктанта и слайд для самопроверки...