Урок по теме Синтаксические связи в словосочетаниях 8 класс
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Тип урока: объяснение нового материала
Данный урок предусмотрен по темам программы «Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы», Авторы: М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Н .М. Шанский, Москва, «Просвещение», 2010.
Цель и задачи урока.
образовательные:
- систематизация знаний, полученных на предыдущих уроках по теме «Словосочетание»,
- формирование знаний о способах связи слов в словосочетании, формирование умений определять способы связи слов в словосочетании;
- развитие орфографических навыков;
– развивающая: развивать лингвистическую и коммуникативную компетенцию;
– воспитательная: формирование навыков контроля и самоконтроля.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tezisy.doc.doc | 28.5 КБ |
statya.doc.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме Синтаксические связи в словосочетаниях 8 класс
Учитель русского языка и литературы
Матвеенко Татьяна Михайловна «МОУ СОШ № 98 » г. Барнаул Алтайский край.
Цель и задачи урока.
образовательные:
- систематизация знаний, полученных на предыдущих уроках по теме «Словосочетание»,
- формирование знаний о способах связи слов в словосочетании, формирование умений определять способы связи слов в словосочетании;
- развитие орфографических навыков;
– развивающая: развивать лингвистическую и коммуникативную компетенцию;
– воспитательная: формирование навыков контроля и самоконтроля.
Тип урока: объяснение нового материала
Данный урок предусмотрен по темам программы «Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы», Авторы: М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Н .М. Шанский, Москва, «Просвещение», 2010.
Учебник 8 класс . Авторы: Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова, Москва, «Просвещение», 2011.
Учебник допущен Министерством образования и науки РФ.
План урока
1.Организационный момент.
2..Опрос по домашнему заданию
3. Новая тема
4. Закрепление изученного
5. Сообщение учителя
6.Закрепление полученных знаний
7.Рефлексия
8.подведение итогов
9.Домашнеезадание
Предварительный просмотр:
Синтаксические связи в словосочетаниях 8 класс
Учитель русского языка и литературы
Матвеенко Татьяна Михайловна «МОУ СОШ № 98 » г. Барнаул Алтайский край.
Цель и задачи урока.
образовательные:
- систематизация знаний, полученных на предыдущих уроках по теме «Словосочетание»,
- формирование знаний о способах связи слов в словосочетании, формирование умений определять способы связи слов в словосочетании;
- развитие орфографических навыков;
– развивающая: развивать лингвистическую и коммуникативную компетенцию;
– воспитательная: формирование навыков контроля и самоконтроля.
Тип урока: объяснение нового материала
I.Организационный момент
-Здравствуйте, ребята. Сегодня мы продолжаем работать с вами над изучением словосочетания.
II.Опрос по домашнему заданию
А)-Дать определение словосочетанию
-Какие типы словосочетаний вы знаете?
-Как определяется тип словосочетания?
Б) Цифровой диктант (1-словосочетание, 2-предложение, 3-слово)
Светило солнце, около дома, учебный год, русский язык ,лист бумаги, в течение часа, идущий человек, по берегу, дом на берегу, дом стоит
Ключ:2311131312 (записан на доске – ребята проверяют сами свои ответы)
В) Распределительный диктант ( 2 человека работают у доски, остальные учащиеся в тетрадях)
Задание: записать словосочетания в соответствии с типом ( по столбика) именное, глагольное, наречное.
Правка текста, косо висела, зеленая трава, бежать быстро, алмазная грань, грамотный человек, ищу человека, читать внимательно, достигнуть цели, веселый ребенок, жить честно.
III.Новая тема
А) Чтение теории параграфа №
Б) беседа
-что нового вы узнали о словосочетании?
В) составление опорного конспекта
Матвеенко Татьяна Михайловна «МОУ СОШ № 98 » г. Барнаул Алтайский край.
Виды подчинительной связи в словосочетаниях |
примыкание |
управление |
согласование |
Главное слово выражено:сущ. Зависимое слово: отвечает на вопрос Какой? Чей? Выражено: им.прилаг.,причаст., Мест., чмслит. При изменении главного слова зависимое ставится в том же Р.Ч.П , что и главное |
Главное слово выражено:глагол, сущ., прил Зависимое: сущ, местои Отвечает на вопросы: косвен.падежей При изменении главного слова, зависимое остается неизменным (в определенном падеже) |
Главное слово:глагол,наречие,Сущес.,Прилаг. Зависимое: неизменяемая часть речи-наречие,деепричаст,инфинитив,прилагательное в простой сравнительной степени,притяжательные местоимения её, его, их Отвечает на вопрос: где? Куда? Как? И т.д. |
IV. Закрепление изученного (определить вид связи в словосочетаниях)
Снежные равнины, шел спокойно, красивая девочка, идти в школу, стоять у доски, интересный вопрос, слушать улыбаясь.
V. Сообщение учителя:
- Ребята, в экзаменационных тестах есть интересное задание- заменить словосочетание на синонимичное с другим видом связи. У вас на партах лежат листы - помощники, помогающие понять процесс выполнения такого задания. Изучите внимательно!
( На партах у учащихся лежит распечатанный листок - алгоритм выполнения задания- Приложение №1)
VI. Замените словосочетание на синонимичные, пользуясь листом- помощником.
А) ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ ПРИМЫКАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ.
1. жалостно посмотрел –
2. смело спрыгнул –
3. устало шагал –
4. осторожно слез –
Б) ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ ПРИМЫКАНИЕ
1. говорил с тревогой –
2. ждал с напряжением –
3. охранял с заботой –
4. глядел со смущением –
Матвеенко Татьяна Миихайловна
«МОУ СОШ № 98 » г. Барнаул Алтайский край.
В) ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИИ
1. бессонная ночь –
2. подземный переход –
3. алгебраическая задача –
4. школьный портфель -
YII. Рефлексия
- Что нового мы узнали на уроке?
-Какие виды связи в словосочетании вы знаете?
YIII.Подведение итогов. Выставление оценок. Домашнее задание
Матвеенко Татьяна Миихайловна
«МОУ СОШ № 98 » г. Барнаул Алтайский край.
Приложение № 1.
Чтобы преобразовать словосочетание со связью согласование в словосочетание со связью управление, нужно сделать следующие операции:
1. найти в исходном словосочетании (плавательный бассейн) главное слово – бассейн
2. задать от этого главного слова падежный вопрос: бассейн для чего?
3. зависимое слово в исходном словосочетании не может быть прилагательным, оно должно являться существительным или местоимением: бассейн (для чего?) для плавания.
ИЛИ: стеклянная крыша - крыша (из чего?) из стекла
Чтобы преобразовать словосочетание со связью управление в словосочетание со связью согласование, следует произвести следующие операции:
1. найти в исходном словосочетании (гнездо глухаря) главное слово - (что?) гнездо, гнездо (чье?) глухаря; главное слово - гнездо;
2. зависимое слово нужно заменить согласованным определением (прилагательным, причастием, порядковым числительным, местоимением), отвечающим на вопрос КАКОЙ? ЧЕЙ? Гнездо (чье? какое?) глухариное
ИЛИ: топот коня - топот (чей?) конский
Чтобы преобразовать словосочетание со связью примыкание в словосочетание со связью управление, следует сделать следующие шаги:
1. найти в исходном словосочетании (внимательно слушать) главное слово - слушать (как?) внимательно: главное слово - слушать;2. зависимое слово (а оно всегда является неизменяемой частью речи - инфинитивом, наречием, деепричастием, сравнительной степенью прилагательного или наречия) наречие внимательно следует преобразовать в имя существительное: слушать (как?) с вниманием
ИЛИ: поехать работать - поехать на работу
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 11 классе по теме:«Словосочетание и типы подчинительной связи в словосочетании»
Цели: 1. Образовательные: повторение и обобщение знаний учащих...
Урок "Ковалентная химическая связь" для 11 класса
Урок по теме "Ковалентная химическая связь" для 11 класса БУП 1 час по программе О.С.Габриелян...
Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 10 класса по теме "Синтаксис и культура речи. Словосочетание. Типы связи слов в словосочетаниях"
Урок разработан для учащихся 10 класса (чебник под редакцией А.И. Власенкова). Цели урока: закрепить и углубить знания учащихся по теме «Словосочетание»; отработать умение определять типы связи ...
Урок- проект: ГЕНЕТИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ ОСНОВНЫМИ КЛАССАМИ НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ.
Урок- проект: ГЕНЕТИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ ОСНОВНЫМИ КЛАССАМИ НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ. Цели урока: Разработать с учащимися алгоритм решения цепочек превращений. Развивать у учащихся нав...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ «СЛОВОСОЧЕТАНИЕ.ТИПЫ СВЯЗЕЙ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ» (с использованием ИКТ и ЭОР)
ЦЕЛЬ УРОКА: продолжить изучение темы «Словосочетание»; знакомство с типами связей в словосочетании.ЗАДАЧИ УРОКА: образовательные: познакомить учащихся с типами связей в словосочетании; закрепить поня...
Открытый урок по русскому языку в 8 классе по теме «Словосочетание. Связь слов в словосочетании»
Цель урока: обобщить, систематизировать, закрепить знания о способах связи слов в словосочетании. Задачи урока: Образовательные:1) повторение и обобщение знаний учащихся о способах связи сл...
Технологическая карта урока "Виды химической связи" химия 8 класс
Технологическая карта урока...