Виды предложений по цели высказывания
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Пальшин Роман Викторович

Разработка открытого урока "Виды предложений по цели высказывания"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА: Виды предложений по цели высказывания

Тип урока: 

 Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

 Цель:  формировать навык  распознавания предложений по цели высказывания и использовать их с учетом речевой ситуации.

Задачи урока через планируемые результаты:

Личностные:

  • Создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности.
  • Создание  условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу.
  • формирование сознательного отношения к собственной безопасности и здоровью.

Предметные:

  • Распознавать виды предложений по цели высказывания : побудительные, вопросительные и повествовательные.
  • Корректировать интонацию в соответствии с коммуникативной целью.
  • Анализировать и характеризовать интонационные и смысловые особенности повествовательных, вопросительных и побудительных предложений.
  • Моделировать предложения в соответствии с коммуникативной задачей высказывания. Употреблять их в речевой практике.

Метапредметные:

Регулятивные:

  • Формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные:

  • Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли.
  • Сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе. Отвечать на вопросы, слушать и слышать.
  • Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные:

  • Формировать умение работать с разными видами предложений по цели высказывания : побудительные, вопросительные и повествовательные.
  • Понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учётом решаемых задач.
  • Извлекать нужную информацию.

Форма работы учащихся: Коллективная и индивидуальная  работа, работа в парах

Базовый учебник:  Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. «Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях. – М.: Просвещение, 2012

Необходимое оборудование: Компьютер, проектор, экран, компьютерный класс

Ход урока

Этапы урока

Цель этапа

Действия учителя

Действия обучающихся

Результат

Этап 1.

Организационный этап

Включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. Объясняет, что учащиеся сегодня будут фиксировать свои наблюдения в маршрутном листе

Личностные УД: 

Самооценка готовности к уроку. Учащиеся включаются в учебную деятельность

Учебно-познавательный интерес к данному уроку.

Этап 2.  Мотивационный этап

Вхождение в тему урока. Планирование своей деятельности, формулирование задач урока

Включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне

1. Языковая разминка

Ребята, я предлагаю отгадать загадки и решить, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке.

Кто она?

Я маковой крупинкой

Упала на тропинку,

Остановила вас-

Закончила рассказ.

                                Кто он?

На странице я стою,

Всем вопросы задаю.

Согнут в дугу-

Разогнуться не могу.

Вечно думая

Над смыслом,

Изогнулся коромыслом.

Кто он?

Бурным чувствам

Нет конца:

Пылкий нрав

У молодца!

  • Итак, перед вами знаки препинания. Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок? Какова тема нашего занятия?
  • Какие задачи стоят перед нами?

2. Проверка домашнего задания

А теперь давайте вспомним, что нам известно о предложении и словосочетании.

  • Чем отличается предложение от словосочетания?

  1. Цифровой диктант.

1 – Предложение.

2 – Словосочетание

  1. Смеркалось на закате;
  2. Догорала заря;
  3. Светало;
  4. Послышалось пение птиц;
  5. Утренняя роса;
  6. Прибрежные камыши;
  7. Костер догорал;
  8. Направиться к реке;
  9. Хвойный лес;
  10. Шепот звезд.

(Взаимопроверка  по  ключу

1 – 2; 2 – 1; 3 – 1; 4 – 1; 5 – 2; 6 – 2; 7 – 1; 8 – 2;

9 – 2; 10 – 2.  

Коррекция ошибок, выставление оценок в листок контроля.

Регулятивные УД: целеполагание; Коммуникативные: ответы на  вопросы.

Познавательные: поиск и выделение информации, подведение под понятие, доказательства.

Фронтальная работа.

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, выделяют информацию, определяют тему урока.

Познавательные УД:

1. Развернутый монологический ответ на поставленный вопрос

2. Выполнение цифрового диктанта

Личностные :

Осознание ценности изучаемого материала и практической его важности

Метапредметные УД:

Самостоятельное формулирование учебных задач и цели урока, умение выявлять проблему, выбирать действия по достижению цели.

Предметные :

1. Повторение базовых понятий предложения;

Этап 3.

Актуализация знаний и пробное учебное действие

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

  • Для чего нам нужно изучать словосочетание и предложение?
  • Сегодня на уроке мы продолжим исследовать предложения.

Работа в парах.

Прошу заполнить  сначала индивидуально, а затем обсудить информацию в парах и дополнить левую колонку таблицы.

Известная информация

Новая информация

 

 

 

 

..чтобы уметь правильно их строить  и грамотно писать и говорить

Дети заполняют таблицу

Словесная оценка одноклассников

Регулятивные: фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений.

Этап 4  Выявление места и причины затруднения.Открытие нового знания 

Выявление и фиксация места и причины затруднения.

построение и фиксация нового знания.

Сменить вид деятельности.

  • Ребята, как вы думаете, от чего зависит постановка знака препинания в конце предложения?

  • В ваших компьютерах содержится новая информация о предложении. Изучите ее и заполните правую колонку таблицы

Для закрепления темы «Предложение» предлагаю такую физминутку.

Физкультминутку хочет провести с вами дед из сказки «Репка». Он приготовил для вас наборы словосочетаний и предложений. Если вы услышите предложение, вы низко наклоняйтесь вперёд. Если услышите слово или набор слов, поворачивайте голову налево- направо. Хитрый кот. Посадил дед репку. Маленькая мышка. Прибежала внучка. Выросла репка большая- пребольшая. Тянет из земли. Вытянули репку.

Учащиеся наблюдают, анализируют новую информацию и строят алгоритм рассуждения.

По презентации учащиеся знакомятся с теорией и заполняют  колонку «Новая информация»

Учащиеся выполняют упражнение.

Познавательные: преобразование информации из одной формы в другую.

Регулятивные: коррекция, контроль.

Коммуникативные: умение ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ объектов.

Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

Этап 5

Закрепление материала

Закрепление умений по определению базовых понятий  местоимения как части речи

Сменить вид деятельности.

Применение нового знания в нестандартной обстановке

Самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях.

А) Учитель предлагает выполнить устно продолжить предложения, заполняя пропущенные места в предложениях. Учитель направляет, координирует деятельность обучающихся, корректирует результаты.

  1. Предложения по характеру резко отличаются друг от друга. Бывают спокойные, которые рассказывают, повествуют о чём-нибудь. Их называют … . После последнего слова в таком предложении ставится … .
  2. Ещё есть предложения очень любопытные. Они любят задавать … . Эти предложения называются … . В конце такого предложения ставится … .
  3. … ?... О каком виде предложения не рассказали?
  • По аналогии составьте сообщение о третьей группе предложений

Б) Карточки (устное интонирование)

Задание группе 1: обыграйте ситуацию так, чтобы у вас получилось из одного предложения сначала вопросительное, а затем побудительное предложение. По условию можно добавить в них по одному слову

Ты завтра пойдешь в кино.

Задание группе 2: обыграйте ситуацию так, чтобы у вас получилось из одного предложения сначала вопросительное, а затем побудительное предложение. По условию можно добавить в них по одному слову

Он сделал домашнее задание.

Задание группе 3: обыграйте ситуацию так, чтобы у вас получилось из одного предложения сначала вопросительное, а затем побудительное предложение. По условию можно добавить в них по одному слову

На улице стало тепло

В) Музыкальная пауза. Прослушайте песню и выпишите по одному примеру предложений, различных по цели высказывания

Г) Учитель предлагает выполнить  творческое задание «Дорога, которую я выбираю…»

Д) Проверочная работа

Учитель предлагает учащимся выполнить задание, написанное на интерактивной доске, с самопроверкой

Познавательные УД:

Индивидуальная работа. Обучающиеся самостоятельно выполняют задания.

Развитие  коммуникативных  УД, обеспечивающих возможность сотрудничества.

Регулятивные УД: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. Осознание качества и уровня усвоения темы урока

Внимательное прослушивание

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, умение оформлять свои мысли в письменной форме.

 Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Личностные:

1.Успешно выполненные задания.

2.Самооценка и адекватное реагирование на свои результаты.

Межпредметные свзи

Познавательные: умение находить нужную информацию.

Регулятивные: умение решать проблемы.

Личностные: способность самооценки своих действий

Этап 6. Рефлексия

Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания

Прием « Незаконченное предложение». 

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был

7. Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

интересным / неинтересным

Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД.

Личностные:

1.Осознание обучающимися своей учебной деятельности

2. Самооценка результатов своей деятельности

Этап 7. Домашнее задание

1) Упр.141 (письменно)

2) Подобрать из художественного текста разные виды предложений по цели высказывания (не менее 6 предложений). Вы можете использовать произведение А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

3) Написать письмо другу, в котором вы расскажите как надо вести себя в лесу, если он заблудился. (В вашем тексте-письме должно быть не менее 6 предложений)

Личностные:

Самостоятельно выбрать задание для домашней работы.

Коммуникативные:

Отметить уровень подготовки

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих

II. Языковая разминка

Отгадайте загадки и решите, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке.

Кто она?

Я маковой крупинкой

Упала на тропинку,

Остановила вас-

Закончила рассказ.

                                                Кто он?

На странице я стою,

Всем вопросы задаю.

Согнут в дугу-

Разогнуться не могу.

Вечно думая

Над смыслом,

Изогнулся коромыслом.

Кто он?

Бурным чувствам

Нет конца:

Пылкий нрав

У молодца!

3. Проверка домашнего задания.

Через цифровой диктант мы проверим как усвоены темы прошлых уроков: «Предложение», «Словосочетание»;

  1. Цифровой диктант.

1 – Предложение.

2 – Словосочетание

  1. Смеркалось на закате;
  2. Догорала заря;
  3. Светало;
  4. Послышалось пение птиц;
  5. Утренняя роса;
  6. Прибрежные камыши;
  7. Костер догорал;
  8. Направиться к реке;
  9. Хвойный лес;
  10. Шепот звезд.

 (Взаимопроверка  по  ключу 1 – 2; 2 – 1; 3 – 1; 4 – 1; 5 – 2; 6 – 2; 7 – 1; 8 – 2;

9 – 2; 10 – 2.  Коррекция ошибок, выставление оценок в листок контроля.

4. Введение в тему урока с постановкой проблемного вопроса

 Сегодня на уроке мы продолжим исследовать предложения.

Работаем в парах.

Прошу заполнить  сначала индивидуально, а затем обсудить информацию в парах и дополнить левую колонку таблицы. А работать вы будете над таким вопросом:

Что вам известно о предложениях?

Известная информация

Новая информация

 

 

 

 

Дети заполняют таблицу.

  • Ребята, как вы думаете, от чего зависит постановка знака препинания в конце предложения?

5. Изучение нового материала.

По презентации учащиеся знакомятся с теорией и заполняют  колонку «Новая информация»

6. . Актуализация и углубление изученного

А) Продолжи предложения

Б) Карточки (устное интонирование)

В) Прослушивание песни «Дорога добра»

Г) Творческое задание «Дорога, которую я выбираю…»

7. Рефлексия.

С помощь тестика и самопроверка

8. Итог урока

  • Что вы узнали о видах предложений по цели высказывания?
  • Как вы это будете определять?
  • Какова интонация вопросительных предложений? Каков знак препинания?
  • Ребята! Я предлагаю вам осознать сегодняшний урок и на своем маршрутном листе поставить следующие знаки .

(-)- знал(а), ничего нового для себя не узнал

+ - новое для меня

! - думал(а) иначе

? – осталось непонятным

– Вспомните, какова была цель урока. Удалось ли её достичь?

– Как бы вы оценили свою работу на уроке?

Взаимооценка.

– Кто успешно справился с заданиями? Мотивируйте своё мнение.

– Кому и над чем ещё следует поработать? Что нужно сделать для того, чтобы в дальнейшем избежать ошибок?

Домашнее задание.

1) Упр.141 (письменно)

.

2) Подобрать из художественного текста (не менее 6 предложений) разные виды предложений по цели высказывания. Вы можете использовать произведение А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

 

3) Написать письмо другу, в котором вы расскажите как надо вести себя в лесу, если ты заблудился. (В вашем тексте-письме должно быть не менее 6 предложений)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе "Виды предложений по цели высказывания"

Цель данного урока не только ознакомить учащихся с видами предложений по цели высказывания и научить использовать их с учетом речевой ситуации, но и воспитывать интерес к русской литературе...

Предложение как единица речи.Виды предложений по цели высказывания

Обобщающий урок русского языка в 4 классе. Поможет детям наглядно вспомнить и распознать повествовательные, вопрсительные и побудительные предложения. Уметь их правильно употреблять в речи....

Предложение. Интонация предложения. Виды предложений по цели высказывания

Предложение. Интонация предложения. Виды предложений по цели высказывания...

Методическая разработка урока в 5 классе (по ФГОС) на тему: "Виды предложений по цели высказывания. Знаки препинания в конце предложений".

Данная разработка поможет учителю подготовиться к уроку по заявленной теме: Виды предложений по цели высказывания и знаки препинания в конце предложений. Урок получится интересным и полезным для учащи...

Виды предложений по цели высказывания. Знаки препинания в конце предложений

Цель: формировать навык распознавания предложений по цели высказывания и использовать их с учетом речевой ситуации....