Таблица "Корни с чередующимися гласными"
учебно-методический материал по русскому языку на тему
Сводная таблица корней с чередованием гласных (правила, примеры, исключения).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka._korni_s_chereduyushchimisya_glasnymi.doc | 84 КБ |
Предварительный просмотр:
Корни с чередующимися гласными А/О
1. Зависимость от ударения
Корни | Правило | Примеры | Исключения |
Гар-/гор- | Независимо от того, какой гласный пишется под ударением (а или о), в безударном положении пишется о. | Зага́р – загорелый, угореть, погорелец. | Пригарь, изгарь, выгарки. |
Клан-/клон- | Кла́няться, покло́н – поклониться, склонять, наклонение, склонение. | ||
Твар-/твор- | Тва́рь, тво́рчество – творить, сотворить, претворить, притвориться. | Утварь. | |
Зар-/зор- | Независимо от того, какой гласный пишется под ударением (а или о), в безударном положении пишется а. | За́рево, зо́рька – заря, зарница, озарять. | Зоревать, зорянка. |
Плав-/плов- | Независимо от того, какой гласный пишется под ударением (а, о, илиы), в безударном положении пишется а. | Пла́вать, плы́ть – плавучесть, поплавок, жук-плавунец. | Пловец, пловчиха; |
2. Зависимость от конечных согласных корня
Корни | Правило | Примеры | Исключения |
Раст- | Перед ст и щ пишется а, перед с пишется о. | Расти, растение, выращивать, наращение – выросший, заросли, поросль. | а) Ростов, Ростислав, росток, ростовщик, выросток (и производные от них, например:ростовщический). |
Скак-/скоч- | Независимо от того, какой гласный пишется под ударением (а или о), в безударном положении перед кпишется а, перед ч пишется о. | Скакать, проскакать, на скаку – выскочка, заскочить, выскочить. | Скачу, скачок, скачи, вскачь. |
Лаг-/лож- | Перед г пишется а, перед ж пишется о. | Слагаемое, полагать, разлагать – сложить, положить, разложить. | Полог. |
3. Зависимость от наличия суффикса -а-
Корни | Правило | Примеры |
Кас-/кос- | Если за корнем следует суффикс -а-, то в корне пишется а, если суффикса нет, то в корне пишется о. | Касаться, касательная – коснуться, прикоснуться. |
4. Зависимость от значения
Корни | Правило | Примеры | Исключения |
Мак-/мок- | Корень мак- (мач-) пишется в словах, имеющих значение «погружать в жидкость». | Обмакнуть перо в чернила («погрузить»), макать хлеб в сметану («погружать») –промокнуть пятно («пропустить жидкость»), промокательная бумага(«пропускающая жидкость»), смочить («сделать мокрым»). | |
Равн-/ровн- | Корень равн- пишется в словах, имеющих значение «одинаковый, наравне, равный». | Поравняться («оказаться на одной линии, в одинаковом положении»), уравнение(«математическое равенство») – подровнять кусты («сделать ровными»),разровнять песок («сделать ровным, гладким»). | Равнина, поровну, уровень, ровесник. |
Корни с чередующимися гласными И/Е
Корни | Правило | Примеры |
Бир-/бер- | Если за корнем следует суффикс -а-, то в корне пишется и, если суффикса нет, то в корне пишется е. . | Забирать – заберу. |
Жиг-/жег- | Выжигать – выжегший. | |
Стил-/стел- | Застилать – постелить. | |
Блист-/блест- | Блистать – блестеть. | |
Мир-/мер- | Умирать – умереть. | |
Тир-/тер- | Стирать – стереть. | |
Дир-/дер- | Раздирать – раздерёт. | |
Пир-/пер- | Запирать – запереть. | |
Чит-/чет- | Вычитать – вычеты. Исключения: сочетание, сочетать, чета. |
Обратите внимание!
1) Чередование и/е в корнях мир-/мер- характерно только для слов со значениями «мёртвый», «умирать», «замереть, стать неподвижным» и т.п.
Вымирать – вымереть, замирать – замереть.
В словах с корнем мир- со значением «отсутствие войны, вражды» всегда пишется и.
Мир, мирный, усмирять.
В словах с корнем мер- со значением «мерить, измерять» всегда пишется е.
Мерить, измерять, примерять платье, мерило.
2) Чередование и/е в корнях пир-/пер- характерно только для слов со значениями «закрыть», «открыть», «двигать», «выдаться вперёд, выдавиться» и т.п.
Запирать – запереть, отпирать – отпереть, выпирать – выпереть.
В словах с корнем пир- со значением «обильное угощение, пиршество» всегда пишется и.
Пир, пировать.
Чередование A(Я)/им(ин)
Корни | Правило | Примеры |
Корни с чередованиема(я)/им(ин) | Если за корнем следует суффикс -а-, то в корне пишетсяим(ин), если суффикса нет, то в корне пишется а/я. | Пожимать – пожать, нажимать – нажать, разминать – размять, понимать – понять, начинать – начать, поминать – память. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-путешествие в страну "Чередующие гласные"
Урок в игровой форме объясняет условие написания корней -кос -кас и учит владеть способом действия при выборе букв о, а в однокоренных словах с корнем -кос -кас....
Статья "Методические рекомендации к изучению темы "Чередующиеся гласные А-О в корнях слов"
Статья рекомендована учителям-практикам при изучения темы "Чередование гласных А-О в корнях слов". Опыт показывает, что учащиеся испытывают определённые трудности в усвоении правил написания сло...
Таблица "Правописание чередующихся гласных в корне слова"
Таблица поможет при планировании урока в 5 классе и при подготовке к ГИА по русскому языку....
Карточка "Чередующиеся гласные в корне слова"
Данная карточка позволяет учителю проверить сформированность у у чащихся знаний по теме "Буквы о-а в корне -рос-/-раст-/-ращ-"...
Игра-тренажер по русскому языку: «Чередующиеся гласные в корне слова»
Можно использовать на уроках закрепления, обобщения материала (5-6 класс), а также на уроках повторения материала (9 класс); фронтальная/индивидуальная форма работы....
Проверочная работа "Чередующиеся гласные в корне слова"
Проверочная работа по русскому языку для обучающихся 5 класса...
Урок русского языка в 5 классе по ФГОС "Правописание чередующихся гласных а – о в корнях - лаг\\-лож- .
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке используется ЭОР, поисковый метод....