Подготовка к ОГЭ (8 класс)
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Чукарская средняя общеобразовательная школа им. А. Ф. Алексеева»
МР «Нюрбинский района» Республики Саха (Якутия)
«Рассмотрено» на заседании педсовета школы Протокол № 1 от 31августа 2018 г.
| «Согласовано» _______________ Прокопьева С.Н., заместитель директора по УМР | «Утверждено» _______________ Анисимова М.Ф., директор ОУ приказ № 02-04 от 31 августа 2018 г. |
Рабочая программа
по русскому языку
(подготовка к ОГЭ по русскому языку в 8 классе)
Составитель: Симирова Т.Н.,
учитель русского языка и литературы
первой категории
2018
1. Пояснительная записка.
Статус документа
Настоящая рабочая программа курса «Практикум по русскому языку» (подготовка учащихся 8 класса к успешной сдаче ОГЭ) составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта, утвержденного приказом Минобразования РФ №1089 от 5 марта 2004 года (c изменениями) и в соответствии с кодификатором элементов содержания по русскому языку для составления контрольных измерительных материалов основного государственного экзамена 2018 года. Программа построена на принципах обобщения и систематизации учебного материала за курс основной школы по предмету «Русский язык». Предлагаемый курс предназначен для подготовки учащихся 8 класса к сдаче основного государственного экзамена по русскому языку и является продолжением курса, изученного учащимися в 7 классе.
Структура документа
Рабочая программа курса «Практикум по русскому языку» (подготовка учащихся 8 класса к успешной сдаче ОГЭ) представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание программы элективного курса; календарно – тематическое планирование, перечень учебно-методического обеспечения.
Курс «Практикум по русскому языку» (подготовка учащихся 8 класса к успешной сдаче ОГЭ) рассчитан на учащихся 8 класса общеобразовательных школ. Он дополняет программу русского языка 5-9 классов, корректирует ее в соответствие с требованиями и моделями заданий ОГЭ 2018 г. В данной программе внимание уделяется обучению написания сжатого изложения, подготовке к тестовой части, написанию сочинения
Программа курса предусматривает также обучение учащихся написанию сочинения – рассуждения, потому что данному виду работы по развитию речи в программе русского языка 5-9 класса уделяется недостаточное внимание, что не дает возможности должным образом подготовить учащихся к выполнению части 15.1 (сочинение-рассуждение на лингвистическую тему) и 15.2, 15.3 (сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом содержания текста).
Основной целью является осуществление поэтапной системной подготовки обучающихся 8-ого класса к прохождению итоговой аттестации по русскому языку и преодоление трудностей в изучении русского языка.
Программа имеет познавательно-практическую направленность и преследует решение следующих основных задач: формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации: систематизация умений и навыков, проверяемых в ходе проведения экзамена по новой технологии; совершенствование умения излагать учебный текст; совершенствование умения создавать собственное высказывание (сочинение) на заданную тему.
Основными формами организации занятий являются лекции учителя, практические работы, работа с пакетами КИМов, написание изложений и сочинений, тренинги, тестирования, составление обобщающих таблиц и схем, работа с опорным конспектом, контрольные уроки. Организация занятий предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.
На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение орфографических, синтаксических и пунктуационных правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки, работа с тренажерами, онлайн – тестирования). Это поможет выпускникам подойти к экзамену с хорошим багажом знаний и чувствовать себя на итоговой аттестации более уверенно.
Методы обучения:
- исследование;
- проблемно-поисковые задания;
- наблюдение;
- тренинг и др.
Принципы, на которых базируется программа:
- учет индивидуальных особенностей и возможностей учащихся;
- уважение к результатам их деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
- комплексный подход при разработке занятий;
- вариативность содержания и форм проведения занятий;
- научность, связь теории и практики;
- преемственность, систематичность и последовательность;
- прочность полученных знаний;
- активность и сознательность обучения.
Формы контроля в ходе занятий могут быть различные: тестовые задания, алгоритмы, схемы, таблицы, (т.е. всё, что поможет систематизировать и обобщить материал); сочинения, изложения.
Ожидаемые результаты.
Механизм формирования лингворечевой компетенции:
- использование основных видов чтения (ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлечение необходимой информации из различных источников, в том числе представленных в электронном виде;
- анализ текста с точки зрения понимания его содержания и проблематики;
- анализ текста с точки зрения характера смысловых отношений между его частями;
- анализ особенностей использования лексических средств и средств выразительности;
- тренинг в овладении орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами русского языка;
- создание сочинения-рассуждения по данному тексту;
- редактирование собственного текста;
- применение в практике речевого общения основных норм современного русского языка, использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка;
- соблюдение в практике письма основных норм языка;
- использование в практике основных приёмов информационной переработки устного и письменного текста.
Личностные, метапредметные и предметные результаты:
Личностными результатами освоения программы данного курса являются следующие:
Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
Достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения данного курса учащимися являются следующие:
Владение всеми видами речевой деятельности:
Адекватное понимание информации устного и письменного сообщения:
Владение разными видами чтения;
Адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
Способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, ресурсы Интернета, свободно пользоваться словарями различных типов;
Овладение приёмами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;
Умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
Умение производить прослушанный или прочитанный текст;
Способность определять цели предстоящей учебной деятельности;
Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
Соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм;
Способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
Способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания;
Умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами.
Применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам;
Коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой- либо задачи, участия в спорах, обсуждениях.
Предметными результатами освоения программы данного курса являются следующие:
Представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа;
Понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
Освоение базовых понятий лингвистики: язык и речь, речь устная и письменная, стили языка
Проведение различных видов анализа слова;
Понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике
Осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Специфика учебного курса.
Курс состоит из 3 разделов. Программа курса строится с опорой на важнейшие принципы организации материала. Принципу системности соответствует подача материала в структурно организованном виде. Принцип преемственности проявляется в том, что теоретический материал постигается через опыт самостоятельного анализа текста. С целью предотвращения перегрузки учащихся используются тексты, которые характеризуются лаконичностью, доступностью, что соответствует принципу доступности.
1раздел. Текстоведение (целесообразно начать изучение курса с анализа текстов, определяя признаки текста, выделяя микротемы, абзацы, главную и второстепенную информацию).
2 раздел. Способы сокращения текста (обучающиеся учатся приемам сжатия текста (исключение, упрощение, обобщение) их уместному использованию и созданию сжатого изложения).
3 раздел. Виды сочинений. Этапы работы над сочинением (закрепляются знания о композиции рассуждения, развиваются умения грамотно аргументировать собственные умозаключения и выводы).
Курс имеет практическую направленность. В практической работе по восприятию и самостоятельному построению текстов используются такие методы, как анализ текста, интерпретация текста, сопоставление, сравнение, эксперимент, моделирование (создание текста по определённым образцам и по заданным характеристикам).
На каждом занятии предполагаются развернутые ответы - рассуждения на поставленный вопрос (доказать, что перед вами текст; сравнить тексты; доказать принадлежность текста к определенному типу, стилю и т.п.)
К текстам предлагаются тестовые задания, особое внимание уделяется проверке знаний по лексике и синтаксису, так как именно эти задания вызывают наибольшие затруднения у обучающихся. Используются следующие виды деятельности:
•исследовательская (выделение отрывков единого текста из псевдотекста, анализ текста, его композиции, анализ выразительных средств языка),
•поисковая (самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование, отбор материала для сочинения),
•творческая (освоение информации и ее передача путем создания вторичного текста, сочинение - рассуждение, спор с предполагаемым оппонентом). Курс создает условия для развития общеучебных умений: информационных (нахождение, переработка и использование информации); интеллектуальных (умение строить рассуждения - доказательства разных видов, приводить убедительные аргументы и примеры); коммуникативных (точно, логично и образно выразить свои мысли в письменном высказывании, соблюдая нормы языка); организационных (владение средствами самоконтроля и самооценки своей деятельности).
Программа предусматривает использование различных видов индивидуальных и групповых заданий, что направлено на формирование навыков не только самостоятельной работы, но и работы в группе.
Место учебного предмета в учебном плане.
В соответствии с базисным учебным планом школы рабочая программа элективного курса для 8 класса рассчитана на 34 часа в год, что составляет 1 час в неделю.
Технологии, используемые на уроке.
- Технология проблемно – диалогического обучения
- Здоровьесберегающие технологии,способствующие сохранению здоровья детей при изучении предмета.
- Технология развивающего обучения, которая способствует развитию нравственных качеств личности школьника, активизирует познавательные способности.
- Личностно-ориентированные технологии обучения, которые создают условия для развития индивидуальных способностей учащихся.
- Технология обучения в сотрудничестве. Концепция технологии обучения в сотрудничестве утверждает гуманно-личностный подход. При таком подходе учитель обращен к личности ребенка, к его внутреннему миру, где скрыты способности и возможности. Гуманный личностный подход технологии обучения в сотрудничестве – это ее основная составляющая. Именно этот подход помогает мне как учителю-предметнику найти общий язык с учащимися.
- Модульная технология.
- Технология дифференцированного обучения.
- Исследовательские технологии.
- Информационно-коммуникативные технологии.
- Технология интегрированного обучения.
- Технология использования игровых методов.
2. Содержание учебного предмета
Введение – 1ч
I.Текстоведение – 7ч.
Понятие о тексте. Признаки текста. Аналитико-синтетические упражнения, групповая работа, взаимоценка. Тексты-первоисточники, развернутый ответ-рассуждение.
Микротема. Микротекст. Абзац. Композиционно-содержательный анализ текста, эксперимент, выделение абзацев. Исправленный текст; текст, восстановленный по ключевым словам.
Виды и средства связи предложений в тексте Анализ текстов, игра, моделирование. Сочинение- миниатюра.
II. Способы сокращения текста – 9ч.
Первая часть работы государственной итоговой аттестации в 9 классе – это написание сжатого изложения.. Сжатое изложение – это такая форма обработки информации исходного текста, при которой возникает новый текст, воспроизводящий основное содержание, композиционно-логическую структуру, стиль и тип речи оригинала. Сжатое изложение – это такая форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:
- умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
- умение адекватно воспринимать авторский замысел;
- умение вычленять главное в информации;
- умение членить текст на смысловые части, т. е. определять не только его главную тему, но и микротемы
- умение сокращать текст разными способами;
- умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
- умение находить и использовать в разных стилях речи языковые средства обобщённой передачи содержания.
Для эффективности выполнения этого вида работы ученика нужно научить понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация – то содержание, без которого авторский замысел будет неясен или искажён. Следовательно, нужно научить воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию.
Поэтому первые занятия курса посвящены повторению основных понятий: текст, его признаки, микротекст, тема, микротема, основная мысль. При работе с текстами необходимо тренировать учащихся в определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста.
Так как для изложения даются тексты публицистического стиля, нужно подробнее остановиться на особенностях (лексических, морфологических и синтаксических) этого стиля речи, его приметах, а также повторить типы речи, которые могут использоваться в предложенных текстах.
При работе над сжатием текста необходимо познакомить учащихся с элементами сжатия (исключение подробностей, деталей (удаление); обобщение конкретных, единичных явлений (объединение); сочетание исключения и обобщения (замена). Рекомендуется брать микротексты (1 абзац) и на конкретных примерах отрабатывать приемы сжатия.
Языковые приёмы сжатия исходного текста: исключение, упрощение, обобщение. Лекция учителя, анализ примеров. Конспект лекции.
Применение способов сжатия. Урок-практикум, самостоятельная работа. Переработанный текст (черновик изложения). Урок-практикум, самостоятельная работа. Переработанный текст (черновик изложения). Урок-практикум, самостоятельная работа. Переработанный текст (черновик изложения). Урок-практикум, самостоятельная работа. Переработанный текст (черновик изложения).
Работа над изложением. Самооценка, самопроверка, самостоятельная работа над ошибками Самооценка, самопроверка, самостоятельная работа над ошибками. Сжатое изложение. Сжатое изложение.
III . Виды сочинений. Этапы работы над сочинением – 18ч
Третья часть экзаменационной работы содержит 3 альтернативных творческих задания , которые проверяет коммуникативную компетенцию учащихся: в частности умение строить собственное высказывание в соответствии с заданным типом речи. При этом особое внимание уделяется умению извлекать из прочитанного текста соответствующую информацию для аргументации своих утверждений. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной деятельности.
Умение отстоять свои позиции, уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания. Подлинная рациональность, включающая способность аргументации доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции.
Поэтому в данном курсе особое место отводится подготовке к сочинению-рассуждению. При этом необходимо остановиться на повторении понятий типы речи (повествование, описание, рассуждение), их признаках. Более подробно - на рассуждении (научном), его структуре и особенностях (лексических, морфологических, синтаксических), так как в основе собственного высказывания учащиеся будут использовать именно этот тип речи.
При подготовке к сочинению-рассуждению нужно помнить, что задание изменилось. Учащиеся должны выбирать одно из трёх предложенных заданий (15.1, 15.2 и 15.3) и дать письменный развёрнутый аргументированный ответ.
Композиция рассуждения. Аргумент. Способы введения примеров-аргументов Анализ текста-рассуждения, поисковая работа. Составление схемы рассуждения, развернутый ответ на поставленный вопрос. Анализ текста-рассуждения, поисковая работа. Составление схемы рассуждения, развернутый ответ на поставленный вопрос. Составление схемы рассуждения, развернутый ответ на поставленный вопрос.
Роль знаков препинания на письме. Составление таблицы, спор с предполагаемым оппонентом. Развернутый аргументированный ответ.
Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту. Работа над сочинением. Сочинение-рассуждение. Работа над сочинением.15.1, 15.2, 15.3.Типы речевых и грамматических ошибок. Способы их устранения.
Программно – методическое обеспечение.
- Купалова А.Ю. Тестовые задания ЕГЭ 8класс, Дрофа, 2015г
- Егораева Г.Т. Русский язык Сочинение на лингвистическую тему, Экзамен, Москва, 2014г
- Ю.Н.Гостева. Типовые тестовые задания, Экзамен, 2014г
- Захарова Л. Н. Способы подготовки учащихся к написанию сжатого изложения на итоговой аттестации по русскому языку в новой форме.
- Е. В. Васильева, Г. И. Канина. «ГИА 2016. Русский язык. Новая форма государственной итоговой аттестации.
- Ковалева Г. С., Роговик Т. Н. Учебно-справочные материалы для 9 класса. «Итоговый контроль: ГИА. Русский язык. Государственная итоговая аттестация». М. «Просвещение» 2016.
- Н. А. Сенина «Русский язык . 9 класс». «Подготовка к государственной итоговой аттестации». Издательство «Легион», Ростов – на Дону, 2009.
- Цыбулько И.П., Степанова Л.С.. «Русский язык. ГИА 2016. Экзамен в новой форме» 9 класс. АСТ. Астрель. М. 2016.
Интернет – ресурсы по подготовке к ОГЭ.
1. Федеральный институт педагогических измерений http://fipi.ru/
2. Образовательный портал для подготовки к экзаменам. Русский язык http://rus.sdamgia.ru/
3. Официальный информационный портал ГИА http://gia.edu.ru/
4. Подготовка к ОГЭ http://4ege.ru/russkiy/
5. ЕГЭ и ГИА портал «От урока – До экзамена» http://egeigia.ru/
6. Образовательный блог в помощь ученику и учителю при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку «По уши в ОГЭ и ЕГЭ» http://uchimcauchitca.blogspot.ru/
7. Капканы ЕГЭ и ГИА. Сайт учителя Бенделевой Л.М.: капканы-егэ.рф
8. Открытый банк заданий ОГЭ http://opengia.ru/
9. Подготовка к ОГЭ http://ege.yandex.ru/russian-gia/
10. Справочно – информационный портал – русский язык для всех http://www.gramota.ru/
11. Видеотьютор по русскому языку http://videotutor-rusyaz.ru/
12. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э.,Фомина М.И. Современный русский язык (учебник) http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook107/01/topicsw.htm
13. Портал о пособиях по подготовке к ГИА www.alleng.ru
14. Материалы для самоподготовки к ГИА http://konoplyova-m.ucoz.ru/index/materialy_dlja_podgotovki_k_gia_po_russkomu_jazyku/0-66
3. Тематическое планирование.
№ урока | Основные разделы. Тема урока. | Виды деятельности | Дата проведения | ||
План | факт | ||||
I. Введение – 1ч | |||||
1 | Вводное занятие. Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии ее оценивания. | Работа с демонстрационным вариантом, бланками ответов. | 26.09 | ||
I. Текстоведение – 7 часов. | |||||
2 | Понятие о тексте. | Аналитико-синтетические упражнения, групповая работа, взаимооценка. Тексты-первоисточники, развернутый ответ-рассуждение. | 02.10 | ||
3 | . Признаки текста. | Аналитико-синтетические упражнения, групповая работа, взаимооценка. Тексты-первоисточники, развернутый ответ-рассуждение. | 09.10 | ||
4 | Микротема.Микротекст.Абзац. | Анализ текста, изобразительно-выразительных средств языка; создание монологических высказываний, сочинений-миниатюр. | 16.10 | ||
5 | Виды и средства связи предложений в тексте | Обобщить и систематизировать знания учащихся по темам: «Текст», «Стили речи», «Типы речи», «Способы и средства связи предложений в тексте». | 23.10 | ||
6 | Виды и средства связи предложений в тексте | Обобщить и систематизировать знания учащихся по темам: «Текст», «Стили речи», «Типы речи», «Способы и средства связи предложений в тексте». | 06.11 | ||
7 | Рр Комплексный анализ текста | Выполнение комплексного анализа текста | 13.11 | ||
8 | Анализ работ | Выполнение работы над ошибками | 20.11 | ||
II. Способы сокращения текста - 9 часов. | |||||
9 | Языковые приёмы сжатия исходного текста: исключение, упрощение, обобщение. | Работа с текстом, работа с карточками и таблицами, алгоритмом. Опорный конспект | 27.11 | ||
10 | Применение способов сжатия | Работа с текстом, работа с карточками и таблицами, алгоритмом. Опорный конспект | 04.12 | ||
11 | Содержательные способы сокращения текста. | Работа с текстом, работа с карточками и таблицами, алгоритмом. Опорный конспект | 11.12 | ||
12 | Языковые способы сокращения текста. | Работа с текстом, работа с карточками и таблицами, алгоритмом. Опорный конспект | 18.12 | ||
13 | Практическая работа по сжатию текста | Работа с текстами изложения, работа с карточками редактирования. | 25.12 | ||
14 | Работа над изложением. | Работа над текстом изложения | 15.01 | ||
15 | Подготовка к сжатому изложению | Работа над текстом изложения | 22.01 | ||
16 | Написание сжатого изложения | Написание сжатого изложения | 29.01 | ||
17 | Анализ работ | Работа над своими ошибками | 05.02 | ||
III. Виды сочинений. Этапы работы над сочинением. – 18ч | |||||
18 | Композиция рассуждения. Аргумент. Способы введения примеров-аргументов. | Дать понятие об аргументации, о видах и структуре аргументов, показать способы подбора аргументов. | 12.02 | ||
19 | Текст. Типы текста. Повествование. Описание. Рассуждение. | Определение типов текста и их особенностей | 19.02 | ||
20 | Виды сочинений. Этапы работы над сочинением. Критерии оценивания сочинения. | Составление планов сочинений разных типов | 26.02 | ||
21 | Композиция рассуждения. Аргумент. Способы введения примеров-аргументов. | Приём формула ПОПС (позиция, обоснование, пример, следствие). Работа со схемами, опорным конспектом | 05.03 | ||
22 | Композиция рассуждения. Аргумент. Способы введения примеров-аргументов. | Приём формула ПОПС (позиция, обоснование, пример, следствие). Работа со схемами, опорным конспектом | 12.03 | ||
23 | Роль знаков препинания на письме. | Работа с текстами | 19.03 | ||
24 | Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту | Структурирование текста, логика рассуждения, выделение микротемы текста. | 02.04 | ||
25 | Работа над лингвистическим сочинением.15.1 | Работа со схемами, опорным конспектом | 09.04 | ||
26 | Работа над лингвистическим сочинением.15.1 | Работа со схемами, опорным конспектом | 16.04 | ||
27 | Зачетная работа. Сочинение на лингвистическую тему | Написание сочинения | 23.04 | ||
28 | Работа над сочинением 15.2 Понимание смысла текста. | Работа со схемами, опорным конспектом | 30.04 | ||
29 | Работа над сочинением 15.2 Понимание смысла текста. | Работа со схемами, опорным конспектом | 07.05 | ||
30 | Зачетная работа. Сочинение по предложенному тексту | Написание сочинения | 14.05 | ||
31 | Работа над сочинением 15.3 Понимание смысла слова. | Работа со схемами, опорным конспектом | 21.05 | ||
32 | Зачетная работа. Сочинение на понимание смысла слова | Написание сочинения | 28.05 |
Критерии и нормы оценки предметных результатов учащихся применительно
к различным формам контроля знаний.
Формы контроля
- Предварительный (перед изучением раздела, курса), текущий (по окончанию урока), тематический, итоговый контроль.
- По форме проведения эти виды контроля могут быть устными, письменными и комбинированными.
- Наиболее приемлемые формы контроля - это защита рефератов, буклеты, презентации, взаимоопрос.
Критерии оценивания
Критерии оценки устного ответа
«5»: ставится за исчерпывающий, точный ответ, отличное знание текста и др. литературных материалов, умение пользоваться ими для аргументации и самостоятельных выводов, свободное владение литературоведческой терминологией, навыки анализа литературного произведения в единстве формы и содержания, умение излагать свои мысли последовательно с необходимыми обобщениями и выводами, выразительно читать наизусть программные произведения, говорить правильным литературным языком.
«4»: ставится за ответ, обнаруживающий хорошее знание и понимание литературного материала, умение анализировать текст произведения, приводя необходимые иллюстрации, умение излагать свои мысли последовательно и грамотно. В ответе может быть недостаточно полно развернута аргументация, возможны отдельные затруднения в формулировке выводов, иллюстративный материал может быть представлен недостаточно, отдельные погрешности в чтении наизусть и отдельные ошибки в речевом оформлении высказываний
«3»: ставится за ответ, в котором в основном правильно, но схематично или с отклонениями от последовательности изложения раскрыт материал. Анализ текста частично подменяется пересказом, нет обобщений и выводов в полном объеме, имеются существенные ошибки в речевом оформлении высказываний, есть затруднения в чтении наизусть.
«2»: ставится, если показано незнание текста или неумение его анализировать, если анализ подменяется пересказом; в ответе отсутствуют необходимые иллюстрации, отсутствует логика в изложении материала, нет необходимых обобщений и самостоятельной оценки фактов; недостаточно сформированы навыки устной речи, имеются отступления от литературной нормы.
Критерии оценивания доклада.
«5» - ставится, если выполнены все требования к написанию и защите: обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, тема
раскрыта полностью, выдержан объём, соблюдены требования к внешнему оформлению, даны правильные ответы на дополнительные вопросы.
«4» балла – основные требования к докладу или сообщению и их защите выполнены, но при этом допущены недочёты.
В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём; имеются упущения в оформлении; на дополнительные вопросы при защите даны неполные ответы.
«3» балла – имеются существенные отступления от требований. В частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании или при ответе на дополнительные вопросы; во время защиты отсутствует вывод.
«2» балла – тема не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы.
Критерии и показатели, используемые при оценивании учебного реферата
Критерии | Показатели |
1.Новизна реферированного текста Макс. - 20 баллов | - актуальность проблемы и темы; |
2. Степень раскрытия сущности проблемы | - соответствие плана теме реферата; |
3. Обоснованность выбора источников | - круг, полнота использования литературных источников по проблеме; |
4. Соблюдение требований к оформлению Макс. - 15 баллов | - правильное оформление ссылок на используемую литературу; |
5. Грамотность Макс. - 15 баллов | - отсутствие орфографических и синтаксических ошибок, стилистических погрешностей; |
Оценивание реферата
Реферат оценивается по 100 балльной шкале, балы переводятся в оценки успеваемости следующим образом:
• 86 – 100 баллов – «отлично»;
• 70 – 75 баллов – «хорошо»;
• 51 – 69 баллов – «удовлетворительно;
• мене 51 балла – «неудовлетворительно».
Баллы учитываются в процессе текущей оценки знаний программного материала.
Критерии оценки презентаций.
«5» баллов ставится, если выполнены все требования к оформлению и защите: обозначена тема, изложена собственная позиция, сформулированы выводы, тема
раскрыта полностью, выдержан объём, соблюдены требования к внешнему оформлению, даны правильные ответы на дополнительные вопросы.
«4» балла – основные требования к презентации и ее защите выполнены, но при этом допущены недочёты.
В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём; имеются упущения в оформлении; на дополнительные вопросы при защите даны неполные ответы.
«3» балла – имеются существенные отступления от требований. В частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании или при ответе на дополнительные вопросы; во время защиты отсутствует вывод.
«2» балла – тема не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...
Подготовкак ЕГЭ
Решение геометрических задач...
Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы
Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...
Урок немецкого языка в 8 классе "Подготовкак путешествию"
конспект урока по немецкому языку...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Тематическое планирование по математике 5- 11 класс автор Мордкович, по физике 7-9 класс Громова, физике 10-11 класс Мякишева, факультативные курсы 9-11 классы по математике
В данном файле вложено тематическое планирование по математике. алгебре, геометрии, физике с 5 по 11 класс...
Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.
Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....