Экспресс - занятие: Готовимся к написанию сочинения-рассуждения: 15.1, 15.2, 15.3
план-конспект занятия по русскому языку (8, 9 класс) на тему
Экспресс - занятие:
Готовимся к написанию сочинения-рассуждения: 15.1, 15.2, 15.3
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Экспресс - занятие: Готовимся к написанию сочинения-рассуждения: 15.1, 15.2, 15.3 | 25.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Экспресс - занятие:
Готовимся к написанию сочинения-рассуждения: 15.1, 15.2, 15.3
Тип урока: теоретико-практическое занятие.
Педагогические технологии: технология проблемного диалога.
Цель – изучить структуры создания сочинений-рассуждений 15.1, 15.2, 15.3, познакомиться с приемами написания текстов, с критериями оценивания сочинения, уметь создавать тексты разных вариантов, знать их отличия и сходства.
Задачи:
1)образовательные: умение самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста, то есть смысловой цельностью и структурной связностью;
2)развивающие: развитие логической, творческой, речевой и мыслительной активности; формирование умения выражать личностно-эмоциональное отношение к теме;
3)воспитательные: формирование таких нравственных качеств учащихся, как милосердие, отзывчивость, человечность, умение работать в группе.
Методы обучения: проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации.
Организационные формы: беседа, групповая работа, самооценивание
Средства обучения: компьютер, презентация, памятки.
Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, литературой. Выдвижение гипотез. Анализ текста, составление алгоритма написания сочинения-рассуждения задания части 3.
Формируемые УУД:
Личностные УУД:
Оценивать поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей.
Регулятивные УУД:
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему, высказывать свое предположение.
Познавательные УУД:
Находить ответы на вопросы, используя свой читательский, жизненный опыт и полученную на уроке информацию.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать в группе и во фронтальной беседе, приводя аргументы.
Слушать и понимать речь других, уметь формулировать свои мысли в устной форме.
Формы работы: фронтальная, групповая.
Оборудование: компьютер, проектор, карточка «Экспресс-занятия Части 3»
Ход урока
- Орг.момент.
-Здравствуйте, я приветствую всех ребят и коллег в вашей гостеприимной школе.
- Прошу вас улыбнуться и с хорошим настроением начать урок.
2. Постановка проблемы.
-Перед вами таблица, посмотрите, как вы думаете, о чем пойдет у нас сегодня беседа на уроке?
«Экспресс - занятие: Готовимся к написанию сочинения-рассуждения: 15.1, 15.2, 15.3 (объем - не менее 70 слов)»
-Значит, как вы определите цель нашего занятия?
(Научиться писать сочинение-рассуждение всех типов в формате ОГЭ)
А что значит слово экспресс?
По словарю Ожегова: экспресс- поезд или автобус, судно, идущие с высокой скоростью без остановок или с остановками только в крупных пунктах. Второе значение: первая часть сложных слов со значением моментальный, срочный. Э.-диагностика, э.-информация, э.-лаборатория (осуществляющая срочные анализы, пробы)
-Получается, что у нас три вида сочинений и по логике должно быть три группы, а почему я вас попросила распределиться на пять групп? Посмотрите внимательнее на карточки и попробуйте привести свои гипотезы, обсудите в группах?
1 группа- сочинение 15.1
2 группа- сочинение 15.2
3 группа- сочинение 15.3 второй аргумент опирается на жизненный опыт
4 группа- сочинение 15.3 второй аргумент опирается на читательский опыт
5 группа- сопоставить сочинения между собой, найти отличия и сходства, провести сравнительную характеристику.
3.Учебная задача.
-Тогда какова цель работы будет в ваших группах?
(Изучить структуру сочинения в группах, приемы написания)
-Правильно, но самое главное, вы должны так изучить, чтобы эту учебную информацию донести до ваших одноклассников так, чтобы они с легкостью могли в будущем легко написать сочинение.
Но прежде чем приступить к работе в группах над презентацией ваших проектов, я попрошу вас ознакомиться с маршрутными листами самооценивания.
Маршрутный лист самооценки
ФИ________________________________________
Оцени работу над проектом:
Критерии оценивания сочинения-рассуждения | Моя оценка | Оценка группы |
С1К1- ответ-понимание-толкование-0-2 б | ||
С1К2 аргументы-0-3б | ||
С1К3-абзацы, речевая связность-0-2б | ||
С1К4-композиция-0-2б | ||
Итого -9 баллов |
Оцени свою работу в группе:
Критерий (за каждый критерий – от 0 до 5 баллов) | Моя оценка |
Я внес (-ла) большой вклад в работу группы | |
Я умею выслушивать мнения других ребят, принимать другую точку зрения | |
Я умею объяснять свою точку зрения, приводить доводы и убеждать | |
Я готов(а) принимать новые и неожиданные идеи, отличающиеся от моего первоначального мнения |
Оцени работу группы:
Критерий (за каждый критерий – от 0 до 5 баллов) | Моя оценка |
Работали дружно, слушали друг друга | |
Высказывали свою точку зрения, не ссорились |
Оцени СВОЮ РАБОТУ на уроке:
Ответь на вопросы:
1. Сегодня на уроке я узнал(а) (ЧТО?) ____________________________________________
_____________________________________________
2. Сегодня на уроке я научился(лась) (ЧЕМУ?) ____________________________________
_____________________________________________
3. Сегодня на уроке я научился(лась) лучше делать (ЧТО?)
_____________________________________________________________________________-
4. Осталось непонятным (ЧТО?)_________________________________________
4. Работа в группах
Итак, приступаем к работе, на изучение теории у вас 5 минут, ваша цель разобрать модели сочинений и донести их своим одноклассникам.
5. Презентация проектов.
6. Практическое занятие.
Вторым шагом будет для нас написание сочинения. Текст для всех один. Я читаю, вы после самостоятельно в группах пишете сочинения по вашим проектам. Самыми свободными в выборе будет у нас 5 группа, у них есть выбор, написать любое сочинение.
Как вы будете работать с черновиком? (разделить на 4 части листочек, в тексте подчеркнуть предложения, которые вам понадобятся для аргументации.- 15 минут
Тема сочинения
«Союзы, будучи служебными словами, то есть не употребляясь ни самостоятельно, ни в составе словосочетаний, остаются все же словами, то есть имеют не только форму, но и значение».
И.Г.Милославский
Чтение текста
7. Представление образцов сочинений. Что удалось, что не получилось? 5 группе было легко выбрать тему, какое сочинение вам показалось легче и быстрее написать. На экзамене вам дается 2 часа на написание и оформление этой работы.
-Давайте послушаем, о чем они говорят.
15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания российского лингвиста Игоря Григорьевича Милославского: «Союзы, будучи служебными словами, то есть не употребляясь ни самостоятельно, ни в составе словосочетаний, остаются всё же словами, то есть имеют не только форму, но и значение».
Мы привыкли считать, что служебные части речи почти не имеют лексической составляющей. Но, по мнению лингвиста И.Г.Милославского, они все же имеют значение.
Я думаю, это так и есть. На примерах из текста Н.Г.Гарина-Михайловского видно, что союзам может быть присуще какое-то значение.
Например, в предложении 6 автор использует как соединительный союз «и», так и противительный «но», чтобы показать безуспешность попыток мальчика во сне спасти Жучку: герой совершает различные действия, которые, однако, не приносят желаемого результата.
В предложении 12 автор из различных сравнительных союзов выбирает союз «точно», который, придавая значение почти полного уподобления, наиболее подходит для выражения мысли: мальчик воспринимал собаку как существо, близкое ему и все понимающее.
Таким образом, союзы не только помогают нам связать части предложения, но и придают различные оттенки значения.
15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл фрагмента текста: «Трусы только боятся! Кто делает дурное – боится…»
Мне кажется, мальчик имеет в виду, что не надо бояться делать что-то хорошее. Например, в этом тексте рассказывается о том, как Тёма спас собаку, брошенную в старый колодец. Мальчик совершил, мне кажется, подвиг: ведь он сам мог погибнуть, разбиться или задохнуться в колодце. Но все равно нашел в себе силы спасти Жучку, хотя очень плохо себя чувствовал и даже потерял сознание от перенапряжения. Тёме было сначала очень страшно, но он уговорил себя не бояться.
А вот те, кто издевается над животными, действительно, всех бояться, поэтому и ищут слабее себя, чтобы обидеть. Автор так и не говорит, кто бросил в колодец Жучку. Конечно, этот человек боялся признаться. Он самый настоящий трус.
Человек, который обижает слабых, всегда труслив, ведь он не решается связываться с сильными. Я думаю, Тёма имел в виду именно это.
15.3 Как вы понимаете значение слова ПРИРОДА?
Природа – это все то, что нас окружает. Это и животные, и растения, и горы, и море, и небо, и земля. И человек – это тоже часть природы, ведь он тоже живой.
Долгое время люди считали, что они – цари природы, и результат мы сейчас наблюдаем. Экологическая обстановка в мире очень тяжелая; все загрязнено: вода, воздух, почва. Исчезли редкие виды животных и растений. Тают ледники.
Конечно, это те проблемы, которые должны решаться на уровне правительств разных стран. А что же можем делать мы? Вместо школы, ходить на демонстрации «зеленых»?
Мне кажется, будет больше пользы, если мы будем не говорить, а делать. Не будем выбрасывать батарейки, будем заботиться о животных и растениях.
Например, в тексте Гарина-Михайловского говорится о том, как мальчик спас собаку. Он сам мог сильно пораниться, но все равно решился помочь другу. Если все люди будут любить животных и помогать им, то природа будет нам благодарна, а редкие виды не будут исчезать. Надо начать с себя: не рвать редкие растения, не уничтожать животных.
8. Рефлексия.
Итак, ребята, вспомните, какую цель мы с вами ставили и что хотели достичь? Получилось ли у вас? А убедимся мы, когда оцените ваши сочинения по критериям, в группе и каждый самостоятельно. Сколько максимум? 9 баллов. Оцените, пожалуйста.
Мы с вами оценили только смысловую часть, а еще оценивается грамотность, в сумме по словам изложения и сочинения вы получаете еще 10 баллов. Но эта тема уже другого экспресс- занятия.
А теперь оцените свою работу в группе, саму группу и допишите предложения-3 минуты.
Как вы думаете, почему же у нас экспресс- занятие? За короткое время качественно подготовиться к экзамену по ОГЭ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЕГЭ Презентации к занятиям "Готовимся к ЕГЭ по инһорматике"
Презентации к занятиям "Готовимся к ЕГЭ"...
Практическое занятие "Готовим винегрет"
В данном конспекте представлена разработка практического занятия с воспитанницами детского дома по технологиии приготовления винегрета в виде соревнования двух команд....
занятие "Готовим торт"
Формировать представление о профессии- кондитер, воспитывать умение работать в коллективе....
занятие "Готовим торт"
Формировать представление о профессии- кондитер, воспитывать умение работать в коллективе....
Конспект открытого занятия "Готовим подарки своими руками"
Новогодний подарок своими руками...
Программа тренинговых занятий "Готовимся к ЕГЭ: тренинг для старшеклассников"
Возможные трудности при сдаче ЕГЭ в основном связаны с особенностями восприятия учеником ситуации экзамена, с недостаточным уровнем развития самоконтроля, с низкой стрессоустойчивостью учащихся, с отс...