Итоговое тестирование по русскому языку в 9 классе на тему "Синтаксис сложного предложения"
тест по русскому языку (9 класс) на тему

Мжачих Елена Владимировна

Итоговый контроль

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovoe_testirovanie_slozhnoe_predlozhenie.docx34.26 КБ

Предварительный просмотр:

Вариант 1

1. Какое предложение является сложным?

1) Люди, появившиеся в этих местах, приехали недавно.

2)У него медленно выплыли из-под ресниц и встали неподвижно две тёплые слезы.

3) Он приносил книги, а я читала их каждый вечер.

4) К вечеру, однако, ветер утих.

2. Какое из приведённых сложных предложений состоит из трёх  предикативных частей? (Знаки препинания не расставлены.)

1) Уж проходят караваны через те скалы где носились лишь туманы да цари орлы.

2) В саду поселилась осень но листья нашей берёзы оставались зелёными и живыми.

3) Солнца не видно а полуденное небо озарено розовым веером лучей серебрящим зелень деревьев.

4) Когда мы вышли из вокзала синеватый свет уже брезжил над Феодосией и вокруг с каждой минутой становилось всё светлее.

3. Укажите сложное предложение с бессоюзной связью.

1) Мы очутились у водопада – вид был необыкновенный.

2) Всё: деревья, кусты, цветы – радовали нас первозданной зеленью.

3) Особенно любили мы этот парк и его тенистые аллеи.

4) Хотя об этом говорили уже все, никто не относился к этому серьёзно.

4. Какое из предложений соответствует схеме:

[      ], и [     ]. (Знаки препинания не расставлены)

1)Двое уже обогнали меня и вдруг подошёл третий.

2) Мы узнали у старика как пройти к деревне и как найти Виктора.

3)Захват высоты и удержание позиции было приоритетной задачей.

4) Нужно было добраться до села засветло и успеть подготовиться к завтрашнему походу.

5. Укажите вариант ответа, в котором перечислены все сложные предложения с союзной связью.

А. Эту удивительную новость принёс Серёжа – ребята не поверили ему.

Б. Эту удивительную новость принёс Серёжа, и ребята не поверили ему.

В. Эту удивительную новость принёс Серёжа, однако ребята не поверили ему.

Г. Хотя эту удивительную новость принёс Серёжа, ребята не поверили ему.

  1. Б,Г
  2. А,Б,Г
  3. А, Г
  4. Б,В,Г

6. Какое из предложений сложносочинённое?

1) Я то ввязывался во дворе в драку, то уходил без спросу в гости, то разбивал лампу или банку с вареньем.

2) Горе у друга – мы не спешим ему в помощь.

3) В комнате было тихо, темно и очень душно.

4) Немецкие солдаты вытянулись и замерзли, а русский солдат неторопливо шёл сквозь строй оцепеневших врагов и ничего не видел.

7. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

На скамейку кто-нибудь присаживался (  ) и начинался неторопливый разговор.

1)сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

2)простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна

3)сложное предложение, перед союзом И запятая нужна

4) простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая

8. Укажите сложносочинённое предложение с соединительным союзом.

1)Одни дятлы продолжали свою работу, да где-то свистнул рябчик и боязливо замолчал.

2) То солнце тусклое блестит, то туча чёрная висит.

3) Был ли туман, или это был дым?

4) Не только в городе было жарко, но и в лесу было душно.

9. Укажите сложносочинённое предложение с разделительным союзом

1) Он закончил свой выступление, однако никто не понял этих слов.

2) Ни о чём не хочется думать, или бродят мысли и воспоминания смутные, неясные, как сон.

3) Иногда  шёл дождь, а иногда – снег.

4) Я створки распахну и сад  пущу в окно.

10. Укажите, на месте каких цифр в предложениях  должны стоять запятые:                                                      Взошло горячее летнее солнце (1)и парусная регата началась.

Когда взошло горячее летнее солнце (2) и началась парусная регата (3) мы отправились на стадион.

Зима ещё хлопочет (4) и на весну ворчит.

  1. 1,2,3,4
  2. 1,3
  3. 2,3,4
  4. 1,4

11. Укажите верное суждение.

Предложения, входящие в состав сложноподчинённого предложения

  1. объединены только подчинительной связью.
  2. объединены только с помощью подчинительных союзов и интонации
  3. объединены на основе подчинительной связи с помощью подчинительных союзов, союзных слов и интонации.
  4. объединены только по смыслу.

12. Как называются предложения, обозначающие ситуацию, которая поясняется или уточняется в придаточном предложении?

1) главное предложение

2) предыдущее предложение

3) последующее предложение

4) другое придаточное предложение

13. Что из перечисленного НЕ является отличием подчинительных союзов и союзных слов?

1) Подчинительные союзы, как правило, не могут быть выделены логическим ударением, союзные слова произносятся с ударением, как любой член предложения.

2) Союзное слово определяет тип придаточного предложения, а союз – нет.

3) Союз можно заменить только другим союзом, а союзное слово – другим союзным словом или тем словом главного предложения, к которому относится придаточное.

4) Союз иногда можно опустить, а союзное слово – нет.

14. В каком из сложноподчинённых предложений придаточное стоит внутри главного? (Знаки препинания не расставлены).

1) Лучи солнца были так ярки что слепили глаза.

2) В море в качке спишь когда можешь.

3) Римские полководцы считали важным установить где войска противника и исходя из этого вырабатывали стратегию боя.

4) Он знает где водится дичь.

15. Укажите, на месте каких цифр в предложениях  должны стоять запятые:   

Чичиков не заметил (1) как въехал в середину обширного села  с множеством улиц.

Николай был бледен (2) поскольку сильно переживал.

Маргарита повернулась (3) туда (4) куда указывал Азазелло.

  1. 1,4
  2. 1,2,4
  3. 1,2,3
  4. 1,3

16. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

1) Когда стало темнеть, над лесом занялся пожар.

2) Из трубы в тёмно-синее небо клубами валит дым, над которыми мигают ясные звезды.

3) Дождь за окном потрескивал, как потрескивают поленья в костре.

4) Мальчики выяснили откуда приехал их новый одноклассник.

17. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным.

1) Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо.

2) Яблоневый сад, который пострадал от морозов, стал оживать.

3) Когда все собрались, бабушка поставила самовар.

4) Я не знаю, куда здесь можно пойти.

18. Укажите, на месте каких цифр в предложениях  должны стоять запятые:   

Из всех людей (1) которые когда-либо встречались с Чеховым  (2) не было  (3) кажется  (4) ни одного  (5) кто не отметил бы в нём лютой ненависти к самовозвеличиванию.

  1. 1,2,3,4,5
  2. 1,2,5
  3. 2,3,4
  4. 3,5

19. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным.

1) Было бы глупо приступать к обсуждению того вопроса, который поднимался вчера.

2) Мне в душу повеяло жизнью и волей, которая была немыслима ещё прошлой ночью.

3) Мы задули тёплый рыжий очаг, что согревал нас промозглой осенней ночью.

4) Мне показалось, что в лицо пахнуло земляникой, смолистым  детством, новгородским днём.

20. К какой группе придаточных относятся придаточные времени?

1) изъявительные

2) изъяснительные

3) определительные

4) обстоятельственные

21. Укажите предложение с придаточным условия.

1) Благодаря этому влиянию, которое оказал на меня Павлик, я скоро стал прилично играть в хоккей.

2) Мне не терпелось узнать, с каким счётом закончилась встреча.

3) Хотя уже начинало темнеть, никто не расходился.

4) Если на море опустить туман, перила и палубы станут мокрыми.

22. На какой вопрос отвечают придаточные уступки?

1) что произошло вследствие этого?

2) несмотря на что?

3) какой?

4) при каком условии?

23. Укажите тип придаточного в предложении:

Цветы распускались медленно, так как весна была холодная.

  1. условия
  2. места
  3. времени
  4. причины

24. Выберете неверное утверждение.

1) Сравнительный оборот – член простого предложения, имеющий значение приблизительного сходства, образного сравнения.

2) В предложении сравнительный оборот чаще всего не является членом предложения.

3) Сравнительное придаточное предложение поясняет обозначенные в главном действия, предметы, признаки через сравнение с другими действиями, предметами, признаками.

4) Сравнительный оборот, являющийся обстоятельством образа действия, выделяется запятыми.

25. В каком из предложений содержится придаточное меры и степени?

1) Пришвин был писателем настолько, что его невозможно было представить себе без пера в руке.

2)Выйду, выйду я на берег, на гранит Москвы-реки, посмотрю, как волны мчатся с ветерком вперегонки.

3) Мы по колено заходим в светлую воду, которая очень холодна в конце сентября, и пьём её большими вкусными глотками.

4) Генерал осведомился, не сын ли я Андрея Петровича Гринёва.

Вариант 2

1. Какое предложение является сложным?

1) Собака задрала лохматый хвост бубликом, повесила язык и побежала в глубь двора.

2) Наступила ночь, вышел месяц.

3) Но главное – любить природу, охранять её.

4) Книги, как известно, издавна почитались на Руси.

2. Какое из приведённых сложных предложений состоит из трёх  предикативных частей? (Знаки препинания не расставлены.)

1) Луна поднялась выше акаций которые росли по обеими сторонам улицы.

2) Над рекой стоят окошки над рекой летит снежок.

3) Не скажешь ли ты любезный где мне найти владельца этой дачи чтобы пригласить его на праздник.

4) Стены в классах заново побелили и были они такие чистенькие без единого пятнышка.

3. Укажите сложное предложение с бессоюзной связью.

1) Солнце улыбалось нам, и мы улыбались солнцу.

2) Солнце улыбалось нам – мы улыбались солнцу.

3) Солнце улыбалось нам, однако кругом все грустили.

4) Хотя солнце улыбалось нам, кругом всё грустило.

4. Какое из предложений соответствует схеме:

[      ] :   [     ]. (Знаки препинания не расставлены)

1) Лес рубят щепки летят.

2) В глубине парка раскинулась большая прямоугольная площадка которая была окружена старыми липами.

3) Я люблю все времена года весну зиму осень лето.

4) Но ничто уже не предвещает шторма на небе ни облачка.

5. Укажите вариант ответа, в котором перечислены все сложные предложения с союзной связью.

А. Часть картина висела в зале, и гости могли их рассмотреть.

Б. Часть картина висела в зале, гости могли их рассмотреть.

В. Часть картина висела в зале, чтобы гости могли их рассмотреть.

Г. Гости могли рассматривать и картины, висевшие в зале.

  1. Б,В
  2. А,Б,Г
  3. А, В
  4. В,Г

6. Какое из предложений сложносочинённое?

1) Скворцы вывелись и улетели давно уже.

2) Пошумели дожди и столбами шли от реки голубой на равнины земли.

3) Ненавидящий лишь то берёт, что видящий ему даёт.

4) Серёже многое ещё хотелось узнать, но он не  решался спросить.

7. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Медленно поднимался туман (1) и матовой пеленой застилал всё доступное для глаз.

1) сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

2) простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна

3) сложное предложение, перед союзом И запятая нужна

4) простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая

8. Укажите сложносочинённое предложение с соединительным союзом.

1) Реки широко разлились и всё никак не хотели входить в берега.

2) Чёрная река зябла, и струйки пара перебегали всюду.

3) Я обращался ко всем, но никто на мой  вопрос ответить не мог.

4) Письмо принесли вечером, а мы узнали об этом ещё утром.

9. Укажите сложносочинённое предложение с разделительным союзом

1) Ревела гроза у горы Машук, и бил просвеченный молниями ливень.

2) Утром спокойно взошло яркое солнце, но шторм не ослабевал.

3) Солнце уже поднялось довольно высоко, а туман постепенно стал исчезать.

4) То ли огонёк костра виднелся сквозь ветви деревьев, то ли это были блики от луны на воде озера.

10. Укажите, на месте каких цифр в предложениях  должны стоять запятые:                                                      Я гашу лампу (1) и ночь начинает медленно светлеть.

В саду играл оркестр (2) и пел хор песенников.

Звёзды уже начали бледнеть (3) и небо серело, когда коляска подъехала к крыльцу домика на Васильевском.

  1. 1,2,3
  2. 1,3
  3. 1
  4. 2

11. Укажите неверное суждение.

  1. Придаточное в сложноподчинённом предложении может относиться к определённому (опорному) слову.
  2. Придаточное в сложноподчинённом предложении может быть независимым (не относиться ни к чему).
  3. Придаточное в сложноподчинённом предложении может относиться к грамматической основе главного.
  4. Придаточное в сложноподчинённом предложении может относиться ко всему главному предложению.

12. Какое предложение может сообщать дополнительную информацию о предмете, лице, событии, а также может указывать на причину, условия, цель тех событий и явлений, о которых говориться в главном предложении?

1) другое главное предложение

2) предыдущее предложение

3) последующее предложение

4) придаточное предложение

13. Что из перечисленного НЕ является отличием подчинительных союзов и союзных слов?

1) Подчинительные союзы, как правило, не могут быть выделены логическим ударением, союзные слова произносятся с ударением, как любой член предложения.

2) Союзное слово определяет тип придаточного предложения, а союз – нет.

3) Союз можно заменить только другим союзом, а союзное слово – другим союзным словом или тем словом главного предложения, к которому относится придаточное.

4) Союз иногда можно опустить, а союзное слово – нет.

14. В каком из сложноподчинённых предложений придаточное стоит внутри главного? (Знаки препинания не расставлены).

1) Не хочется школьникам весной когда тепло и ярко светит солнце учиться.

2) Пришлось проводить дополнительное исследовательскую работу когда началась экспериментальная проверка станка.

3) Когда рассвело мы пошли в горы.

4) Экспедицию придётся закончить если начнётся сезон дождей.

15. Укажите, на месте каких цифр в предложениях  должны стоять запятые:   

Если лето дождливое (1) то роскошная растительность степи сохранит свою свежесть надолго.

Он заболел (2) не потому (3) что ходил без шапки.

Он заболел (4) потому что ходил без шапки.

  1. 1,2,3,4
  2. 1,3,4
  3. 1,2,4
  4. 2,3,4

16. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

1) Книга, которая лежала на столе принадлежала Анатолию.

2) Тучи плывут оттуда, откуда дует ветер.

3) Я всё смотрел на дорогу, где в пыли неслись конница.

4) Все книги, которые были в классной библиотеке, ребята прочитали.

17. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным.

1) Он не знал, что возникнут такие трудности.

2) Кто-то сказал, чтобы больную принесли воды.

3) Не представляю, как можно уладить это конфликт.

4) В голове теснятся какие-то чудесные мысли, от которых захватывает дух.

18. Укажите, на месте каких цифр в предложениях  должны стоять запятые:   

Чичиков не заметил (1) когда он въехал в середину обширного села (2) с множеством изб и улиц.

Позднее (3) когда я совершила восхождение на Килиманджаро и гору Кения (4) я была очарована альпийской флорой этих двух потухших вулканов.

  1. 1,4
  2. 1,3,4
  3. 1,2,3
  4. 1,3

19. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным.

1) Я прохожу узкой межой, которая поросла кашкою и цепко лебедой.

2) Чем красивее роза, тем острее шипы.

3) Нам рассказали, как провожали великого музыканта.

4) В  окно, которое выходило в сад, негромко постучали.

20. Укажите, на месте каких цифр в предложениях  должны стоять запятые:

Школьные музей (1) в котором было собрано (2) всё (3) что относилось к истории края (4) создавалось годами.    

1) 2,3

2) 1,2

3) 1,2,3

4) 1,3,4

21. В каком предложении находится придаточное цели?

1) День и ночь не знают покоя солдаты, чтобы люди мирно жили на земле.

2) В поезде, в котором ехал Лигов, возвращаясь из командировки, пассажиров было мало.

3) В гостинице, куда они  подъехали, уже был приготовлен ужин.

4) Невозможно сказать, до чего прекрасно бывает в тёмном лесу в яркий солнечный день.

22. К какой группе придаточных относятся придаточные места?

1) изъяснительные

2) изъявительные

3) определительные

4) обстоятельственные

23. Укажите тип придаточного в предложении:

Светлело очень быстро, хотя предутренний туман ещё висел над деревьями садов.

  1. цели
  2. времени
  3. причины
  4. уступки

24. Выберете неверное утверждение.

1) Придаточные образа действия раскрывают образ, способ действия, о котором говорится в главном предложении.

2) Придаточные меры и степени обозначают меру или степень действия, признака, обозначенного в главном предложении.

3) Придаточные предложения образа действия, меры и степени могут присоединяться к главному только с помощью союзных слов.

4) В главной части сложноподчинённого предложения с придаточным образа действия, меры и степени, как правило, содержаться указательные слова, образующие пары слов.

25. В каком из предложений содержится придаточное образа действия?

1) Глаза ломило, будто кто-то нажимал на них поверх век пальцами.

2) Мы наперебой расспрашивали кучеров, смирные ли у них лошади или горячие.

3) Был солнечный день такой яркий, что лучи проникали даже в самые тёмные уголки леса.

4) В саду было очень много яблок, которые так любили мальчишки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое тестирование по русскому языку 6 класс

Итоговый тест по русскому языкудля 6 класса в конце учебного года....

Итоговое тестирование по русскому языку, 7 класс

Материалы к контрольному уроку...

Итоговое тестирование по русскому языку 8 класс

20 тестовых заданий с 4 вариантами ответов охватывают основные темы курса...

Материалы к уроку русского языка 5 класс "Простое и сложное предложение"

Урок будет актуален в канун Нового года, т.к. материалы упражнений и заданий объединены одной тематической группой 2Новый в год в разных странах"....

Презентация по русскому языку. 5 класс.Простые и сложные предложения.

Данная презентация поможет научиться учащимся различать простые и сложные предложения....

Конспект урока по русскому языку 9 класс на тему " Сложное предложение"

Представлен коспект по русскому языку на тему "Сложное предложение" для 9 класса...