Подготовка к заданию № 3 ОГЭ русский язык
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему
Теоретический материал и практические задания по тренировке поиска в предложениях изобразительно-выразительных средств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
material_po_podgotovke_k_zadaniyu_no_3_oge.docx | 24.51 КБ |
Предварительный просмотр:
№ 3. Изобразительно-выразительные средства языка
Теоретический материал
Эпитет – художественное определение, выраженное преимущественно прилагательным, однако может реже быть наречием.
Золотые руки, легкое дыхание, высказался смело. Часто используется в фольклоре. Это постоянный эпитет: красна девица, добрый молодец.
Сравнение – сопоставление двух явлений, уподобление одного предмета другому на основании общего у них признака (употребляются сравнительные союзы: как, будто, точно, словно, как будто, подобно и т.д.)
Анчар, как грозный часовой. (А.С. Пушкин) Луна взошла сильно багровая и хмурая, словно больная. (А.П. Чехов)
Метафора – скрытое сравнение, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству (как правило, без сравнительного союза).
Ножка стула, носик чайника, жар любви.
Олицетворение – перенос свойств и признаков живых существ на неодушевлённые предметы.
Терек воет, дик и злобен. (М.Ю. Лермонтов) О чём ты воешь, ветер ночной, о чём так сетуешь бесшумно. (Ф.И. Тютчев)
Метонимия – употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основании внешней или внутренней связи между ними.
А) между предметом и материалом, из которого предмет сделан.
Не то на серебре – на золоте едал (А.С. Грибоедов)
Б) между содержимым и содержащим.
Ну, скушай же ещё тарелочку, мой милый! (И.А. Крылов)
В) между действием и орудием этого действия.
Перо его местию дышит (А.К. Толстой)
Г) между автором и его произведением.
Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. (А.С. Пушкин)
Д) между местом и людьми, находящимися на этом месте.
Но тих был наш бивак открытый (М.Ю. Лермонтов)
Синекдоха – разновидность метонимии, состоящий в перенесении значения с одного предмета на другой по признаку количества.
А) часть явления в значении целого:
А в двери – бушлаты, шинели, тулупы… (В.В. Маяковский)
Б) целое в значении части:
Ах вот ты как! Драться каской? Ну не подлый ли народ! (А.Т. Твардовский)
В) единственное число в значении общего или даже всеобщего:
Там стонет человек от рабства и цепей (М.Ю. Лермонтов)
Г) замена числа множеством:
Мильоны нас. Нас – тьмы, и тьмы, и тьмы (А.А. Блок)
Д) замена видового понятия родовым:
Ну что ж, садись, светило! (В.В. Маяковский)
Оксюморон – соединение двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое.
Мёртвые души, горькая радость, звонкая тишина, красноречивое молчание.
Гипербола – преувеличение свойств изображаемого предмета или явления.
В сто сорок солнц закат пылал. (В.В. Маяковский)
Литота – преуменьшение свойств изображаемого предмета или явления.
Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить (Н.А. Некрасов)
Антитеза - приём противопоставления.
Они сошлись. Волна и камень.
Стихи и проза. Лед и пламень (А.С. Пушкин).
Фразеологизм – лексически неделимое, устойчивое в своём составе и структуре, целостное по значению словосочетание, воспроизводимое в виде готового высказывания.
Бить баклуши, остаться с носом, попасть впросак, зарыть талант в землю, плыть по течению, закадычный друг, играть роль.
Инверсия – изменение порядка слов.
Белеет парус одинокий в тумане моря голубом (М.Ю. Лермонтов)
Практические задания
Определите средства выразительности. Учтите, что в предложениях может быть несколько различных средств выразительности.
- Лёд, словно тающий сахар, затянул реку.
- В темнице мира я не одинок.
- Зевота раздирает рот шире Мексиканского залива.
- Девушка в белом платье была ужасно прекрасна.
- Серебряным дождем сыпала над поверхностью воды мелочь рыбешка.
- Там, где шли бои, хмурое лицо земли оспой взрыли снаряды: ржавели в ней, тоскуя по человеческой крови, осколки чугуна и стали.
- Мягкая, ночная, ласковая тишина паслась на лугу.
- Её шпиц не более напёрстка.
- Красноречие, как жемчуг, блещет своим содержанием.
- Весь пансион признавал превосходство Писарева.
- И слышно было до рассвета, как ликовал француз.
- Люблю берёзу русскую, то светлую, то грустную.
- Летят алмазные фонтаны с веселым шумом к облакам.
- Эй ты, шляпа!
- Дети не перестают бить баклуши.
- Ей весело грустить.
- Волос длинный – ум короткий.
- Береги и копи копейку.
- Как море бесшумное, волнуется войско.
- Цепь гор окружает город.
- Мы на уроках литературы читаем Булгакова.
- Меня поразила белоснежная улыбка этого человека.
- Любовь выскочила перед нами, как выскакивает убийца из-за угла.
- Народу в селе – туча.
- Вечером синим, вечером лунным был я когда-то красивым и юным.
- Белая берёза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром.
- Чёрные фраки носились врозь и кучами.
- Всё спит: и зверь, и человек, и птица.
- Он был рыжий, как из рыжиков рагу, рыжий, словно апельсины на снегу.
- Горит костёр рябины красной.
- «Эй ты, бестолковый», - укоризненно сказала телефонная трубка.
- Природой нам здесь суждено в Европу прорубить окно.
- Мы все глядим в Наполеоны.
- И подушка, как лягушка, ускакала от меня.
- И дольше века длится день, и не кончаются объятия.
- А и горе, горе, гореваньице!
А и лыком горе подпоясалось,
Мочалами ноги изопутаны. - Театр уж полон: ложи блещут, партер и кресло – всё кипит.
- Кого позвать мне? С кем поделиться той грустной радостью, что я ещё жив?
- У неё был такой маленький рот, что больше двух кусочков никак пропустить не мог.
- Сделал Никита соху в 300 пудов, запряг в неё змея и стал от Киева межу прокладывать в две сажени с четвертью.
- Улыбнулись сонные берёзки, растрепали шёлковые косы.
- О чём ты воешь, ветр ночной? О чём так сетуешь безумно?
- Ребята в университете продолжают грызть гранит науки.
- Я – царь, я – раб, я – червь, я – бог.
- Колокол дремавший разбудил поля,
- Улыбнулась солнцу сонная земля.
- Обвеян вещею дремотой,
- Полупрозрачный лес грустит.
- Она, пройдя сквозь толпу людей, будто нож сквозь студень, вошла в кабинет.
- Во рту с утра ещё маковой росинки не было.
- Вы здесь встретите бакенбарды, единственные, пропущенные с необыкновенным и изумительным искусством под галстук.
- Медведь в этих лесах не водится.
- Чужбина – родина моя.
- Ты переводчик – я читатель,
Ты усыпитель – я зеватель.
- Отговорила роща золотая березовым веселым языком.
- У Ивана Никифоровича, напротив того, шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строением
- Я в этом деле собаку съел!
- Беззвучно расступились ветви кустарника, и на звериную тропу вышла газель.
- Занимавшийся день разбудил саванну легким ветром: он взъерошил «кудри» колючих акаций, которыми поросли холмы.
- Однажды, года в три, я совершила неслыханное злодеяние.
- Его разговор скорее успокаивал нервы, чем возбуждал их, так как не зажигал ни желания возразить ему, ни с увлечением согласиться с ним.
- Слышались озвонченные тишиной ласковые, зазывные голоса хозяек.
- Этот опасный путь был единственной ниточкой, связывавшей плацдарм с Ленинградом.
- Волна, пригибая и подминая вздрагивающую землю, взбегала на берег.
- На плавной крутизне горных склонов, среди рыжей, красной и зеленой листвы сияла новорожденная зима.
- По стенам, как живые, шевелились белые червеобразные корни от светлых поднимающихся струй.
- – Ну, не бойся, заходи, - сказала Марина и легонько подтолкнула живой комочек шерсти к входной двери.
- Сегодня я нашла рыжего, тощенького, большеглазого котенка с порванным ухом и больной лапкой.
- Дорога вывела ее на шоссе, а она все бежала и бежала куда глаза глядят.
- Бывает, по моему недосмотру что-то подгорает, так он устраивает такой концерт, что соседи сбегаются.
- Было раз так, что художник сел за обед, и кот чей-то, желтый, тигровый, роскошный, приходит и тоже садится за стол рядом с художником.
*Автор-составитель: Тонких Ирина Анатольевна. Предложения, использованные в качестве практических заданий в сокращенном, измененном либо полном варианте, взяты мною из различных сборников и художественных текстов. Авторство не указано, чтобы не отягощать практический материал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока развития речи в 9 классе. "Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 часть 3)".
Материал по методике подготовки учащихся к написанию сочинения - рассуждения. Создание памятки написания сочинения (задание 15.3 часть3 ОГЭ-2015)....
КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3) Патриотизм.
КОНСПЕКТ УРОКАрусского языка в 9 классеПодготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)Патриотизм. Этот урок – продол...
Подготовка к сочинению -рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)
Урок русского языка, на котором отрабатывается алгоритм написания сочинения-рассуждения с речевыми клише по памятке....
Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Часть 2. Задание 5 с ответами по тексту Куприна А.И., тестовые задания по теме "Деепричастие"
Тестовые задания на тему "Правописание суффиксов" призваны отработать умение находить слова с орфограммами на правописание суффиксов разных частей речи. В пособиях представлены задания на отработку пр...
Самоанализ урока русского языка в 9 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»
Цели урока: - формирование у школьников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3);- формирование умения учащихся н...
КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»
Цели урока: - формирование у школьников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3);- формирование умения учащихся н...
Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»
Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»...