Мастер-класс по русскому языку "Правописание приставок ПРЕ и ПРИ"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Любезнова Юлия Викторовна

Конспект занятия содержит необходимые сведения для педагога при изучении темы "Правописание приставок ПРЕ и ПРИ".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.lyubeznova_yu.v.docx22.87 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

Методика формирования лингвистических знаний с применением стратегии чтения с остановками

Любезнова Юлия Викторовна,

учитель русского языка и литературы,

МБОУ «Школа №35»

Пояснительная записка:

      Занятие на лингвистическую тему «Правописание приставок ПРЕ и ПРИ» опирается на использование  стратегии чтении с остановками в процессе объяснения нового материала.

     Предварительно учитель разделяет текст  на небольшие фрагменты, которые формируют следующие этапы занятия:

-вызов (цель – заинтересовать текстом, поставить конкретные задачи);

-реализация смысла (ознакомление с текстом);

-рефлексия (осмысление прочитанного или прослушанного текста, формирование и закрепление лингвистических знаний).

     Рекомендации по применению на занятии стратегии чтении с остановками:

1.Чтение должно быть простым и выразительным.

2.При чтении максимально следует передать тему и идейный замысел произведения.

3. Необходимо  заинтересовать слушателей.

4. Развивать  критическое  мышление посредством вдумчивого и выразительного  чтения вслух.

      Целью данной стратегии  является  формирование лингвистических знаний посредством осознанного вдумчивого чтения вслух.

     Целевая группа: педагоги и ученики 6 класса.

 Задачи мастер-класса:

-показать эффективность стратегии чтения с остановками при объяснении материала лингвистического характера;

-развитие у учащихся интереса к осознанному и вдумчивому чтению.

  Этапы мастер-класса:

  1. Ориентировочно - мотивационный – ориентирование на цель урока с помощью приема ассоциации.
  2. Актуализация субъектного опыта участников – организация процесса обучения на основе осознанного восприятия изучаемого материала; формирование ситуаций, способствующих актуализации субъектного опыта участников.
  3. Целеполагание – определение основной цели занятия.
  4. Освоение новых знаний - чтение лингвистической сказки про приставки ПРЕ и ПРИ, используя стратегию чтения с остановками.
  5. Применение на практике полученных знаний - письменное упражнение творческого характера с целью повышения качества овладения новым лингвистическим материалом.
  6. Рефлексивный этап - анализ своих чувств, переживаний, действий.

Ход мастер-класса

Этапы мастер-класса

Содержание этапа

Деятельность мастера

Деятельность участников

1.Ориентировочно-мотивационный этап.

Ориентирование на цель урока с помощью приема ассоциации.

СКАЗКА.

-Какие ассоциации возникают у вас при этом слове?

Ответы участников (волшебство, герои, добро и зло и др.).

2.Актуализация субъектного опыта участников.

Организация процесса обучения на основе осознанного восприятия изучаемого материала; формирование ситуаций, способствующих актуализации субъектного опыта участников.

-В какой цвет мы можем окрасить слово «СКАЗКА»?

-желтый – радостная сказка;

-оранжевый – дружелюбная, гостеприимная;

-зеленый – приносящая удовольствие;

-красный – настороженность.

-Как вы думаете, возможно ли с помощью сказки объяснить правило русского языка «Правописание приставок ПРЕ и ПРИ»?

Ответы участников – желтый, красный, зеленый, оранжевый.

3.Целеполагание

Определение основной цели занятия.

-Какова наша цель занятия?

Ответы участников:

Узнать, в каких случаях пишется ПРИ, а в каких – ПРЕ.

4.Освоение новых знаний.

Чтение лингвистической сказки про приставки ПРЕ и ПРИ, используя стратегию чтения с остановками.

Жили-были в волшебной стране Грамматике две сестрички – приставки ПРЕ и ПРИ. Старшая ПРЕ была прекрасна лицом и душой, умная – преумная, добрая-предобрая, а младшая сестра ПРИ была настоящей рукодельницей: могла легко пуговицу пришить, обед приготовить, обои приклеить, всегда была готова прийти на помощь.

-Какие были сестры? Дружные? Трудолюбивые?

Но однажды заспорили сестренки между собой, кто из них самая красивая, милая и трудолюбивая. «Я самая-самая, - утверждала сестра ПРИ. – Я люблю конкретность, и поэтому кое-кому придется прикусить свой язычок».  «А я самая мягкая и добрая, - отвечала ПРЕ, - но если захочу, то могу тотчас прекратить эти разговоры».  

После этого спора сестры перестали разговаривать друг с другом, и настали в стране Грамматике пасмурные дни.

-Как вы думаете, что будет дальше? Как будут дальше развиваться события?  Как помирить сестер?

Обратились тогда жители страны Грамматики самостоятельные части речи к королеве Правописание с просьбой помирить сестер. Мудрая правительница рассудила так: «Чтобы не было поводов для ссор, пусть приставка ПРИ придает словам следующие значения:

(вместе с учениками составляем дерево предсказаний):

- присоединить, приставить  – присоединения;

-приблизить, пригибать  – приближения;

- пришкольный, прибрежный - пространственная близость;

-придумать, пришить  – доведение действия до конца;

- приоткрыть, присесть – совершение действия не в полном объеме.

А приставка ПРЕ пусть придает словам следующие  значения:

- пребольшой, преумный, предобрый – высокая степень качества, можно заменить «очень», «весьма»;

-преувеличить, преумножить – высокая степень действия;

-преступать, превращать – близко к значению приставки ПЕРЕ».

-Как вы думаете, каков финал текста? Чем закончится сказка?  Помирились сестры? 

Когда сестры узнали, что нет поводов для ссор, тогда они помирились и стали жить-поживать да добра наживать в волшебной стране Грамматике.

Вопросы:

-Как можно назвать эту сказку?

-Почему этот текст мы можем назвать сказкой?

Какие приметы вы увидели?

-Какое правило по русскому языку отражено в этой сказке?

Участники внимательно слушают сказку  и отвечают на вопросы.

Сестры ПРИ и ПРЕ были добрыми, умными и трудолюбивыми.

Жаль, что сестры поссорились, но думаем, что их кто-то помирит и объяснит, что не нужно ругаться по пустякам.

Составляют «Дерево предсказаний»

Финал сказки – добрый, все помирятся и будут счастливы.

«Две сестры», «Приставки ПРЕ и ПРИ» и др.

Зачин сказочный («Жили – были»), концовка как в сказке («Стали жить-поживать да добра наживать»),

волшебные приставки, волшебная страна.

В сказке отражено правило «Правописание приставок ПРЕ и ПРИ».

5.Применение на практике полученных знаний.

Письменное упражнение творческого характера с целью повышения качества овладения новым лингвистическим материалом.

Домашнее задание: попробуйте  сочинить небольшую миниатюру, используя лингвистические знания  на тему: «Правописание приставок ПРЕ и ПРИ».

-Каков объем миниатюры?

6.Рефлексивный этап.

Анализ своих чувств, переживаний, действий.

Ответьте на вопросы:

1.Общение на уроке было интересным, познавательным, игровым, скучным, веселым…

2. После урока мне захотелось…

Ответы участников

Прогнозируемый результат

Предметные результаты:

Развитие устной и письменной речи; создание устных монологических высказываний;  формирование лингвистических знаний, развитие интереса к осознанному и вдумчивому чтению.

Личностные результаты:

Формирование ответственного отношения к процессу обучения, способности к саморазвитию и самосовершенствованию; формирование уважительного отношения к участникам мастер-класса.

Метапредметные результаты:

Умение самостоятельно определять цели обучения; развивать интересы познавательной деятельности; умение вести дискуссию на основе учебного сотрудничества.

Оборудование:

Компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал.

Список использованных источников:

  1. Граник Г.Г. Секреты орфографии. – М.: Просвещение, 1991.
  2. Львова С.И. Русской речи чудеса. – М.: ИНОС, 2002.
  3. Черепанова Л.В. Формирование лингвистической компетенции при обучении русскому языку. – Новосибирск: Наука, 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по созданию русской традиционной куклы "Благополучница"

Мастер-класс по изготовлению русской традиционной куклы "благополучница" был подготовлен к проведению школьного мероприятия "День науки" по предмету "Психология" для учащихся средней и старшей школы....

Презентация к мастер-классу по изготовлению русской традиционной куклы "Благополучница"

Презентация сопровождает проведение мероприятия по русской традиционной кукле "Благополучница" и служит наглядным пособием по ее изготовлению....

Мастер-класс Интегрированное преподавание русского и английского языка

Знакомство с технологией  разработки и проведения интегрированных уроков на примере конкретного урока, в рамках обобщения и распространения педагогического опыта...

Материалы мастер-класса "Практикум по русскому языку в 11 классе по теме: «От анализа текста – к сочинению»

Ключевые проблемы Мастер-класса: Использование технологии  группового обучения для выполнения задания В и С на ЕГЭ по русскому языку.Закрепление изученного материала через презентацию. Созда...

Конспект мастер-класса по теме: «Русский танец как средство повышения мотивации к изучению русской культуры»

Цель: Распространение опыта работы по обучению детей основам русского танца.  ...

Подготовка к сочинению. Работа над проблемой текста. Формулировка проблемы. Мастер- класс к уроку русского языка в 11 классе.

Цель урока: подготовить учащихся к написанию сочинения, используя приемы активного осмысления текста через разноуровневое обучение.Задачи учителя: научить учащихся воспринимать содержащуюся в тексте и...

Подготовка к сочинению. Работа над проблемой текста. Формулировка проблемы. Мастер- класс к уроку русского языка в 11 классе. Презентация.

Цель урока: подготовить учащихся к написанию сочинения, используя приемы активного осмысления текста через разноуровневое обучение.Задачи учителя: научить учащихся воспринимать содержащуюся в те...