Урок .Секреты грамматики. Учимся выполнять тестовые задания ОГЭ – 2015
учебно-методический материал по русскому языку (9 класс) на тему

 

На уроке повторяются, обобщаются и систематизируются полученные знания для решении тестовой части ОГЭ; учащиеся развивают умение работать как самостоятельно, так и в группе.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_sekrety_grammatiki.doc65.5 КБ
Microsoft Office document icon otsenochnyi_list_sekrety_grammatiki.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в  9 классе.

Тема: Секреты грамматики. Учимся выполнять тестовые задания ОГЭ – 2015

Тип урока: урок - практикум.

Цели и задачи урока:

Цели:   Образовательные:

  • повторить, обобщить и систематизировать полученные знания, уметь применять их на практике при решении тестовой части ОГЭ;
  • совершенствовать знания учащихся по русскому языку;
  • проверить знания, умения и навыки учащихся по данным темам;

Развивающие:

  • развивать у учащихся умение логически мыслить и обобщать полученные факты;
  • развивать умение работать как самостоятельно, так и в группе;
  • развивать лингвистические способности детей;

Воспитывающие: 

  • воспитывать любовь и интерес  к  русскому языку;
  • формировать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.

Задачи:

  • повторить теорию по орфографии, синтаксису, пунктуации, средствам
  • выразительности языка;
  • используя различные приёмы и методы, отработать  навыки выполнения тестовых заданий в форме ОГЭ;
  • формировать психологическую установку на успешное решение тестовой части ОГЭ.

Оформление урока: мультимедийная презентация к уроку; оценочные листы для уч-ся, карточки для работы в группе.

Ход  урока

I Слово учителя

После долгого зимнего сна

Не спеша оживает природа,

И приходит царевна – Весна,

Открывая собой утро года.

Весна долгожданна, весна прекрасна, весна очаровательна. Но какая-то смутная тревога не отпускает, сжимает сердце, не даёт наслаждаться весной в полную силу… ( Щелчок по слайду, появляются 5  кошачьих портретов)  – Никого не напоминают вам эти испуганные взъерошенные котята? По-моему, именно так выглядит большинство девятиклассников при слове (ЩЕЛЧОК  ПО СЛАЙДУ)  «ОГЭ»… А как же хочется, чтобы и учителя, и ученики выглядели вот так ( ЩЕЛЧОК ПО СЛАЙДУ  ). Поэтому сегодняшний урок мы посвящаем не только весне, но и подготовке к решению большинства заданий тестовой части ОГЭ, чтобы встретить экзамен во всеоружии. ( СЛАЙД № 3)  Эпиграфом к уроку пусть станут слова китайского мудреца Конфуция. (СЛАЙД № 4) Хочется призвать Вас учить язык и словами великих писателей.  

II Слово ученику.

Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Языку мы учимся и должны учиться непрерывно до последних дней своей жизни. (К.Г.Паустовский)

III Слово учителя .

 Прекрасные слова о нашем языке сказал в 1882 году И.С.Тургенев – великий писатель, мастер русского слова. Высоко оценивая русский язык, И.С.Тургенев завещал нам беречь его: “Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык!” Но что значит беречь язык? Это значит грамотно писать и правильно говорить. Но далеко не прост наш язык, и нет границ в его познании.

 Пусть наша урок поможет каждому из вас, ребята,  закрепить правила непростого, но поистине чудесного русского языка .

- Вот убедились на уроках русского языка, что постановка знаков препинания -  дело не простое.  Когда же появились они в русском языке? Расскажет нам об этом …

IV Слово ученику. «Из истории русской пунктуации».

- Пунктуация появилась намного позже, чем запись слов с помощью алфавита. До конца 15 века  текст писали или вообще без промежутков, или делили на нерасчленённые отрезки. Из рукописи 15 века: «пошёлкнязьсемёнъдмитриевичсуздальский  пришёлсвойскомкновгородунижнему  аснимцаревич   ентякстысячьютатар  людижезатворилисьвгороде»

- Прочитайте эти предложения. Согласитесь, очень трудно понять смысл.( СЛАЙД 5)

Затем первые знаки препинания показывали паузы. Раньше всех знаков была введена точка (с 80-х годов 15 столетия), затем запятая (к концу 16 века). Появившаяся после них точка с запятой вначале употреблялась и как знак вопроса, и как промежуточный знак между двоеточием и запятой.

Появление и упорядочение знаков препинания связано с развитием книгопечатания. Так, в книгах первой половины 16 века использовались такие знаки, как  запятая, точка, точка с запятой, вопросительный знак.

Несколько позже появляется  восклицательный знак. Позднее был использован новый знак – скобки, который назывался в ту пору «вместным» знаком. К концу 18 века  появляются тире, кавычки,  многоточие. Знак тире  первым  стал  применять Карамзин, русский писатель и историк. В грамматических трудах тире впервые упоминается у языковеда А.А.Барсова, ученика Ломоносова. Этот учёный называл тире «молчанкой».

И другие знаки препинания раньше имели  иные наименования: точку с запятой  в 16 веке называли «подсталия», а в 17 веке -  «полуточие». Восклицательный знак  именовали «удивным», а кавычки – знак «пресекательный», «отменительный».

Знак переноса вначале относили к  пунктуационным знакам, и называли «единитным».

V Слово учителю.

Чтобы справиться с тестовыми заданиями, необходимо знание множества правил и понятий. Игра «Не прерви цепочку» поможет проверить, насколько прочны ваши знания теории.

( К доске приглашаются по 3 – 4 ученика от каждого ряда. Они выстраиваются в цепочку лицом к классу, держась за руки. Учитель по очереди задаёт им вопросы, ответивший правильно продолжает игру. Тот, кто ошибся, возвращается на место за партой. И так до последнего вопроса).

«НЕ  ПРЕРВИ  ЦЕПОЧКУ».

1. Чем отличаются друг от друга ССП и СПП?

2. Когда на конце приставки пишется З, а когда – С?

3.  Из каких частей состоит СПП?

4. Когда причастный оборот выделяется запятыми?

5. Как определить вид придаточного предложения?

6. Перечислите значения приставки ПРИ.

7. Назовите самые употребительные сочинительные союзы. А подчинительные?

8. Как на письме выделяются вводные слова? А как проверить, ВВОДНОЕ слово или нет?

9. Назовите значения приставки ПРЕ.

10. Когда не ставится запятая перед союзом И в ССП?

11. Перечислите виды подчинения в СПП с несколькими придаточными.

12. Как отделяются друг от друга части ССП и СПП? Где именно ставится запятая?

VI Да, главная цель нашего урока – подготовка к ОГЭ, но вот «герой» урока другой. Попробуйте догадаться, какой, а для подсказки, послушайте стихотворение:

(Читает наизусть ученица на фоне СЛАЙДА № 6)

Весна. На дереве грачи расселись шумной стаей,

Бегут прозрачные ручьи, и скоро снег растает.

Исчезнет почерневший наст, закрывший плоть земли,

И оживёт, как прежде, в нас предчувствие любви.

Не остудила наших чувств суровая зима,

И мы зовём прекрасных муз, пускаем их в дома.

А там, где солнце припекло, уже видна земля,

И в лунках робко и светло подснежники стоят.

И, пробиваясь сквозь снега, сквозь лёд и мерзлоту,

(О Господи, как жизнь хрупка!)

Подснежники цветут! (Наталья Васильева)

- Именно подснежники станут «героями» сегодняшнего урока. Пусть они подарят вам нежность и ощущение весны, пусть научат мужеству и умению преодолевать трудности.

Обратимся к оценочным листам. Пожалуйста,  выполните в нём задание № 1. В тексте прослушанного стихотворения пропущены именно те орфограммы и пунктограммы, знание которых понадобится вам при выполнении тестовой части. КАКИЕ ИМЕННО?

(Проверка  и объяснение через 1 минуту – щелчок по СЛАЙДУ № 6

VII  - Задание № 2 в тестовой части посвящено средствам выразительности языка. КРОССВОРДНЫЙ ДИКТАНТ поможет проверить, хорошо ли вы знаете определения средств выразительности. Итак, возвращаемся к оценочным листам. Задание № 2. Я читаю определение термина, ваша задача – написать название средства выразительности.

«КРОССВОРДНЫЙ ДИКТАНТ»

1)  Преувеличение.     (ГИПЕРБОЛА)

2) Употребление слова в переносном значении.     (МЕТАФОРА)

3) Яркое, красочное прилагательное.     (ЭПИТЕТ)

4) Уподобление одного предмета или явления другому.    (СРАВНЕНИЕ)

5) Устойчивое по составу и структуре и целостное по значению выражение. (ФРАЗЕОЛОГИЗМ)

6) Неживой предмет приобретает свойства живого.      (ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ)

- Вернёмся к стихотворению о подснежнике. Какое средство выразительности представлено в нём больше всего? (ЭПИТЕТ) Назовите метафоры  (ПЛОТЬ  ЗЕМЛИ; ЗИМА  НЕ  ОСТУДИЛА ЧУВСТВ), а олицетворения (ручьи бегут, исчезнет наст, оживёт предчувствие, подснежники стоят)

VIII Для того, чтобы точно передать смысл предложения, вы должны уметь правильно расставлять знаки препинания в предложениях.

Задание «А я бы поступил так».

Какие ошибки, допущенные при расстановке знаков препинания, привели к искажению смысла в предложениях? Исправьте их ( предложения заранее записаны на доске).

1. Рогатый скот?

В нашем колхозе много рогатого скота: лошадей, свиней.

Ответ: В нашем колхозе много рогатого скота, лошадей, свиней. 

2.  Рябчики говорят?

Рябчики говорят, охотники любят спать на деревьях.

Ответ: Рябчики, говорят охотники, любят спать на деревьях.

3. Солнце блеяло?

Когда солнце село с блеянием и рёвом, прошло стадо.

Ответ: Когда солнце село, с блеянием и рёвом прошло стадо. 

4. Ждала скамейка?

Ольга сидела на скамейке, которая находилась в сквере и ждала подругу.

Ответ: Ольга сидела на скамейке, которая находилась в сквере, и ждала подругу.

IX  В  языкознании есть еще один раздел, который изучает устойчивые выражения слов. Как он называется? (фразеология). Фразеологизм - это языковое средство, которое позволяет сделать нашу речь образнее, эмоциональнее. Частота употребления фразеологизмов в речи  является одним  из показателей сформированности  речевой культуры человека. Вот и следующее задание для команд позволит выявить,  как участники команд знают  значение фразеологизмов и умеют употреблять их в своей речи.

Найдите фразеологизмы среди этих выражений и с 2-3 фразеологизмами придумайте предложения ( ЗАДАНИЕ 3, СЛАЙД 7 )

 Синие глаза, мозолить глаза, опустить глаза, карие глаза, с глазу на глаз, попасть в глаз, глаза слипаются, не поверить своим глазам, промыть глаза, глаза открылись, лечить глазам , глаза на мокром месте, глаза разгорелись, темные глаза, глаз подбит, глаз набит.

( Ответы: мозолить глаза,  с глазу на глаз,  глаза слипаются, не поверить своим глазам,  глаза открылись, глаза на мокром месте, глаза разгорелись, глаз набит.)

ЗАДАНИЕ №  4 в оценочном листе ( СЛАЙД 8 )

Замените фразеологизм близким по лексическому значению словом или выражением. Расскажите о происхождении фразеологизма.

У чёрта на куличках.(“Очень далеко”. Первоначальное значение – “где-то далеко в лесу”, так как кулички, кулига – расчищенная лесная поляна.)

Ахиллесова пята.(Уязвимое место. Мать Ахилла держала сына за пятку, окуная его в воды волшебной реки, чтобы сделать его неуязвимым. Лишь пятка Ахилла не коснулась воды. А убит он был стрелой, попавшей в пятку.)

Показать кузькину мать.( Жестоко наказать. Кузька – небольшой хлебный жучок, безобидный на вид, но очень прожорливый. Он считался бичом крестьян, так как налетал на хлебные злаки и высасывал их.)

Отгадайте фразеологическую загадку: «У слабого, хилого человека она едва держится; иногда она горит, или болит, или надрывается; бывает заячьей, чернильной и бумажной». (Душа.)

X Как известно, словарный состав русского языка постоянно меняется: одни слова устаревают, а другие активно входят в наш язык. Как называется раздел науки о языке, который занимается изучением слова и его значения? ( ответ учащихся)

Задание командам: попробуйте объяснить значение  слов и словосочетаний из  «Трехъязычного лексикона», который был выпущен  в 1704 году Ф. Поликарповым, определите их современное толкование.

  • Извнутряю ( попрошу), зад главы ( затылок), задышка ( отдышка), возглавие ( подушка), крадебница ( воровка), могута( сила), мешанина ( смесь), детоводница ( няня), скус ( вкус), охабка ( объятие), оковрач, очник ( окулист).

XI Переведите на современный язык устаревшие слова (Физкульт минутка)

  1. Покажите длани  ( ладонь).       2. Покажите потылицу (затылок).
  2. Поднимите шуйцу (левая рука).      4. Покажите чело (лоб).
  3. Какого цвета у вас ланиты?         6. Расправьте свои рамена.(рамо-плечо)
  4. Левую руку положите на правое рамо, а правую –на левое. (плечо).
  5.  Правой рукой заденьте выю (шея).      8.  Обхватите свое чрево. (живот).
  6. Помашите десницей (правая рука)        10. Каково ваше порекло?( прозвище)

XII  В русском языке очень много иноязычных слов, но богатство  нашего языка проявляется в том, что  многие из заимствованных слов можно заменить  русскими синонимами. Вот и попытайтесь сейчас это выполнить( Выполняется в группах на карточках ).  

  1. Слова для 1 группы:  актуальный (важный), антракт ( перерыв), ситуация ( положение), лозунг ( призыв), финал ( завершение);
  2. Слова для 2 группы :  миссия (задание, роль представительство), эпилог ( заключение), имитация (подражание), шеф ( начальник), триумф ( успех, победа);
  3. Слова для 3 группы: теолог ( богослов), дебаты ( споры), пресса ( печать), индекс ( указатель), дилемма ( выбор)

XIII Выполнение заданий  № 6,7 ( СЛАЙД 9 )

XIV   - Что иллюстрирует эта схема?   (СЛАЙД № 10 )Данная информация понадобится при выполнении тестового задания № 13.

-Какой вид подчинения представлен в предложении на слайде?

-Обратимся к заданию № 8 ( выполнение коллективное)

- А теперь выполните задание № 9 в оценочном листе. (СЛАЙД № 11)

 (По окончании работы, оценочные листы сдаются на проверку.)

XV  Слово учителя. Хочется верить, что вы, ребята, станете прекрасными людьми, и мне не будет стыдно за ваше знание языка. Закончим урок словами великого И.В.Тургенева.( читает ученик)

  Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

XI  Рефлексия.

 Спасибо за урок. Успехов на ОГЭ!.



Предварительный просмотр:

ОЦЕНОЧНЫЙ  ЛИСТ

учени____ 9 «Б» класса ____________________________________________________________________________________

№ 1. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Какие это орфограммы?

Весна. На дереве грачи ра___селись шумной стаей,

Бегут прозрачные ручьи  и скоро снег ра__тает.

И___чезнет почерневший наст закрывший плоть земли

И оживёт, как прежде, в нас предчувствие любви.

Не остудила наших чувств суровая зима

И мы зовём пр___красных муз, пускаем их в дома.

А там где солнце пр___пекло  уже видна земля

И в лунках робко и светло подснежники стоят.

И, пробиваясь сквозь снега, сквозь лёд и мерзлоту,

(О Господи, как жизнь хрупка!)

Подснежники цветут!

№ 2. «КРОССВОРДНЫЙ ДИКТАНТ» Запишите названия средств выразительности.

1)________________________________________  4)________________________________________

2) _______________________________________    5)________________________________________

3) _______________________________________    6) _______________________________________

№ 3  Найдите фразеологизмы

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

№4  Замени фразеологизмы

У чёрта на куличках___________________________________________________________________

Ахиллесова пята______________________________________________________________________

Показать кузькину мать _______________________________________________________________

№ 5  Прочитайте текст и выполните задания к нему.

( 1) Ещё не растаял в глубоких оврагах снег, (1)а уже цветут под деревьями,(2) белым и голубым ковром расстилаются подснежники-перелески –(3) первые весенние цветы нашего леса. (2)О подснежниках сложено немало легенд.  (3) Одна из них гласит,(4) что когда Бог изгнал Адама и Еву из Рая,(5) на земле была зима и шёл снег.      (4) Ева замерзла и стала плакать.  (5) Она с грустью вспоминала о тёплых райских садах. (6) Чтобы утешить её, (6) Бог превратил несколько снежинок в цветки подснежника.( 7)Так что первыми цветами на Земле, (7) возможно,(8)  были именно подснежники.

№ 6  Выпишите грамматическую основу из предложений № 2, 4. №2___________________________________ №4____________________________________________

№ 7. Задание по пунктуации.

а) Выпишите цифры, обозначающие  запятые  между частями ССП. ______________________

б) Выпишите цифру(ы), обозначающую запятую(ые) при вводном слове. __________________

в) Выпишите цифру, обозначающую запятую при приложении_________________________

 № 8 Определите вид подчинения придатачных в сложном предложении. Начертите схему предложения.

В уставшем от зимней тягости лесу, когда ещё не распустились проснувшиеся почки, когда горестные пни зимней порубки ещё не дали поросль, когда мёртвые бурые листья лежат пластом, когда голые ветви еще не шелестят, а лишь потихоньку трогают друг друга, – неожиданно донёсся запах подснежника!

____________________________________________________________________________________

№ 9. Верно – неверно. Прочитай предложения и утверждения о них:

  1. Трудись, чтобы в твоей душе не умерли крошечные искры небесного огня, которые зовутся совестью. (Д.Вашингтон)  ОДНОРОДНОЕ  ПОДЧИНЕНИЕ
  2. Всем известно, что знания усваиваются по- разному, поэтому надо поглощать их с аппетитом. (А.Франс)

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ  ПОДЧИНЕНИЕ

3) Когда тепла так для веселья мало,

Когда снега не полностью сошли,

Пробив заснеженное покрывало,

Подснежники неярко зацвели…

НЕОДНОРОДНОЕ  ПОДЧИНЕНИЕ

Заполни графу таблички, если утверждение ВЕРНОЕ  +,    НЕВЕРНОЕ  - .

1)

2)

3)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестовые задания А1, А3 (орфоэпия и грамматика) по русскому языку.

Данный материал содержит 20 тестовых заданий по орфоэпии и грамматике русского языка (задания №1 и №3 части "А" ЕГЭ). 2 вариант тестов, размещённых ранее....

Методические рекомендации "Учимся выполнять тестовые задания по географии"

Методические рекомендации: "Учимся выполнять  тестовые задания по географии".Романюта Валентина Петровна - учитель географии МБОУ ООШ №26...

Рабочая программа элективного предмета «Учимся выполнять тестовые задания» 9 класс

Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 34 часа. Он отвечает важным целям: знакомит с практикой экзамена по русскому языку в новой форм...

Применение тестовых заданий на уроках трудового обучения в С(К)ОШ VIII вида. 20.09 2015.

В материале обосновано применение тестовых заданий на уроках трудового обучения в специальной (коррекционной) школе 8 вида. Как пример, приведен итоговый тест для 5 класса по теме "Питание"ю...

Учимся выполнять задание 7.

Презентация к уроку русского языка в 11 классе помогает понять школьникам материал задания 7 ЕГЭ....

Формирование универсальных учебных действий на уроках английского языка (с помощью тестовых заданий)

Российское образование стоит на пороге важнейших изменений во всем устройстве школьной жизни, связанных с реализацией Федерального государственного стандарта. Приоритетным направлением этого документа...

Открытый урок по русскому языку "Учимся выполнять тестовые задания ОГЭ-2022"

Открытый урок проводится в 9 классе с целью  повторить теорию по орфографии, синтаксису, пунктуации, средствам выразительности языка, используя различные приёмы и методы, отрабатывая  навыки...