Применение тестовых заданий на уроках трудового обучения в С(К)ОШ VIII вида. 20.09 2015.
материал по теме
В материале обосновано применение тестовых заданий на уроках трудового обучения в специальной (коррекционной) школе 8 вида. Как пример, приведен итоговый тест для 5 класса по теме "Питание"ю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_testovyh_zadaniy_na_urokah_trudovogo_obucheniya.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное)
образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников
с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №23
г. Старый Оскол Белгородской области
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ КАК СРЕДСТВО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ
ДОКЛАД НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ
УЧИТЕЛЕЙ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ
Учитель: Чередниченко Татьяна Николаевна
Старый Оскол
Результативность процесса обучения во многом зависит от тщательности разработки методики контроля знаний. Контроль знаний необходим при всякой системе обучения и любой организации учебного процесса. Это средство управления учебной деятельностью учащихся. Но для того чтобы наряду с функцией проверки реализовались и функции обучения, необходимо создать определенные условия, важнейшее из которых — объективность проверки знаний.
Объективность проверки знаний предполагает корректную постановку контрольных вопросов, вследствие чего появляется однозначная возможность отличить правильный ответ от неправильного. Кроме того, желательно, чтобы форма проверки знаний позволяла легко выявить результаты.
Большинство умственно отсталых учащихся испытывают значительные затруднения при необходимости связно и логично выразить свои мысли. Недоразвитие речи, неумение обосновать свое мнение, односложные и неполные ответы усложняют процесс проверки знаний. Ещё большие сложности испытывают олигофрены при письменном контроле знаний.
Один из путей разрешения проблемы индивидуального разноуровнего обучения, а также оперативной оценки знаний учащихся — применение индивидуальных тестовых заданий. Именно тестовый контроль обеспечивает равные для всех обучаемых объективные условия проверки.
Тесты - это стандартизированные задания с вариантами ответов, среди которых даются верные и неверные. Нередко в задании закладывается не только содержание ответа, но и его форма. Последняя часто бывает также стандартизированной: вычеркнуть лишнее, продолжить запись; отметить правильный ответ знаком «+», неправильный - знаком «-», иногда поставить либо только «+», либо только «-»; нередко предлагается отметить выбранный ответ с помощью определенного сигнала-символа и т.п. Работающий с тестами должен определить верный ответ и выделить его в соответствии с заданной формой.
В образовательном процессе тесты имеют большое значение. По результатам выполнения тестов можно судить об уровне знаний, умений и навыков учащихся, о степени развитости их некоторых личностных качеств, а значит, об успешности или, наоборот, неуспешности определенного этапа обучения для всего класса или отдельных учащихся. Тесты предполагают наличие у пользователя определенного объема информации, поэтому они чаще всего применяются при повторении и закреплении знаний. Здесь тесты обеспечивают возможность учителю получить достаточно оперативную обратную связь о результатах усвоения учебного материала (отдельного вопроса или темы в целом) учащимися класса. Это очень важная функция тестов, так как она позволяет экономить время, выделяемое на проверку знаний, вовремя корректировать учебный процесс, а значит, повышать его эффективность. Тесты дают возможность для выявления уровней знаний учащихся, некоторых индивидуальных характеристик учебной деятельности детей, таких, как темп деятельности, сосредоточенность, степень развитости памяти, внимания, отношение к делу. Следовательно, работа с тестами помогает изучать личностные особенности каждого ученика и продуктивнее индивидуализировать учебный процесс. Таким образом, выполнение детьми тестовых заданий и последующий их анализ учителем способствуют творческому росту педагога, так как требуют от него поиска новых подходов в обучении и, особенно, в индивидуальной работе.
Тесты могут применяться на разных этапах урока, но чаще при повторении ранее изученного и закреплении нового материала. Работа с тестами в этих случаях должна занимать не более 15 минут. Если тестирование проводится в конце изучения раздела и предполагает контроль знаний по разделу, то оно может занимать и целый урок.
Использование тестов дает возможность:
- осуществлять реальную индивидуализацию и дифференциацию обучения;
- вносить обоснованные изменения в процессе преподавания;
- достоверно оценивать и управлять качеством обучения.
При обучении умственно отсталых школьников просто необходимо внедрять тесты, чтобы учащиеся достаточно свободно могли ими пользоваться, чтобы был преодолен тот "психологический" барьер, который, к сожалению, существует у многих учеников. Данный тип контроля, включающий достаточно большое количество заданий, требует организации умственной деятельности учащихся, что оказывает положительное влияние на всю мыслительную деятельность. Привыкая, обучающийся начинает контролировать себя, "собираться" и как результат - отвечает более точно на поставленные вопросы. С каждым разом повышается уровень правильности выполнения тестов. Тестовый учет устраняет случайность, субъективность и приблизительность оценки педагогом работы ученика;
Тесты как система оценки школьной успеваемости имеют целый ряд положительных характеристик, позволяющих:
1) учитывать индивидуальные особенности учащихся в ходе проверки результатов обучения;
2) проверить качество усвоения учащимися теоретического и практического материала;
3) оживить процесс обучения, вводя не только новую для учащихся форму контроля, но и различные виды тестов;
4) сэкономить учебное время, затраченное на опрос, и личное время учителя, идущее на проверку результатов выполненной работы;
5) обеспечить оперативность проверки выполненной работы.
Однако метод тестирования обладает рядом недостатков: большая вероятность выбора ответа наугад, проверка лишь конечных результатов действий, затруднение со стороны учителя, а чаще невозможность проследить логику рассуждений учащихся; категоричность оценки выполнения задания – задание выполнено правильно и полностью и задание не выполнено. Главное достоинство тестовой проверки в скорости, а традиционной проверки посредством дидактических материалов – в ее основательности. Можно соединить эти два достоинства, если правильно и умело сочетать эти виды контроля.
Метод тестового контроля с выборочными ответами
Существует несколько классификаций тестов. В тестах на выборку ответы даются в виде повествовательных предложений, из которых ученик должен выбрать верный. При этом могут быть запрограммированы для выбора один или несколько верных ответов. Это самый распространенный вид тестов. Близкими к тестам на выборку являются тесты по методу исключения понятия, когда ответ на вопрос дается не предложением, а отдельными словами. Исключив (чаще всего путем зачеркивания) неправильные ответы, ученик автоматически выделяет верные и невольно акцентирует на них внимание. Применяются также тесты по принципу неоконченных слов, предложений, когда ученику предлагается закончить запись. Часто тесты требуют ответов да, нет, не знаю. Последняя формулировка ответа может быть в разных вариантах: сомневаюсь, воздерживаюсь от ответа и т.п. Могут быть тесты, решение которых приводит к созданию схем, графиков - это объединение стрелками («дорожками») элементов, связанных между собой знаний. Работа с такими тестами помогает ребенку устанавливать связь между понятиями. Нередко этот вид тестов называется «тест-перекрест», так как при рисовании стрелок они почти всегда пересекаются. Названная система видов тестов является открытой.
В школьной практике наибольшее распространение получили тестовые задания закрытой формы, когда учащимся предлагается выбрать правильный ответ на тот или иной вопрос из предлагаемых (как правило, представляется от трех до пяти ответов). При составлении ответов учитываются типичные ошибки учащихся. В основном в этих тестах проверяется готовность учащихся применять учебный материал.
Тесты чаще всего предлагаются на специальных карточках отдельным (индивидуальное повторение) или всем учащимся (фронтальное повторение) класса. Тесты применимы и в групповой деятельности. В этом случае работа группы организуется так, чтобы учащиеся могли обсуждать выбираемый ответ. Это способствует формированию коммуникативных качеств, умения отстаивать свою точку зрения, внимательно выслушивать собеседника. Групповая работа с тестами, как правило, применяется при закреплении знаний и не преследует цели контроля достижений учащихся.
Метод тестового контроля с выборочными ответами позволяет учителю получить сведения об усвоении того или иного материала, не затрачивая время на беседу с учащимися или на проверку письменных работ. Возможность за 10-20 мин проверить и оценить знания всего класса улучшает обратную связь, делает ее регулярной. Систематическая проверка знаний не только способствует прочному усвоению учебного предмета, но и воспитывает сознательное отношение к учебе, формирует аккуратность, трудолюбие, целеустремленность, активизирует внимание, развивает способность к анализу. При тестовом контроле обеспечиваются равные для всех обучаемых условия проверки, т. е. повышается объективность проверки знаний. Наконец, этот метод вносит разнообразие в учебную работу, повышает интерес к предмету. Варианты заданий индивидуальны для каждого, что очень важно для психологически неустойчивых учащихся.
Оптимальны тесты, содержащие 8-12 вопросов при 4-5 выборочных ответах, из которых правильный лишь один. (Возможно также сочетание нескольких ответов. В этом случае за верный принимается полный ответ. Если допущена хотя бы одна ошибка, ответ также считается неверным.) Не рекомендуется использовать менее четырех вариантов ответов, так как при этом существенно увеличивается возможность случайного выбора правильного ответа.
Учащийся получает контрольную программу-тест, знакомится с вопросом, последовательно анализирует варианты ответов, выбирает правильный ответ.
Учитель обязательно должен психологически готовить учащихся к выполнению тестовой работы, т. е. знакомить их с построением вопросов и ответов, техникой заполнения карточки ответов и критериями оценки. Важно предупредить учащихся, что невнимательность может привести к неправильным выводам об уровне их знаний.
Итак, использование тестовых заданий является весьма эффективным инструментом, стимулирующим подготовку учащихся к каждому уроку и повышающим мотивацию к изучаемому предмету.
Пример
Итоговый тест по теме «Питание» (5 класс)
Вопрос | Отметь правильные ответы |
Какие продукты относятся к молочным? | Булка, творог, апельсин, макароны, кефир, котлета, хлеб, сосиски, пельмени, сыр, ряженка, картофель, гречка, яблоки, свёкла, йогурт, колбаса, рис, пшено, вермишель. |
Какие продукты относятся к мясным? | Булка, творог, апельсин, макароны, кефир, котлета, хлеб, сосиски, пельмени, сыр, ряженка, картофель, гречка, яблоки, свёкла, йогурт, колбаса, рис, пшено, вермишель. |
Какие продукты являются мучными? | Булка, творог, апельсин, макароны, кефир, котлета, хлеб, сосиски, пельмени, сыр, ряженка, картофель, гречка, яблоки, свёкла, йогурт, колбаса, рис, пшено, вермишель. |
Каков правильный режим питания? | 1 раз в день 2 раза в день 3 раза в день 4 раза в день |
Что такое дезинфекция? | Уничтожение насекомых Уничтожение микробов Уничтожение пыли, грязи |
Назови виды бутербродов: | Двойные открытые Закрытые прикрытые Закусочные канапе Тартинки жареные |
Что такое канапе и тартинки? | Закрытые бутерброды Маленькие открытые бутерброды на поджаренном хлебе Маленькие бутерброды на шпажке |
Какие продукты необходимы для приготовления винегрета? | Морковь, картофель, сыр, колбаса, чеснок, лук, огурец свежий, огурец соленый, помидор, свёкла, капуста сырая, капуста квашеная, майонез, подсолнечное масло, уксус, яйца. |
Что является основой приготовления окрошки? | Бульон мясной Бульон рыбный Квас Молоко |
Установи правильную последовательность стирки салфеток, кухонных полотенец | ___кипячение ___стирка ___полоскание ___замачивание |
Какие предметы и средства необходимы для мытья посуды? | Полотенце, прихватка, мыло, средство для мытья посуды, стиральный порошок, губка, щётка для посуды, металлическая мочалка |
Какие предметы необходимы для сервировки стола к чаю? | Клеёнка, скатерть, салатницы, чайный сервиз, кастрюли, сковородки, ложки, ножи, вилки, половник, тарелки суповые, супница, чайник, сахарница, ваза для цветов, салфетки, прихватки, полотенца, корзинка для хлеба, ваза для фруктов, салатница, конфетница. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экзаменационные билеты по профессионально-трудовому обучению (швейное дело). Коррекционная школа VIII вида.
Билет №1 1. Блузка. Анализ модели. Контурные срезы, детали. Ткани для блузки.2. Виды закрепок и их применение.3. Подобрать ...
Ответы на билеты по профессионально-трудовому обучению (швейное дело). Коррекционная школа VIII вида
Билет №11.Блузка. Анализ модели. Контурные срезы, детали. Ткани для блузки.Ответ:Блузка для повседневной носки шьётся из хлопчатобумажных, льняных или шёлковых тканей. Имеет детали: перед, спинку, два...
Внеклассное мероприятие по трудовому обучению в 8 классе школы VIII вида «Изготовление развивающих игрушек - дорожных знаков (раскрой)»
http://pedmir.ru/viewdoc.php?id=28294Внеклассное мероприятие по трудовому обучению в 8 классе школы VIII вида, для детей с диагнозом F-70, F - 71 «Изготовление развивающих игрушек - дорожных...
Доклад-ЭЛЕМЕНТЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА
Учащиеся с интеллектуальной недостаточностью положительно относятся к урокам трудового обучения, если на них они могут проявить себя и реализовать свои, пусть и огра...
Специфика восприятия и усвоения учебного материала по трудовому обучению учащимися младших классов СКОШ VIII вида
В статье дана классификация и краткая характеристика групп учащихся по уровням восприятия и освоения учебного материала по трудовому обучению учащимися младших классов СКОШ VIII вида....
«Развитие связной речи на уроках трудового обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида».
учитель-логопед Зубарева И.А. выступление на МО учителей трудового обучения. Методические рекомендации по развитию связной речи у обучающихся специальной (корекционной) школы VIII вида на уроках...
Практические рекомендации по индивидуальному сопровождению обучающихся на уроках трудового обучения в специальной коррекционной школе VIII вида
Диагностика на уроках технологии в коррекционной школе...