Элективный курс "Наши духовные ценности" 10 класс
методическая разработка (10, 11 класс) по теме

Фролова Елена Игоревна

Рабочая программа элективного курса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovnye_tsennosti_10_klass.docx24.18 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

        Актуальность элективного курса «Наши духовные ценности» определяется тем, что в современных педагогических теориях все большее значение приобретают идеи гуманизации  содержания образования и воспитания.  В течение тысячелетней истории русская культура утверждала приоритеты общечеловеческой значимости: милосердие и сострадание, чувство сопричастности судьбам простого народа, высокие духовные истины нераздельности красоты, любви и добра. Эти основы русской культуры могут сыграть важную роль в заполнении мировоззренческого «вакуума» в современной школе, сформировать у подростков нравственные установки.

             Элективный курс «Наши духовные ценности» дает возможность учащимся прочувствовать этические принципы русского народа, знакомит их со складом мышления русского человека, раскрывает значимость слова в жизни человека Древней Руси и средневековой России, помогает осознанно воспринимать письменную словесность.

            Данный курс предполагает знакомство и с культурами других народов, сопоставление представлений разных народов об одном и том же явлении, сравнении образов и символики. Посредством данного курса развивается интерес школьника к истокам родного языка и культуры, к осмыслению духовной жизни своего и других народов.

             В основу элективного курса положена история культуры и искусства России со времени зарождения славянской нации по конец 19 века.

         Элективный курс «Наши духовные ценности» имеет интегративный характер, включающий в себя сведения о разных видах искусств, литературы и истории.

        Цель курса: формирование у учащихся представлений о русской культуре как о величайшей национальной и общечеловеческой ценности, воплотившей вневременные духовные и нравственные идеалы.

        Задачи курса:

  1. Показать русскую культуру как целостность, вобравшую исторический опыт русского народа, его миропонимание и отразившую русский национальный менталитет.
  2. Дать представление об истоках и основных этапах исторического развития русской культуры и соотнести с традициями других народов.
  3. На материале конкретных произведений литературы, живописи, музыки, зодчества, театра и других видов искусства раскрыть особенности художественно-образного мышления народа.

Содержание элективного курса «Наши духовные ценности» разработано с учетом Государственного стандарта общего образования по предметным областям «Литература», «История», «Искусство».

Курс рассчитан на учащихся 10 классов и может быть использован как в общеобразовательных классах, так и в классах с углубленным изучением дисциплин гуманитарного цикла.

           СОДЕРЖАНИЕ  РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ  ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

                                       «НАШИ ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ»

                Тема раздела

Составляющие качества образования

Предметно-информационная

Деятельностно-коммуникативная

1

Введение. «Душа народа – душа России». Цели и задачи элективного курса «Наши духовные ценности». Русская культура от Древней Руси до конца 19 века

Знать определение понятия «культура», иметь представле-ние о культуре дан. периода

Составлять план, конспектировать, создавать устные высказывания

2

«Откуда есть пошла земля русская…» О славянских племенах. Язычество древних славян. Славянские мифы.

Знать о расселении славян, феномене язычества

Создавать устные сообщения, выразительно читать

3

Духовный мир русских народных праздников. Русские народные праздники, традиции, обычаи, обряды. Понятия «календарный обряд» и «обрядовый фольклор». Семейно-бытовые обряды. Собственно словесные фольклорные жанры (сказки, загадки, пословицы, поговорки, предания, бывальщины, бухтины, прибаутки, присловья). Народный театр (вертеп, балаган, раёк)

Знать определения понятий, характерные особенности обрядовой поэзии, определять тематику словесных фольклорных жанров, выделять структурные части сказки

Уметь создавать устные сообщения, заучивать наизусть, выразительно читать, находить информацию по заданной теме в различных источниках

4

Русская старина. «Там русский дух, там Русью пахнет». Принятие христианства. Искусство Киевской Руси. Древнерусское каменное и деревянное зодчество. Основные черты древнерусской архитектуры. Золотое кольцо России. Древние русские монастыри. Древнерусская живопись. Русская икона. Великие русские иконописцы. Колокольные звоны. Письменность и книгопечатание. Духовная литература ( переводы Священного писания, летописи, поучения, моления, жития). «Русская правда» Ярослава Мудрого. Русские народные промыслы.

Формулировать тему, идею, проблематику произведений древнерусских авторов, иметь представление о древнерусской архитектуре, живописи. Знать имена выдающихся живописцев и деятелей культуры Древней Руси

Уметь сопоставлять, обобщать, строить монологические высказывания, аргументировано отвечать на поставленные вопросы, находить информацию по заданной теме в источниках различного типа, отбирать и систематизировать ее, выразительно читать

5

Искусство и культура эпохи Просвещения. Искусство Петровской эпохи. Русский классицизм в архитектуре Санкт-Петербурга (Летний сад, Александро-Невская лавра, Невский проспект, Петропавловская крепость). Выдающиеся русские портретисты – Рокотов, Никитин, Матвеев, Боровиковский, Левицкий, Аргунов.  Классицизм в литературе (Державин, Ломоносов, Тредиаковский)

Знать эстетические взгляды и особенности эпохи Просвещения, определение понятия «классицизм», жанровую специфику и тематику творчества поэтов и художников 18 века

Уметь отличать и выделять классицизм в литературе, живописи и архитектуре от других направлений, уметь выразить себя речевыми, художественно-эстетическими средствами, владеть навыками художественной выразительности

6

Искусство и культура 19 века. «Золотой век» надежды и пробуждения в русской культуре. Великие русские художники  19 века. Художники-передвижники. Русское музыкальное искусство. «Могучая кучка». Русский театр. Реформаторы русской сцены(Станиславский и Немирович-Данченко). Великие русские актеры(Ермолова, Щепкин, Мочалов). Великие имена великой литературы (Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Тургенев, Достоевский, Толстой)

Знать выдающиеся имена, прославившие 19 век в музыке, живописи, литературе, театре, видеть отличительные особенности культуры 19 века от других эпох, знать термины и определения

Уметь формулировать свою позицию, самостоятельно отбирать материал по заданной теме и логически его выстраивать, уметь вести дискуссию, отстаивать свою позицию, продемонстрировать свой общекультурный уровень

        

                                ЛИТЕРАТУРА

  1. Рапацкая Л.А. Русское искусство 18 века. М., 1995.
  2. Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. М.,Просвещение,1993
  3. Юдин В. Дни величальные. Страницы народного христианского календаря. Саратов, Приволжское книжное издательство, 1992.
  4. Розенвассер В.Б. Беседы об искусстве. М., Просвещение, 1979.
  5. Беседы о живописи в школе. Искусство.,М.,1996.
  6. Моров А.Г. Три века русской сцены. Кн.1,2. М., Просвещение,1998.
  7. Никольский В.А. История русского искусства. Живопись. Архитектура.Скульптура. Декоративное искусство. М. ТЕРРА, 2001.
  8. Произведения М.Ломоносова, Г.Державина, В.Тредиаковского, А.Пушкина, М.Лермонтова, Н.Гоголя, И.Тургенева, Ф.Достоевского, Л.Толстого.                                        

             КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

             Элективного курса «Наши духовные ценности»

Тема урока

Количество

часов

1

Цели и задачи элективного курса «Наши духовные ценности». Русская культура от Древней Руси до конца 19 века.

1

2

«Откуда есть пошла земля русская…» О славянских племенах. «Повесть временных лет», «Никоновская летопись»

1

3

Язычество древних славян

1

4

Классное сочинение «Во что верил славянин-язычник»

1

5

Славянские мифы. Происхождение мира, богов; рождение, жизнь и подвиги героев

1

6

Календарные обряды и обрядовый фольклор

1

7

Зимние календарные обряды у русских

1

8

Зимние обряды у европейцев

1

9

Зимние обряды у азиатских народов

1

10

Весенне-летние обряды и поэзия у русских и др.народов

1

11

Обобщающий урок. Наиболее значимые символы в календарных обычаях, обрядах и обрядовой поэзии

1

12

Сочинение «Живая природа в календарных обычаях и обрядах»

1

13

Семейно-бытовые обряды и обрядовый фольклор

1

14

Свадебные обряды и поэзия

1

15

Родильные, похоронные и рекрутские обряды и поэзия

1

16

Сочинение «Жизненный круг русского человека по семейно-бытовым обрядам»

1

17

Собственно словесные фольклорные жанры. Сказки.

1

18

Загадки, пословицы, поговорки, героический эпос

1

19

Народный театр. Драматическое искусство сказочников.

1

20

Принятие христианства. Искусство Киевской Руси

1

21

Древнерусское деревянное и каменное зодчество. Золотое кольцо России.

1

22

Древние русские монастыри. Русская икона. Колокольные звоны.

1

23

Письменность и книгопечатание. Духовная литература.

1

24

Житийная и поучительная литература.

1

25

Летописи, сказания, моления.

1

26

«Русская правда» Ярослава Мудрого как образец учительного и торжественного красноречия

1

27

Русские народные промыслы

1

28

Искусство и культура эпохи Просвещения. Культура Петровской эпохи

1

29

Изобразительное искусство. Выдающиеся портретисты 18 века.

1

30

Классицизм в архитектуре Санкт-Петербурга.

1

31

Классицизм в литературе. Ломоносов, Державин, Тредиаковский

1

32

«Золотой век» русской культуры. Творчество художников-передвижников.

1

33

Музыка-душа народа. «Могучая кучка». Творчество великих русских композиторов

1

34

Русский театр 19 века

1

35

Великие имена великой литературы. Обзор творчества русских писателей 19 века.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Духовный подвиг русской женщины"

Цель курса: приобщение учащихся к ценностям духовной культуры, формирование нравственных ориентиров, развитие познавательной самостоятельности, развитие лингвистической и коммуникативной компетенций.З...

Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

Элективный курс" Духовное наследие"

Данный материал может быть полезен учителям краеведения,истории,студентам и родителям....

Программа элективного курса «Духовно-нравственные и религиозные традиции Унечского района»

Программа элективного курса позволит обучающимся 9 класса глубже узнать историю родного края, познакомит с малоизвестными фактами развития истории и культуры Унечского района Брянской области...

Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно – нравственной направленности «У истоков духовности» 7 класс

Пояснительная запискаРабочая программа внеурочной деятельности «У истоков духовности» (7 класс) разработана на основе авторской программы Л.Л. Шевченко «Православная культура» ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно – нравственной направленности «У истоков духовности» 6 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «У истоков духовности» (6 класс) разработана на основе авторской программы Л.Л. Шевченко «Православная культура» и является продолжени...