Элективный курс "Наши духовные ценности" 10 класс
методическая разработка (10, 11 класс) по теме
Рабочая программа элективного курса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovnye_tsennosti_10_klass.docx | 24.18 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность элективного курса «Наши духовные ценности» определяется тем, что в современных педагогических теориях все большее значение приобретают идеи гуманизации содержания образования и воспитания. В течение тысячелетней истории русская культура утверждала приоритеты общечеловеческой значимости: милосердие и сострадание, чувство сопричастности судьбам простого народа, высокие духовные истины нераздельности красоты, любви и добра. Эти основы русской культуры могут сыграть важную роль в заполнении мировоззренческого «вакуума» в современной школе, сформировать у подростков нравственные установки.
Элективный курс «Наши духовные ценности» дает возможность учащимся прочувствовать этические принципы русского народа, знакомит их со складом мышления русского человека, раскрывает значимость слова в жизни человека Древней Руси и средневековой России, помогает осознанно воспринимать письменную словесность.
Данный курс предполагает знакомство и с культурами других народов, сопоставление представлений разных народов об одном и том же явлении, сравнении образов и символики. Посредством данного курса развивается интерес школьника к истокам родного языка и культуры, к осмыслению духовной жизни своего и других народов.
В основу элективного курса положена история культуры и искусства России со времени зарождения славянской нации по конец 19 века.
Элективный курс «Наши духовные ценности» имеет интегративный характер, включающий в себя сведения о разных видах искусств, литературы и истории.
Цель курса: формирование у учащихся представлений о русской культуре как о величайшей национальной и общечеловеческой ценности, воплотившей вневременные духовные и нравственные идеалы.
Задачи курса:
- Показать русскую культуру как целостность, вобравшую исторический опыт русского народа, его миропонимание и отразившую русский национальный менталитет.
- Дать представление об истоках и основных этапах исторического развития русской культуры и соотнести с традициями других народов.
- На материале конкретных произведений литературы, живописи, музыки, зодчества, театра и других видов искусства раскрыть особенности художественно-образного мышления народа.
Содержание элективного курса «Наши духовные ценности» разработано с учетом Государственного стандарта общего образования по предметным областям «Литература», «История», «Искусство».
Курс рассчитан на учащихся 10 классов и может быть использован как в общеобразовательных классах, так и в классах с углубленным изучением дисциплин гуманитарного цикла.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«НАШИ ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ»
№ | Тема раздела | Составляющие качества образования | |
Предметно-информационная | Деятельностно-коммуникативная | ||
1 | Введение. «Душа народа – душа России». Цели и задачи элективного курса «Наши духовные ценности». Русская культура от Древней Руси до конца 19 века | Знать определение понятия «культура», иметь представле-ние о культуре дан. периода | Составлять план, конспектировать, создавать устные высказывания |
2 | «Откуда есть пошла земля русская…» О славянских племенах. Язычество древних славян. Славянские мифы. | Знать о расселении славян, феномене язычества | Создавать устные сообщения, выразительно читать |
3 | Духовный мир русских народных праздников. Русские народные праздники, традиции, обычаи, обряды. Понятия «календарный обряд» и «обрядовый фольклор». Семейно-бытовые обряды. Собственно словесные фольклорные жанры (сказки, загадки, пословицы, поговорки, предания, бывальщины, бухтины, прибаутки, присловья). Народный театр (вертеп, балаган, раёк) | Знать определения понятий, характерные особенности обрядовой поэзии, определять тематику словесных фольклорных жанров, выделять структурные части сказки | Уметь создавать устные сообщения, заучивать наизусть, выразительно читать, находить информацию по заданной теме в различных источниках |
4 | Русская старина. «Там русский дух, там Русью пахнет». Принятие христианства. Искусство Киевской Руси. Древнерусское каменное и деревянное зодчество. Основные черты древнерусской архитектуры. Золотое кольцо России. Древние русские монастыри. Древнерусская живопись. Русская икона. Великие русские иконописцы. Колокольные звоны. Письменность и книгопечатание. Духовная литература ( переводы Священного писания, летописи, поучения, моления, жития). «Русская правда» Ярослава Мудрого. Русские народные промыслы. | Формулировать тему, идею, проблематику произведений древнерусских авторов, иметь представление о древнерусской архитектуре, живописи. Знать имена выдающихся живописцев и деятелей культуры Древней Руси | Уметь сопоставлять, обобщать, строить монологические высказывания, аргументировано отвечать на поставленные вопросы, находить информацию по заданной теме в источниках различного типа, отбирать и систематизировать ее, выразительно читать |
5 | Искусство и культура эпохи Просвещения. Искусство Петровской эпохи. Русский классицизм в архитектуре Санкт-Петербурга (Летний сад, Александро-Невская лавра, Невский проспект, Петропавловская крепость). Выдающиеся русские портретисты – Рокотов, Никитин, Матвеев, Боровиковский, Левицкий, Аргунов. Классицизм в литературе (Державин, Ломоносов, Тредиаковский) | Знать эстетические взгляды и особенности эпохи Просвещения, определение понятия «классицизм», жанровую специфику и тематику творчества поэтов и художников 18 века | Уметь отличать и выделять классицизм в литературе, живописи и архитектуре от других направлений, уметь выразить себя речевыми, художественно-эстетическими средствами, владеть навыками художественной выразительности |
6 | Искусство и культура 19 века. «Золотой век» надежды и пробуждения в русской культуре. Великие русские художники 19 века. Художники-передвижники. Русское музыкальное искусство. «Могучая кучка». Русский театр. Реформаторы русской сцены(Станиславский и Немирович-Данченко). Великие русские актеры(Ермолова, Щепкин, Мочалов). Великие имена великой литературы (Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Тургенев, Достоевский, Толстой) | Знать выдающиеся имена, прославившие 19 век в музыке, живописи, литературе, театре, видеть отличительные особенности культуры 19 века от других эпох, знать термины и определения | Уметь формулировать свою позицию, самостоятельно отбирать материал по заданной теме и логически его выстраивать, уметь вести дискуссию, отстаивать свою позицию, продемонстрировать свой общекультурный уровень |
ЛИТЕРАТУРА
- Рапацкая Л.А. Русское искусство 18 века. М., 1995.
- Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. М.,Просвещение,1993
- Юдин В. Дни величальные. Страницы народного христианского календаря. Саратов, Приволжское книжное издательство, 1992.
- Розенвассер В.Б. Беседы об искусстве. М., Просвещение, 1979.
- Беседы о живописи в школе. Искусство.,М.,1996.
- Моров А.Г. Три века русской сцены. Кн.1,2. М., Просвещение,1998.
- Никольский В.А. История русского искусства. Живопись. Архитектура.Скульптура. Декоративное искусство. М. ТЕРРА, 2001.
- Произведения М.Ломоносова, Г.Державина, В.Тредиаковского, А.Пушкина, М.Лермонтова, Н.Гоголя, И.Тургенева, Ф.Достоевского, Л.Толстого.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Элективного курса «Наши духовные ценности»
№ | Тема урока | Количество часов |
1 | Цели и задачи элективного курса «Наши духовные ценности». Русская культура от Древней Руси до конца 19 века. | 1 |
2 | «Откуда есть пошла земля русская…» О славянских племенах. «Повесть временных лет», «Никоновская летопись» | 1 |
3 | Язычество древних славян | 1 |
4 | Классное сочинение «Во что верил славянин-язычник» | 1 |
5 | Славянские мифы. Происхождение мира, богов; рождение, жизнь и подвиги героев | 1 |
6 | Календарные обряды и обрядовый фольклор | 1 |
7 | Зимние календарные обряды у русских | 1 |
8 | Зимние обряды у европейцев | 1 |
9 | Зимние обряды у азиатских народов | 1 |
10 | Весенне-летние обряды и поэзия у русских и др.народов | 1 |
11 | Обобщающий урок. Наиболее значимые символы в календарных обычаях, обрядах и обрядовой поэзии | 1 |
12 | Сочинение «Живая природа в календарных обычаях и обрядах» | 1 |
13 | Семейно-бытовые обряды и обрядовый фольклор | 1 |
14 | Свадебные обряды и поэзия | 1 |
15 | Родильные, похоронные и рекрутские обряды и поэзия | 1 |
16 | Сочинение «Жизненный круг русского человека по семейно-бытовым обрядам» | 1 |
17 | Собственно словесные фольклорные жанры. Сказки. | 1 |
18 | Загадки, пословицы, поговорки, героический эпос | 1 |
19 | Народный театр. Драматическое искусство сказочников. | 1 |
20 | Принятие христианства. Искусство Киевской Руси | 1 |
21 | Древнерусское деревянное и каменное зодчество. Золотое кольцо России. | 1 |
22 | Древние русские монастыри. Русская икона. Колокольные звоны. | 1 |
23 | Письменность и книгопечатание. Духовная литература. | 1 |
24 | Житийная и поучительная литература. | 1 |
25 | Летописи, сказания, моления. | 1 |
26 | «Русская правда» Ярослава Мудрого как образец учительного и торжественного красноречия | 1 |
27 | Русские народные промыслы | 1 |
28 | Искусство и культура эпохи Просвещения. Культура Петровской эпохи | 1 |
29 | Изобразительное искусство. Выдающиеся портретисты 18 века. | 1 |
30 | Классицизм в архитектуре Санкт-Петербурга. | 1 |
31 | Классицизм в литературе. Ломоносов, Державин, Тредиаковский | 1 |
32 | «Золотой век» русской культуры. Творчество художников-передвижников. | 1 |
33 | Музыка-душа народа. «Могучая кучка». Творчество великих русских композиторов | 1 |
34 | Русский театр 19 века | 1 |
35 | Великие имена великой литературы. Обзор творчества русских писателей 19 века. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса "Духовный подвиг русской женщины"
Цель курса: приобщение учащихся к ценностям духовной культуры, формирование нравственных ориентиров, развитие познавательной самостоятельности, развитие лингвистической и коммуникативной компетенций.З...
Рабочая программа элективного курса "Духовное краеведение. Культура русского народа"
Программа расчитана на 3 года, на параллели7-9классов....
Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
Элективный курс" Духовное наследие"
Данный материал может быть полезен учителям краеведения,истории,студентам и родителям....
Программа элективного курса «Духовно-нравственные и религиозные традиции Унечского района»
Программа элективного курса позволит обучающимся 9 класса глубже узнать историю родного края, познакомит с малоизвестными фактами развития истории и культуры Унечского района Брянской области...
Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно – нравственной направленности «У истоков духовности» 7 класс
Пояснительная запискаРабочая программа внеурочной деятельности «У истоков духовности» (7 класс) разработана на основе авторской программы Л.Л. Шевченко «Православная культура» ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно – нравственной направленности «У истоков духовности» 6 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности «У истоков духовности» (6 класс) разработана на основе авторской программы Л.Л. Шевченко «Православная культура» и является продолжени...