Доклад " Проблема адаптации учащихся 5 класса к урокам русского языка.
статья по русскому языку на тему
адаптация к средней школе -сложный этап в жизни пятиклассников. В моей работе - предложения , каксделать этот процесс менее болезненным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
доклад | 23 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
Проблема адаптации учащихся 5 класса на уроках русского языка
Учитель Кассохова Т.Н.
Переход учащихся из начального в среднее звено школы- одна из педагогически важных проблем, а период адаптации в 5 классе – один из трудных периодов школьного обучения. Состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется низкой организованностью-снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности.К школьнику впервые предъявляется много требований со стороны преподавателей. На пятиклассника обрушивается поток информации с непонятными терминами. Есть и такая категория детей, которые в силу своего эмоционального состояния создают множество организационных трудностей. Поэтому каждому учителю необходимо знать психологические возможности детей, разработать систему контроля успешности адаптации учащихся, снизить падение успеваемости при переходе в основную школу.
Русский язык и литература- одни из наиболее сложных и трудоемких предметов в курсе средней школы, а потому соблюдение одного из основых принципов дидактики _ принципа преемственности необходимо. К условиям соблюдения принципа преемственности в обучении русскому языку относят: -изучение , знание « сквозных» тендеций языкового развития от дошкольного возраста до старшего школьного возраста в обогащении словаря, в синтаксисе речи и пр.; - понимание того, что появляется впервые в речевом развитии учащихся на каждом новом (последующем) этапе обучения; - согласование программ и учебников смежных классов;- разработка единого курса русского языка между начальной и средней школой; - пропедевтика в начальных классах тех тем, которые будут изучаться в последующих классах; - согласование норм и критериев оценки знаний, умений и навыков учащихся в области языка на разных этапах обучения.Однако, отдельные из названных условий в настоящее время не соблюдаются в полной мере. Все это говорит об актуальности выбранной темы.
Переходный период из начальной школы в среднюю сказывается на всех участниках образовательного процесса: учащихся, педагогах, специалистах психолого-педагогической службы. Часто последствия бывают отрицатель- ными , что обусловлено:- сменой социальной обстановки; -изменением роли учащегося;- увеличением учебной нагрузки;- изменением режима дня;- разностью систем и форм обучения;- нестыковкой программ начальной и средней школы;-различием требований со стороны учителей-предметников.
По мнению педагогов и методистов решение проблемы преемственности успешно при определённых условиях: создание единого образовательного пространства в школе; создание условий для сотрудничества между педагогами на всех ступенях данного образовательного учреждения, а также между образовательными учреждениями города, района.
Практика современной школы решает проблему преемственности путём создания непрерывного курса русского языка, способного обеспечить органическую связь всех звеньев от начала до конца изучения предмета. В школьных программах по русскому языку как в начальных, так и в средних классах уделяется особое внимание систематической работе над формированием орфографической грамотности учащихся. Необходимость поиска путей и условий повышения качества обучения русскому языку в целом, и особенно орфографии как наиболее сложного его раздела, возникает у каждого учителя. Успешная адаптация пятиклассников во многом зависит от реализации преемственности между начальным и средним образованием. В четвёртом классе заканчивается начальный этап освоения языка и речи. Его главная задача – обобщить, систематизировать и дополнить представления младших школьников об устройстве русского языка, о его использовании в процессе общения, о требованиях к речевому поведению, об основных проблемах письменной речи и правилах регулирующих грамотное письмо. Изучаемый материал группируется вокруг понятий: текст, предложение, словосочетание, слово.
Знакомство с частями речи завершается изучением склонения имён существительных и прилагательных, спряжением глаголов, что сочетается с ознакомлением (на практическом уровне) со способами проверки правописания безударных падежных окончаний всех частей речи (кроме су- ществительных на –мя, -ий, -ие, -ия и прилагательных с основой на шипящие и ц). В центре внимания находится формирование общего способа действия, который должен обеспечить правильное письмо.Для общего знакомства учащимся представляется наречие, что вызвано частотностью данной части речи, её практической необходимостью учащим – ся. Правописание наречий специально не изучается - запоминание наиболее употребляемых обеспечивается в словарном порядке. Особенностью рассмотрения частей речи на данном этапе является пристальное внимание к синтаксическим связям, к построению словосочетаний и специфике «поведения» в них слов, относящихся к разным частям речи. Учащиеся осваивают постановку двух типов вопросов, задаваемых к имени существительному («по форме», «по смыслу»), уточня- ют назначение каждого из них (узнать падеж зависимого слова или понять значение). Данной работе придаётся большое значение с точки зрения развития речи детей – повышения её правильности, точности, богатства и выразительности.Знания учащихся о предложении расширяются за счёт знакомства с однородными членами. На этапе работы над текстом учащиеся знакомятся (на практическом уровне) с типами текстов, с построением несложного текста – описания, текста – рассуждения. В целом программа четвёртого класса ориентирована на то, чтобы обеспечить готовность учащихся к успешному продолжению занятий языком и речью в средней школе. Содержание и структура курса русского языка реализуется также в учебнике, который является основным пособием, определяющим всю совместную работу учителя и учащихся. Многие разделы (например, «Предложение», «Текст», «Словосочетание») знакомы учащимся по начальной школе, в них уточняются и систематизируются сведения, полу – ченные в начальной школе. Вместе с этим, объём материала расширяется, добавляются новые темы (например, «Культура речи», «Жанры речи»). Однако, можно наблюдать некоторую «несогласованность» в учебнике для средней школы. Так, авторы учебника в разделе «Повторение изученного в начальной школе. Текст. Предложение» предлагают учащимся назвать сложное предложение, предполагая, что эти сведения уже известны учащимся.Немаловажную роль при усвоении материала играет атмосфера доброжелательности и комфорта,созданная учителем. На основе диагнастики учитель грамотно дифференцирует задания, заранее определяет, какой вид работы будет выполнять тот или иной ученик.
Применение всех вышеперечисленных методов работы позволяет сказать, что адаптация учащихся 5-го А класса ГКОУ «Санаторная школа-интернат им. М.С.Бароева» к новой форме обучения на средней ступени протекает в допустимые сроки и оптимально. Большинство пятиклассников положительно относятся к школе, многим учебным предметам, учатся с высоким уровнем познавательной мотивации, не устают в процессе учебного дня, с интересом выполняют домашние задания. 48% учащихся – высокая учебная активность, 15% - средний уровень адаптации. Количество дезадаптированных учащихся не превышает допустимые значения и составляет 8% пятиклассников
У большинства учащихся пятого класса не только высокий уровень познавательной мотивации, желания учиться и положительного отношения к школе, но и эмоционально благополучный психологический фон, доброжелательное отношение к учителям. Тем не менее, отзывы учителей, работающих в 5 классе, позволяют утверждать, что – это ещё не совсем сложившийся коллектив. Хотя большинство учащихся обладают необходимой суммой знаний, умений и навыков для продолжения обучения на средней ступени школы, работоспособны, активны на уроках, эмоционально отзывчивы,(Кабулова М., Дудаева А., Гиголаева М, Гурциева А, Маргиев А.) есть ребята( Гудиев М, Рехашвили А., Бубличенко А. ……..которые не обладают необходимыми знаниями, у них отсутствует понятие «учебная дисциплина», они в сиситеме не готовятся к урокам.
Анализ входных контрольных работ, проведенных на начало года по русскому языку показал, что уровень обученности достаточный: средний балл:3,1 б; качество знаний- 46%;
Наибольшее количество ошибок допустили на орфограммы:
- правописание безударных гласных в корне слова (8 обучающихся)
- правописание Ь и Ъ (4 обучающихся)
- правописание окончаний (10 обучающихся)
- правописание предлогов со словами (4 обучающихся)
Стараюсь грамотно спланировать работу по неусвоенным учениками темам.Проводится детальный анализ, выявляются традиционные ошибки, тщательно анализируются работы учеников, не справившихся с заданием.
На своих уроках осторожно пользуюсь таким инструментарием как оценка. Здесь очень важна эмоциональная уравновешенность, доброжелательный тон при объявлении оценки, понимание душевного состояния ребенка. Если все-таки случается, что ученик не справился с работой, даю возможность выполнить ее по алгоритму. Стараюсь использовать здоровьесберегающие технологии: разгрузка на уроке, дифференцированный подход к выполнению домашних заданий. Пользуюсь игровыми технологиями, которые снимают психологическое напряжение.
Правильно организованная работа – залог успеха обучения, она всегда дает положительные результаты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проблема адаптации учащихся 5 класса на уроках русского языка
Переход учащихся из начального в среднее звено школы-одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5 классе- один из трудных периодов школьного обучения. Состояние детей в...
Развитие творческих способностей учащихся 5 – х классов на уроках русского языка в период адаптации к новым условиям учебного труда.
Методическая статья на тему: Развитие творческих способностей учащихся 5 – х классов на уроках русского языка в период адаптации к новым условиям учебного труда....
Подготовка к сочинению. Работа над проблемой текста. Формулировка проблемы. Мастер- класс к уроку русского языка в 11 классе.
Цель урока: подготовить учащихся к написанию сочинения, используя приемы активного осмысления текста через разноуровневое обучение.Задачи учителя: научить учащихся воспринимать содержащуюся в тексте и...
Подготовка к сочинению. Работа над проблемой текста. Формулировка проблемы. Мастер- класс к уроку русского языка в 11 классе. Презентация.
Цель урока: подготовить учащихся к написанию сочинения, используя приемы активного осмысления текста через разноуровневое обучение.Задачи учителя: научить учащихся воспринимать содержащуюся в те...
Развитие орфографической зоркости учащихся с проблемами в интеллектуальном развитии на уроках русского языка.
Специальной задачей на уроках русского языка является исправление дефектов развития учащихся с проблемами в интеллектуальном развитии. Русский язык – это один из основных предметов в школе с ОВЗ....
Доклад на тему:"Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы: проблемы и перспективы."
Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы: проблемы и перспективы....
Доклад "Проблемы сохранения здоровья обучающихся на уроках русского языка и литературы"
Выступление на педсовете "Проблемы сохранения здоровья обучающихся с ОВЗ (ЗПР) на уроках русского языка и литературы"...