Проектно-исследовательская деятельность как основа духовно-нравственного воспитания обучающихся
статья по теме
Проектно- исследовательская деятельность как основа духовно- нравственного воспитания обучающихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
i_vserossiyskaya_nauchno.docx | 18.73 КБ |
Предварительный просмотр:
I Всероссийская научно-практическая конференция
«Современные тенденции развития инновационной политики в России»
Проектно-исследовательская деятельность как основа духовно-нравственного воспитания обучающихся (7.04. 2017 Кушнаренко Л.А).
Особая сфера воспитательной работы –
ограждение детей, подростков, юношества
от одной из самых больших бед –
пустоты души, бездуховности.
В. А. Сухомлинский
Изменения, которые произошли в последние десятилетия в России, привели к значительной потере духовных ценностей, снизили воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейший фактор формирования чувств духовности и нравственности. Современному ребенку не хватает размышлений о нравственности, о смысле жизни, о назначении человека на земле. В связи с этими изменениями, становится актуальной проблемой духовно-нравственное развитие и воспитание молодого поколения.
Давайте, определим, что понимается под духовно − нравственными качествами. Толковый словарь русского языка Ожегова С.И. даёт определение нравственности как внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, и как правила поведения, определяемые этими качествами. В Большом толковом словаре современного русского языка Ушакова Д.Н. нравственность трактуется как совокупность норм, определяющих поведение человека. В факторах, влияющих на духовно-нравственное развитие нельзя недооценивать влияние внутренней среды, окружающей маленького человека, и особенно велико воздействие самых близких: родителей, родственников. Сегодня, говоря о семейном счастье, мы подразумеваем прочные, теплые отношения между супругами, отношения при которых у ребенка формируется образ успешного человека.
Теме духовно- нравственного воспитания уделяли большое внимание известные советские педагоги.
Ш.А.Амонашвили утверждал: «Педагогический процесс только тогда хорош, когда в нём воспитание идёт впереди обучения, ибо вызванные им к действию духовные силы будут впитывать знания как пищу, необходимую для дальнейшего роста и становления личности школьника».
Д.И. Менделеев сказал: «Знания без воспитания –это меч в руках сумасшедшего».
В своих педагогических воззрениях К.Д.Ушинский поставил знание законов воспитания в зависимость от познания человека во всех его проявлениях.
А.С.Макаренко характеризирует внимание к всестороннему развитию каждой формирующейся личности как сознательное стремление к жизненным целям человека, его общественной активности, чувству радости и удовлетворения.
В.А.Сухомлинский создал уникальную систему воспитания нравственного, духовного “настоящего человека”. Он практически показал путь влияния на самую утонченную сферу духовного, нравственного совершенствования и самосовершенствования через воспитание совести, силы духа, ответственности и долга.
В числе важнейших проблем воспитания самое серьёзное внимание мы уделяем вопросам духовного и нравственного воспитания наших учеников. Чему учить и как воспитывать, как научить ребёнка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа, свою семью? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас. Хочу обратить внимание на высказывание В. А. Сухомлинского, взятое эпиграфом к выступлению, который отмечал: «Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей, подростков, юношества от одной из самых больших бед –пустоты души, бездуховности...»
Итак, духовно-нравственное воспитание – это педагогически организованный процесс, в котором учащимся передаются духовно-нравственные нормы жизни, создаются условия для усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, для освоения системы общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.
Следовательно, духовно-нравственное развитие детей осуществляется в процессе социализации, последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
Работа по духовно-нравственному воспитанию ребенка должна быть непрерывным процессом, и носить не эпизодический, а системный характер. В связи с этим актуальной задачей современной школы является непрерывная работа подуховно-нравственному развитию и воспитанию личности в урочное и внеурочное время.
В своей работена уроках я использую индивидуально-групповые занятия, беседы, игры нравственного и духовного содержания, лекции, семинары, практикумы (в старших классах), как классный руководитель провожу классные праздники и мероприятия, использую мультимедийные технологии (заочные экскурсии, учащиеся создают презентации на заданную тему), экскурсии.
Большую роль уделяю проектно- исследовательской деятельности учащихся. Я считаю, что этот вид деятельности сыграет немаловажную роль в формировании духовно- нравственных ценностей у учащихся. Как учитель, координирую на начальном этапе создания исследовательской работы, оказываю помощь в освоения новых технологий и программных средств, поощряю и направляю учащихся на самостоятельный поиск необходимой информации, по мере востребованности, ввожу новые знания, организует практическую работу. На завершающем этапе подвожу итоги работы учеников, даюкачественная оценка проекту. Учащиеся видят и оценивают, насколько удачно они поработали, что получилось, а что не получилось.
Поделюсь опытом и расскажу о некоторых работах моих учащихся.
На уроках литературы во время изучения темы «Произведения о Великой Отечественной войне» в 5 классе у нас работают мастерские. На этих уроках ребята самостоятельно создают открытки ветеранам Великой войны или атрибуты, связанные с содержанием произведения, которое им понравилось. Во время урока звучат военные песни, которые настраивают совершенно на другой ритм работы, создают атмосферу доброжелательности. У детей появляется желание помочь другу, говорить о чем-то сокровенном, рассказать ребятам интересные рассказы о войне.
Ежегодно с учащимися я принимаю участие в НИК «Шаг в будущее». Очередной работой была проектно- исследовательская работа «Конфетные рубашки». Задача состояла в том, что надо было изучить историю конфетной обёртки, её назначение и влияние, как на покупателя, так и на продажу. Ученики самостоятельно пытались создать свою конфетную обёртку - это оказалось не простым делом. У некоторых родителей дома оказалиськонфетные обёртки их детства, для ребят было удивительным увидеть, как на фантиках отражались исторические моменты советской эпохи. Самое главное – дети увидели, какие интересы были у их ровесников в 60-80-е годы 20 века, и этими ровесниками были их родители.
Вместе с ученицами Олейник Кристиной и СпивакВероникой создали исследовательскую работу «Духовные ценности семейной лексики». Чтобы убедиться в верности высказывания Вадима Шефнера: «Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести…», мы провели опыт: посадили фасоль в две емкости, разговаривали с ней, говорили ей разные слова – добрые и ласковые, злые и бранные - и следили за ней, что будет с прорастающими семенами. Каково было удивление девочек, а потом и учащихся, когда ребята увидели, как слово действует на растение, а значит и на человека.Благодаря исследованию, мы убедились в силе слова и захотели об этом рассказать ребятам и родителям. Поэтому с этой работой мы выступали на классных часах в 7-11 классах и на родительских собраниях.
На следующий год с Олейник Кристиноймы работали над темой:«Духовные ценности колыбельной песни». В ходе работы мы посещали женскую консультацию, при ней занятия «Мамина школа», встречались с дамами, ожидающими малышей,у кого должен был родиться первенец, а у кого и второй, и третий ребёнок. В результате исследования мы выяснили, что мамы и даже папы (их немного, всего три человека) поют колыбельные песни, но вот назначение колыбельных песен не знают, да репертуар их не велик. Поэтому мы создали и выпустиликнижки- малышки с колыбельными песнями карманного формата, чтобы удобно было ими пользоваться.
Молодёжи, а значит и нашим ученикам, очень нравится католический праздник День святого Валентина или «День влюблённых», широко отмечаемыйзарубежной молодёжью 14 февраля. Я предложила ребятам исследовать, а есть у православной молодёжи такой праздник, узнать историю его происхождения, его значение и символы. Учащиеся были немало удивлены тому, что у нас в России есть наш исконно - русский праздник «День семьи, любви и верности». Правда, он ещё молодой, «родился» в 2008 году, но уже успел завоевать особенный трепет у россиян, хотя надо напомнить, что праздник, посвященный семье, в дореволюционной России ежегодно отмечался 8 июля.Тогда ребята стали проводить параллель между содержанием этого праздника в России и за рубежом и увидели колоссальную разницу.Во – первых, все христианские церкви открещиваются от этого праздника в современном его понимании, а праздник, отмечаемый в России,нацелен на то, чтобы создать крепкую и надёжную семью.В результате исследования получилась очередная работа «День влюблённых в России».
Нравственное становление личности - сложный и противоречивый процесс.Именно семье принадлежит ведущая роль в формировании духовно- нравственных ценностей детей, их воспитания и развития. Это и усвоение исторически сложившихся понятий в области нравственности современного общества, и достижение высокого уровня самоконтроля. В семье ребёнок находит свои первые примеры для подражания, видит реакцию на свои поступки. Ребёнок вырастет, а сформированные у него качества личности, духовно -нравственные ценности, нормы морали останутся. Взрослый человек, будет руководствоваться ими, проходя свой жизненный путь, делая порой нелегкий выбор.
Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей. Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...
Духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся на ступени общего образования
Сообщение к конференции "Актуальные вопросы повышения качества учебно-воспитательного процесса в условиях модернизации образования"...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального государственного образовательного ст...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования....
Внеурочная историко-краеведческая проектно-исследовательская деятельность как форма духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся.
Краткий анализ практической деятельности....
Рабочая программа по внеурочной деятельности ОБЪЕДИНЕНИЕ «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ» 6 класс
Программа объединения «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ» направленна на формирование представлений о морали и духовности традиционных религий, их роли в культуре, истори...