Проектно-исследовательская деятельность как основа духовно-нравственного воспитания обучающихся
статья по теме

Кушнаренко Лидия Александровна

Проектно- исследовательская деятельность как основа духовно- нравственного воспитания обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл i_vserossiyskaya_nauchno.docx18.73 КБ

Предварительный просмотр:

I Всероссийская научно-практическая конференция

«Современные тенденции развития инновационной политики в России»

Проектно-исследовательская деятельность как основа духовно-нравственного воспитания обучающихся  (7.04. 2017 Кушнаренко Л.А).

Особая сфера воспитательной работы –

ограждение детей, подростков, юношества

от одной из самых больших бед –

пустоты души, бездуховности.

В. А. Сухомлинский

Изменения, которые произошли в последние десятилетия в России, привели к значительной потере духовных ценностей, снизили воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейший фактор формирования чувств духовности и нравственности. Современному ребенку не хватает размышлений о нравственности, о смысле жизни, о назначении человека на земле. В связи с этими изменениями, становится актуальной проблемой духовно-нравственное развитие и воспитание молодого поколения.

Давайте, определим, что понимается под духовно − нравственными качествами. Толковый словарь русского языка Ожегова С.И. даёт определение нравственности как внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, и как правила поведения, определяемые этими качествами. В Большом толковом словаре современного русского языка Ушакова Д.Н. нравственность трактуется как совокупность норм, определяющих поведение человека. В факторах, влияющих на духовно-нравственное развитие нельзя недооценивать влияние внутренней среды, окружающей маленького человека, и особенно велико воздействие самых близких: родителей, родственников. Сегодня, говоря о семейном счастье, мы подразумеваем прочные, теплые отношения между супругами, отношения при которых у ребенка формируется образ успешного человека.

Теме  духовно- нравственного воспитания уделяли большое  внимание известные  советские педагоги.  

Ш.А.Амонашвили  утверждал: «Педагогический процесс только тогда хорош, когда в нём воспитание идёт впереди обучения, ибо вызванные им к действию духовные силы будут впитывать знания как пищу, необходимую для дальнейшего роста и становления личности школьника».

Д.И. Менделеев сказал: «Знания без воспитания –это меч в руках сумасшедшего».

В своих педагогических воззрениях К.Д.Ушинский поставил знание законов воспитания в зависимость от познания человека во всех его проявлениях.

А.С.Макаренко характеризирует внимание к всестороннему развитию каждой формирующейся личности как сознательное стремление к жизненным целям человека, его общественной активности, чувству радости и удовлетворения.

В.А.Сухомлинский создал уникальную систему воспитания нравственного, духовного “настоящего человека”. Он практически показал путь влияния на самую утонченную сферу духовного, нравственного совершенствования и самосовершенствования через воспитание совести, силы духа, ответственности и долга.

В числе важнейших проблем воспитания самое серьёзное внимание мы  уделяем вопросам духовного и нравственного воспитания наших учеников. Чему учить и как воспитывать, как научить ребёнка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа, свою семью? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас. Хочу обратить внимание на высказывание В. А. Сухомлинского, взятое эпиграфом к выступлению, который  отмечал: «Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей, подростков, юношества от одной из самых больших бед –пустоты души, бездуховности...»

Итак, духовно-нравственное воспитание – это педагогически организованный процесс, в котором учащимся передаются духовно-нравственные нормы жизни,  создаются условия для усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, для освоения системы общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.

Следовательно, духовно-нравственное развитие детей осуществляется в процессе социализации, последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

Работа по духовно-нравственному воспитанию ребенка должна быть непрерывным процессом, и носить не эпизодический, а системный характер. В связи с этим актуальной задачей современной школы является непрерывная работа подуховно-нравственному развитию и воспитанию личности в урочное и внеурочное время.

В своей работена уроках я  использую  индивидуально-групповые занятия, беседы, игры нравственного и духовного содержания, лекции, семинары, практикумы (в старших классах), как классный руководитель провожу  классные праздники и мероприятия, использую мультимедийные технологии (заочные экскурсии, учащиеся создают презентации на заданную тему), экскурсии.

Большую роль уделяю  проектно- исследовательской  деятельности учащихся. Я считаю, что этот вид  деятельности сыграет немаловажную роль в формировании духовно- нравственных ценностей у  учащихся.  Как учитель, координирую  на начальном этапе создания исследовательской работы, оказываю помощь в  освоения новых технологий и программных средств, поощряю и направляю учащихся на самостоятельный поиск необходимой информации, по мере востребованности, ввожу новые знания, организует практическую работу. На завершающем этапе подвожу  итоги работы учеников, даюкачественная оценка проекту. Учащиеся видят и оценивают,  насколько удачно они поработали, что получилось, а что  не получилось.

Поделюсь опытом и расскажу о некоторых работах моих учащихся.

На уроках литературы во время изучения темы «Произведения о Великой Отечественной войне» в 5 классе  у нас работают мастерские. На этих уроках ребята  самостоятельно создают открытки ветеранам Великой войны или атрибуты, связанные с содержанием произведения, которое им понравилось. Во время урока звучат военные песни, которые настраивают совершенно на другой ритм работы, создают атмосферу доброжелательности. У детей появляется желание помочь  другу, говорить о чем-то сокровенном, рассказать ребятам  интересные рассказы о войне.

Ежегодно с учащимися я принимаю участие  в НИК «Шаг в будущее». Очередной работой была  проектно- исследовательская работа  «Конфетные рубашки». Задача состояла в том, что надо было изучить историю конфетной обёртки, её назначение  и влияние, как  на покупателя, так и на продажу. Ученики самостоятельно пытались создать свою конфетную обёртку - это оказалось не простым делом. У некоторых родителей  дома оказалиськонфетные обёртки их детства, для ребят было удивительным увидеть, как   на фантиках отражались исторические моменты советской эпохи. Самое главное – дети увидели, какие интересы были у их ровесников  в 60-80-е  годы 20 века, и этими ровесниками были  их родители.

Вместе  с ученицами Олейник Кристиной и СпивакВероникой создали исследовательскую работу «Духовные ценности семейной лексики». Чтобы убедиться в верности высказывания Вадима Шефнера: «Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести…», мы провели опыт: посадили фасоль  в две емкости, разговаривали с ней, говорили  ей разные слова – добрые и ласковые,   злые и бранные - и следили за ней,  что будет с прорастающими  семенами. Каково было удивление девочек, а потом и учащихся, когда ребята увидели,  как слово действует на растение,  а значит и на человека.Благодаря исследованию, мы убедились в силе слова и захотели об этом рассказать ребятам и родителям. Поэтому с  этой работой  мы выступали на классных часах в 7-11 классах и на родительских собраниях.

На следующий год с Олейник Кристиноймы работали над темой:«Духовные ценности колыбельной песни». В ходе работы мы посещали женскую консультацию, при ней занятия «Мамина школа», встречались с дамами, ожидающими малышей,у кого  должен был родиться первенец, а у кого и второй, и  третий ребёнок. В результате исследования мы выяснили, что мамы и даже папы (их немного, всего три человека) поют колыбельные песни, но вот назначение колыбельных  песен не знают, да репертуар их не велик. Поэтому мы создали и выпустиликнижки- малышки с колыбельными песнями карманного формата, чтобы  удобно было ими пользоваться.

Молодёжи, а значит и нашим ученикам, очень нравится католический праздник День святого Валентина или «День влюблённых», широко отмечаемыйзарубежной  молодёжью 14 февраля. Я предложила ребятам исследовать, а есть у православной молодёжи такой праздник, узнать историю его происхождения, его значение и символы. Учащиеся были немало удивлены тому, что у нас в России есть наш исконно - русский праздник «День семьи, любви и верности». Правда, он ещё молодой, «родился» в 2008 году, но уже  успел завоевать особенный трепет у россиян, хотя надо напомнить, что праздник, посвященный семье, в дореволюционной России ежегодно отмечался 8 июля.Тогда ребята стали проводить параллель между содержанием этого праздника в России и за рубежом  и увидели колоссальную разницу.Во – первых, все  христианские церкви открещиваются от этого праздника в современном его понимании, а праздник, отмечаемый в России,нацелен на то, чтобы  создать крепкую и надёжную семью.В результате исследования получилась очередная работа «День влюблённых в России».

Нравственное становление личности - сложный и противоречивый процесс.Именно семье принадлежит ведущая роль в формировании духовно- нравственных ценностей детей, их воспитания и развития. Это и усвоение исторически сложившихся понятий в области нравственности современного общества, и достижение высокого уровня самоконтроля. В семье ребёнок находит свои первые примеры для подражания, видит реакцию на свои поступки. Ребёнок вырастет, а сформированные у него качества личности, духовно -нравственные ценности, нормы морали останутся. Взрослый человек, будет руководствоваться ими, проходя свой жизненный путь, делая порой нелегкий выбор.

Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей. Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...

Духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся на ступени общего образования

Сообщение к конференции "Актуальные вопросы повышения качества учебно-воспитательного процесса в условиях модернизации образования"...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального государственного образовательного ст...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования....

Рабочая программа по внеурочной деятельности ОБЪЕДИНЕНИЕ «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ» 6 класс

Программа объединения «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ» направленна на формирование представлений о морали и духовности традиционных религий, их роли в культуре, истори...