Урок по теме "Однозначные и многозначные слова " 5 класс
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
Открытый урок в 5 классе по теме "Однозначные и многозначные слова "
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОТКРЫТЫЙ УРОК
Тема: «Однозначные и многозначные слова»
Цель урока: дать понятие об однозначных и многозначных словах; учиться находить общее в значениях многозначных слов; развивать навыки работы с толковыми словарями; формировать аналитические навыки, познавательную активность.
Задачи:
Образовательная: выработать навыки по выявлению признаков однозначных и многозначных слов.
Развивающая: развитие логического мышления, внимания учащихся, умения подбирать адекватные для конкретных речевых ситуаций слова; работа над расширением словарного запаса учащихся.
Воспитательная: воспитывать интерес, любовь и бережное отношение к русскому языку, самостоятельность в учебной работе
Тип урока: Открытие новых знаний
Форма урока: урок-исследование
Технология: на основе исследовательской деятельности с элементами информационной технологии.
Оборудование: «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова, учебник «Русский язык» 5 класс, компьютер, проектор, карточки.
Учитель:
Друзья мои, я очень рада
Войти в приветливый наш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших добрых глаз.
_Здравствуйте, садитесь. (проверить отсутствующих)
У нас сегодня гости.
Не стесняйтесь, отвечайте, работайте как всегда. Я желаю вам успехов в изучении нового материала. Надеюсь на ваше понимание и сотрудничество.
Запишем число
- Я предлагаю начать нашу работу с повторения
Словарный творческий диктант. ( Слайд)
– По лексическому значению определите слова и запишите их:
1) плод дуба (жёлудь);
2) водитель машины (шофёр);
3) откидной головной убор, пришитый к вороту верхней одежды (капюшон);
4) тихая речь, при которой звуки произносятся без участия голосовых связок (шёпот);
5) разновидность укороченной одежды для ног. (шорты);
6) место соединения сшитых кусков ткани (шов);
7) мягкая ткань из нитей, добываемых из кокона тутового шелкопряда (шёлк);
8) дорога с твёрдым покрытием (шоссе);
-Что объединяет все эти слова? (орфограмма « О,Ё после шипящих» )
Молодцы! В листке самооценки поставьте себе баллы. Если вы выполнили всё без ошибки, поставьте «5», если с 1-2 ошибками –«4», если 3-4 ошибки-«3» , ну а если более-«2». Если неправильно все слова, то соответственно «1».
III. Работа по теме урока.
Учитель: А теперь внимание на экран! Перед вами несколько слов.
Какой темой связаны эти слова? (Темой КОСМОСА).
- Почему я выбрала именно эту тематику?
-Какой праздник отмечается в нашей стране 12 апреля?
(ДЕНЬ КОСМОНАВТИКИ)
А кто был первым космонавтом?
- Правильно, это наш соотечественник - Юрий Алексеевич Гагарин!
- Вернёмся к словам: спутник, звезда, планета, комета.
- Есть ли среди этих слов такие, у которых не одно лексическое значение?
(После ответов СЛАЙД)
-Ребята, а чем отличаются словарные статьи этих слов? СПУТНИК, ЗВЕЗДА, ПЛАНЕТА, КОМЕТА.
-Сделайте вывод о том, на какие две группы можно разделить слова русского языка по количеству их лексических значений.
(слова, которые имеют одно лексическое значение, и слова, которые имеют несколько лексических значений)
-Как называются слова, имеющие одно лексическое значение? А несколько?
- Определите тему нашего урока. (Однозначные и многозначные слова)
- Запишем тему в тетради. ( Однозначные и многозначные слова.)
-Где можно узнать, является ли слово однозначным или многозначным?
( нужно обратиться к толковым словарям)
-Откройте Толковый словарь в учебнике и приведите пример многозначных и однозначных слов; посмотрите, как оформляется многозначное слово в словаре.
(Разные лексические значения многозначного слова помещаются в одной и той же словарной статье и нумеруются подряд. После каждого значения даются примеры.)
-Какие цели мы должны для себя поставить?
-Чем будем заниматься сегодня на уроке?
(Познакомиться с однозначными и многозначными словами, научиться находить их в словаре и работать с ними.)
Используя приём ИНСЕРТ, поработайте с параграфом 57 самостоятельно.
Напоминаю тем, кто забыл:
Берём карандаш
V- уже знакомо,
+ -новое,
_ - думал иначе,
? –остался вопрос.
Проверяем.
Молодцы! А сейчас предлагаю вам поработать в парах.
Работа в паре
Определите и разбейте на 2 группы слова с однозначным лексическим значением и многозначным лексическим значением. Перед вами слова шляпка, кисть, договор, старый, плохо, мираж, лететь, мир, конкурс, телеграмма,
Распределите слова на две колонки
Однозначные | многозначные |
Договор Мираж конкурс телеграмма | Кисть Шляпка Старый Мир Лететь Плохо |
Сделайте вывод: слова каких частей речи могут быть многозначными?
Проверяем! Выставляем оценку себе.
Физкультминутка.
- Вы, наверное, устали?
- Устали…
- Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали (один, два три, четыре)
Ручками похлопали (один, два, три, четыре).
Покрутились, повертелись( один, два, три, четыре)
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
- Один, два, три, четыре, пять.
- Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
Для закрепления материала выполните упр.707 из учебника.
В Каких же значениях может употребляться слова «СЛОВО» ?
-Проверьте!
Толкование слова – лексическое значение;
Решающее слово _ вывод;
Сдержать слово_ выполнить обещание;
Дар слова _ речь, способность говорить;
Предоставить слово _ право выступить публично, дать выступить.
-Придумайте предложение , используя словосочетание «предоставить слово»
Оцените свою работу и поставьте себе оценку.
Групповая работа
- Существует мнение, что значения слов появились на основании сходства.
Предлагаю провести небольшое исследование.
Для этого вам необходимо пересесть и поработать в группах.
Я даю листок с зданием.
- Работаем в группах.
-Не забудьте распределить роли. (главный, каллиграф, хранитель времени, толкователь(ли) слов, художник)
1 гр. – Исследует слово ножка;
2 гр.– исследует слово корень;
3 гр – исследует слово ручка.
Работать будем по плану:
1. Запишите слово, определите часть речи, выделите орфограмму.
2. Перечислите известные вам значения слова
3. Проверьте свои знания о толковании этого слова с определением по словарю ( С. И. Ожегова, В. И. Даля, М. Л Безруковой и др.)
4. Составьте словосочетания, употребив эти слова в разных значениях.
5. Сделай вывод (устно).
Многозначные слова называют разные предметы, признаки, действия, в чем-то сходные между собой.
Предоставим слово командирам групп
-Молодцы! Оцените свою работу в группе. Командир, как ты оцениваешь работу ребят в твоей группе? Кто, по-твоему, заслуживает какой оценки?
А теперь вернитесь на свои места.
-Вы обратили внимание на цветные карточки на столах? Вас ждёт индивидуальное творческое задание. (Сильные дети упр.711, средние -715-3 слова, слабые 716)
Сдайте мне свои работы, листки самооценки. У кого – 5,4,3?
Я проверю и добавлю оценку в графу ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ. Завтра выставим все оценки в журнал.
- Наш урок подошёл к концу.
- Ребята! Обратимся к цели , которую мы поставили в начале урока. (Научиться различать слова однозначные и многозначные).
- Достигли ли мы её?
Сделайте вывод, какие слова называются однозначными, а какие многозначными.
РЕФЛЕКСИЯ Закончите предложения.
СЕГОДНЯ НА УРОКЕ: |
|
|
|
|
|
|
|
|
У Вас у каждого есть листочки с изображением чемодана, мясорубки и корзины.
Если сегодняшний урок был полезен для вас, полученные знания вы возьмёте с собой, поднимите картинку с чемоданчиком. Если не всё понятно, надо ещё поработать, осмыслить, перемолоть – мясорубку, если вы считаете, что вам не пригодится данный материал, то картинка с изображением корзины.
Дом.Задание. Пар 57, Упр. 717. Но я приготовила ещё и творческое задание. Желающие могут взять из корзиночки дополнительное творческое задание: отгадать загадку и нарисовать лексические значения этого слова).
-Спасибо за урок! Было приятно с вами работать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по русскому языку в 11 классе на тему: "Исследование степени многозначности слова.Функции метафоры"
Урок представляет собой презентацию по теме, касающейся степени многозначности слова. Функции метафоры на примере текста В. Пикули рассмотрены очень глубоко и полно. Поможет при подготовке выпускников...
Практическая работа к уроку по теме "Однозначные и многозначные слова".5 класс
Тест по теме "Однозначные и многозначные слова". Лексика. 5 класс....
План - конспект урока по русскому языку 5 класс тема "Однозначные и многозначные слова"
Урок с исполльзованием ЭОР.Объяснение нового материала сопровождается коллекцией интерактивных иллюстраций, на этапе закрепления предлагается тест.В приложении № 2 указана гиперсылка на ресурс ,обеспе...
Конспект урока в 5 классе по теме "Однозначные и многозначные слова".
Разнообразные виды работы на данном уроке помогут учащимся различать однозначные многозначные слова, определять значение многозначных слов в тексте, находить в словарной статье толкового словаря значе...
Урок по теме "Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов"
Автор урока Чернышова У.Н. Редактор презентации Коновалова А.Ю. Урок адаптирован к разным УМК, апробирован в 5 и 6 классах при изучении темы "Лексика"...
Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов (5 класс).
Урок предназначен для учителей русского языка в 5-ых классах....
Урок - викторина "Однозначные и многозначные слова вокруг нас"
Урок - викторина "Однозначные и многозначные слова вокруг нас"....