Тема урока «Буквы н – нн в именах прилагательных, образованных от существительных»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Данная разработка представляет собой технологическую карту открытого урока русского языка по теме «Буквы Н и НН в суффиксах имён прилагательных», которая изучается в 6 классе, а также дидактический материал и презентацию к уроку. Методическая разработка является вводным уроком при изучении темы «Буквы Н и НН в именах прилагательных, образованных от имен существительных». Урок построен с использованием приемов технологии проблемного обучения и ИКТ - технологий. Разработка является универсальной, поэтому может быть применима к любому УМК. В этом заключается её актуальность.
Методическую разработку можно использовать с другими средствами обучения: учебники Бабайцевой В.В., Разумовской М.М, Баранова М.Т., дидактические материалы: карточки-задания для работы в группах, листы формата А3 с напечатанными словосочетаниями, заготовки моделей кластера и таблицы, компьютер, мультимедийный проектор и др.
Метод реализуется через посредство конкретных приёмов. Приёмы – это детали метода, его составные части, шаги в познавательной деятельности. Отличительной чертой приёма по сравнению с методом является его включаемость в любой метод и его частичность.
Методы взаимодействуют между собой, но ни один из них не может входить в другой как составная часть; приёмы, взаимодействуя друг с другом, в то же время входят в качестве составной части в любой метод.
Основными методическими приёмами в данной разработке являются сопоставление и сравнение, обобщение, вычленение, замена одних форм или конструкций другими, выделение, подстановка, алгоритмизация, анализ и синтез.
К методической разработке составлена рецензия руководителем школьного методического объединения учителем высшей категории Фефеловой С. Н.
Тема «Буквы Н и НН в именах прилагательных, образованных от имен существительных» изучается в 6 классе во втором полугодии в УМК Баранова М. Т., Ладыженской Т.А.
Методическая разработка и дидактический материал соответствуют указанным теме и целям.
Урок ориентирован на следующие принципы:
- принцип связи теории с практикой (обучающиеся работают с теоретическими сведениями в разных источниках, делают вывод и применяют полученные знания на практике, выполняя карточки и упражнения);
-принцип систематичности и последовательности (учащиеся последовательно выполняют действия под руководством учителя);
-принцип доступности изложения (методическая разработка соответствует возрастным особенностям учащихся, материал излагается в доступной форме).
Методическая разработка эффективна, так как технологическую карту урока и дидактический материал можно использовать к любому УМК. Для закрепления темы можно использовать карточки на данную тему.
Данный урок достигнет поставленных целей и задач, так как материал даётся не в готовом виде, для этого нужно ответить на проблемные вопросы, решить проблему.
Прогнозируемые результаты:
- формирование умения правильного написания Н и НН в прилагательных, образованных от существительных;
- совершенствование навыков проведения морфемного, словообразовательного анализа слова.
Методическая разработка соответствует нормам русского языка и стилю изложения учебного материала, применяемой в русском языке терминологии, соблюдаются авторские права при написании методической разработки.
Методическая разработка построена композиционно правильно, информация представлена цельно, используются практические приёмы, улучшающие восприятие текста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе
Учитель: Тупикова Оксана Александровна
Авторы УМК М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский.
Тема урока: «Буквы н – нн в именах прилагательных, образованных от существительных», 1 урок.
Данная разработка по русскому языку в 6 классе является вводным уроком при изучении темы «Буквы Н и НН в именах прилагательных, образованных от имен существительных». Урок построен с использованием приемов технологии проблемного обучения и ИКТ - технологий. Разработка является универсальной, поэтому может быть применима к любому УМК.
Проблемное обучение имеет ряд существенных преимуществ:
1. Новую информацию учащиеся получают в ходе решения теоретических и практических проблем.
2. В ходе решения проблемы учащийся преодолевает все трудности, его активность и самостоятельность достигают высокого уровня.
3. Темп передачи информации зависит от самих учащихся.
4. Повышенная активность учащихся способствует развитию положительных мотивов учения и уменьшает необходимость формальной проверки результатов.
5. Результаты обучения относительно высокие и устойчивые. Учащиеся легче применяют полученные знания в новых ситуациях и одновременно развивают свои умения и творческие способности.
Современная дидактика определяет проблемное обучение как систему методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы. Усвоение новых знаний при этом происходит как самостоятельное открытие их учащимися с помощью учителя.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.
Цели:
Предметная:
-имеют представление о русском языке как языке русского народа;
-свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка;
-применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации;
- формирование умения правильного написания Н и НН в прилагательных, образованных от существительных;
- совершенствование навыков проведения морфемного, словообразовательного анализа слова.
Метапредметная:
-владение всеми видами речевой деятельности;
-применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
- умение определять понятия, создавать обобщения;
- умение строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
Личностная:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.
Технология(-и) урока: элементы проблемного обучения
Формы организации деятельности: фронтальная, групповая, парная.
Опорные понятия: орфограмма, суффиксальный способ образования, словообразовательный суффикс.
Образовательные ресурсы: учебник (М.Т.Баранов. Русский язык. 6 класс), карточки с таблицами, заданиями, презентация.
Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, листы формата А3 с напечатанными словосочетаниями, маркеры, карточки-задания для работы в группах, учебники Бабайцевой, Разумовской, Баранова.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организационный момент. | -Здравствуйте, ребята! Повернитесь друг к другу и улыбнитесь. | Подготовка к работе. Самоопределение к деятельности. | Личностные: действие смыслообразования Коммуникативные: готовность к сотрудничеству |
Актуализа- ция знаний и фиксация затруднений | Тема нашего урока будет связана с одной значимой частью слова. А для того, чтобы узнать с какой, отгадайте загадку. После корня он стоит Перед окончанием. Его я если заменю, Другое слово получу. - Предлагаю выполнить следующее задание – написать словарный диктант. Один обучающийся работает у доски, остальные – в тетрадях. Словарный диктант. Кузнечик, сыночек, шалашик, клубочек, каменщик, добытчик, фонарщик, медвежонок, зайчонок, лисёнок, библиотекарь. - Какой вывод можем сделать? Давайте попробуем оформить свой ответ в виде кластера. Предлагаю это задание сделать в группах. Кластер выводится на экран. (См. приложение 1.) Слайд 2. | Ответ детей (Суффикс) Один обучающийся работает у доски, остальные – в тетрадях. Учащиеся в группах рисуют кластеры. | Личностные: самоопределение. Регулятивные: волевая саморегуляция. Познавательные: общеучебные: умение строить речевое высказывание в устной форме; Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. |
Постановка учебной задачи. Мотивация познавательной деятельности. Создание проблемной ситуации | - Дети, посмотрите, пожалуйста, на экран. Что можете сказать? Слайд3. (записаны словосочетания с пропущенными буквами в суффиксе). - Как вы думаете, о какой теме пойдёт речь на нашем уроке? Попробуем сформулировать тему и цель нашего урока. Слайд 4. - Перед вами словосочетания, какое задание нужно сделать? Предлагаю эту работу выполнить в группах (в случае одинаковых вариантов учитель готовит свой) Кожа…ая куртка Серебря…ые часы Гуси…ое перо Клюкве…ый сок Туман…ая даль Ко…ый завод Искусстве…ый мех Дли…ая ночь (После раздачи материала Слайд 5). | Учащиеся смотрят на экран и дают разные ответы. Формулируют тему урока (Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных). Ставят цель. Ответы детей (Вставить пропущенные буквы и выделить суффиксы). Дети получают эти же слова, записанные на листах формата А3, работают маркером, затем вывешивают на доску. | Личностные: действие смыслообразования самоопределение Регулятивные: целеполагание Коммуникативные: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы. |
Осознание и формулирование проблемы | - Итак, ваши мнения разошлись. Подумайте и скажите, на какой вопрос нам нужно найти ответ, чтобы разрешить возникшие у нас разногласия? Учитель просит сформулировать проблемный вопрос, который будет решаться на уроке. Слайд 6. -Ребята, как вы думаете от чего зависит выбор написания Н и НН в суффиксах прилагательных? (На столах у каждой группы лежат учебники). - Возьмите учебники трёх разных авторов Баранова (группа 1), Разумовской (группа 2), Бабайцевой (группа 3). Организует учащихся к исследованию проблемного вопроса, поиску решения. Физкультминутка Слайд 7. Вот помощники мои, Их как хочешь поверни. Раз, два, три, четыре, пять. Веселее, сжать-разжать. Постучали, повертели И работать захотели. Тихо все на место сели. Работа с таблицей. Слайд 8, 9. Сопоставление выводов, сделанных учащимися, с материалом в таблице (таблицы лежат на партах, до этого этапа перевернуты; содержание таблицы см. в приложении 2) Знакомство с теоретическими сведениями по учебнику (стр. 29-33) и составление алгоритма (ученики-в тетради, учитель – на доске). Приложение 3 | Формулируют проблемный вопрос (Почему в одних прилагательных будем писать Н, а в других НН? или От чего будет зависеть правописание Н и НН в прилагательных?) Выдвигают гипотезы, обосновывают их. Исследуют проблемный вопрос. Выполняют задание. Работают в группах. Анализируют теоретический материал. Делают вывод (Н пишется в прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов –ян, - ан, -ин; НН пишутся в прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов –енн и – онн; -н). Сопоставляют материал и собственные выводы. Выполняют физкультминутку. Дополнение таблицы недостающими сведениями (в таблице должна появиться информация о словах-исключениях: оловянный, стеклянный, деревянный и ветреный; а также значение суффиксов: - ин – принадлежность живому существу; -ан-, -ян- - материал, из которого состоит (сделан) предмет; Н – пишется в прилаг., образованных от сущ., основа которых не оканчивается на Н (летний – лето) Дополнение таблицы исключениями (бессуффиксные прил.: юный, румяный, буланый, единый, зеленый, синий; безветренный, подветренный) | Личностные: действие смыслообразования. Регулятивные: планирование, прогнозирование Познавательные: общеучебные: - выбор наиболее эффективного способа решения проблемы (анализ примеров); - умение структурировать знания; - контроль и оценка процесса и результатов деятельности. логические: - выдвижение гипотез и их обоснование; - анализ объектов; - выбор оснований и критериев для классификации объектов; - смысловое чтение текста научного стиля речи - применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; - решение проблемы, построение логической цепи рассуждения. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. |
Первичное закрепление. Фронтальная работа | -Поучимся находить исключения в тексте. Сейчас я буду читать отрывки из стихотворений. Ваша задача-хлопнуть в ладоши, как только услышите прилагательное-исключение. 1) Пряный вечер. Гаснут зори. По траве ползёт туман. У плетня на косогоре Забелел твой сарафан. 2) Мир тебе, полевая солома, Мир тебе, деревянный дом! 3) Цветите, юные! И здоровейте телом! 4) Поэты-все единой крови. | Выполняют задание. | Личностные: действие смыслообразования Регулятивные: контроль, оценка, коррекция Познавательные: общеучебные: - умение структурировать знания; - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; -рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками. Осуществляют контроль учебных действий. Умеют слушать. |
Лингвистичес-кая задача | -Почему в слове старинный пишется –НН? - Сейчас я прочитаю шутливое стихотворение. Ваша задача-записать в тетрадь прилагательные на это правило. Туман одно включает н, Но если вечер был туманный, В основе н и суффикс н, И получается два н, Запомним этот случай странный. Осёл ударил в барабан, И звук раздался барабанный, Из бани выскочил баран, За ним вдогонку веник банный. | Отвечают на вопрос. Внимательно слушают. Выполняют задание. Осуществляют проверку записанных прилагательных, выполняют морфемный разбор. | Формулируют ответы на вопросы. Осуществляют контроль учебных действий. Умеют внимательно слушать. |
Выполнение упражнения 365. | Предлагает выполнить упражнение. | Выполняют упражнение 365. | Осуществляют контроль. |
Самостоятельная работа (взаимопроверка по эталону). | Организует деятельность учащихся по применению новых знаний. Слайд 10-12. | Самостоятельная работа. Решение теста. 1.Укажите ряд, где все прилагательные пишутся с нн а) иностра…ый, тума…ый, ржа…ой; б) берестя…ой, водя…ой, земля…ой; в) соломе…ый, време…ый, карма…ый. 2.Укажите ряд, где все прилагательные пишутся с н а) маши…ый, соболи…ый, тыкве…ый; б) ледя…ой, ветре…ый, соловьи…ый; в) обеде…ый, лимо…ый, звери…ый. 3.Отметьте строку, в которой все прилагательные имеют суффикс – енн а) песча…ый, безветре…ый, бритве…ый; б) болезне…ый, клюкве…ый, фирме…ый; в) бараба…ый, земля…ой, комари…ый. | Личностные: самоопределение Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Познавательные: общеучебные: - поиск и выделение необходимой информации; умение структурировать знания. Коммуникативные: - принятие решения и его реализация; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Рефлексия деятельности (итог урока). | Организует рефлексию. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
| Личностные: смыслообразование, действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания. Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения, контроль, оценка. Познавательные: рефлекция способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
Домашнее задание. | Инструктирует учащихся. | Анализируют и выявляют степень готовности - упр. 366 или - составить тест на изучаемое правило (по аналогии с тестом, выполненным на уроке) или сочинить сказку на изученное правило. | Коммуникативные: прогнозирование, планирование дальнейшей самостоятельной деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Н -НН в именах прилагательных образованных от существительных
Разработка урока...
Презентация "Буквы -н- и -нн- в именах прилагательных, образованных от имен существительных"
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Буквы Н и НН в именах прилагательных, образованных от имен существительных» является мультимедийным обеспечением для проведения урока – получения новых знаний ...
Презентация к уроку "Правописание букв Н-НН в именах прилагательных, образованных от существительных"
Презентация к уроку русского языка в 6 классе "Правописание букв Н-НН в именах прилагательных, образованных от существительных"...
Конспект урока "Правописание букв Н-НН в именах прилагательных, образованных от существительных"
Конспект урока русского языка в 6 классе с применением технологии встречных усилий "Правописание букв Н-НН в именах прилагательных, образованных от существительных"...
План-конспект урока по русскому языку Тема урока: «Правописание букв н – нн в именах прилагательных, образованных от существительных»
Цель урока: изучить правила правописания н и нн в суффиксах имен прилагательных, актуализировать знания учащихся по теме. Предметная:- формирование умения правильного написания Н и Н...
Урок по русскому языку Урок - исследование с применением игровых форм на тему "«Буквы Н и НН в прилагательных, образованных от существительных»
Тип урока: урок - исследование с применением игровых форм . Цели: Образовательные: изучить правило употребления Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительны...
Презентация к дистанционному уроку русского языка в 6 классе по теме "Буквы НН и Н в именах прилагательных, образованных от имен существительных"
Презентация к дистанционному уроку русского языка в 6 классе по теме "Буквы НН и Н в именах прилагательных, образованных от имен существительных"...