Тема урока «Буквы н – нн в именах прилагательных, образованных от существительных»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Тупикова Оксана Александровна

Данная разработка представляет собой технологическую карту открытого урока русского языка по теме «Буквы Н и НН в суффиксах имён прилагательных», которая изучается в 6 классе, а также дидактический материал и презентацию к уроку. Методическая разработка является вводным уроком при изучении темы «Буквы Н и НН в именах прилагательных, образованных от имен существительных». Урок построен с использованием приемов технологии проблемного обучения и ИКТ - технологий.  Разработка является универсальной, поэтому может быть применима к любому УМК. В этом заключается её актуальность.

Методическую разработку можно использовать с другими средствами обучения: учебники Бабайцевой В.В., Разумовской М.М, Баранова М.Т., дидактические материалы: карточки-задания для работы в группах, листы формата А3 с напечатанными словосочетаниями, заготовки моделей кластера и таблицы, компьютер, мультимедийный проектор и др.

Метод реализуется через посредство конкретных приёмов. Приёмы – это детали метода, его составные части, шаги в познавательной деятельности. Отличительной чертой приёма по сравнению с методом является его включаемость в любой метод и его частичность.

Методы взаимодействуют между собой, но ни один из них не может входить в другой как составная часть; приёмы, взаимодействуя друг с другом, в то же время входят в качестве составной части в любой метод.

Основными методическими приёмами в данной разработке являются сопоставление и сравнение, обобщение, вычленение, замена одних форм или конструкций другими, выделение, подстановка, алгоритмизация, анализ и синтез.

К методической разработке составлена рецензия руководителем школьного методического объединения учителем высшей категории Фефеловой С. Н.

Тема «Буквы Н и НН в именах прилагательных, образованных от имен существительных» изучается в 6 классе во втором полугодии в УМК Баранова М. Т., Ладыженской Т.А.

Методическая разработка и дидактический материал соответствуют указанным теме и целям.

Урок ориентирован на следующие принципы:

- принцип связи теории с практикой (обучающиеся работают с теоретическими сведениями в разных источниках, делают вывод и применяют полученные знания на практике, выполняя карточки и упражнения);

-принцип систематичности и последовательности (учащиеся последовательно выполняют действия под руководством учителя);

-принцип доступности изложения (методическая разработка соответствует возрастным особенностям учащихся, материал излагается в доступной форме).

Методическая разработка эффективна, так как технологическую карту урока и дидактический материал можно использовать к любому УМК. Для закрепления темы можно использовать карточки на данную тему.

Данный урок достигнет поставленных целей и задач, так как материал даётся не в готовом виде, для этого нужно ответить на проблемные вопросы, решить проблему.

Прогнозируемые результаты:

- формирование умения правильного написания Н и НН в прилагательных, образованных от существительных;

- совершенствование навыков проведения морфемного, словообразовательного анализа слова.

Методическая разработка соответствует нормам русского языка и стилю изложения учебного материала, применяемой в русском языке терминологии, соблюдаются авторские права при написании методической разработки.

Методическая разработка построена композиционно правильно, информация представлена цельно, используются практические приёмы, улучшающие восприятие текста.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе

Учитель: Тупикова Оксана Александровна

Авторы УМК М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский.

Тема урока: «Буквы н – нн в именах прилагательных, образованных от существительных», 1 урок.

Данная разработка по русскому языку в 6 классе является вводным уроком при изучении темы «Буквы Н и НН в именах прилагательных, образованных от имен существительных». Урок построен с использованием приемов технологии проблемного обучения и ИКТ - технологий. Разработка является универсальной, поэтому может быть применима к любому УМК.

Проблемное обучение имеет ряд существенных преимуществ:

1. Новую информацию учащиеся получают в ходе решения теоретических и практических проблем.

2. В ходе решения проблемы учащийся преодолевает все трудности, его активность и самостоятельность достигают высокого уровня.

3. Темп передачи информации зависит от самих учащихся.

4. Повышенная активность учащихся способствует развитию положительных мотивов учения и уменьшает необходимость формальной проверки результатов.

5. Результаты обучения относительно высокие и устойчивые. Учащиеся легче применяют полученные знания в новых ситуациях и одновременно развивают свои умения и творческие способности.

            Современная дидактика определяет проблемное обучение как систему методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы. Усвоение новых знаний при этом происходит как самостоятельное открытие их учащимися с помощью учителя.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.

Цели:

Предметная:

-имеют представление о русском языке как языке русского народа;

-свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка;

-применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации;

- формирование умения правильного написания Н и НН в прилагательных, образованных от существительных;

- совершенствование навыков проведения морфемного, словообразовательного анализа слова.

Метапредметная:

-владение всеми видами речевой деятельности;

-применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни;

- умение определять понятия, создавать обобщения; 

- умение строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. 

Личностная:

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками.

Технология(-и) урока: элементы проблемного обучения

Формы организации деятельности: фронтальная, групповая, парная.

Опорные понятия:  орфограмма, суффиксальный способ образования, словообразовательный суффикс.

Образовательные ресурсы: учебник (М.Т.Баранов. Русский язык. 6 класс), карточки с таблицами, заданиями, презентация.

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, листы формата А3 с напечатанными словосочетаниями, маркеры, карточки-задания для работы в группах, учебники Бабайцевой, Разумовской, Баранова.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята! Повернитесь друг к другу и улыбнитесь.

Подготовка к работе.

Самоопределение к деятельности.

Личностные: действие смыслообразования

Коммуникативные: готовность к сотрудничеству

Актуализа-

ция знаний и фиксация затруднений

Тема нашего урока будет связана с одной значимой частью слова. А для того, чтобы узнать с какой, отгадайте загадку.

После корня он стоит

Перед окончанием.

Его я если заменю,

Другое слово получу.

- Предлагаю выполнить следующее задание – написать словарный диктант. Один обучающийся работает у доски, остальные – в тетрадях.

Словарный диктант.

Кузнечик, сыночек, шалашик, клубочек, каменщик, добытчик, фонарщик, медвежонок, зайчонок, лисёнок, библиотекарь.

- Какой вывод можем сделать? Давайте попробуем оформить свой ответ в виде кластера. Предлагаю это задание сделать в группах. Кластер выводится на экран. (См. приложение 1.) Слайд 2.

Ответ детей (Суффикс)

Один обучающийся работает у доски, остальные – в тетрадях.

Учащиеся в группах рисуют кластеры.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Познавательные:

общеучебные: умение строить речевое высказывание в устной форме;

Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Постановка учебной задачи.

Мотивация познавательной деятельности.

Создание проблемной ситуации

 - Дети, посмотрите, пожалуйста, на экран. Что можете сказать? Слайд3.

(записаны словосочетания с пропущенными буквами в суффиксе).

- Как вы думаете, о какой теме пойдёт речь на нашем уроке? Попробуем сформулировать тему и цель нашего урока. Слайд 4.

- Перед вами словосочетания, какое задание нужно сделать?    

Предлагаю эту работу выполнить в группах

(в случае одинаковых вариантов учитель готовит свой)

Кожа…ая куртка

Серебря…ые часы

Гуси…ое перо

Клюкве…ый сок

Туман…ая даль

Ко…ый завод

Искусстве…ый мех

Дли…ая ночь (После раздачи материала Слайд 5).

Учащиеся смотрят на экран и дают разные ответы.

Формулируют тему урока (Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных).

Ставят цель.

Ответы детей (Вставить пропущенные буквы и выделить суффиксы).

Дети получают эти же слова, записанные на листах формата А3, работают маркером, затем вывешивают на доску.

Личностные: действие смыслообразования самоопределение

Регулятивные: целеполагание 

Коммуникативные: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Познавательные:

общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

логические: формулирование проблемы.

Осознание и формулирование проблемы

- Итак, ваши мнения разошлись. Подумайте и скажите, на какой вопрос нам нужно найти ответ, чтобы разрешить возникшие у нас разногласия?

Учитель просит сформулировать проблемный вопрос, который будет решаться на уроке. Слайд 6.

-Ребята, как вы думаете от чего зависит выбор написания Н и НН в суффиксах прилагательных?  

(На столах у каждой группы лежат учебники).

- Возьмите учебники трёх разных авторов Баранова (группа 1), Разумовской (группа 2), Бабайцевой (группа 3).

Организует учащихся к исследованию проблемного вопроса, поиску решения.

Физкультминутка Слайд 7.

Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни.

Раз, два, три, четыре, пять.

Веселее, сжать-разжать.

Постучали, повертели

И работать захотели.

Тихо все на место сели.

Работа с таблицей. Слайд 8, 9.

Сопоставление выводов, сделанных учащимися, с материалом в таблице (таблицы лежат на партах, до этого этапа перевернуты; содержание таблицы см. в приложении 2)

Знакомство с теоретическими сведениями по учебнику (стр. 29-33) и составление алгоритма (ученики-в тетради, учитель – на доске). Приложение 3

Формулируют проблемный вопрос (Почему в одних прилагательных будем писать Н, а в других НН?  или От чего будет зависеть правописание Н и НН в прилагательных?)

Выдвигают гипотезы, обосновывают их.

Исследуют проблемный вопрос.  

Выполняют задание.

Работают в группах.

Анализируют теоретический материал. Делают вывод (Н пишется в прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов –ян, - ан, -ин; НН пишутся в прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов –енн и – онн; -н).

Сопоставляют материал и собственные выводы.

Выполняют физкультминутку.

Дополнение таблицы недостающими сведениями (в таблице должна появиться информация о словах-исключениях: оловянный, стеклянный, деревянный и ветреный; а также значение суффиксов: - ин – принадлежность живому существу; -ан-, -ян- - материал, из которого состоит (сделан) предмет; Н – пишется в прилаг., образованных от сущ., основа которых не оканчивается на Н (летний – лето)

Дополнение таблицы исключениями (бессуффиксные прил.: юный, румяный, буланый, единый, зеленый, синий; безветренный, подветренный)

Личностные: действие смыслообразования.

Регулятивные: планирование, прогнозирование 

Познавательные:

общеучебные: 

- выбор наиболее эффективного способа  решения проблемы (анализ примеров);

- умение структурировать знания;

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

 логические: 

- выдвижение гипотез и их обоснование; 

- анализ объектов;

- выбор оснований и критериев для классификации объектов;

- смысловое чтение текста научного стиля речи

- применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; - решение проблемы, построение логической цепи рассуждения.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Первичное закрепление.

 Фронтальная работа

-Поучимся находить исключения в тексте. Сейчас я буду читать отрывки из стихотворений. Ваша задача-хлопнуть в ладоши, как только услышите прилагательное-исключение.

1) Пряный вечер. Гаснут зори.

    По траве ползёт туман.

    У плетня на косогоре

    Забелел твой сарафан.

2) Мир тебе, полевая солома,

    Мир тебе, деревянный дом!

3) Цветите, юные! И здоровейте телом!

4) Поэты-все единой крови.

Выполняют задание.

Личностные: действие смыслообразования

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция 

Познавательные: 

общеучебные: 

- умение структурировать знания;

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

 -рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками. Осуществляют контроль учебных действий.

Умеют слушать.

Лингвистичес-кая задача

-Почему в слове старинный пишется –НН?

- Сейчас я прочитаю шутливое стихотворение. Ваша задача-записать в тетрадь прилагательные на это правило.

Туман одно включает н,

Но если вечер был туманный,

В основе н и суффикс н,

И получается два н,

Запомним этот случай странный.

Осёл ударил в барабан,

И звук раздался барабанный,

Из бани выскочил баран,

За ним вдогонку веник банный.

Отвечают на вопрос.

Внимательно слушают. Выполняют задание. Осуществляют проверку записанных прилагательных, выполняют морфемный разбор.

Формулируют ответы на вопросы. Осуществляют контроль учебных действий. Умеют внимательно слушать.

Выполнение упражнения 365.

Предлагает выполнить упражнение.

Выполняют упражнение 365.

Осуществляют контроль.

Самостоятельная работа (взаимопроверка по эталону).

Организует деятельность учащихся по применению новых знаний. Слайд 10-12.

Самостоятельная работа.

Решение теста.

1.Укажите ряд, где все прилагательные  пишутся с нн

а) иностра…ый, тума…ый, ржа…ой;

б) берестя…ой, водя…ой, земля…ой;

в) соломе…ый, време…ый, карма…ый.

2.Укажите ряд, где все прилагательные  пишутся с н

а) маши…ый, соболи…ый, тыкве…ый;

б) ледя…ой, ветре…ый, соловьи…ый;

в) обеде…ый, лимо…ый, звери…ый.

3.Отметьте строку, в которой все  прилагательные имеют суффикс – енн

а) песча…ый, безветре…ый, бритве…ый;

б) болезне…ый, клюкве…ый, фирме…ый;

в) бараба…ый, земля…ой, комари…ый.

Личностные: самоопределение Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные:

общеучебные: 

- поиск и выделение необходимой информации;

умение структурировать знания.

Коммуникативные:

- принятие решения и его реализация;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Рефлексия деятельности

(итог урока).

Организует рефлексию.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

  • Я сегодня себя могу похвалить за …
  • Мне необходимо поработать над …

Личностные: смыслообразование, действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания.

Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения, контроль, оценка.

Познавательные: рефлекция способов и условий действия,  контроль и оценка процесса и результатов деятельности. 

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. 

Домашнее задание.

Инструктирует учащихся.

Анализируют и выявляют степень готовности

- упр. 366 или

- составить тест на изучаемое правило (по аналогии с тестом, выполненным на уроке) или сочинить сказку на изученное правило.

Коммуникативные: прогнозирование, планирование дальнейшей самостоятельной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Буквы -н- и -нн- в именах прилагательных, образованных от имен существительных"

 ПРЕЗЕНТАЦИЯ  «Буквы Н и НН в именах прилагательных, образованных от имен существительных»  является мультимедийным обеспечением для проведения урока – получения новых знаний ...

Презентация к уроку "Правописание букв Н-НН в именах прилагательных, образованных от существительных"

Презентация к уроку русского языка в 6 классе "Правописание букв Н-НН в именах прилагательных, образованных от существительных"...

Конспект урока "Правописание букв Н-НН в именах прилагательных, образованных от существительных"

Конспект урока русского языка в 6 классе с применением технологии встречных усилий "Правописание букв Н-НН в именах прилагательных, образованных от существительных"...

План-конспект урока по русскому языку Тема урока: «Правописание букв н – нн в именах прилагательных, образованных от существительных»

Цель урока: изучить правила правописания н и нн в суффиксах имен прилагательных, актуализировать знания учащихся по теме. Предметная:- формирование умения правильного написания  Н и Н...

Урок по русскому языку Урок - исследование с применением игровых форм на тему "«Буквы Н и НН в прилагательных, образованных от существительных»

Тип урока:  урок - исследование с применением игровых форм .  Цели: Образовательные: изучить правило употребления Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительны...

Презентация к дистанционному уроку русского языка в 6 классе по теме "Буквы НН и Н в именах прилагательных, образованных от имен существительных"

Презентация к дистанционному уроку русского языка в 6 классе по теме "Буквы НН и Н в именах прилагательных, образованных от имен существительных"...