Статья "Содержательные и языковые приёмы сжатия текста"
статья по русскому языку (8, 9 класс) на тему
В статье содержится описание приемов сжатия текста, которыми должны овладеть обучающиеся для успешного написания изложений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
текстовый файл | 28.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержательные и языковые приёмы сжатия текста
Современный этап развития методики преподавания характеризуется тенденцией слияния обучения языку и речи в единое целое. Обновлена система государственной аттестации учащихся 9 классов по русскому языку. Совершенствование КИМов обусловлено прежде всего опытом проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов и единого государственного экзамена по русскому языку.
Как показал опыт проведения ОГЭ, важно, чтобы у школьников присутствовали навыки написания сжатого изложения. Умение сжать текст – это умение выделить главное из предложенного высказывания. Это очень важное умение, оно не раз пригодится в жизни Выполнение работы требует, чтобы участники экзамена владели тремя видами компрессии текста. Между тем, нередко случается, что изложение на экзамене – это пересказ обрывков предложений, записанных наспех во время прослушивания текста.
Как этого избежать?
Необходимо, чтобы школьники овладели приемами сжатия текста.
Среди содержательных приёмов компрессии (сжатия) текста основными являются:
- разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации. (Пропуск слов, словосочетаний, фрагментов предложений или целых предложений, содержащих второстепенные факты).
Пример:
В октябре 1552 года Москва стала свидетельницей невиданного до того всенародного торжества. Из-под стен взятой штурмом Казани вернулись русские войска во главе с Иваном Грозным. В ознаменование этой великой победы царь решил построить в Москве храм-памятник. Через два года началось сооружение каменного собора Покрова. Позднее он был назван храмом Василия Блаженного, по имени погребённого у его стен юродивого. - В ознаменование великой победы под Казанью (1552 год) по решению Ивана Грозного в Москве построен памятник – храм Василия Блаженного.
- свёртывание исходной информации за счёт обобщения (перевода частного в общее).
Пример:
Почему так часто менял он свои профессии? Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях? Что заставляло его сутками, до молоты в руках, разгружать баржи с арбузами, кирпичом, цементом? - Что заставляло его часто менять профессии, порой очень тяжёлые и опасные?
К основным языковым приёмам компрессии (сжатия) исходного текста относятся:
- Исключение:
- исключение повторов;
(Русское понятие храбрости – это удаль, а удаль – это храбрость в широком движении. - Русское понятие храбрости – это удаль.)
- исключение одного или нескольких из синонимов;
(Странное. Непонятное. Непостижимое. Диковинное. Загадочное. Необыкновенное. Удивительное… Богат набор слов, означающих неведомое в окружающем мире. - Странное. Непонятное. Непостижимое… Богат набор слов, означающих неведомое в окружающем мире.)
- некоторых второстепенных членов предложения;
(Так шептала Маргарита Николаевна, расчёсывая перед тройным зеркалом короткие завитые волосы. - Так шептала Маргарита Николаевна, расчёсывая перед зеркалом волосы.)
- конструкций, осложняющих предложение (однородных, обособленных, уточняющих и поясняющих конструкций);
(Справа от дома Есениных, за сельской площадью, среди деревьев, виден двухэтажный дом, принадлежавший некогда местной помещице. - Справа от дома Есениных виден двухэтажный дом бывшей местной помещицы.)
- исключение фрагмента предложения (например, части сложного предложения);
(Когда же Базаров, после неоднократных обещаний вернуться никак не позже месяца, вырвался наконец из удерживавших его объятий и сел в тарантас; когда лошади тронулись, и колокольчик зазвенел, и колеса завертелись, — Василий Иванович, еще за несколько мгновений молодцевато махавший платком на крыльце, опустился на стул и уронил голову на грудь. - Когда же Базаров вырвался наконец из удерживавших его объятий и сел в тарантас, Василий Иванович, еще за несколько мгновений молодцевато махавший платком на крыльце, опустился на стул и уронил голову на грудь.)
- исключение одного или нескольких предложений;
- исключение диалога (передача его сути в одном предложении).
(Герои спорили о … (назвать предмет спора), но к пониманию не пришли из-за нежелания услышать друг друга.)
- Обобщение:
- замена однородных членов обобщающим наименованием;
(«Собаки, кошки, лошади почувствовали приближение пожара» - «Животные почувствовали приближение пожара»);
- замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;
(«Без воображения нет образа мира и образа человека. А без этих образов жизнь становится плоской и упрощенной, в ней нас окружают всего лишь модели и схемы, а не живые люди. - Без воображения нельзя создать образ мира и человека, всё получится похожим на схему»).
- Упрощение:
- слияние нескольких предложений в одно;
(Каждый охотно набрал бы брусники побольше. Но обращайтесь с ягодником осторожно! Берегите это чудесное растение! Оно хорошо служит людям. - Набирая брусники, обращайтесь осторожно с растением: оно хорошо служит людям.)
- замена предложения или его части указательным местоимением;
- замена сложноподчинённого предложения простым.
(Мы добрались до цели нашего путешествия, когда наступил вечер. - Мы добрались до цели нашего путешествия вечером.)
- замена фрагмента предложения синонимичным выражением;
(Гремя стальными кузовами, в разные стороны ехали самосвалы с песком, бетоном, контейнерами; грузовики с железобетонными плитами и чугунными трубами. - Гремя стальными кузовами, ехали самосвалы со строительными материалами.)
- замена придаточного обстоятельственного деепричастным оборотом;
(Ученые смогли убедиться в ее справедливости только в ХХ веке, потому что исследовали кристаллы с. помощью рентгеновского метода. - Ученые смогли убедиться в ее справедливости только в ХХ веке, исследовав кристаллы с помощью рентгеновского метода.)
- перевод прямой речи в косвенную.
(Когда устают ноги и губы пересыхают от жажды, а до привала еще далеко, Ификл обычно говорит: «Отдохнем здесь, под кустиком». – «Лучше побежим, – предлагает Геракл. – Так мы скорее одолеем дорогу» - Когда идти больше нет сил, Ификл предлагает сделать привал, а Геракл – бежать вперед.)
Пример сжатия текста
Текст для прослушивания
Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные цели, но и вовсе не рациональные мечты. (Можно применить упрощение – замену фрагмента предложения синонимичным выражением: «может показаться парадоксальным» на «парадоксально». Из приёмов содержательной компрессии можно применить исключение несущественной информации (исключение слова «вовсе»)).
Цель всегда конкретна, измеряема, достижима. Например, целью может быть поступление в вуз или покупка мотоцикла. В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь. (Можно применить один из приёмов содержательной компрессии текста – исключение второстепенной информации (исключение слова «измеряема» и примеров про поступление в вуз и про мотоцикл). Также здесь вновь возможно упрощение – синонимическая замена: «в любом случае» заменить на «всегда»).
А вот мечта – это совсем другое дело. Это что-то волшебное. Мечта всегда связана с чем-то безусловно добрым и прекрасным – с тем, что принято называть нравственным идеалом. Ведь сама мечта не способна появиться у того, кто не умеет отличать добро от зла. В мечту люди просто верят, и она позволяет человеку верить в лучшее, в то, что в конце концов всё будет хорошо. (Из приёмов содержательной компрессии можно применить исключение несущественной информации (исключение слов «дело», «безусловно» в третьем предложении абзаца). Среди языковых приёмов можно использовать исключение поясняющих конструкций («с тем, что принято называть нравственным идеалом»; «в то, что в конце концов всё будет хорошо»).
И это, как ни странно, работает. Психологи объясняют это тем, что человек, мечтая, подсознательно сам создаёт себе условия для действий, которые постепенно приближают его к желаемому. И даже жизненные препятствия тут не помеха. Они просто на некоторое время откладывают исполнение желания, как бы предлагая нам обходные пути. Важно набраться терпения и не слишком торопиться. Неизвестно ещё, не выиграет ли тот, у кого исполнение мечты откладывается. (Используем приём исключения (исключение слов «как ни странно», исключение фрагментов и целых предложений: «Психологи объясняют это тем, что…», «Они просто на некоторое время откладывают исполнение желания, как бы предлагая нам обходные пути.», «…и не слишком торопиться», «Неизвестно ещё, не выиграет ли тот, у кого исполнение мечты откладывается.»)).
Например, мы мечтаем съездить в далёкую страну и огорчаемся, что не можем сделать этого прямо сейчас. Время идёт, и мы постепенно всё больше узнаём о том, что так притягивает нас. Может быть, мы даже решаем связать свою профессию с путешествиями или занимаемся изучением нужного нам языка. И когда мечта осуществляется, мы понимаем, что она действительно наполнила нашу жизнь содержанием и смыслом на много лет. Она сделала нас любознательнее, серьёзнее, интереснее. Благодаря мечте мы сами стали добрее и лучше. (По материалам периодической печати) (251 слово) (Используем приёмы исключения (исключение конкретного примера про мечту о путешествии, слов «содержанием», «любознательнее, серьёзнее, интереснее») и упрощения (слияние нескольких предложений в одно: «И когда мечта осуществляется, мы понимаем, что она действительно наполнила нашу жизнь содержанием и смыслом на много лет.» + «Благодаря мечте мы сами стали добрее и лучше.»)).
Сжатое изложение (удачное)
Парадоксально, но людям нужны не только рациональные цели, но и нерациональные мечты.
Цель конкретна и достижима. Всегда можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать для того, чтобы достичь цели.
А вот мечта – это совсем другое. Это что-то волшебное. Мечта всегда связана с чем-то добрым и прекрасным. Она не появится у того, кто не отличает добро от зла. В мечту люди просто верят, а она наполняет человека верой в лучшее.
И это работает. Человек, мечтая, создаёт условия для действий и становится ближе к желаемому. Даже жизненные препятствия тут не помеха. Просто нужно набраться терпения.
Идя к своей мечте, человек на много лет наполняет свою жизнь смыслом и становится лучше и добрее». (111 слов)
Применены 2 разных приема сжатия текста (исключение и упрощение) и использованы для сжатия всех микротем текста. Основной приём компрессии прослушанного текста – исключение.
То, какими приёмами компрессии текста пользуется экзаменуемый, зависит не только от уровня его умений, но и от характера текста. Чаще всего для сжатия удаётся использовать приём исключения, реже всего – обобщения.
Сжатое изложение (неудачное)
Может быть, это покажется рациональным, но людям нужны рациональные цели.
Цель достижима: как например покупка мотоцикла или поступление в ВУЗ. Можно подумать о ней заранее.
А мечта – это что-то волшебное. Но волшебная мечта не способна проявиться, если в неё не верить.
И как ни странно это работает. Психологи говорят, если ты веришь в мечту, то мечта воплотится в реальность.
Например, мы мечтаем поехать в другую страну. Может быть, мы даже решаемся осуществить её другими способами, например, поехать работать в эту страну. И наша мечта осуществляется, мы понимаем, что благодаря мечте стали лучше. (92 слова)
Работа свидетельствует о том, что экзаменуемый вообще не владеет приёмами компрессии. В изложении немало необязательных повторов, есть второстепенная информация, в то время как отсутствует часть главной. Сокращения исходного текста часто носят случайный характер и деформируют авторский замысел.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приёмы сжатия текста
Материалы содержат небольшие тексты, на которых учащиеся отрабатывают приёмы сжатия....
Материал по русскому языку при подготовке учащихся к ГИА "Приёмы сжатия текста"
В данном материале указаны основные приёмы сжатия текста при написании изложения на государственной итоговой аттестации по русскому языку. Показаны образцы сжатия частей текста, отдельных предлож...
конспект открытого урока в 8 классе по теме "Языковые приемы сжатия текста"
Урок русского языка в 8 классе по теме "Способы сжатия текста" (в рамках подготовки учащихся к итоговой аттестации в новой форме)...
Приёмы сжатия текста
Презентация...
Приёмы сжатия текста (сжатое изложение ОГЭ-2016)
Материал содержит информацию по приёмам сжатия текста в рамках формата ОГЭ по русскому языку для учащихся 9-х классов....
Тема: «Подготовка к сжатому изложению. Приёмы сжатия текста». «Формирование УУД на уроках русского языка при подготовке выпускников к итоговой аттестации» .
Методическое обоснование урокаДанный урок русского языка является частью системы уроков по подготовке к написанию итогового изложения в 9 классе.В основу данного урока положен системно-деятельностный ...