Материал по русскому языку при подготовке учащихся к ГИА "Приёмы сжатия текста"
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему
В данном материале указаны основные приёмы сжатия текста при написании изложения на государственной итоговой аттестации по русскому языку. Показаны образцы сжатия частей текста, отдельных предложений. В работе использованы материалы Интернет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priyomy_szhatiya_teksta.doc | 118 КБ |
Предварительный просмотр:
Справка.
Что значит “СЖАТЬ ТЕКСТ”?
“Сжать” текст – это значит “сократить его, но при этом сохранить основную мысль в каждом абзаце”; “убрать все лишнее и оставить только главное, а это и есть самое трудное”; “отказаться от подробностей”.
Задача сжатого изложения – кратко, в обобщенной форме передать содержание текста, отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства обобщения. При сжатом изложении обязательно сохранение стилевых особенностей, основных мыслей автора, логической последовательности событий, характеров действующих лиц.
- Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации. (Пропуск слов, словосочетаний, фрагментов предложений или целых предложений, содержащих второстепенные факты).
Например:
Прослушанный текст:
В октябре 1552 года Москва стала свидетельницей невиданного до того всенародного торжества. Из-под стен взятой штурмом Казани вернулись русские войска во главе с Иваном Грозным. В ознаменование этой великой победы царь решил построить в Москве храм-памятник. Через два года началось сооружение каменного собора Покрова. Позднее он был назван храмом Василия Блаженного, по имени погребённого у его стен юродивого.
Текст после сжатия:
В ознаменование великой победы под Казанью (1552 год) по решению Ивана Грозного в Москве построен памятник – храм Василия Блаженного.
- Свёртывание исходной информации за счёт обобщения (перевода частного в общее).
Например:
Прослушанный текст:
Почему так часто менял он свои профессии? Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях? Что заставляло его сутками, до ломоты в руках, разгружать баржи с арбузами, кирпичом, цементом?
Текст после сжатия:
Что заставляло его часто менять профессии, порой очень тяжёлые и опасные?
- Исключение:
- исключение повторов;
Например:
Из текста:
Русское понятие храбрости – это удаль, а удаль – это храбрость в широком движении.
После сжатия:
Русское понятие храбрости – это удаль.
- исключение одного или нескольких из синонимов;
Например:
Из текста:
Странное. Непонятное. Непостижимое. Диковинное. Загадочное. Необыкновенное. Удивительное…
(Богат набор слов, означающих неведомое в окружающем мире).
- некоторых второстепенных членов предложения;
Например:
Из текста:
Так шептала Маргарита Николаевна, расчёсывая перед тройным зеркалом короткие завитые волосы.
После сжатия:
Так шептала Маргарита Николаевна, расчёсывая перед зеркалом волосы.
- конструкций, осложняющих предложение (однородных, обособленных, уточняющих и поясняющих конструкций);
Например:
Из текста:
Справа от дома Есениных, за сельской площадью, среди деревьев, виден двухэтажный дом, принадлежавший некогда местной помещице.
После сжатия:
Справа от дома Есениных виден двухэтажный дом бывшей местной помещицы.
- исключение фрагмента предложения (например, части сложного предложения);
Например:
Из текста:
Когда же Базаров, после неоднократных обещаний вернуться никак не позже месяца, вырвался, наконец, из удерживавших его объятий и сел в тарантас; когда лошади тронулись, и колокольчик зазвенел, и колеса завертелись, — Василий Иванович, еще за несколько мгновений молодцевато махавший платком на крыльце, опустился на стул и уронил голову на грудь.
После сжатия:
Когда же Базаров вырвался, наконец, из удерживавших его объятий и сел в тарантас, Василий Иванович, еще за несколько мгновений молодцевато махавший платком на крыльце, опустился на стул и уронил голову на грудь.
- исключение одного или нескольких предложений;
- исключение диалога (передача его сути в одном предложении).
Например:
Из текста:
Герои спорили о … (назвать предмет спора), но к пониманию не пришли из-за нежелания услышать друг друга.
- Обобщение:
- замена однородных членов обобщающим наименованием;
Например:
Из текста:
«Собаки, кошки, лошади почувствовали приближение пожара»
После сжатия:
«Животные почувствовали приближение пожара»
- замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;
Например:
Из текста:
Без воображения нет образа мира и образа человека. А без этих образов жизнь становится плоской и упрощенной, в ней нас окружают всего лишь модели и схемы, а не живые люди.
После сжатия:
Без воображения нельзя создать образ мира и человека, всё получится похожим на схему.
- Упрощение:
- слияние нескольких предложений в одно;
Например:
Из текста:
Каждый охотно набрал бы брусники побольше. Но обращайтесь с ягодником осторожно! Берегите это чудесное растение! Оно хорошо служит людям.
После сжатия:
Набирая брусники, обращайтесь осторожно с растением: оно хорошо служит людям.
- замена предложения или его части указательным местоимением;
- замена сложноподчинённого предложения простым.
Например:
Из текста:
Мы добрались до цели нашего путешествия, когда наступил вечер.
После сжатия:
Мы добрались до цели нашего путешествия вечером.
- замена фрагмента предложения синонимичным выражением;
Например:
Из текста:
Гремя стальными кузовами, в разные стороны ехали самосвалы с песком, бетоном, контейнерами; грузовики с железобетонными плитами и чугунными трубами.
После сжатия:
Гремя стальными кузовами, ехали самосвалы со строительными материалами.
- замена придаточного обстоятельственного деепричастным оборотом;
Например:
Из текста:
Ученые смогли убедиться в ее справедливости только в ХХ веке, потому что исследовали кристаллы с. помощью рентгеновского метода.
После сжатия:
Ученые смогли убедиться в ее справедливости только в ХХ веке, исследовав кристаллы с помощью рентгеновского метода.
- перевод прямой речи в косвенную.
Например:
Из текста:
Когда устают ноги и губы пересыхают от жажды, а до привала еще далеко, Ификл обычно говорит: «Отдохнем здесь, под кустиком». – «Лучше побежим, – предлагает Геракл. - Так мы скорее одолеем дорогу»
После сжатия:
Когда идти больше нет сил, Ификл предлагает сделать привал, а Геракл – бежать вперед.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 9-х классах "Сжатое изложение"
Методическая разработка посвящена подготовке к сжатому изложению учащихся 9-х классов в рамках подготовки к ГИА по русскому языку. Работа посвящена изучению приемов сжатия текста....
Духовно-нравственное воспитание на уроке русского языка в 6 классе «Обучение сжатию текста» (на материале сказки «Равнодушие» Н.Агафонова)
Духовно-нравственное воспитаниена уроке русского языка в 6 классе«Обучение сжатию текста»(на материале сказки «Равнодушие» Н.Агафонова)Подготовила: учитель русского языка и литературы Санаторно-...
Презентация к уроку русского языка в 9 классе «Обучение сжатому изложению».
Презентация отражает последовательность работы с текстом художественного произведения по обучению написанию сжатого изложения....
Методическая разработка по русскому языку по теме "Основные способы сжатия текста".
Данная работа будет полезной учителям словесности, начиная с 7 класса, в рамках подготовки к ГИА. Материал адаптирован для учащихся средней школы. ...
Дидактический материал к урокам русского языка в 9 классе с использованием текстов южноуральских писателей
Материал можно использовать для индивидуального опроса и для зачетов по разделу "Сложное предложение"...
Урок русского языка «Подготовка к сочинению-рассуждению по тексту А.Фадеева «Слово о Матери» с учётом требований к заданию с развёрнутым ответом ЕГЭ. 11 класс"
Урок русского языка«Подготовка к сочинению-рассуждению по тексту А.Фадеева «Слово о Матери»с учётом требований к заданию с развёрнутым ответом ЕГЭ. 11 класс» Цель урока: п...
Диагностический материал по русскому языку при работе с мини-текстами для обучающихся с ЗПР
В разработке содержится практический материал для работы с обучающимися с ЗПР по русскому языку по карточке-подсказке и проверочной карточке....