Олимпиада по русскому языку
олимпиадные задания по русскому языку (6, 7, 8, 9 класс) на тему

Кузнецова Елена Валерьевна

Задания по русскому языку для проведения олимпиады в рамках декады филологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon olimpiada_po_russkomu_yazyku_6-9_klassy.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

6 класс

I тур

1. В следующих словах один согласный замените другим, отличающимся от первого по глухости или звонкости, чтобы получилось новое слово:

 удочка, тужить, визит, сиять, молотить.

2. Установите количество звуков:

 а) 3 - Зина обратилась с просьбой к Лизе;

б) Ш - Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.

3. Определите состав слов:

 стульчик, перчик, огурчик, переплетчик, денечек, недоверие.

4. Замените прилагательные синонимами с приставками без-или бес- в следующих словосочетаниях:

смелый человек, жестокий враг, огромное количество, пустынная степь.

5. Сделайте словообразовательный анализ слов:

ледокольный, приоткрыть, сумочка, привокзальный, узаконить.

6. Составьте сочетания типа «прилагательное + существительное» со следующими словами:

кофе, сирень, шампунь, простыня, кенгуру, Сочи, эскимо, такси.

7. Произведите синтаксический разбор предложений и определите падежи имен существительных.

1) Тополь перерос клен . 2) Юннаты, оберегайте леса, поля и реки.

3) Барабан - ударный музыкальный инструмент.

8. Подберите пословицы, в состав которых входили бы числительные.

II тур

  1. Установите звук (звуки), который является общим в каждой группе слов:

а) книжка, нож, шар;

 б) все, лов, овсом,  ясень.

Какие орфограммы здесь проявляются?

  1. У каких глаголов суффикс находится после окончания? Приведите примеры.
  2. Назовите пословицы, в которых употребляется числительное семь.
  3. Вставьте пропущенные буквы:

 иску...ный, иску..тво,д..ликатный, ко...екция, еж...вый, пунц...вый, исти...ый.

  1. Объясните значение слов:

девиз, кашпо, матрица, пенальти

  1. Назовите словами цифры, правильно сочетая их с  существительными, данными в скобках.

а) Зарегистрировали 27 (делегат).

б) Не оказалось 490 (книга).

в) Расстояние между этими городами измеряется 8769(километр).

г) Прошло 74 (сутки).

д) Для швейной мама купили 33 (ножницы).

е) За книгу я уплатил около 67 (рубль)

ё) В этой стране 1565000 (население).

  1. Замените выделенные слова синонимичными им логическими оборотами:

прочитать книгу до конца; уехать далеко; быстро бежать по коридору; уйти ни с чем.

  1. Какие числительные в одном из косвенных падежей пишутся с двумя и даже тремя Ь?

7 класс

I тур

  1. Произведите фонетический разбор слов: 

твоя, вьюн, шинель, шел, вдруг, объем.

  1. Чем отличаются выделенные слова друг от друга: 

  а) железная крыша - железная воля;

        б) загородный парк - автобусный парк;

                                    в) рукав рубашки - рукав реки;

г) коса девы - коса (орудие труда)

Какие из этих слов являются омонимами?

  1. Образуйте все формы причастий от глаголов:

ожидать, слышать, привозить, таять.

  1. Составьте предложения с данными словами:

варенный и варёный, кроенный и кроёный, приближенный и приближённый.

 Какие из этих слов относятся к прилагательным, а какие - к причастиям?

  1. Объясните значения слов:

абонемент, аккумулятор, бюллетень, дублер, интеллигенция, комфорт, лабиринт, монолог.

  1. Исправьте грамматические ошибки в следующих предложениях:

                           а) Покатавшись на катке, болят ноги.

б) Подъезжая к дому, собаки залаяли на нас.

в) Мальчик присел на пень, читавший книгу.

                           г) Выйдя в поле, солнце скрылось за тучей.

  1. Какие наречия могут быть также предлогами?

  1. Какой падеж существительного никогда не употребляется с предлогами, а какой, наоборот, никогда не бывает без предлогов?

II тур

  1. Вставьте пропущенные буквы:

 ране...ый боец - изране...-ый солдат; сея...ая мука - посея...ое зерно; коше...ый или нескоше.ый клевер; тка...ая скатерть - вытка...ый ковер; ба-лова...ый ребенок — избалова...ое дитя; стриже...ый мальчик -  коротко стриже.ый ; гаше...ая или негаше...ая известь - погаше...ый костер.

  1. Какие личные местоимения имеют значение любого рода?

  1. Запишите пословицы, в которых употребляется слово один. Какой частью речи является это слово в каждом предложении?

  1. Придумайте два предложения таким образом, чтобы в состав одного входило наречие в форме сравнительной степени, а в другое - прилагательное в той же форме.

  1. Докажите, что в данном предложении можно употребить любую из частиц, стоящих в скобках:

                        Когда к ней (не, ни) придешь, она недовольна.

Как при этом меняется смысл предложения?

6.Есть ли в русском языке такие слова:

            бака, реку, кубу, осе, ухе?

Что они означают? К каким частям речи они относятся?

7. Определите падеж имен существительных в следующих предложениях:

1) По улицам слона водили. 2) Цыплят по осени считают. 3) Ель заслоняет клен. 4) Музей посетили экскурсанты. 5) Аквариум - искусственный водоем или резервуар для содержания рыб.

8 класс

I тур

1. Объясните происхождение имен: Виктор, Валентин, Александр, Галина, Зоя, Андрей, Николай, Марина, Вячеслав.    

2. Приведите высказывания великих русских писателей о русском языке.    

3. Какое стихотворение Н.А.Некрасова начинается с назывных предложений?

  1. Расставьте ударения в следующих словах: торты, комбайнер, звонит, звонят, позвонишь, начал, начала, начало, начали, начался, партнер, красивее, черпая, мельком, баловать.
  2. Найдите словосочетания, которые вносят в текст стилевой разнобой.

а) У нашего кота Барсика шерстка мягкая, на лапках бархатные подушечки, длина усов 6 сантиметров.

б) Отшумела белая метелица, оставив обильный снежный покров.

в) Утро было славное, свежее, тихое.

г) Всюду на листьях алмазами сверкали атмосферные осадки.

Исправьте стилистические недочеты. К какому стилю вы отнесете исправленные предложения?

6.Подчеркните в следующих предложениях подлежащие, укажите, какими частями речи они выражены.

а) Смелый к победе стремится.

в) Пришло и послезавтра.

г) Четырежды пять - двадцать.

д) А, но, зато, однако - противительные союзы.

е) Из-за, из-под пишутся через черточку.

ё) Не с глаголами пишется раздельно.

ж) Далече грянуло ура!

з) С десяток яблок лежало на траве под деревом.

  1. Объясните значение терминов «причастие» и «деепричастие».

8.Составьте предложения с прямой речью, использовав в качестве слов, вводящих прямую речь, следующие глаголы: сказать, пролепетать, прошептать, буркнуть, воскликнуть

II тур

1.Произведите синтаксический разбор следующих предложений:

а) Сумерки. б) Вечерело. в) Люблю тебя, Петра творенье, люблю твой строгий, стройный вид. (А.С.Пушкин.) г) Газ называют голубым углем.

  1. Составьте пары предложений со свободными сочетаниями и фразеологизмами, используя следующие выражения: в нескольких словах; правая рука; держаться в тени; утереть нос; намылить шею; много воды утекло; стоять на часах.
  2. Какая форма одной из частей речи (без каких-либо изменений) может выступать в роли любого необособленного члена предложения (из пяти основных членов предложения)? Приведите примеры.
  3. Составьте предложения, чтобы в них данные слова были то членами предложения, то вводными словами: правда, видимо, очевидно, наоборот, значит.
  4. Перечислите как можно больше фамилий известных русских ученых-языковедов.

6.Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
Покраш..ный пол, краш..ый пол, краш..ый охрой пол, некраш. .ые стены; пр. .быть (во)время, о. .дыхать (во)время каникул; смотреть (в)даль, уходить (в)даль моря; (не)ждать помощи (из)вне, поступить (не)справедливо; (н..)где (не)найти, (н..)когда (не)опаздывать.

7.Произведите морфологический разбор выделенных слов.
Куда бы нас отчизна ни послала, мы с честью дело сделаем свое: она взрастила нас и воспитала, мы все сыны и дочери ее.

9класс

I тур

1. Произведите фонетический разбор следующих слов: сшить, сбить, все, счетчик,июль, кассир, второй.

 2. Объясните значение следующих слов: абитуриент, аннотация, вакуум, гипербола, зенит, кульминация, престиж. ,    

 3. Проспрягайте глаголы хотеть, бежать в единственном и во множественном числе.

    4. На каком языке говорят в Австрии, Бразилии, Аргентине, Пакистане, на Кубе?

 5. Перечислите, какие языки относятся к славянской группе языков.

6.Исправьте грамматические и речевые недочеты.

а) Врача не смущали далекие расстояния, он объехал самые далекие селения.

б) Лиза была домработницей у Фамусова.

в) Сейчас доктор подтвердил о том, что началось выздоровление.

г) Судья предупредил футболистов за грубую игру.

д) Я ложу книгу в портфель, он становится еще более толще, и я с трудом закрываю его.

Укажите, какие из этих ошибок являются грамматическими, а какие - речевыми.

7.Определите, какими членами предложения являются и к каким частям речи относятся выделенные слова.

а) Брат старше сестры. Брат выглядит старше сестры.

б) Раненый неподвижно лежал на кровати. Раненый солдат медленно шел на перевязку. Раненный утром солдат был отправлен в госпиталь.

8.Составьте предложения, используя все известные вам случаи выражения подлежащего различными частями речи.

П тур

  1. Чем отличаются пословицы от крылатых слов и выражений? Приведите примеры пословиц и крылатых выражений.
  2. Какие языки принадлежат к южнославянской группе языков? А какие к западнославянской и восточнославянской?
  3. Запишите несколько слов, заимствованных из латинского и греческого языков.
  4. Определите члены предложения и части речи в следующей фразе, лишенной смысла:

Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка.

Разберите по составу каждое слово.

  1. Определите, какие из данных слов имеют приставки, а какие - их не имеют: подосиновик, подорожник, подозрение, подоходный, подоить, подоконник.
  2. Придумайте 3 предложения с обособленными причастными оборотами, замените эти предложения конструкциями с определительными придаточными. Какие из синонимичных конструкций используются по преимуществу в книжном стиле, а какие - в разговорном?
  3. Образуйте, где это возможно, деепричастия от следующих Глаголов: печь, писать, зябнуть, дать, ковать, пить, брать.
  4. Запишите не менее 10 слов, у которых написание расходится с произношением. Сделайте классификацию орфограмм, встречающихся в записанных вами словах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиада по русскому языку и литературе в 5 классе

Данный материал позволит вашим ученикам проверить свои знания....

Для недели русского языка и литературы. Вопросы к олимпиаде по русскому языку

Данный материал можно использовать при подготовке проведения предметной недели в школе. представляю вопросы для проведения олимпиады по русскому языку двух уровней....

Внеклассное мероприятие по русскому языку Олимпиада по русскому языку среди учащихся 7 классов

Задачи мероприятия. Совершенствовать навыки учащихся в правильном употреблении частей речи. Обогащать словарный запас. Развивать умения работать в группах. Воспитывать чувство товарищества, коллективи...

Подготовка к олимпиаде по русскому языку. Тайны русской орфографии.

Презентация содержит материал из истории орфограмм: откуда появились правила написания слов, как возникли чередования в словах, зачем нужно запоминать слова....

Олимпиада по русскому языку к Неделе русского языка и литературы

Олимпиада по русскому языку к Неделе русского языка и литературы...