Технологическая карта урока русского языка "Нужна ли нам орфография?" (5 класс)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Павлова Вероника Дмитриевна

Данная разработка урока позволяет сформировать представление о русской орфографии и необходимости ее изучать в курсе русского языка 5-9 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pavlovavd_russkiy_yazyk_tku.docx23.48 КБ

Предварительный просмотр:

Павлова Вероника Дмитриевна

Технологическая карта урока

Класс: 5

Предмет: Русский язык

Тема: Нужна ли нам орфография?

Тип урока: Урок систематизации и обобщения знаний

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:

Предметные: формирование представления о системе русской орфографии, владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях общения.

Личностные: участие в коллективном обсуждении проблем, аргументирование собственной позиции, ее доказательство.

Метапредметные: структурирование большого объема информации, ее анализ.

Познавательные УУД: структурирование знания, умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.

Регулятивные УУД: проговаривание последовательность действий на уроке; формирование познавательной инициативы; оценка, контроль, коррекция; самоконтроль: учатся отличать верно выполненное задание от неверного; осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Ресурсы: учебник, бумажки/карточки для индивидуальной работы, ящик.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Организационный этап

Приветствие, настрой на работу.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

«Сразу озадачу вас вот каким вопросом: почему «соль», “фасоль» пишутся с мягким знаком, а “вилка”, “тарелка” – без? Да, это довольно забавный вопрос, но о чем он заставляет нас задуматься»?

«А что помогает нам правильно написать те или иные слова? К чему мы обращаемся, когда задумываемся о правильном написании слов? К какому разделу науки о языке?»

«А что такое орфография?»

«Да, но скажите, пожалуйста, неужели нам всегда нужно обращаться к этому разделу? Неужели мы сами иногда не можем записать слова? Ведь слово “дом” как слышится, так и пишется, никакой трудности здесь нет».

«Отлично! С какой проблемой мы сейчас с вами столкнулись?».

«Да, вот вы и назвали тему урока: Нужна ли нам орфография? – к этому вопросу мы и обратимся на нашем уроке.

Открываем тетради, записываем число, “Классная работа” и тему урока: “Нужна ли нам орфография?”».

Учитель записывает вместе с детьми тему урока на доске.

Отвечают на вопрос: «О том, как и почему мы пишем. Как правильно написать те или иные слова».

«Мы обращаемся к орфографии».

«В переводе с греческого – правописание, правильное написание слов».

Учащиеся отвечают, пытаются вступить в полемику. Разделяются на две группы: 1) считают, что необходимо пользоваться правилами; 2) считают, что писать можем и без правил.

«Нужна ли нам орфография?».

3. Актуализация знаний.

«Посмотрим, помните ли вы правила, правильно ли вы пишете слова. У доски будем записывать слова и комментировать то или иное их написание».

Слова: поляна, варенье, собака, отдавать, объединиться.

Работа у доски.

Проговаривают, с какой орфограммой столкнулись (безударная гласная в корне) и каким принципом будут руководствоваться при написании слов (подбор однокоренных слов).

Поляна – поле, варенье – отвар, собака – словарное слово, отдавать – дать, объединиться – единый.

4. Обобщение и систематизация знаний.

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

«Итак, сейчас мы проведём очень важное заседание, если быть точнее – голосование, в котором учитывается каждый голос и аргумент. Будьте внимательны!». Учитель раздает учащимся пустые белые бумажки.

«Ваша задача – на выданных вам бумажках (это наши бюллетени) ответить на поставленный нами вопрос: “Нужна ли нам орфография?”. На одной стороне вы пишете короткий ответ: да/нет. А на другой – аргументы, подтверждающие ваш выбор. Например, я пишу: “нет”, потому что “и без правил можно записать любое слово, если что, объясним его значение”».

«Помните, что это очень важное заседание, подойдите к делу с умом! У вас есть несколько минут на принятие решения».

Учитель назначает организаторов (2–3 человека) и аналитиков (4–5 человек).

Учащиеся думают, записывают свой выбор и аргументы.

Когда учащиеся записали свой выбор и аргументы, проходят организаторы и собирают «бюллетени», кладут их в специальный ящик.

5. Применение знаний и умений в новой ситуации.

«Итак, уважаемые господа присяжные! Заседание продолжается! На повестке дня важный для всех нас вопрос: нужна нам орфография или нет? Оставляем ли мы правописание? Каждый из вас хорошо подумал над этим непростым вопросом и сделал выбор. Сейчас наши аналитики подведут итоги этого голосования. Им слово».

Когда все бюллетени собраны, выходят аналитики и сортируют все ответы на две части: «за» то, чтобы орфография осталась, и «против» этого.

Просматривают ответы, распределяют, кто будет подводить итоги.

Аналитики зачитывают ответы учащихся; сначала тех, кто проголосовал против орфографии, затем тех, кто был «за» правописание.

Понравившиеся аргументы учащиеся записывают в тетрадь. А один из аналитиков – на доску.

6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

«Давайте посмотрим, что у нас получилось. Каждый голос должен быть аргументирован.

Исправим ли что-то?».

Учитель подытоживает: «Итак, после ваших мыслей, аргументов, оживленных споров мы пришли к тому, что орфография нам нужна – вы сами только что это постановили. Вы сделали этот выбор. И за него вам спасибо!».

На доске аналитики так же отображают ситуацию: записывают количество голосов «за» и «против». После каждого аргумента учащиеся решают, весомый ли он и не повторяет ли сказанное ранее. Если он таковой, то аналитики отражают его на доске.

В итоге на доске записаны некоторые яркие аргументы и подсчитано количество голосов.

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

«Вашим домашним заданием будет ответить на вопросы: “Что такое орфография? Зачем нам нужен этот раздел науки о языке?”».

Ученики записывают домашнее задание.

8. Рефлексия (подведение итогов занятия) Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

«В тетради нарисуйте, пожалуйста, перо, которым писали в давние времена, и запишите на нем, что вы сегодня узнали, а рядом с пером – что вы хотите узнать об орфографии (ее история, буквы, алфавит и т.д.)».

«Спасибо за урок!».

Записывают: «Я сегодня узнал…», «Я хочу узнать».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 5 "В" классе по теме "Сложные слова"

Технологическая карта урока русского языка в 5 «в» классе.Учитель : Милютина Ольга НиколаевнаТема: «Сложные слова»Цели урока:1.     Образовательные:  познакомить  учащихс...

Конспект и технологическая карта урока русского языка и в 5 классе "Прямое и переносное значение слова"

Материалы включают в себя конспект урока и технологическую карту. УМК Русский язык: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. /[А.Д.Шмелев, Э.А.Флоренская, Ф.Е.Габович, Л.О...

Технологическая карта урока русского языка "Виды сказуемого" 8 класс

Данный урок построен в соответствии с требованиями ФГОС....

технологическая карта урока русского языка "Обособленное обстоятельство" 8 класс

Данная технологическая карта может быть хорошим подспорьем в составлении уроков по блоку "Обособленные члены предложения". Задания подобраны на основе тексто-ориентированного подхода по творчеству А.П...

технологическая карта урока русского языка "Обособленное обстоятельство" 8 класс

Данная технологическая карта может быть хорошим подспорьем в составлении уроков по блоку "Обособленные члены предложения". Задания подобраны на основе тексто-ориентированного подхода по творчеству А.П...

Технологическая карта урока русского языка «Прямая речь» 5 класс

Разработка урока по русскому языку в 5 классе с учётом требований ФГОС по теме "Прямая речь" (1-й урок по теме).  Программа по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений под ре...

Технологическая карта урока русского языка «Сложное предложение» 5 класс

Открытый урок русского языка в 5 классе с использованием материала по краеведению...