ПРАКТИКУМ «Стремимся к высшему баллу...»
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ПРАКТИКУМ «Стремимся к высшему баллу...»
Задание 1. Знакомимся с исходным текстом и определение проблематики
(1)Когда солнце растопило чѐрный зернистый снег и в воздухе поднялась кутерьма запахов, в которой самым сильным был сырой и сладкий запах весенней земли, во двор вышел Геня Пирап-летчиков. (2)Его фамилия писалась так нелепо, что с тех пор, как он научился читать, он ощущал еѐ как унижение. (3)Помимо этого, у него от рождения было неладно с ногами, и он ходил странной, прыгающей походкой. (4)Помимо этого, у него был всегда заложен нос, и он дышал ртом. (5)Губы сохли, и их приходилось часто облизывать. (6)Помимо этого, у него не было отца. (7)Отцов не было у половины ребят. (8)Но в отличие от других Геня не мог сказать, что его отец погиб на войне: у него отца не было вообще. (9)Всѐ это, вместе взятое, делало Геню очень несчастным человеком. (10)Геня стоял посреди двора и ошеломлѐнно вслушивался в поднебесный гул, а толстая кошка, осторожно трогая лапами мокрую землю, наискосок переходила двор. (11)Первый ком земли упал как раз посередине, между кошкой и мальчиком. (12)Кошка, изогнувшись, прыгнула назад. (13)Геня вздрогнул — брызги грязи тяжело шлѐпнулись на лицо. (14)Второй комок попал в спину, а третьего он не стал дожидаться, пустился вприпрыжку к своей двери. (15)...Накануне дня рождения мать сказала Гене, что устроит ему настоящий праздник. (16)— Позови из класса кого хочешь и из двора, — предложила она. (17)— Я никого не хочу. (18)Не надо, мама, — попросил Геня. (19)— Надо, — коротко ответила мать, и по тому, как дрогнули еѐ брови, он понял, что ему не отвертеться. (20)Вечером мать вышла во двор и сама пригласила ребят на завтра. (21)Пригласила всех подряд, без разбора. (22)...Геня сидел у подоконника, спиной к столу, и старался не думать о том, как сейчас в его дом ворвутся шумные, весѐлые и непримиримые враги... (23)Казалось, что он совершенно поглощѐн своим любимым занятием: он складывал из газеты кораблик с парусом. (24)Он был великим мастером этого бумажного искусства... (25)К четырѐм часам на раздвинутом столе стояла большая суповая миска с мелко нарезанным винегретом, жареный хлеб с селѐдкой и пирожки с рисом. (26)Геня крутил в руках недоделанный кораблик и с ужасом ждал прихода гостей. (27)Они пришли ровно в четыре, всей гурьбой. (28)Бритые головы мальчишек, стянутые тугими косичками головки девчонок склонились над столом. (29)Лодка... кораблик... кораблик с парусом... стакан... солонка... хлебница... рубашка...(З0)Он едва успевал сделать последнее движение, как готовую вещь немедленно выхватывала ожидающая рука. (31)Они тянули к нему руки, и он раздавал им свои бумажные чудеса, и все улыбались, и все его благодарили. (32)Такое чувство он испытывал только во сне. (33)Он был счастлив. (34)Он не чувствовал ни страха, ни неприязни, ни вражды. (35)Он был ничем не хуже их. (36)И даже больше того: они восхищались его чепуховым талантом, которому сам он не придавал никакого значения. (37)Он словно впервые увидел их лица: не злые. (38)Они были совершенно не злые... (39)Мать мыла посуду, улыбалась и роняла слѐзы в мыльную воду. (40)Счастливый мальчик раздаривал бумажные игрушки... (По Л. Улицкой*) * Людмила Евгеньевна Улицкая (род. в 1943 г.) — советская и российская писательница, сценарист. |
проблемы | Позиция автора |
1. Проблема толерантного отношения к окружающим, особенно к тем, кто отличается от других. (Как относиться к тем, кто не похож на тебя?) | 1. Мы живѐм в обществе, и многие люди, в том числе и в классе, отличаются от других. Но отношение к этим «другим» должно быть таким же, как и к остальным. |
2. Проблема милосердия и нравственной чѐрствости. (Как пробудить в человеке гуманное отношение к тем, кто на него не похож?) | 2. Люди, не обладающие милосердием по отношению к непохожим на них окружающим, становятся агрессивными и злобными. Нужно объяснить таким людям, что ко всем надо относиться по-человечески. |
Задание 2. Работа над ошибками.
Приём «Дорожка к правильному комментарию»
— Прочитайте ученическую работу и попробуйте распределить материал, используя таблицу
Пример комментария №1
Проблема милосердия и нравственной чѐрствости.
(Как пробудить в человеке гуманное отношение к тем, кто на него не похож?)
Размышляя над данной проблемой, автор показывает яркий контраст нравственной чёрствости и милосердия. Например, в тексте показывается, что главный герой Геня немного отличался от других детей, «у него от рождения было неладно с ногами, и он ходил странной, прыгающей походкой». Из-за этого другие дети не любили и обижали его («Второй комок попал в спину, а третьего он не стал дожидаться»). А другим примером является то, то Геня простил их всех и был рад, что они пришли. «Они тянули к нему руки...и все улыбались, и все его благодарили. Такое чувство он испытывал только во сне». Эти примеры показывают, какими могут быть нравственная чёрствость и милосердие.
5 обязательных элементов | Комментарий ученика |
пример-иллюстрация 1 | Размышляя над данной проблемой, автор показывает яркий контраст нравственной чёрствости и милосердия. Например, в тексте показывается, что главный герой Геня немного отличался от других детей, «у него от рождения было неладно с ногами, и он ходил странной, прыгающей походкой». |
пояснение | Из-за этого другие дети не любили и обижали его |
пример-иллюстрация 2 | А другим примером является то, то Геня простил их всех и был рад, что они пришли. «Они тянули к нему руки...и все улыбались, и все его благодарили. Такое чувство он испытывал только во сне». |
пояснение | |
смысловая связь | Эти примеры показывают, какими могут быть нравственная чёрствость и милосердие. |
— Что осталось неподчёркнутым? Почему? Можно ли исправить эту ошибку? Как?
— Увидели ошибку в композиции комментария? Устно исправьте её.
— Есть ли речевые ошибки? Давайте внесём исправления и заполним таблицу
5 обязательных элементов | Исправленный комментарий |
пример-иллюстрация 1 | Используя приём контраста, автор рассматривает проблему с двух сторон, показывая влияние чёрствости и милосердия окружающих на душевное состояние человека. Например, в тексте говорится, что главный герой Геня немного отличался от других детей, «у него от рождения было неладно с ногами, и он ходил странной, прыгающей походкой». |
пояснение | Из-за этого другие дети не любили и обижали его («Второй комок попал в спину, а третьего он не стал дожидаться»), что является яркой иллюстрацией нравственной чёрствости. |
пример-иллюстрация 2 | А другим противоположным примером, подтверждающим, что милосердие существует в мире, является то, то Геня простил их всех и был рад, что ребята пришли к нему в гости. «Они тянули к нему руки...и все улыбались, и все его благодарили. Такое чувство он испытывал только во сне». |
пояснение | И мы понимаем, что счастье, которое испытал мальчик, наполнило не только главного героя, но и тех, кто совсем недавно обижал его, потому что милосердие объединяет. |
смысловая связь | Эти примеры-иллюстрации показывают, какими могут быть нравственная чёрствость и милосердие и как доброе отношение друг к другу меняет окружающий ир. |
Пример комментария №2
Приём «Пятицветик комментария»
Проблема милосердия и нравственной чѐрствости.
(Как пробудить в человеке гуманное отношение к тем, кто на него не похож?)
— Прочитайте ученическую работу и отметьте пять элементов комментария, используя разноцветные карандаши (красный цвет – пример-иллюстрация 1, синий цвет – пояснение, зелёный цвет - пример-иллюстрация 2, чёрный цвет – пояснение, фиолетовый – смысловая связь. Также можно использовать разноцветные маркеры или шариковые ручки).
Автор говорит о том, что доброе отношение к человеку может сделать его счастливее. В тексте Геня предстает перед нами «очень несчастным человеком». Из-за плохого отношения окружающих он видел в себе только лишь недостатки. Герой терпел насмешки от дворовых ребят, которые позволяли даже бросать в него комки земли (предложения 11-14), а позже «с ужасом ждал прихода гостей» на свой праздник. Но, проявив по отношению к Гене немного доброты и милосердия, ребята смогли увидеть в нем то, что раньше не замечали за жестокостью и плохого обращения («они тянули к нему руки … и все улыбались, и все его благодарили»). Сам же герой, почувствовав их теплоту, понял, что «они совершенно… не злые». Так, используя прием контраста, Людмила Евгеньевна показывает нам, как милосердное и безнравственное отношения могут по-разному отразиться на человеке.
— Сколько цветов вы использовали? Чего не хватает?
— Мне кажется, что в комментарии есть логическая ошибка. Согласны со мной?
— Давайте переделывать.
5 обязательных элементов | Исправленный комментарий |
пример-иллюстрация 1 | Проблема раскрывается автором на примере отношения людей к главному герою, показывая, что доброе отношение к человеку может сделать его счастливее, а равнодушное – несчастным. В начале текста Геня предстает перед нами «очень несчастным человеком». Из-за плохого отношения окружающих он видел в себе только лишь недостатки. Герой терпел насмешки от дворовых ребят, которые позволяли даже бросать в него комки земли (предложения 11-14), а позже «с ужасом ждал прихода гостей» на свой праздник. |
пояснение | Так, чёрствость окружающих людей делала мальчика не только несчастным, но и неуверенным в себе человеком. |
пример-иллюстрация 2 | Однако всё изменилось, когда ребята пришли к Гене в гости: «они тянули к нему руки … и все улыбались, и все его благодарили» за сделанные им бумажные кораблики, ведь он Был «великим мастером этого бумажного искусства». И мальчикам, почувствовав их теплоту, понял, что «непримиримые враги» … «совершенно… не злые». |
пояснение | Проявив по отношению к Гене немного доброты и милосердия, ребята смогли увидеть в нем то, что раньше не замечали за жестокостью и плохого обращения, и , в свою очередь, тоже понял, что перед ним не враги. |
смысловая связь | Так, используя прием контраста, Людмила Евгеньевна показывает нам, как милосердное и безнравственное отношения могут по-разному отразиться на человеке. |
Пример комментария №3
Приём «Волшебные ножницы»
Проблема толерантного отношения к окружающим, особенно к тем, кто отличается от других. (Как относиться к тем, кто не похож на тебя?)
— Прочитайте ученический комментарий.
— Разрежьте лист с комментарием на пять элементов (элемент 1 - пример-иллюстрация 1, элемент 2 - пояснение, элемент 3 - пример-иллюстрация 2, элемент 4 – пояснение, элемент 5 – смысловая связь).
Говоря о поднятой проблеме, автор повествует о способах толерантного отношения к людям. Писательница описывает, как Геня Пират-летчиков отличался от своих сверстников: "фамилия писалась нелепо", "губы сохли", "ходил странной, прыгающей походкой". Мальчик любил складывать из газеты кораблик и был "великим мастером этого бумажного дела". На своём дне рождения он раздавал ребятам со своего двора "свои бумажные чудеса", а все благодарили его, о чём мы читаем в предложении 31. Дети проявляли к нему уважение в виде благодарности, несмотря на то, что Геня отличался от них. Также Л.Е.Улицкая говорит о том, что ребята восхищались его "чепуховым талантом", которому он не придавал значения, и были "совершенно не злые" по отношению к Гене. Они были терпимы к его особым качествам и относились к нему, как к человеку, ничем не отличаемуся от других. Благодаря этому мальчик смог почувствовать себя счастливым. Оба приведенных примера-иллюстрации свидетельствуют о толерантном отношении к окружающим.
Элемент 1 - пример-иллюстрация: Писательница описывает, как Геня Пират-летчиков отличался от своих сверстников: "фамилия писалась нелепо", "губы сохли", "ходил странной, прыгающей походкой". |
Элемент 2 – пояснение: |
Элемент 3 – пример-иллюстрация: На своём дне рождения он раздавал ребятам со своего двора "свои бумажные чудеса", а все благодарили его, о чём мы читаем в предложении 31. |
Элемент 4 – пояснение: Дети проявляли к нему уважение в виде благодарности, несмотря на то, что Геня отличался от них. |
Элемент 5 – смысловая связь: Оба приведенных примера-иллюстрации свидетельствуют о толерантном отношении к окружающим. |
— Что не складывается и почему?
— Нужно ли «выбросить» оставшийся материал или можно переделать комментарий, используя оставшийся материал в комментарии?
— Найдите логическую ошибку, исправьте её (о способах толерантного отношения нет ни слова в комментарии и в исходном тексте).
— Устраивает ли вас обоснование смысловой связи между примерами-иллюстрациями?
— Заметили ли вы речевые и грамматические ошибки?
— Давайте внесём исправления и в содержании комментария, и в его языковое оформление.
Элемент 1 - пример-иллюстрация: Проблема рассматривается автором с двух сторон. Сначала Людмила Евгеньевна описывает отличие Гени от своих сверстников: "фамилия писалась нелепо", "губы сохли", "ходил странной, прыгающей походкой". |
Элемент 2 – пояснение: Это отличие мальчика от других влияло на отрицательное отношение к нему сверстников. |
Элемент 3 – пример-иллюстрация: Но дальше, используя приём контраста, писатель показывает, как на своём дне рождения меняется отношение к главному герою: он раздавал ребятам "свои бумажные чудеса", а те благодарили его, о чём мы читаем в предложении 31. |
Элемент 4 – пояснение: Дети, несмотря на то что Геня отличался от них внешне, поняли, что он хороший человек и талантливый мастер. |
Элемент 5 – смысловая связь: Так, противопоставляя отношение ребят к Гене до и после дня рождения, писатель подводит нас к мысли о том, что надо уважительно относиться ко всем людям. |
Примечание[1]: можно использовать
- приём «Умная пятёрка» (после написания комментария расставить цифры, обозначающие пять элементов комментария: пример-иллюстрация + пояснение +пример-иллюстрация + пояснение + смысловая связь);
- приём «Эксперт» (предложить ученикам оценить по критериям работу другого ученика);
- приём «Поспорим с экспертом» (предложить ученику проверить работу эксперта и согласиться//не согласиться с выставленными баллами)
[1] Приёмы, используемые в ходе работы над ошибками, придуманы Суязовой И.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Стремись творить добро"
Классный час даёт возможность детям поразмышлять над милосердием, проявлением доброты к окружающим, проявлению доброты и уважения к другим народам, инвалидам, нуждающимся, сформировать понятия «толе...
О России петь - что стремиться в храм.
Дневнейшая песнь материнства....
Урок развития речи в 8 классе. Тема: «О России петь, что стремиться в храм».
Цели урока: Развивать устную и письменную речь учащихся. Углубить знания о типах речи. Формирование умения комплексно анализировать текст. Закрепление умения конструировать однос...
классный час "К чему люди стремятся в жизни"
классный час для 9-11 классов...
Работа состоит из 3-х частей. Часть А – задания с выбором 1 ответа, каждый ответ оценивается в 1 балл. Часть В - задания на установления соответствия оценивается в 2 балла. Часть С – задания с развернутым ответом, оценивается в 3 балла. Максимальное кол
Работа состоит из 3-х частей. Часть А – задания с выбором 1 ответа, каждый ответ оценивается в 1 балл. Часть В - задания на установления соответствия оценивается в 2 балла. Часть С ...
Проверяем реальные emails с экзамена ОГЭ. Главные ошибки и пример на высший балл.
В экзамене ОГЭ по английскому задание 35 (написание личного письма другу) - дорогое, за него дают 10 баллов. Давайте разберем работы с реального экзамена и посмотрим, где можно потерять баллы и как вы...