Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему

Урок русского языка в 9 классе "Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_razrabotan_po_uchebniku_dlya_9_klassa_osnovnoy_shkoly.docx29.06 КБ
Файл prezentatsiya1.pptx83.25 КБ
Файл razdatochnyy.docx21.2 КБ
Файл yazyk.docx16.04 КБ

Предварительный просмотр:

Урок разработан по учебнику для 9 класса Это первый урок по теме «Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным» – урок  открытия новых знаний. На уроке реализован системно-деятельный подход. На втором уроке полученные знания будут закрепляться.

Цели и задачи урока:

  • углубить понятие о сложноподчинённых предложениях с придаточными определительными;
  • изучить строение СПП с придаточным определительным;
  • познакомиться с отличительными признаками СПП с придаточным определительным;
  • развивать умение находить сложноподчинённые предложения с придаточными определительными и пунктуационно их оформлять;
  • развивать умение конструировать сложноподчинённые предложения с придаточными определительными на основе опорных слов и графических схем. составлять схемы предложений с придаточными определительными;
  • производить синонимичную замену СПП на простые с разными видами определений, пользоваться синтаксическими синонимами в своей речи;

Ход урока

  1. Проверка домашнего задания. Актуализация.
  2. Словарный диктант. Записать словосочетания, обозначить главное и зависимое слова, определить способы связи слов в словосочетании.

Выбрать словосочетания, которые можно заменить синонимичными, изменив способ связи.

Овчинный полушубок, опустевшая аллея, борщ по-флотски, наш комментарий, конспект студента, непрочитанная книга, желание учиться

- Чем выражено главное слово в каждом из этих словосочетаний?

На какой вопрос отвечают зависимые слова? Каким членом предложения являются? Что такое определение?

II. Введение в тему.

Учитель. Запишем предложение:

Русский язык – язык, созданный для поэзии, он необычайно богат и примечателен главным образом тонкостью оттенков. (П. Мериме)

 - найдите и выпишите слово, правописание суффикса в котором определяется правилом: «В полном страдательном причастии прошедшего времени пишется НН».

Учитель. Выполнить синтаксический разбор предложения, расставить знаки препинания, объяснить их. Слайд 1

Учитель. Подумайте: предложения с причастным оборотом преимущественно употребляются в разговорной или в книжной речи?

-  А в разговорной речи какую конструкцию употребить уместнее?

Поработаем с первой частью этого предложения. Слайд 2

- Перестройте это предложение в сложноподчинённое. Что для этого нужно сделать? (Нужно заменить причастный оборот придаточным предложением).

Запишите построенное предложение.

Русский язык – язык, который создали для поэзии.

Учитель. Охарактеризуйте это предложение и составьте его схему. Поставьте вопрос от главного предложения к придаточному. Какой второстепенный член отвечает на поставленный вопрос? (Определение). Итак, тема сегодняшнего урока – придаточные определительные. Запишем в тетрадь тему урока.

Учитель. Как вы поняли, что нужно сделать, чтобы определить тип придаточного? (Вид придаточного предложения определяется по вопросу. Основные группы сложноподчиненных предложений носят названия, сходные с названиями второстепенных членов. На вопросы какой? какая? какие? какое? отвечает определение, значит, перед нами сложноподчинённое предложение с придаточным определительным).

III. Постановка целей урока.

Учитель. Сейчас нам с вами предстоит провести наблюдение, в ходе которого мы должны дать полную характеристику сложноподчинённым предложениям с придаточными определительными и заполнить таблицу. Слайд 3

На какие вопросы отвечают определительные придаточные?

Какие средства связи используются в СПП с придаточными определительными?

Каким союзным словом можно заменить любое союзное слово в СПП?

Где может находиться придаточное определительное в СПП?

К словам каких частей речи относится придаточное определительное?

IV. Введение новых знаний.

Учитель. Какие колонки таблицы мы уже можем заполнить? Учащиеся самостоятельно заполняют таблицу (можно работать в парах). Заполненная таблица сверяется ими по слайду. Слайд 4

Слайд 17

Учитель. Рассмотрим записанные в раздаточном материале предложения и проведём наблюдения дальше. В ходе этой работы вы должны попутно заполнять таблицу новыми данными, допускается работа в парах.

  1. Самая большая ценность народа – язык, на котором он пишет, говорит, думает. (Д.Н. Лихачев)
  2. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. К. Паустовский
  3. Слова, которые рождаются в сердце, доходят до сердца. Слова, которые рождаются на языке, не идут дальше ушей.
  4. И смотрит седая скала в глубину, где ветер качает и гонит волну.
  5. Дом, куда мы въехали, был построен в начале века.
  6. В дни, когда над сонным морем стоит духота и тишина, в отуманенном просторе еле движется волна.
  7. Он посмотрел в ту сторону, откуда раздался крик.
  8. Деревья, что мы посадили тогда возле школы, уже выросли.
  9. У него был такой голос, какого я не слышал никогда.

Учитель. Определим средства связи. (Средства связи во всех предложениях – союзные слова)

Учитель. Каким союзным словом можно заменить все союзные слова? (Все эти союзные слова (относительные местоимения и наречия) можно заменить местоимением который).

Учитель. Назовите поясняемый компонент во всех предложениях. (Поясняемый компонент – почти во всех предложениях – имя существительное).

Учитель. Назовите место придаточного предложения.

Слайд 5

(Придаточное предложение может стоять после главного предложения, в середине главного предложения. Придаточная часть должна стоять только после слова, к которому она относится).

Игра «Умный редактор» РЕДАКТИРОВАНИЕ:

слайд  6

- прочитайте предложения. Правильно ли они построены? Найдите придаточные части и слова, от которых ставится вопрос. Какой сделаем вывод? Перестройте предложения.

Слайд 7, 8 

Одна из картин Левитана висит на стене, которая называется « Весна».

Наташа отдала телеги раненым, на которых семья собиралась эвакуироваться из Москвы.

Учитель. Теперь продолжите заполнение таблицы. (Эту работу учащиеся выполняют самостоятельно, можно в парах). Результат работы проверяется по слайду. Слайд 10

На какие вопросы отвечают определительные придаточные?

Какой? Какая? Какое? Какие?

Какие средства связи используются в СПП с придаточными определительными?

Союзные слова

Каким союзным словом можно заменить любое союзное слово в СПП?

Который

Где может находиться придаточное определительное в СПП?

В середине или в конце предложения

К словам каких частей речи относится придаточное определительное?

К имени существительному

Учитель. Мы не рассматривали предложение, в котором союзное слово который может стоять не в самом начале придаточной части.

Слайд 11

  • Из лесного оврага, на дне которого бежал маленький родничок, неслось воркованье диких голубей.

V. Развитие умений.

Учитель. Сейчас проверим ваше умение расставлять знаки препинания в сложноподчинённых предложениях с придаточными определительными. Упр. 92 

Учитель. Теперь проверим ваше умение находить сложноподчинённые предложения с придаточными определительными. Слайд 12

  1. Нет правды в человеке, который не в состоянии контролировать свой язык.
    (Мохандас Карамчанд Ганди)
  2. Говорили, что будто бы он пристрастился коллекционировать курительные трубки.
  3. Не знаю, где я нежности училась.
  4. Слова лишь бледные тени того бесчисленного множества, которые роятся у нас в голове! (Т. Драйзер)
  5. ...Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.

(Гоголь Н. В.)

  1. Надо любить и хранить те образцы русского языка, которые унаследовали мы от первоклассных мастеров. (Фурманов Д. А.)
  2. Я не знал, куда деваться.
  3. Слышно было, как ворчала река.
  4. Нет правды в человеке, который не в состоянии контролировать свой язык.
    (Мохандас Карамчанд Ганди)

Учитель. Нужно прочитать предложения и указать номера предложений с придаточными определительными.

Ученики самостоятельно выполняют задание. Ответ проверяется. Ответ: 1, 4, 5, 6, 9

Дз: определить тему предложений, номера которых вы выписали, сформулировать тезис сочинения по данной теме


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русский язык – язык, созданный для поэзии, он необычайно богат и примечателен главным образом тонкостью оттенков. ( П. Мериме) 1

Слайд 2

Русский язык – язык, созданный для поэзии. 2

Слайд 3

На какие вопросы отвечают определительные придаточные? Какие средства связи используются в СПП с придаточными определительными? Каким союзным словом можно заменить любое союзное слово в СПП? Где может находиться придаточное определительное в СПП? К словам каких частей речи относится придаточное определительное? 3

Слайд 4

На какие вопросы отвечают определительные придаточные? Какой? Какая? Какое? Какие? Какие средства связи используются в СПП с придаточными определительными? Каким союзным словом можно заменить любое союзное слово в СПП? Где может находиться придаточное определительное в СПП? К словам каких частей речи относится придаточное определительное? 4

Слайд 5

Самая большая ценность народа – язык, на котором он пишет, говорит, думает. (Д.Н. Лихачев ) Слова , которые рождаются в сердце , доходят до сердца . Слова , которые рождаются на языке , не идут дальше ушей. 5

Слайд 6

1. Одна из картин Левитана висит на стене, которая называется «Весна». 2. Наташа отдала телеги раненым, на которых семья собиралась эвакуироваться из Москвы. 6

Слайд 7

1. Одна из картин Левитана висит на стене, которая называется «Весна». 7

Слайд 8

1. Одна из картин Левитана, которая называется «Весна», висит на стене. 8

Слайд 9

9 На какие вопросы отвечают определительные придаточные? Какой? Какая? Какое? Какие? Какие средства связи используются в СПП с придаточными определительными? Союзные слова Каким союзным словом можно заменить любое союзное слово в СПП? Который Где может находиться придаточное определительное в СПП? В середине или в конце предложения К словам каких частей речи относится придаточное определительное? К имени существительному

Слайд 10

10



Предварительный просмотр:

На какие вопросы отвечают определительные придаточные?

Какие средства связи используются в СПП с придаточными определительными?

Каким союзным словом можно заменить любое союзное слово в СПП?

Где может находиться придаточное определительное в СПП?

К словам каких частей речи относится придаточное определительное?

  1. Самая большая ценность народа – язык, на котором он пишет, говорит, думает. (Д.Н. Лихачев)
  2. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. К. Паустовский
  3. Слова, которые рождаются в сердце, доходят до сердца. Слова, которые рождаются на языке, не идут дальше ушей.
  4. И смотрит седая скала в глубину, где ветер качает и гонит волну.
  5. Дом, куда мы въехали, был построен в начале века.
  6. В дни, когда над сонным морем стоит духота и тишина, в отуманенном просторе еле движется волна.
  7. Он посмотрел в ту сторону, откуда раздался крик.
  8. Деревья, что мы посадили тогда возле школы, уже выросли.
  9. У него был такой голос, какого я не слышал никогда.

Игра «Умный редактор» РЕДАКТИРОВАНИЕ:

Одна из картин Левитана висит на стене, которая называется « Весна».

Наташа отдала телеги раненым, на которых семья собиралась эвакуироваться из Москвы.

Выписать номера сложноподчинённых предложений с придаточными определительными. 

  1. Нет правды в человеке, который не в состоянии контролировать свой язык. (Мохандас Карамчанд Ганди)
  2. Говорили, что будто бы он пристрастился коллекционировать курительные трубки.
  3. Не знаю, где я нежности училась.
  4. Слова лишь бледные тени того бесчисленного множества, которые роятся у нас в голове! (Т. Драйзер)
  5. Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово (Н.В. Гоголь)
  6. Надо любить и хранить те образцы русского языка, которые унаследовали мы от первоклассных мастеров (Фурманов Д.А.)
  7. Я не знал, куда деваться.
  8. Слышно было, как ворчала река.
  9. Нет правды в человеке, который не в состоянии контролировать свой язык. (Мохандас Карамчанд Ганди)


Предварительный просмотр:

Язык, которым Российская держава великой части света повелевает, по его могуществу имеет природное изобилие, красоту и силу, чем ни единому европейскому языку не уступает. И для того нет сомнения, чтобы российское слово не могло приведено быть в такое совершенство, каковому в других удивляемся.                                                                      М. В. Ломоносов

Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своем, почти без всякого чуждого примеса, течет как гордая, величественная река — шумит, гремит — и вдруг, есть ли надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса!                                                                      Н. М. Карамзин

Русский язык — язык, созданный для поэзии, он необычайно богат и примечателен главным образом тонкостью оттенков.                     П. Мериме

Слова лишь бледные тени того бесчисленного множества, которые роятся у нас в голове!Т. Драйзер

Как человека можно распознать по обществу, в котором он вращается, так о нем можно судить и по языку, которым он выражается.Д. Свифт

Нет таких звуков, красок, образов и мыслей — сложных и простых, — для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.
Константин Георгиевич Паустовский

Нет правды в человеке, который не в состоянии контролировать свой язык.
Мохандас Карамчанд Ганди

...Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.

Гоголь Н. В.

Надо любить и хранить те образцы русского языка, которые унаследовали мы от первоклассных мастеров.

Фурманов Д. А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными.

На уроке выделяются отличительные признаки сложных предложений с придаточными определительными, предупреждаются ошибки в построении данного типа предложений. Раскрываются особенности употребления союз...

Урок-практикум "Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными и изъяснительными"

Данный урок используется для закрепления изученного материала. В качестве приложения применяется презентация...

Урок русского языка в 9 классе "Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным".

В уроке используется дифференцированный подход при повторении сложного предложения, а также попутно повторяется материал литературы (теория стихосложения)....

Сложноподчинённые предложения с придаточным определительным

В данной презентации даны все этапы урока: словарная работа, повторение ранее изученного материала, практическая работа, домашняя работа. УМК "Русский язык" 9 класс  под ред. Бархударова С.Г и др...

Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным.Урок в 11 классе с использованием местного материала

Материалы для урока,  которые помогут  повторить тему и  провести экспресс-контроль знаний обучающихся по заданию А 25 ЕГЭ....

Урок русского языка в 9 классе "Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными и изъяснительными".

Тип урока: закрепление изученного материала. Цель урока: закрепить полученные знания о сложноподчинённых предложениях с придаточными определительными и изъяснительными....

Презентация "Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными, изъяснительными, обстоятельственными"

Презентация для закрепления темы "Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными, изъяснительными, обстоятельственными"...