Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему
Урок русского языка в 9 классе "Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_razrabotan_po_uchebniku_dlya_9_klassa_osnovnoy_shkoly.docx | 29.06 КБ |
prezentatsiya1.pptx | 83.25 КБ |
razdatochnyy.docx | 21.2 КБ |
yazyk.docx | 16.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок разработан по учебнику для 9 класса Это первый урок по теме «Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным» – урок открытия новых знаний. На уроке реализован системно-деятельный подход. На втором уроке полученные знания будут закрепляться.
Цели и задачи урока:
- углубить понятие о сложноподчинённых предложениях с придаточными определительными;
- изучить строение СПП с придаточным определительным;
- познакомиться с отличительными признаками СПП с придаточным определительным;
- развивать умение находить сложноподчинённые предложения с придаточными определительными и пунктуационно их оформлять;
- развивать умение конструировать сложноподчинённые предложения с придаточными определительными на основе опорных слов и графических схем. составлять схемы предложений с придаточными определительными;
- производить синонимичную замену СПП на простые с разными видами определений, пользоваться синтаксическими синонимами в своей речи;
Ход урока
- Проверка домашнего задания. Актуализация.
- Словарный диктант. Записать словосочетания, обозначить главное и зависимое слова, определить способы связи слов в словосочетании.
Выбрать словосочетания, которые можно заменить синонимичными, изменив способ связи.
Овчинный полушубок, опустевшая аллея, борщ по-флотски, наш комментарий, конспект студента, непрочитанная книга, желание учиться
- Чем выражено главное слово в каждом из этих словосочетаний?
На какой вопрос отвечают зависимые слова? Каким членом предложения являются? Что такое определение?
II. Введение в тему.
Учитель. Запишем предложение:
Русский язык – язык, созданный для поэзии, он необычайно богат и примечателен главным образом тонкостью оттенков. (П. Мериме)
- найдите и выпишите слово, правописание суффикса в котором определяется правилом: «В полном страдательном причастии прошедшего времени пишется НН».
Учитель. Выполнить синтаксический разбор предложения, расставить знаки препинания, объяснить их. Слайд 1
Учитель. Подумайте: предложения с причастным оборотом преимущественно употребляются в разговорной или в книжной речи?
- А в разговорной речи какую конструкцию употребить уместнее?
Поработаем с первой частью этого предложения. Слайд 2
- Перестройте это предложение в сложноподчинённое. Что для этого нужно сделать? (Нужно заменить причастный оборот придаточным предложением).
Запишите построенное предложение.
Русский язык – язык, который создали для поэзии.
Учитель. Охарактеризуйте это предложение и составьте его схему. Поставьте вопрос от главного предложения к придаточному. Какой второстепенный член отвечает на поставленный вопрос? (Определение). Итак, тема сегодняшнего урока – придаточные определительные. Запишем в тетрадь тему урока.
Учитель. Как вы поняли, что нужно сделать, чтобы определить тип придаточного? (Вид придаточного предложения определяется по вопросу. Основные группы сложноподчиненных предложений носят названия, сходные с названиями второстепенных членов. На вопросы какой? какая? какие? какое? отвечает определение, значит, перед нами сложноподчинённое предложение с придаточным определительным).
III. Постановка целей урока.
Учитель. Сейчас нам с вами предстоит провести наблюдение, в ходе которого мы должны дать полную характеристику сложноподчинённым предложениям с придаточными определительными и заполнить таблицу. Слайд 3
На какие вопросы отвечают определительные придаточные? | |
Какие средства связи используются в СПП с придаточными определительными? | |
Каким союзным словом можно заменить любое союзное слово в СПП? | |
Где может находиться придаточное определительное в СПП? | |
К словам каких частей речи относится придаточное определительное? |
IV. Введение новых знаний.
Учитель. Какие колонки таблицы мы уже можем заполнить? Учащиеся самостоятельно заполняют таблицу (можно работать в парах). Заполненная таблица сверяется ими по слайду. Слайд 4
Слайд 17
Учитель. Рассмотрим записанные в раздаточном материале предложения и проведём наблюдения дальше. В ходе этой работы вы должны попутно заполнять таблицу новыми данными, допускается работа в парах.
- Самая большая ценность народа – язык, на котором он пишет, говорит, думает. (Д.Н. Лихачев)
- Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. К. Паустовский
- Слова, которые рождаются в сердце, доходят до сердца. Слова, которые рождаются на языке, не идут дальше ушей.
- И смотрит седая скала в глубину, где ветер качает и гонит волну.
- Дом, куда мы въехали, был построен в начале века.
- В дни, когда над сонным морем стоит духота и тишина, в отуманенном просторе еле движется волна.
- Он посмотрел в ту сторону, откуда раздался крик.
- Деревья, что мы посадили тогда возле школы, уже выросли.
- У него был такой голос, какого я не слышал никогда.
Учитель. Определим средства связи. (Средства связи во всех предложениях – союзные слова)
Учитель. Каким союзным словом можно заменить все союзные слова? (Все эти союзные слова (относительные местоимения и наречия) можно заменить местоимением который).
Учитель. Назовите поясняемый компонент во всех предложениях. (Поясняемый компонент – почти во всех предложениях – имя существительное).
Учитель. Назовите место придаточного предложения.
Слайд 5
(Придаточное предложение может стоять после главного предложения, в середине главного предложения. Придаточная часть должна стоять только после слова, к которому она относится).
Игра «Умный редактор» РЕДАКТИРОВАНИЕ:
слайд 6
- прочитайте предложения. Правильно ли они построены? Найдите придаточные части и слова, от которых ставится вопрос. Какой сделаем вывод? Перестройте предложения.
Слайд 7, 8
Одна из картин Левитана висит на стене, которая называется « Весна».
Наташа отдала телеги раненым, на которых семья собиралась эвакуироваться из Москвы.
Учитель. Теперь продолжите заполнение таблицы. (Эту работу учащиеся выполняют самостоятельно, можно в парах). Результат работы проверяется по слайду. Слайд 10
На какие вопросы отвечают определительные придаточные? | Какой? Какая? Какое? Какие? |
Какие средства связи используются в СПП с придаточными определительными? | Союзные слова |
Каким союзным словом можно заменить любое союзное слово в СПП? | Который |
Где может находиться придаточное определительное в СПП? | В середине или в конце предложения |
К словам каких частей речи относится придаточное определительное? | К имени существительному |
Учитель. Мы не рассматривали предложение, в котором союзное слово который может стоять не в самом начале придаточной части.
Слайд 11
- Из лесного оврага, на дне которого бежал маленький родничок, неслось воркованье диких голубей.
V. Развитие умений.
Учитель. Сейчас проверим ваше умение расставлять знаки препинания в сложноподчинённых предложениях с придаточными определительными. Упр. 92
Учитель. Теперь проверим ваше умение находить сложноподчинённые предложения с придаточными определительными. Слайд 12
- Нет правды в человеке, который не в состоянии контролировать свой язык.
(Мохандас Карамчанд Ганди) - Говорили, что будто бы он пристрастился коллекционировать курительные трубки.
- Не знаю, где я нежности училась.
- Слова лишь бледные тени того бесчисленного множества, которые роятся у нас в голове! (Т. Драйзер)
- ...Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.
- Надо любить и хранить те образцы русского языка, которые унаследовали мы от первоклассных мастеров. (Фурманов Д. А.)
- Я не знал, куда деваться.
- Слышно было, как ворчала река.
- Нет правды в человеке, который не в состоянии контролировать свой язык.
(Мохандас Карамчанд Ганди)
Учитель. Нужно прочитать предложения и указать номера предложений с придаточными определительными.
Ученики самостоятельно выполняют задание. Ответ проверяется. Ответ: 1, 4, 5, 6, 9
Дз: определить тему предложений, номера которых вы выписали, сформулировать тезис сочинения по данной теме
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Русский язык – язык, созданный для поэзии. 2
На какие вопросы отвечают определительные придаточные? Какие средства связи используются в СПП с придаточными определительными? Каким союзным словом можно заменить любое союзное слово в СПП? Где может находиться придаточное определительное в СПП? К словам каких частей речи относится придаточное определительное? 3
На какие вопросы отвечают определительные придаточные? Какой? Какая? Какое? Какие? Какие средства связи используются в СПП с придаточными определительными? Каким союзным словом можно заменить любое союзное слово в СПП? Где может находиться придаточное определительное в СПП? К словам каких частей речи относится придаточное определительное? 4
Самая большая ценность народа – язык, на котором он пишет, говорит, думает. (Д.Н. Лихачев ) Слова , которые рождаются в сердце , доходят до сердца . Слова , которые рождаются на языке , не идут дальше ушей. 5
1. Одна из картин Левитана висит на стене, которая называется «Весна». 2. Наташа отдала телеги раненым, на которых семья собиралась эвакуироваться из Москвы. 6
1. Одна из картин Левитана висит на стене, которая называется «Весна». 7
1. Одна из картин Левитана, которая называется «Весна», висит на стене. 8
9 На какие вопросы отвечают определительные придаточные? Какой? Какая? Какое? Какие? Какие средства связи используются в СПП с придаточными определительными? Союзные слова Каким союзным словом можно заменить любое союзное слово в СПП? Который Где может находиться придаточное определительное в СПП? В середине или в конце предложения К словам каких частей речи относится придаточное определительное? К имени существительному
10
Предварительный просмотр:
На какие вопросы отвечают определительные придаточные? | |
Какие средства связи используются в СПП с придаточными определительными? | |
Каким союзным словом можно заменить любое союзное слово в СПП? | |
Где может находиться придаточное определительное в СПП? | |
К словам каких частей речи относится придаточное определительное? |
- Самая большая ценность народа – язык, на котором он пишет, говорит, думает. (Д.Н. Лихачев)
- Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. К. Паустовский
- Слова, которые рождаются в сердце, доходят до сердца. Слова, которые рождаются на языке, не идут дальше ушей.
- И смотрит седая скала в глубину, где ветер качает и гонит волну.
- Дом, куда мы въехали, был построен в начале века.
- В дни, когда над сонным морем стоит духота и тишина, в отуманенном просторе еле движется волна.
- Он посмотрел в ту сторону, откуда раздался крик.
- Деревья, что мы посадили тогда возле школы, уже выросли.
- У него был такой голос, какого я не слышал никогда.
Игра «Умный редактор» РЕДАКТИРОВАНИЕ:
Одна из картин Левитана висит на стене, которая называется « Весна».
Наташа отдала телеги раненым, на которых семья собиралась эвакуироваться из Москвы.
Выписать номера сложноподчинённых предложений с придаточными определительными.
- Нет правды в человеке, который не в состоянии контролировать свой язык. (Мохандас Карамчанд Ганди)
- Говорили, что будто бы он пристрастился коллекционировать курительные трубки.
- Не знаю, где я нежности училась.
- Слова лишь бледные тени того бесчисленного множества, которые роятся у нас в голове! (Т. Драйзер)
- Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово (Н.В. Гоголь)
- Надо любить и хранить те образцы русского языка, которые унаследовали мы от первоклассных мастеров (Фурманов Д.А.)
- Я не знал, куда деваться.
- Слышно было, как ворчала река.
- Нет правды в человеке, который не в состоянии контролировать свой язык. (Мохандас Карамчанд Ганди)
Предварительный просмотр:
Язык, которым Российская держава великой части света повелевает, по его могуществу имеет природное изобилие, красоту и силу, чем ни единому европейскому языку не уступает. И для того нет сомнения, чтобы российское слово не могло приведено быть в такое совершенство, каковому в других удивляемся. М. В. Ломоносов
Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своем, почти без всякого чуждого примеса, течет как гордая, величественная река — шумит, гремит — и вдруг, есть ли надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса! Н. М. Карамзин
Русский язык — язык, созданный для поэзии, он необычайно богат и примечателен главным образом тонкостью оттенков. П. Мериме
Слова лишь бледные тени того бесчисленного множества, которые роятся у нас в голове!Т. Драйзер
Как человека можно распознать по обществу, в котором он вращается, так о нем можно судить и по языку, которым он выражается.Д. Свифт
Нет таких звуков, красок, образов и мыслей — сложных и простых, — для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.
Константин Георгиевич Паустовский
Нет правды в человеке, который не в состоянии контролировать свой язык.
Мохандас Карамчанд Ганди
...Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.
Надо любить и хранить те образцы русского языка, которые унаследовали мы от первоклассных мастеров.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными.
На уроке выделяются отличительные признаки сложных предложений с придаточными определительными, предупреждаются ошибки в построении данного типа предложений. Раскрываются особенности употребления союз...
Урок-практикум "Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными и изъяснительными"
Данный урок используется для закрепления изученного материала. В качестве приложения применяется презентация...
Урок русского языка в 9 классе "Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным".
В уроке используется дифференцированный подход при повторении сложного предложения, а также попутно повторяется материал литературы (теория стихосложения)....
Сложноподчинённые предложения с придаточным определительным
В данной презентации даны все этапы урока: словарная работа, повторение ранее изученного материала, практическая работа, домашняя работа. УМК "Русский язык" 9 класс под ред. Бархударова С.Г и др...
Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным.Урок в 11 классе с использованием местного материала
Материалы для урока, которые помогут повторить тему и провести экспресс-контроль знаний обучающихся по заданию А 25 ЕГЭ....
Урок русского языка в 9 классе "Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными и изъяснительными".
Тип урока: закрепление изученного материала. Цель урока: закрепить полученные знания о сложноподчинённых предложениях с придаточными определительными и изъяснительными....
Презентация "Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными, изъяснительными, обстоятельственными"
Презентация для закрепления темы "Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными, изъяснительными, обстоятельственными"...