Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы
статья по русскому языку на тему
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии
на уроках русского языка и литературы
Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Конечно, многое здесь зависит от семейного воспитания, но учитывая, что дети проводят в школе значительную часть дня, заниматься их здоровьем должны и мы, педагоги. Обновление и совершенствование технологий обучения в настоящее время невозможно без использования здоровьесберегающих технологий.
Здоровьесберегающие технологии – это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий – обеспечить школьнику возможность сохранения физического и психического здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Здоровьесберегающие технологии ориентированы на признание учащимися ценности здоровья, чувства ответственности за его сохранение и укрепление. Элементы этих технологий, несомненно, должны присутствовать на каждом уроке: их применение занимает мало времени, однако имеет колоссальное значение для повышения работоспособности учащихся и сохранения их здоровья.
Учитель, осуществляя свою педагогическую деятельность, может сделать многое для сохранения здоровья учеников. Русский язык и литература – серьезные и сложные предметы. На этих уроках учащимся приходится много писать, анализировать, рассуждать, поэтому следует уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.
Педагогические факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на здоровье учащихся:
1. Стрессовая педагогическая тактика.
2.Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников.
3.Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса.
4.Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
5. Провалы в существующей системе физического воспитания.
6. Интенсификация учебного процесса.
7.Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья.
8. Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля.
9.Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ
Направлено на цель - обеспечение психического здоровья учащихся.
Опирается на принципы – природосообразности (это природное развитие ребенка), преемственности (между началкой и 5 кл, их знания), вариативности, прагматичности (практической ориентации).
Достигается через средства - учет особенностей аудитории (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии.
Приводит к результатам - предотвращение усталости и утомляемости; повышение мотивации к учебной деятельности; прирост учебных достижений.
Зависит от ресурсов - личный пример педагога; применения специальных педагогических технологий, использования эффективных средств самооценки деятельности педагога на уроке.
Педагогу в организации и проведении урока необходимо учитывать:
1) обстановку и гигиенические условия в классе (кабинете): температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;
2) число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма – 4-7 видов за урок. Частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий;
3) среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут; число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма – не менее трех;
4) чередование видов преподавания. Норма – не позже чем через 10-15 минут;
5) наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки);
6) место и длительность применения ИКТ и ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения;
7) позы учащихся, чередование поз;
8) физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность. Норма – на 15-20 минут урока по 1 минутке из 3-х легких упражнений с 3 – повторениями каждого упражнения;
9) наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации;
10) наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.;
11) психологический климат на уроке; - наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.; В конце урока следует обратить внимание на следующее:
12) плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма - не менее 60 % и не более 75-80 %;
13) момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы;
14) темп и особенности окончания урока: - быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания; - спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом, попрощаться с учащимися; - задержка учащихся в классе после звонка (на перемене).
Далее рассмотрим роль специальных педагогических технологий в обеспечении здоровьесбережения на уроке.
Технология личностно-ориентированного обучения предполагает развитие личностных (социально-значимых) качеств учащихся посредством учебных предметов. Спектр социально-значимых качеств достаточно разнообразен: мыслительные, речевые, поведенческие, коммуникативные, творческие, физические, эмоционально-чувственные . Важно подчеркнуть, что личностно-ориентированный подход создает оптимальные условия для самовыражения учащихся, поскольку самовыражение в данном случае выступает в роли эффективного способа закрепления тех или иных личностных качеств.
Технология дифференцированного, в том числе индивидуализированного обучения опирается на изучение особенностей человека (социально-демографических, социально-психологических, индивидуально-личностных, экзистенциально-личностных). Ее цель – оказание психологической и методической помощи учащимся в том, чтобы они были успешными в учебной деятельности. Следовательно, применение данной технологии позволяет осуществлять, прежде всего, учет особенностей аудитории, а также создавать условия для самовыражения учащихся, подбирать приемы, влияющие на появление и сохранение интереса к учебному материалу.
Технология проблемного обучения предполагает постановку развивающей цели, формулирование проблемной ситуации или проблемного вопроса, а также поиск вариантов решения. Данная технология создает условия для самовыражения учащихся, учета особенностей аудитории, разнообразия учебной деятельности, а также позволяет использовать разнообразные приемы, способствующие появлению и сохранению интереса к учебному материалу.
Технология ненасильственного обучения содержит информацию о психологических и педагогических средствах ненасильственного воздействия на человека. Владение этой технологией помогает педагогу уйти от авторитарного и манипулятивного стиля управления на уроке, дает возможность увлекать, заинтересовывать учащихся учебным материалом, побуждать их к размышлению, а также позволяет использовать разнообразные формы коллективной мыслительной деятельности. Все это говорит о том, что применение технологии ненасильственного обучения способствует созданию благоприятного психологического микроклимата, использованию приемов, влияющих на появление и сохранение интереса к учебному материалу, влияет на предупреждение гиподинамии через разнообразные формы коллективной деятельности.
Технология эффективной речевой деятельности позволяет управлять речью. Владея этой технологией, учитель способен постоянно отслеживать качество, как своей речи, так и речи учащихся, причем независимо от того, какой предмет он преподает. Данная технология помогает педагогу создавать благоприятный психологический микроклимат главным образом через этикетность речи.
Технология диалогового обучения дает возможность педагогу строить урок на диалоговой основе, т.е. превратить урок в пространство эффективного общения, где реализуются такие грани диалога как: информативная (информационный обмен), интерактивная (организационный аспект общения), эмотивная (эмоциональный контакт), конативная (обратная связь), креативная (обмен идеями), перцептивно-когнитивная (учет особенностей собеседника в процессе общения), биоэнергетическая (энергетический обмен). Это означает, что на уроке приоритетными становятся такие тенденции как взаимоуважение, взаимопонимание, взаимообогащение, взаимодополнение, взаимоподдержка. Следовательно, создаются условия для самовыражения учащихся, учета особенностей аудитории, благоприятного психологического фона, использования приемов, влияющих на появление и сохранение интереса к учебному материалу, активизации разнообразных видов деятельности.
Технология рефлексивного обучения содержит информацию о рефлексии, ее сущности, этапах, видах. Используя данную технологию, учитель имеет возможность отслеживать в процессе урока уровень понимания учащимися учебного материала, особенности их психологического состояния (степень усталости, утомляемости, заинтересованности), отношение к изучаемому материалу и уроку в целом посредством обратной связи. Названная технология помогает создать условия для самовыражения учащихся, инициирует разнообразные виды деятельности.
Одним из основополагающих принципов здоровьесберегающих технологий является творческий характер образовательного процесса и обеспечение мотивации образовательной деятельности.
Существует богатый арсенал форм и методов стимулирования и мотивации познавательной деятельности. Условно можно выделить 4 блока основных методов мотивации в зависимости от влияния на различные сферы деятельности школьников.
Методы мотивации
I. Эмоциональные.
1 – поощрение,
2 – порицание,
3 – учебно-познавательная игра,
4 – создание ярких наглядно-образных представлений,
5 – создание ситуаций успеха,
6 – стимулирующее оценивание,
7 – свободный выбор задания,
8 – удовлетворение желания быть значимой личностью.
II. Познавательные
1 – опора на жизненный опыт,
2 – познавательный интерес,
3 – создание проблемной ситуации,
4 – побуждение к поиску альтернативных решений,
5 – выполнение творческих заданий,
6 – «мозговая атака»,
7 – развивающая кооперация (парная и групповая работа, проектный метод).
III. Волевые
1 – предъявление учебных требований,
2 – информирование об обязательных результатах обучения,
3 – формирование ответственного отношения к учению,
4 – познавательные затруднения,
5 – самооценка деятельности и коррекции,
6 – рефлексия поведения,
7 – прогнозирование будущей деятельности.
IV. Социальные
1 – развитие желания быть полезным обществу,
2 – побуждение подражать сильной личности,
3 – создание ситуации взаимопомощи,
4 – поиск контактов и сотрудничества,
5 – заинтересованность в результатах коллективной работы,
6 – взаимопроверка,
7 – рецензирование.
Создание ситуации успеха позволяет замотивировать ребят на активную работу во время урока. Нужно приучать во время фронтального опроса отвечать, начиная словами: “Я знаю, что…”. Будет расти на глазах уверенность учеников в своей лингвистической компетенции.
Безусловно, освобождение от домашнего задания, зачёта и других форм контроля – сильное мотивирующее средство. Заблаговременно предоставить детям информацию о критериях оценивания результатов изучения темы и оговорить, что нужно сделать, чтобы освободить себя от тяжкого испытания. Некоторые стараются.
Оценка – не отметка.
Отмечать вслух или жестом каждый успех ученика. Главная цель оценки – стимулировать познание. Детям нужен Успех. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое.
Кредит доверия.
В некоторых случаях ставит отметку “в кредит”. Это шанс для ученика проявить себя и доказать свою состоятельность. Важно дать понять, что я верю в него , есть все возможности для достижения успеха, необходимо только что-то сделать по-другому, стараться чуть больше.
Образовательная стратегия.
– Что ты делал, чтобы написать эту работу на “5”?
– Как ты готовился к диктанту, что позволило тебе написать его хорошо?
Подобные рассказы помогают делиться успешными обучающими стратегиями. Дети учат себя сами.
Упражнения на развития визуального, аудиального и кинестетического восприятия.
– Что ты видел, слышал, чувствовал, когда ехал в школу; во время прогулки по осеннему парку; когда выполнял домашнее задание по русскому языку; на берегу моря и т.д.
“Да-нетка”
Эта игра способна увлечь ребят, ставит их в активную позицию. “Да-нетка” учит:
– связывать разрозненные факты в единую картину;
– систематизировать уже имеющуюся информацию;
– слушать и слышать соучеников.
Например, загадать какое-то слово из записанных во время синтаксической минуты предложений. Задавая вопросы, ребята должны это слово отгадать. Отвечать могу только “да-нет”. Вопросы, как правило, содержат в себе знание морфологических, синтаксических, фонетических сведений о слове.
“Оратор”.
За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.
“Автор”.
… Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту тему?
… Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?
… Если бы вы были художником-иллюстратором, как бы вы проиллюстрировали эту тему? И т.д.
“Фантазёр”.
На доске записана тема урока.
– Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.
Возможность для реализации творческих задач достигается за счет использования на занятиях, уроках и во внеурочной работе активных методов и форм обучения. Большой энтузиазм вызывают у учеников нестандартные уроки, на которых можно проявить себя творчески.
- Уроки-игры
- Уроки - соревнования
- Театрализованные уроки
- Уроки с групповыми формами работы
- Уроки взаимообучения учащихся
- Уроки творчества
- Уроки-конкурсы
- Уроки - аукционы
- Уроки-обобщения
- Уроки-фантазии
- Уроки-концерты
- Уроки-экскурсии и др.
На уроках русского языка широко использую тексты о здоровье человека, здоровом образе жизни, спорте, туризме. Уроки русского языка дают прекрасную возможность для формирования у ребёнка позиции признания ценности здоровья,чувства ответственности за сохранение своего здоровья.
Текстовый материал способствует пропаганде здорового образа жизни. Такого содержания тексты можно использовать по-разному: предлагать в качестве проверочных, самостоятельных, контрольных работ, применять для индивидуальной проверки знаний. Отдельные предложения можно разбирать на синтаксических пятиминутках, небольшие тексты предлагать детям для запоминания и записи по памяти (письмо по памяти). Задания можно использовать как при изучении какой-либо новой темы, так и на уроках повторения пройденного материала. На каждом уроке русского языка можно проводить орфографические пятиминутки, цель которых - актуализация определённых орфографических правил. Эти пять минут можно использовать и в целях формирования привычки к здоровому образу жизни, подобрав соответствующий материал. Работа над орфограммами в таких упражнениях, имеет смысл ненавязчиво и легко коснуться данной темы.
Для этих целей можно использовать и такой вид письменных упражнений,
как диктанты (слуховые, свободные, творческие, выборочные, распределительные и др.). Соответствующие тексты дадут возможность каждому учителю не только
проверить грамотность учащихся, но и научить ребёнка быть здоровым, стремиться творить своё здоровье,применяя знания и умения в согласии с законами природы.
Спокойная, доброжелательная, психологически комфортная обстановка урока также положительно влияет на работоспособность учащихся. Эффективна с точки зрения психологического комфорта на учебном занятии диалоговая форма обучения. О ситуации успеха сказано много. Важно создать ребёнку ситуацию, при которой он хоть на минутку, но порадуется своим незначительным успехам.
Здоровье подрастающего человека – это одна из главных проблем современной школы и не только социальная, но и нравственная, и свой посильный вклад в сохранение здоровья молодого поколения может внести каждый учитель. И внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих компонентов позволяет добиться положительных изменений: формируются мотивы, потребности и ценности ЗОЖ, а возможно, даже нравственные чувства, качества, поступки, создаётся благоприятная здоровая социокультурная среда, в которой растёт и развивается ребёнок
Здоровьесберегающие технологии
на уроках русского языка и литературы
Мир вступил в третье тысячелетие. Характерной чертой современной эпохи является наличие в ней сложнейших политических, социально-экономических, экологических и других проблем. Для их реализации требуются не только образованные, но и духовно развитые, способные к саморазвитию личности, воспитание и становление которых, в первую очередь, ложится на плечи современной школы. Но часто в погоне за интеллектуальным развитием, высокой образованностью теряется фундаментальная основа для полноценного и гармоничного развития личности – ее физическое и нравственное здоровье. [4; с.1]
Данные статистики показывают, что здоровье детей с каждым годом ухудшается, и эта тенденция приобретает устойчивый характер. Поэтому большое внимание в системе своей работы я уделяю здоровью детей, применяю здоровьесберегающие технологии. В настоящее время в понятие «здоровье» включается, кроме физического, нравственное и духовное благополучие. Поэтому цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить учащимся возможность сохранения здоровья на всех уровнях за период обучения, сформировать у них необходимые знания, умения, навыки по ведению здорового образа жизни, научить детей считать престижным быть здоровым.
Учебная деятельность учащихся в значительной мере сосредотачивается на уроке. Конечно, урок – фактор движения обучения в целом, трудная работа для ученика, означающая 40 минут концентрации внимания и напряжения. Поэтому на занятиях я провожу динамические паузы: упражнения для глаз, кистей рук и опорно-двигательного аппарата с целью снятия напряжения на уроке, переключения на новый вид деятельности.
Обязательно стремлюсь создать благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого ученика, веду целенаправленную пропаганду здорового образа жизни.
Считаю, что если подросток или старшеклассник будет занят и увлечён интересным делом, какой-либо творческой работой, у него не будет лишнего времени на вредные привычки. Для этого в нашей школе, в нашем городе имеются возможности огромные, и мы с ребятами их широко используем: посещаем театры, музеи, художественные выставки, кружки по интересам, участвуем в днях здоровья, спортивных соревнованиях, конкурсах, в работе научного общества учащихся, в школьных и классных мероприятиях.
На уроках русского языка и литературы учащиеся знакомятся как с творчеством известных художников, так писателей и поэтов. Ученики изучают пейзаж как жанр изобразительного искусства, знакомясь с богатством и красотой родной природы. Они (учащиеся) – часть этого богатства и должны жить в гармонии с природой. Божественная красота нашей родной природы, увиденная внимательными глазами художника, не может оставить никого равнодушными. Школьники уже по-иному смотрят на окружающую их природу, нашу действительность. Свои мысли, чувства, свою любовь они выражают в творческих работах:
Осенью я была в деревне и видела поле. Огромное, словно море. Только не синее, не черное, а золотисто-желтое. Смотришь на поле и не видишь ни конца, ни краю. Ветер сильно дует в лицо, и кажется, что сейчас поднимет тебя и унесет в бескрайнее «море», и потеряешься ты, и никто тебя не найдет. Набираешься смелости и ложишься на межу. Но поле рядом, оно справа и слева. Лежишь и смотришь в небо, и уже не помнишь ни о чем, не слышишь ничего. Наклонится колосок, пощекочет твою щеку, и ты очнешься то ли от задумчивости, то ли от глубокого сна. Сорвешь этот шаловливый колосок и рассмотришь его: тоненький стебелек сгибается под тяжестью зерна. Попробуешь зернышки на вкус - почувствуешь непередаваемое ощущение нежности, мягкости, сытности. Дороги для людей эти поля, колоски, зерна. Слишком много вложено сил, чтоб заколосилось это поле.
Встанешь в полный рост и вообразишь себя капитаном. Бурное море… Сильный ветер... Слышишь только стук своего сердца. Островками кажутся кустарники и деревья… Вот кто-то спугнул журавлей, и они поднялись в небо. Наверное, полетели на юг. И вот я лечу вместе с ними, я лечу над полем, лечу над селом. Все как на ладони. А люди такие маленькие! Домики крошечные! Я смотрю на них с высоты птичьего полета. Повезло журавлям! Но мне тоже повезло. Ведь я хожу по родной земле, люблю ее.
Сапрыкина Анна, 6 класс
Большое эмоциональное впечатление на учащихся производят эффектные изображения репродукций картин известнейших художников в цвете, в увеличенных размерах на интегрированных уроках развития устной и письменной речи. Помогая школьникам понять картину, почувствовать её колорит, задаю вопросы по ней, прошу подобрать художественные средства языка: эпитеты, метафоры, сравнения, и т.д.
Нередко рассматриваем и обсуждаем репродукции картин, непосредственно связанных с развитием физкультуры и спорта в стране. Так в 6, 7 классах уроки развития устной и письменной речи подростков проводятся на основе анализа репродукций Т.Н. Яблонской «Утро» (девочка-подросток занимается физзарядкой на фоне домашнего интерьера), А. Сайкиной «Детская спортивная школа» (коллективный портрет гимнастов).
После работы с репродукциями, как правило, предлагаю ученикам творческие работы как классные, так и домашние. Практикую самостоятельное знакомство и изучение репродукций и написание сочинений по ним. Творческие работы на уроке нередко провожу под тихое музыкальное сопровождение произведений П.И. Чайковского, А. Вивальди, Э.Грига, тем самым создаю атмосферу творческого вдохновения, увлечённости и поиска.
Программа по литературе включает стихи о неповторимых красотах русских пейзажей мастеров слова - поэтов Жуковского В.А., Пушкина А.С., Толстого А.К., Бунина И.А., Тютчева Ф.И., Фета А.А., Блока А.А., Есенина С.А. и др. Анализируя их поэзию с художественной точки зрения, обращаю внимание школьников на роль пейзажа в раскрытии внутреннего мира лирического героя.
Читая произведения о животных, о родном крае, говорим об их сохранении, обращаем внимание на глубокую мысль автора об ответственности человека перед природой, на лиризм описаний, яркость и точность языка, композиционное своеобразие и умение видеть необычное в обыкновенном. Обратной связью с учащимися по итогам таких уроков становится желание самих учеников «попробовать себя» в поэтическом творчестве, создании собственных стихов, посвящённых родной природе.
Также на уроках литературы оформляем книжки-малышки, куда записываем и иллюстрируем загадки на определенную тематику, в том числе и на тему «Здоровье». В «Ларчик мудрых мыслей» складываем пословицы, поговорки, мудрые изречения о здоровье, здоровом образе жизни, рациональном питании. Например, « Будешь двигаться – через хребет перевалишь, будешь сидеть – в яму скатишься», «По яблоку в день – и доктор не нужен», « Здоровый сон – лучшее самочувствие днем» и другие. [1; с.193 – 196]
При организации уроков русского языка подбираю материал, который способствует разрешению вопросов здоровьесбережения. Остановлюсь подробней на некоторых из них.
1. Выполните синтаксический разбор предложения: Повар случайно прикоснулся к горячей плите и сильно ожег пальцы. Расскажите о первой помощи при ожогах.
2. Напишите 5-7 спортивных игр, героем которых является мяч.
3. Запишите предложение, заменив один из причастных оборотов придаточным определительным: Великий философ Платон, всю жизнь занимавшийся гимнастикой, называл хромыми людей, пренебрегающих тренировкой мышц.
4. Найдите и исправьте речевые и грамматические ошибки: Наши лыжники пришли к финишу первыми, высунув язык на плечо. Хоккеисты боролись за победу до последнего дыхания.
5. Запишите меню, исправив в нем ошибки:1) Щи из свежей копусты. 2) Яишница с калбасой. 3) Кисель клюквеный. 4) Пирожное бесквитное.
6. Запишите буквальный перевод следующих заимствованных слов: помидор, батон, винегрет, пельмени, редис, вермишель. Слова для справок: корень, червячки, золотое яблоко, палка, кислое вино, медвежьи ушки.
7. На Руси каша считалась самой простой, сытной и доступной едой, недаром народ говорил: «Щи да каша – пища наша». Чем же объяснить возникновение фразеологизмов: «С ним каши не сваришь», «Заварить кашу»?
8.Терминологический словарный диктант «Если хочешь быть здоров»
( вид спортивной гимнастики – аэробика, поглаживание, растирание тела с лечебной и гигиенической целью – массаж, расслабление и снятие психического напряжения - релаксация и т.д.). [3; с.3]
Кроме этого, на уроках русского языка широко использую для лингвистического анализа, в качестве контрольных, самостоятельных работ тексты, пропагандирующие спорт, разные его виды, туризм, отдых. Приведу пример подобного текста:
Очень полезно и приятно смотреть на аквариум с разноцветными рыбками. Плавно раскачивающиеся водоросли и плавающие рыбки погружают нас в состояние невесомости. Все наше тело медленно расслабляется, кровеносные сосуды расширяются, сердце начинает биться ровнее, полностью исчезают напряжение в теле и головная боль. Аквариум – прекрасное средство от страха в зубном кабинете. [2; с. 74]
При изучении наклонений глаголов (6 класс) рассматриваем с ребятами режим дня школьника с последующим его обсуждением. Изучение числительных даёт возможность использовать тексты, рассказывающие детям об истории Олимпийских игр, завоёванных медалях нашими спортсменами в разные периоды.
Провожу беседы о здоровом образе жизни: «Что такое рациональное питание?», «Эмоции человека и его здоровье», « Суд над наркоманией», «Даже если горит зеленый», «Азбука здоровья» и другие. В классном уголке постоянно обновляется страница «Не болей!», где учащиеся помещают материал, рассказывающий о профилактике различных заболеваний, открытиях в области медицины, о применении народных средств для лечения заболеваний. В кабинете поддерживается санитарное состояние: проводятся влажные уборки, проветривания, много растений, очищающих воздух.
Конечно же, воплощая в жизнь свою идею обеспечения условий для формирования целостной личности, я столкнулась с некоторыми трудностями: это и недостаточное количество методической литературы, и отсутствие материальной базы школы. Но все же, подводя итог своей работы, могу отметить, что за два года наблюдения общая заболеваемость в классах снизилась на 9-13%, вдвое уменьшилось число часто болеющих детей.
Таким образом, если, в соответствии с законом об образовании РФ, одним из приоритетных направлений в деятельности общеобразовательных учреждений является обеспечение комплексных мер по охране здоровья детей и подростков, то престиж любого образовательного учреждения должен определяться не только показателями успеваемости и воспитанности, но и уровнем здоровья обучающихся и здравоохранной деятельностью школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный проект.«Краеведение на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности как условие развития национального самосознания учащихся»
Обращение к данному проекту продиктовано теми изменениями, которые происходят в нашем обществе в условиях мировой интеграции, глобализации и формирования единого информационного пространства: ...
Проект «ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ».
Реализация в 2009-2016 годах программы «Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время» позволит добиться определённых резуль...
МЕТОД ПРОЕКТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЛИТЕРАТУРЫ, МХК И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МЕТОД ПРОЕКТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЛИТЕРАТУРЫ, МХК И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.Предназначен для учтелей,занимающихся этим видом творческой деятельности.Материал сод...
Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка, литературы
Русский язык и литература – серьёзные и сложные предметы. На этих уроках учащимся приходится много писать, а потому учитель-словесник должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям....
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРОЕКТНОЕ ЗАДАНИЕЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИУРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫКПК: «Система работы учителя по подготовке учащихся к новым формам итоговой аттестации по русскому языку и литературе в...
Интегрированный урок (русский язык + литература) по теме "Урок-репортаж с использованием повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»"
Интегрированный урок (русский язык + литература) по теме "Урок-репортаж с использованием повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»"...