Конкурс "Мой лучший урок"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Утракова Людмила Сергеевна

Учителем предложен урок – работа в группах, на котором систематизировались знания учащихся по разделу «Синтаксис и пунктуация», а также преподносились новые знания по теме урока. 

Урок носит проблемный характер, так как знания не даются учащимся в готовом виде;

ребята сравнивают, анализируют, сопоставляют, решают возникшие проблемы, опираясь на предшествующий опыт.

Учитель лишь направляет поисковую деятельность учащихся, координирует в ходе групповой работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx42.99 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Учитель: Утракова Людмила Сергеевна

Предмет    русский язык  Класс 9

Тема урока: «Основные группы ССП по значению и союзам»

Тип рока: урок усвоения новых знаний

Место урока: первый урок в теме «Сложносочиненные предложения»

Формы работы обучающихся: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная

Оборудование:

  • Русский язык. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений под редакцией М.М. Разумовской.
  • компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация (Microsoft PowerPoint)
  • раздаточный материал для групповой, парной и  индивидуальной работы

Цели

  • образовательная:

углубить знания о сложных предложениях, ввести представление о смысловых отношениях  между предикативными частями в сложносочиненном предложении, классифицировать ССП по значению и союзам;

  • развивающая:

формировать умение определять смысловые отношения между частями ССП, совершенствовать навык постановки знаков препинания в ССП; развивать внимание, память, речь;

  • воспитывающая:

воспитывать уважение к чужому мнению, умение работать в коллективе.

Эпиграф к уроку:

Будь любознателен – и многое тебе откроется.

 Будь мудр – и многих ошибок ты сумеешь избежать.

 Будь отважен – и ты победишь. 

Этапы работы

Форма работы, планируемые результаты (УУД)

Содержание этапа

конкретные виды деятельности (учителя и ученика)

1.

Организационный момент

Психологический настрой на  учебную деятельность.

Коллективная работа

Личностные: воспринимают  речь,   непосредственно обращенную к  обучающемуся.

Приветствие. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы.

- Здравствуйте, ребята. Прочитайте эпиграф к уроку.

- Какие предложения использованы в эпиграфе? Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? (сложные, сложносочиненные)

- Ребята, я желаю вам открытий на сегодняшнем уроке, отсутствия ошибок в работе и побед над собой.

- Приступим к работе.

2.

Исходная мотивация урока. Опрос учащихся Проверка  качества усвоения предыдущего  материала, проверка сформированности общеучебных навыков, оценка УУД.

Коллективная, фронтальная работа (опрос) по изученному ранее материалу

Познавательные: умение использовать полученные знания

Индивидуальная разноуровневая работа по карточкам

  1. Чем отличается простое предложение от сложного? (количеством грамматических основ; в сложном предложении содержится больше информации)
  2. Какие знаки препинания могут использоваться в сложных предложениях? (запятая,  точка с запятой и другие, выполняющие выделительную и разделительную функцию)
  3. Какие средства связи между частями используются в сложных предложениях? (интонация, сочинительные союзы, подчинительные союзы и союзные слова)
  4. На какие группы делятся сложные предложения? (союзные и бессоюзные, ССП и СПП)

- Проведем небольшое тестирование. Карточки будут разными, поэтому каждый из вас должен быть особенно внимателен, когда получит лист и начнет читать и выполнять задания.

1 уровень (слабые обучающиеся) – Восстановите схему (приложение 1)

2 уровень (средний уровень знаний) – Определите вид предложения (БСП, ССП, СПП, простое предложение с однородными членами) (приложение 2)

3 уровень (высокий уровень сложности)- Составьте предложения по схемам (приложение 3)

3.

Изучение нового учебного материала. 

Совместное уточнение темы урока, постановка конкретной учебной цели обучающимися

Развитие умения извлекать информацию из самостоятельно прочитанного.

Обобщение полученных ранее знаний, закрепление

Развитие  умения вести познавательную деятельность в коллективе, выделять главное, делать самостоятельные выводы, фиксировать свои знания в устной и письменной форме, в форме схем, таблиц; развитие умения работать в группе;

Развитие умения полно и ясно выражать свои мысли, коррекция и оценка действий партнера и самооценка

Коллективная работа,

Коммуникативные:

Умение общаться в группе , уважать мнение товарищей.

Коллективная фронтальная работа

Личностные: наличие собственных приоритетов и уважительное отношение к мнениям других.

Познавательные:

Умение ориентироваться в своей системе знаний, владеть общими приемами решения задач.

Групповая работа (группа 3-4 человека).

Личностные: наличие собственных приоритетов и уважительное отношение к мнениям других.

Коммуникативные:

Умение общаться в группе , уважать мнение товарищей.

Коллективная работа

Постановка учебной проблемы.

Учитель: - Сравните предложения, представленные на слайде.

  1. Солнце село, и тусклые тучи висели над темной степью (Л. Толстой)
  2. Гроза была там, сзади них, над лесом, а тут сияло солнце. (М. Горький)
  3. То скрипнет дверь, то тихо откроется калитка. (В. Короленко)
  4. Всю ночь огонь костра то разгорается, то гаснет. (К. Паустовский).

- Что вы заметили? Какие предложения перед вами? (1,2,3 – сложные предложения; 4- простое с однородными членами)

- Что общего во всех сложных предложениях? (Все они ССП)

- Назовите средства связи, которые использованы в этих ССП, что общего у них?

-Что общего у ССП и простого предложения? (используются сочинительные союзы) 

-Какой шаг необходимо было сделать, чтобы различить ССП и простое предложение с однородными членами? (найти грамматические основы)

- Одинаковые ли будут смысловые отношения  между  частями этих сложносочиненных предложений?

- Как вы думаете, почему?

-Что указывает, что смысловые отношения не могут быть одинаковыми?  (смысловые отношения будут разные, потому что союзы используются разные) 

- Итак, как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

(О сложносочиненных предложениях и различных смысловых отношениях в них).

Запись темы урока в тетради.

- Чего мы должны достичь на уроке?

- Что выяснить по данной теме?  (выяснить какие смысловые отношения между частями ССП могут быть, развивать умение различать эти смысловые отношения, различать ССП и простые предложения, а также умение ставить знаки препинания)

- У каждого на парте таблица (приложение 4), точно такую вы видите на слайде. Она пуста, как вы думаете, чем мы заполним эту её?  Что можно сделать с помощью таблицы? (систематизировать материал, изучаемый на уроке) 

Актуализация знаний о сочинительных союзах

  1. Рассмотрите еще раз ССП. В них мы увидели лишь 3 сочинительных союза. В русском языке их, конечно, много больше. К каким группам союзов относятся те, которые мы видим в данных предложениях?

Заполнение второй строки в таблице (первую пока пропустим!)

Соединительные

Противительные

Разделительные

  1. Союзы по группам распределены неверно.  Исправьте ошибки, заполните таблицу (устно исправляем ошибки).

Соединительные: и, да (=и), ни, ни не только, но и…, также, как…., так и

Противительные: а, но, да (но), однако, зато, тоже, только (= но)

Разделительные:  или, либо, то.. то, не то.., не то.., то ли, то ли

Заполняем таблицу:

Соединительные

Противительные

Разделительные

и, да (=и), ни, ни не только, но и…, также, как…., так и

а, но, да (но), однако, зато, тоже, только (= но)

или, либо, то.. то, не то.., не то.., то ли, то ли

Исследовательская деятельность  (6 групп - не по группам союзов, а по тем значениям, которые они вносят в предложение). Предложения распечатаны на больших листах, чтобы можно было группе прикрепить их на доску с помощью магнитов  и рассказать о проделанной работе.

- Ребята, обратите внимание на инструкцию к предстоящей работе. То, что выделено жирным шрифтом вам надо будет озвучить при подведении итогов работы в группах.

Задание – инструкция (на слайде):

  1. Прочитайте предложение.
  2. Подчеркните грамматические основы.
  3. Выделите предикативные части квадратными скобками.
  4. Выявите, какие союзы использованы в них (группу по значению).
  5. Какое значение вносят данные союзы в ССП?

Соединительные союзы:

  1. Причина, условие
  • Тренер заболел, и занятия перенесли.
  1. Последовательность
  • Дверь через улицу в ярко освещенном магазине хлопнула, и из нее показался гражданин (М. Булгаков)
  1. Одновременность
  • Кричали дрозды, и по соседству в болоте что-то живое жалобно гудело. (А. Чехов)

Противительные союзы:

  1. Противопоставление
  • Уже пошел  декабрь,  но  долгая поздняя осень  бродила по хуторам. (Б. Екимов)

Разделительные союзы:

  1. Чередование
  • То хлопнуло где - то, то раздался вдруг вой, то словно кто - то прошёл по коридору. (Салтыков - Щедрин М.)
  1. Взаимоисключение
  • Не то светало, не то темнело. (Ю. Герман)

Заполнение таблицы смысловыми отношениями (след. строка) по ходу выступлений групп.

Соединительные

Противительные

Разделительные

и, да (=и), ни, ни,  не только, но и…, также, как…., так и

а, но, да (но), однако, зато, тоже, только (= но)

или, либо, то.. то, не то.., не то.., то ли, то ли

Причина - следствие

последовательность

одновременность

Противопоставление

сопоставление

Чередование

взаимоисключение

Работа с учебником.

-  Сверьте свои выводы с теоретическим материалом, представленным в учебнике в параграфах учебника

1 ряд проверяет выводы по параграфу 13 (соединительным союзам), второй - по параграфу 14 (противительным союзам), третий - по параграфу 14 (разделительным союзам)

- Какой тип смысловых отношений не был представлен на доске группами? (дополняем противительные союзы - сопоставление)

Физкультминутка - зарядка для глаз

4.

Закрепление учебного материала

Совершенствование орфографических и пунктуационных  навыков, развитие умения корректировать и оценивать действия партнера

Работа в парах с последующей взаимопроверкой по раздаточному материалу.

Познавательные:

Умение ориентироваться в своей системе знаний, владеть общими приемами решения задач.

  1. Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания, раскройте скобки, определите значение сложносочиненных предложений (по союзу и смысловому значению). Взаимопроверка по ключу (ключ дается на обратной стороне другого варианта в паре).
  1. вариант

1)Иску(с/сс)тво может пер..жить врем..на упадка но оно вечно как и сама жизнь.2) Подл..жили огонь под г..товый к..стер со стру..ками и пламя з..пылало. 3)Кружились над поляной желтые и синие баб..чки  и (не)умолчно тр..щали кузнечики.

2 вариант

1)То птица (из)под ног в..порхнет то красн..бокая л..сица в кусты цв..тущие нырнет. 2)Д..рога торная сп..шит встр..чается с подру..ками и елки ч..лки ра..пустив кивают ей в..рхушками. 3)Окунешься в воду и все пр..йдет!

5

Подведение итогов урока

Коллективная фронтальная работа с использованием составленной на уроке таблицы

Обратимся к таблице, которую мы заполняли с вами в течение урока. Как ее можно озаглавить? Запишите название в первую строку, которую пропустили.

С ее помощью составьте связное  сообщение о классификации сложносочиненных предложений.

6.

Рефлексия

Регулятивные анализировать собственную работу;

осуществлять итоговый контроль.

Познавательные – строят рассуждение

- В конце урока давайте еще раз обратимся к словам, которые были эпиграфом сегодняшнего урока:

- Помог ли сегодняшний урок вам  узнать новое? Научил ли избегать ошибки? Смогли ли вы одержать победу в чем-то?  

- Подведите итог, закончив предложения (ответ лишь по одному из продолжений):

Я узнал…

Я научился…

Оценивание обучающихся учителем с кратким комментарием.

7.

Задание на дом 

Самостоятельный выбор домашнего задания. Дифференцированные задания трех уровней.

Учитель:

- Вам предстоит выбрать вариант домашнего задания самостоятельно. Что нужно делать в каждом варианте работы? Уходя из класса возьмите лист с заданиями.

1 уровень

Решить орфографические и пунктуационные задачи в данном тексте. Закончить данный текст двумя предложениями ССП.

Ветер разлетелся и липа вздохнула и как (будто) выдохнула на себя мил(лл)ион золотых лис…тиков. Разыгравшийся ветер еще разлетелся рванул со всей силы – и тогда разом с ш..рохом слетели все листья. Остались на старой липе на ч..рных ее ветвях только ре...кие золотые монетки.

2 уровень

Придумайте предложения по заданным вопросам.

- Что происходит ранней осенью в лесу или в городе одновременно?

- Что можно услышать в поле или в осеннем лесу попеременно?

- Какое явление из двух возможно в течении дня поздней осенью?

- В какой последовательности происходит изменение осенью в природе перед дождем?

- Что происходит с наступлением холодов с деревьями, кустарниками, с землей (причины и следствие)?

3 уровень.

Напишите свой  текст – миниатюру (3-5 предложений) используя ССП.

Темы: Ливень, дождь, радуга, метель, гроза, ветер и т.д.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока на конкурс "Лучший урок письма"

Урок проводился в 5 классе. Дети писали письма космонавтам....

Защита урока на Всероссийском конкурсе профессионального мастерства педагогов "Мой лучший урок".

Перед вами – огромная планета Земля,Реки и горы, равнины, моряТочка на карте зовётся «объект» -Такое понятие ввёл человек. Сегодня мы с вами узнаем о том,Что каждая точка имеет свой дом,Что...

Методическая разработка проведения интегрированного урока «Лучший урок письма», 6 класс

6  класс«Лучший урок письма»Тема: Р/Р Сочинение  «  Cпорт в моей жизни».  (1ч.)...

Урок географии 7 класс "Движение вод Мирового океана" 2 местро на Всероссийском конкурсе "Мой лучший урок"

Данный урок исследовательского типа, по форме – урок – моделирование.Все этапы урока четко спланированы и выдержаны.Учитель верно ставит цель урока, на которую методически грамотно выводят учащихся.Си...

«Лучший урок письма - 2015» Номинация : «Кем я хочу стать, чтобы сделать мир лучше.»

Здравствуй дружище! Вот мы уже и в шестом классе .Часто я задумываюсь ,кем стать, чтобы сделать мир лучше. Пускай не весь мир , а хотя бы свою родную Ростовскую область ,милый моему сердцу хуторок ,за...