Урок русского языка в 8 классе по теме "Типы сказуемых"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Конспект урока русского языка в 8 классе по теме "Типы сказуемых" по учебному комплексу В.Бабайцевой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tipy_skazuemyh.docx | 24.93 КБ |
Предварительный просмотр:
СКАЗУЕМОЕ. ТИПЫ СКАЗУЕМОГО.
Цели: познакомить с типами сказуемого; учить различать простое и составное глагольное сказуемое
Ход урока
I. Организационный момент.
— Проверим, всё ли необходимое к уроку вы приготовили. У вас на столах лежат листы оценки. В них вы будете ставить себе оценки за каждое задание. Я тоже буду ставить вам свои оценки. В конце урока посчитаем средний балл.
Сегодня мы продолжим изучение темы «Главные члены предложения».
II. Подготовка к изучению нового материала.
1. Работа в парах с предложениями, размещёнными в презентации и на карточках.
— Найдите подлежащее и сказуемое в записанных на слайде предложениях, напишите над сказуемым, чем оно выражено.
- Вечером с высоких берёз тетерева начали нырять в снег
2. Без вьючных животных мы не могли тронуться в путь.
3. Профессор был печален.
4. Сюда приезжали директора предприятий
5. Тропа здесь была извилистой.
Что вы можете сказать о сказуемых, которые встретились вам в этих предложениях? (простые и составные)
Обратите внимание, из каких частей речи они состоят?
Как называется сказуемое, состоящее из одного слова? А из двух слов?
Сформулируйте теперь тему нашего урока.
Поставьте себе оценки за это задание.
III. Объяснение нового материала.
Запишите предложния, с которыми вы работали.
— Чем выражено первое сказуемое в 4 предложении? (приезжали )
— Каково грамматическое значение этого глагола ?
— Сказуемое, в котором и лексическое и грамматическое значение заключено в одном глаголе, называется простым глагольным сказуемым (ПГС).
Запишите это предложение.
Поставьте себе оценки за это задание
— Определите сказуемое в 1 и 2 предложениях. (начали нырять, не могли тронуться)
— В каких из этих слов заключено лексическое значение, а в каких грамматическое? (Основное лексическое значение выражается -инфинитивами «нырять», «тронуться», а глаголы «начали», «не могли выражает грамматическое значение — наклонение, время, число.)
— Такой тип сказуемых, когда один глагол является вспомогательным и выражает грамматическое значение сказуемого, а второй — глагол-инфинитив заключает в себе лексическое значение и является основным глаголом, называется составным глагольным сказуемым (СГС).
Запишите эти предложения.
Поставьте себе оценки за это задание
— Определите сказуемые в 3-м и 5-м предложениях. Можно ли считать сказуемыми только глагол был? Почему? (Он не раскрывает лексического значения, только указывает на время действия— прошедшее время).
— Значит, этот глагол является вспомогательными. Чем тогда выражается основная часть сказуемого?
— Так как основная часть сказуемого выражается именем, то и тип сказуемого называется составным именным (СИС).
Запишите эти предложения.
Поставьте себе оценки за это задание
--- Перечислите основные типы сказуемого и охарактеризуйте их.
— Откройте учебники «Теория». Выясните, чем же еще могут выражаться простое глагольное сказуемое и составное глагольное сказуемое. И попробуйте в тетради составить таблицу типов сказуемых.
Типы | Способ выражения | Примеры |
П Г С | Выражено глаголом в форме одного из наклонений | Сейте разумное, доброе, вечное. (Н. Некрасов) Ещё я долго буду петь (С. Есенин) |
С Г С | Состоит из вспомогательного слова (выражает грамматическое значение) и неопределенной формы глагола (выражает основное лексическое значение) | По реке и кустам начинает шуметь редкий теплый дождь. (К. Паустовский) Я был рад помочь вам. |
С И С | Состоит из глагола-связки (выражает грамматическое значение) и именной части (выражает основное лексическое значение) | Она была не тороплива, не холодна, не говорлива. (А. Пушкин) Слово - серебро, молчание - золото. (Поговорка) |
Не забудьте поставить себе оценки за это задание.
IV. Закрепление нового материала.
- Работа по учебнику.
Выполнение упражнения из учебника «Практика».
— С каким типом сказуемого вы встретились в этом упражнении?
2. Дифференцированное задание (для слабоуспевающих учащихся).
— Прочитайте слова, записанные на карточках.
а) начал, принялся, продолжал, закончил, обязан.
б) думает, надеется, копать, выполняет, боялся собирался, читать.
— Глаголы какой группы могут быть вспомогательными?
— Составьте с каждым вспомогательным глаголом предложения, добавляя основной глагол из группы «б» или какой-либо другой. Подчеркните в своих предложениях грамматическую основу. Какое вы получили сказуемое?
В это время остальные учащиеся работают с текстом.
3. . Самостоятельная работа.
Задание:
На карточке вставить пропущенные орфограммы и знаки препинания.
Подчеркнуть сказуемые разных (!) типов.
Р.бина любимый персона. рус(с)кого фольклора. В народном календаре сл.вян есть день «Петр-Павел р.бинник» пр.ходящийся на конец сентября. Это то время, когда созревают р.биновые ягоды. В этот день ветки с плодами связывали в пучки и развешивали под крышами домов. Такой обычай связан с представлениями о р.бине как дереве, способном защитить человека от всяких бед. Р.биновыми ветками украшали не только жилые помещения, но и сараи, в.рота, даже на краю каждого поля втыкали рябиновые ветки. В осен(н)ие свадьбы девушкам дарили бусы из рябины защищая от злых людей
Р.бина воспета в песнях, о ней сложены стихи пословицы загадки. Чаще всего в народном представлении р.бина это тонкая и нежная девушка, страдающая, плачущая.
Поставьте себе оценки за это задание.
5. Подведение итога урока.
--- Что нового вы узнали на уроке?
— Какие типы сказуемых вы теперь знаете?
- Оцените свю работу на уроке, учитывая мои оценки.
6. Рефлексия.
В карте отмечаем
-зелёным цветом-«Мне всё понятно было на уроке»
-жёлтым- «У меня остались вопросы»
-красным- «Я ничего не понял»
Домашнее задание: § 170—171, два упражнения даются на выбор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
технологическая карта урока русского языка 5 класс "тире между подлежащим и сказуемым"
Какие требования выдвигает новый ФГОС? Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Как построить урок в соответствии с требованиями Стандарта второго поколения? В качестве примера привож...
Презентация к уроку русского языка "Тире между подлежащим и сказуемым"
Учащиеся уже с 5 класса знают о постановке тире между подлежащим и сказуемым в некоторых случаях. В 8 классе эта тема изучается подробно. Презентация поможет учащимся в освоении нового материала. Разр...
Урок русского языка 3 класс УМК «Планета знаний» Тема: Взаимосвязь подлежащего и сказуемого.
Конспект урока русского языка УМК "Планета знаний " Взаимосвязь подлежащего и сказуемого" 3 класс...
Презентация к уроку русского языка. 5 класс. "Тире между подлежащим и сказуемым".
Целью данного урока является формирование умения и навыка правильной постановки тире между главными членами предложения; отработка навыка. Так же учащимся предлагается повторить знанаия по синтак...
Презентация для урока русского языка. 8 класс. Сказуемое. Способы выражения сказуемого
С помощью данной презентации учащиеся вспомнят известное им о сказуемом и узнают о способах его выражения...
Урок русского языка 8 класс по теме: "Простое глагольное сказуемое"
Урок русского языка 8 класс...
урок русского языка "Тире между подлежащим и сказуемым" 8 класс
Урок разработан по программе М.В.Разумовской по технологии АМО...