Урок русского языка в 8 классе по теме "Типы сказуемых"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Юрьева Светлана Викторовна

Конспект урока русского языка в 8 классе по теме "Типы сказуемых" по учебному комплексу В.Бабайцевой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tipy_skazuemyh.docx24.93 КБ

Предварительный просмотр:

СКАЗУЕМОЕ. ТИПЫ СКАЗУЕМОГО.

Цели:  познакомить с типами сказуемого; учить различать простое и составное глагольное сказуемое

Ход урока

I. Организационный момент.

— Проверим, всё ли необходимое к уроку вы приготовили. У вас на столах лежат листы оценки. В них вы будете ставить себе оценки за каждое задание. Я тоже буду ставить вам свои оценки. В конце урока посчитаем средний балл.

 Сегодня мы продолжим изучение темы «Главные члены предложения».

II. Подготовка к изучению нового материала.

1.  Работа в парах с предложениями, размещёнными в презентации и на карточках.

— Найдите подлежащее и сказуемое в записанных на слайде предложениях, напишите над сказуемым, чем оно выражено.

  1. Вечером с высоких берёз тетерева начали нырять в снег

2.   Без вьючных животных мы не могли тронуться в путь.

3.  Профессор был печален.

4.  Сюда приезжали директора предприятий

5.  Тропа здесь была извилистой.

Что вы можете сказать о сказуемых, которые встретились вам в этих предложениях? (простые и составные)

Обратите внимание, из каких частей речи они состоят?

Как называется сказуемое, состоящее из одного слова? А из двух слов?

Сформулируйте теперь тему нашего урока.

Поставьте себе оценки за это задание.

III. Объяснение нового материала.

Запишите предложния, с которыми вы работали.

— Чем выражено первое  сказуемое в 4  предложении? (приезжали )

— Каково грамматическое значение этого глагола ?

— Сказуемое, в котором и лексическое и грамматическое значение заключено в одном глаголе, называется простым глагольным сказуемым (ПГС).

Запишите это предложение.

Поставьте себе оценки за это задание

— Определите сказуемое в 1 и 2 предложениях. (начали нырять, не могли тронуться)

— В каких из этих слов заключено лексическое значение, а в каких грамматическое? (Основное лексическое значение выражается -инфинитивами «нырять», «тронуться», а глаголы «начали», «не могли выражает грамматическое значение —  наклонение,  время, число.)

— Такой тип сказуемых, когда один глагол является вспомогательным и выражает грамматическое значение сказуемого, а второй — глагол-инфинитив заключает в себе лексическое значение и является основным глаголом, называется составным глагольным сказуемым (СГС).

Запишите эти предложения.

Поставьте себе оценки за это задание

— Определите сказуемые в 3-м и 5-м предложениях. Можно ли считать сказуемыми только глагол был? Почему? (Он не раскрывает лексического значения, только указывает на время действия— прошедшее время).

— Значит, этот глагол является вспомогательными. Чем тогда выражается основная часть сказуемого?

— Так как основная часть сказуемого выражается именем, то и тип сказуемого называется составным именным (СИС).

Запишите  эти предложения.

Поставьте себе оценки за это задание

---  Перечислите основные типы сказуемого и охарактеризуйте их.

— Откройте  учебники «Теория». Выясните, чем же еще могут выражаться простое глагольное сказуемое и составное глагольное сказуемое. И попробуйте в тетради составить таблицу типов сказуемых.

Типы

Способ выражения

Примеры

П

Г

С

Выражено глаголом в форме

одного из наклонений

Сейте разумное, доброе, вечное. (Н. Некрасов) Ещё я долго буду петь (С. Есенин)  

С

Г

С

Состоит из вспомогательного слова (выражает грамматическое значение) и неопределенной формы глагола (выражает основное лексическое значение)  

По реке и кустам начинает шуметь редкий теплый дождь. (К. Паустовский) Я был рад помочь вам.  

С

И

С

Состоит из глагола-связки (выражает грамматическое значение) и именной части (выражает основное лексическое значение)  

Она была не тороплива, не холодна, не говорлива. (А. Пушкин) Слово - серебро, молчание - золото. (Поговорка)  

Не забудьте поставить себе оценки за это задание.

IV. Закрепление нового материала.

  1. Работа по учебнику.

Выполнение упражнения из учебника «Практика».

— С каким типом сказуемого вы встретились в этом упражнении?

2. Дифференцированное задание (для слабоуспевающих учащихся).

— Прочитайте слова, записанные на карточках.

 а) начал, принялся, продолжал, закончил, обязан.

б) думает, надеется, копать, выполняет, боялся собирался, читать.

— Глаголы какой группы могут быть вспомогательными?

— Составьте с каждым вспомогательным глаголом предложения, добавляя основной глагол из группы «б» или какой-либо другой. Подчеркните в своих предложениях грамматическую основу. Какое вы получили сказуемое?

В это время остальные учащиеся работают с текстом.

3. . Самостоятельная работа.

Задание:

На карточке вставить пропущенные орфограммы и знаки препинания.

Подчеркнуть сказуемые разных (!) типов.

Р.бина  любимый персона. рус(с)кого фольклора. В народном календаре сл.вян есть день «Петр-Павел р.бинник» пр.ходящийся на конец сентября. Это то время, когда созревают р.биновые ягоды. В этот день ветки с плодами связывали в пучки и развешивали под крышами домов. Такой обычай связан с представлениями о р.бине как дереве, способном защитить человека от всяких бед. Р.биновыми ветками украшали не только жилые помещения, но и сараи, в.рота, даже на краю каждого поля втыкали рябиновые ветки. В осен(н)ие свадьбы девушкам дарили бусы из рябины  защищая от злых людей

Р.бина воспета в песнях, о ней сложены стихи пословицы загадки. Чаще всего в народном представлении р.бина  это тонкая и нежная девушка, страдающая, плачущая.

Поставьте себе оценки за это задание.

5. Подведение итога урока.

--- Что нового вы узнали на уроке?

— Какие типы сказуемых вы теперь знаете?

- Оцените свю работу на уроке, учитывая мои оценки.

6. Рефлексия.

В карте отмечаем

-зелёным цветом-«Мне всё понятно было на уроке»

-жёлтым- «У меня остались вопросы»

-красным- «Я ничего не понял»

Домашнее задание:  § 170—171, два упражнения даются на выбор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока русского языка 5 класс "тире между подлежащим и сказуемым"

Какие требования выдвигает новый ФГОС? Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Как построить урок в соответствии с требованиями Стандарта второго поколения? В качестве примера привож...

Презентация к уроку русского языка "Тире между подлежащим и сказуемым"

Учащиеся уже с 5 класса знают о постановке тире между подлежащим и сказуемым в некоторых случаях. В 8 классе эта тема изучается подробно. Презентация поможет учащимся в освоении нового материала. Разр...

Урок русского языка 3 класс УМК «Планета знаний» Тема: Взаимосвязь подлежащего и сказуемого.

Конспект урока  русского языка УМК "Планета знаний " Взаимосвязь подлежащего и сказуемого" 3 класс...

Презентация к уроку русского языка. 5 класс. "Тире между подлежащим и сказуемым".

Целью данного урока является формирование умения и навыка правильной постановки тире между главными членами предложения; отработка навыка. Так же учащимся предлагается повторить знанаия по синтак...

Презентация для урока русского языка. 8 класс. Сказуемое. Способы выражения сказуемого

С помощью данной презентации учащиеся вспомнят известное им о сказуемом и узнают о способах его выражения...

урок русского языка "Тире между подлежащим и сказуемым" 8 класс

Урок разработан по программе М.В.Разумовской по технологии АМО...