Образовательный минимум по русскому языку, 8 класс (УМК Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой, М.Т. Баранова)
учебно-методический материал по русскому языку (8 класс) на тему
Образовательный минимум содержит материал, освоение которого в 8 классе в рамках изучения предмета "Русский язык" является обязательным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obr_minimum_rya_8_klass.docx | 31.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательный минимум по русскому языку
(УМК Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой, М.Т. Баранова)
8 класс
I четверть
1. Русский язык – государственный язык РФ, язык межнационального и мирового общения, один из официальных и рабочих языков ООН.
2. Синтаксис - раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание, предложение, текст и правила их построения. Текст и предложение - коммуникативные единицы, то есть служат для общения, обмена мыслями, чувствами. Словосочетание выполняет номинативную функцию, то есть служит для называния, обозначения предметов, явлений, качеств, действий.
3. Словосочетание - сочетание двух и более слов самостоятельных частей речи, связанных друг с другом по смыслу и грамматически (подчинительный тип связи: есть главное и зависимое слова).
В зависимости от принадлежности главного слова к той или иной части речи выделяются глагольные (читать журнал), именные (уважение к труду) и наречные (весьма неплохо) словосочетания.
Виды подчинительной связи в словосочетании:
Согласование — вид связи, при котором зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже. Главное слово – существительное или местоимение; зависимое может являться прилагательным, причастием или местоимением. Вопросы: Какой? Который? Чей?
Пример: рыжий кот.
Управление — вид подчинительной связи, где зависимое слово находится при главном в форме косвенного падежа. Зависимое слово отвечает на вопросы косвенных падежей.
Пример: уйти в лес.
Примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения. Образуется наречиями, инфинитивами и деепричастиями, а также притяжательными местоимениями 3 лица, простой формой сравнительной степени прилагательного или наречия. Задается вопрос: Как?
Пример: громко говорю.
4. Грамматическую основу предложения составляют подлежащее и сказуемое (главные члены предложения).
Предложения, в которых грамматическая основа выражена двумя главными членами (подлежащим и сказуемым), называются двусоставными.
Предложения с одним главным членом называются односоставными.
Подлежащее - главный член предложения, называющий то, о чём говорится в предложении. Подлежащее отвечает на вопросы именительного падежа: кто? что?
Сказуемое – это главный член предложения, который обозначает действие, состояние или признак предмета, названного подлежащим.
5. Типы сказуемых:
Простое глагольное сказуемое (ПГС)
Сказуемое, в котором лексическое и грамматическое значения выражены одним словом – глаголом в форме какого-нибудь наклонения, – называется простым глагольным.
Он гулял (гулял – ПГС).
Составное глагольное сказуемое
Составное глагольное сказуемое состоит из вспомогательного глагола и глагола в неопределенной форме (в инфинитиве). Основное лексическое значение выражено глаголом в инфинитиве, а вспомогательный глагол выражает общие грамматические значения наклонения, времени, лица, а также добавочные значения.
В составном глагольном сказуемом могут употребляться вспомогательные глаголы двух типов:
глаголы, указывающие на начало, продолжение или конец действия: начать, стать, продолжать, кончить, перестать, прекратить, бросить и т.д.
модальные (со значением возможности, желания и пр.): мочь, хотеть, желать, готовиться, стремиться, решить, уметь и др.
Примеры:
Я начал бегать по утрам (начал бегать – СГС).
Я решил посмотреть в окно (решил посмотреть – СГС).
В роли вспомогательных глаголов могут выступать сочетания некоторых кратких прилагательных (рад, должен, готов, обязан и др.) и служебного глагола-связки быть в форме одного из наклонений.
Пример: Я был готов уйти (был готов уйти – СГС).
Составное именное сказуемое.
В составном именном сказуемом есть глагольная связка, выражающая грамматическое значение, и основной (именной) компонент – слова или словосочетания разных частей речи (чаще всего – имена существительные, прилагательные, причастия), в которых содержится лексическое значение сказуемого.
В качестве связки в составном именном сказуемом чаще всего используется глагол быть в форме какого-либо наклонения.
В настоящем времени глагол быть обычно отсутствует; иными словами, связка нулевая. В ряде случаев в такой ситуации между подлежащим и сказуемым ставится тире.
В составном именном сказуемом могут использоваться и другие глаголы-связки: являться, оставаться, становиться, стать, делаться, считаться, называться, казаться, оказаться, представляться и т.п.; они различаются значениями.
Пример:
Море было спокойным (было спокойным – СИС).
II четверть
1. Второстепенными членами предложения называются все члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого. К ним относятся дополнения, определения и обстоятельства.
2. Дополнение – второстепенный член предложения, который обозначает предмет, поясняет сказуемое или другой член предложения и отвечает на вопросы косвенных падежей.
Дополнения бывают прямые и косвенные. Прямые дополнения относятся к переходным глаголам и обозначают предмет, на который непосредственно распространяется действие. Прямое дополнение выражается именем существительным в винительном падеже без предлога либо в родительном падеже без предлога при отрицании или если дополнение имеет значение части целого. Остальные дополнения – косвенные.
3. Определение – второстепенный член предложения, обозначающий качества, свойства и признаки предметов и явлений.
Согласованными называются определения, связанные с определяемым словом посредством согласования. Несогласованными называются определения, связанные с определяемым словом посредством управления или примыкания.
Приложение - это определение, выраженное именем существительным, согласованным с определяемым словом в падеже.
4. Обстоятельство – второстепенный член предложения, обозначающий различные обстоятельства, при которых происходит действие, и отвечающий на вопросы о месте, времени, причине, цели, образе действия и т.д.
5. Виды односоставных предложений:
Односоставные предложения с главным членом-подлежащим
Назывные предложения - это такие односоставные предложения, в которых главный член предложения выражен именем существительным в именительном падеже или сочетанием существительного с числительным.
Односоставные предложения с главным членом — сказуемым
1. Определённо-личные предложения
Определённо-личные предложения называют действие, совершаемое лицом: говорящим или собеседником.
Это односоставные предложения с главным членом — сказуемым, которое выражено личной формой глагола в форме 1-го или 2-го лица изъявительного наклонения или глаголом в повелительном наклонении. В таких предложениях глагол своей формой указывает на вполне определённое лицо.
Пример: Работай усердно!
2. Неопределённо-личные предложения
Неопределённо-личные предложения называют действие, совершаемое каким-то неопределённым лицом.
Это односоставные предложения с главным членом — сказуемым, которое выражено глаголом в форме 3-го л. мн.ч. настоящего или будущего времени, или в форме мн.ч. прошедшего времени, или глаголом условного наклонения.
Пример: В больнице регулярно моют пол.
3. Безличные предложения
Безличные предложения называют действие или состояние, которое совершается без участия действующего лица. В безличных предложениях нет и не может быть подлежащего.
Способы выражения сказуемого в безличном предложении:
безличный глагол; безличный глагол + инфинитив | Светает. Мне не спится. Мне не хочется есть. |
личный глагол в безличном значении | Терпко пахнет полынью. На улице таяло. |
слова категории состояния; слова было, стало + слово категории состояния | Темно и страшно. Мне стало грустно. |
слова нет, не было | В классе нет никого. |
инфинитив | Нам не забыть таких сражений... (М. Лермонтов) |
Некоторые учёные выделяют четвёртый тип односоставных предложений — обобщённо-личные. Эти предложения называют такое действие, которое относится к широкому кругу лиц:
Примеры:
Прожитых лет не воротишь. (И. Сурков)
Дни поздней осени бранят обыкновенно... (А. Пушкин)
На чужой роток не накинешь платок. (Пословица)
К обобщённо-личным предложениям относят пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые выражения.
III четверть
1. Однородные члены предложения – такие члены предложения, которые:
- относятся к одному и тому же слову;
- отвечают на один и тот же вопрос;
- являются одним и тем же членом предложения;
- между собой связаны сочинительной связью, то есть равноправны и независимы друг от друга;
- произносятся с интонацией перечисления.
И чист, и тих, и ясен свод небес.
Запятая между однородными членами ставится, если:
1) однородные члены соединены противительным союзом.
Он говорил мало, но толково.
2) союзы да (и), или, либо повторяются.
Я и ненавижу, и презираю, и негодую, и боюсь.
3) перед второй частью двойного союза как... , так и; не только ..., но и; не столько ..., сколько; если не..., то; хотя и ..., но.
На их лицах выражалась не только боязнь, но и беспокойство.
4) не соединены союзами.
Быстро мелькали рощицы, болотца.
Запятая не ставится перед одиночными союзами и, или, либо, да (и).
Звезды меркнут и гаснут.
2. Обособленные определения и приложения.
Обособляются:
- согласованные определения, стоящие после определяемого слова (существительного), если они выражены причастным оборотом или прилагательным с зависимыми словами.
Пример: Дерево шелестело листвой, горящей в лучах закатного солнца.
- несколько одиночных определений, стоящих после определяемого существительного, в особенности если перед ним уже есть определение.
Пример: Вокруг расстилалась пустыня, мрачная, безликая.
- согласованное определение, стоящее перед определяемым существительным, если имеет добавочное обстоятельственное значение (причины, уступки или времени)
Пример: Забытый всеми, он страдал от невыносимого одиночества.
- любое определение, относящееся к личному местоимению и стоящее до или после него.
Пример: Замерзшие и усталые, мы вернулись домой.
- согласованное определение, если оно отделено от определяемого слова другими словами.
Пример: Мужчина все время шел в гору, упорный, обессилевший.
Обособляются:
- любые приложения, относящиеся к личному местоимению.
Пример: Мы, вчерашние мальчишки, вступали во взрослую жизнь.
- распространённые приложения, если стоят после определяемого существительного.
Пример: Кот, гордое и самолюбивое животное, вдруг начал приносить тапки.
- приложения, относящиеся к имени собственному и стоящие после него.
Пример: А.С. Пушкин, великий русский писатель, является автором повести «Капитанская дочка».
- приложения, имеющие добавочное обстоятельственное значение.
Пример: Весельчак и балагур, Виктор легко сходился с людьми.
3. Обстоятельства обособляются, если выражены:
- одиночными деепричастиями или деепричастными оборотами
Примеры:
Спускаясь, он споткнулся.
Медленно спускаясь с горы, он все равно споткнулся.
- существительными с производными предлогами несмотря на, невзирая на
Пример: Несмотря на усталость, он не сдавался.
С целью усиления могут обособляться обстоятельства, выраженные именами существительными с производными предлогами благодаря, согласно, по причине, с целью и др., если они распространены и стоят между подлежащим и сказуемым.
Пример:
Природа, благодаря сильным дождям, ожила.
Не обособляются фразеологизмы, в состав которых входят деепричастия: сложа руки, затаив дыхание, не покладая рук и др.
4. Обособленные уточняющие члены предложения.
Уточняющий — такой член предложения, с помощью которого говорящий уточняет или поясняет какое-либо слово в предложении.
Уточняющие члены выделяются интонацией в устной речи и запятыми на письме.
Обособляются:
- обстоятельства времени и места
Пример: Вдали, у подножия холма, горел костер.
- другие обстоятельства, если у них более широкое значение, чем уточняющее
Он серьезно, по-взрослому, замолчал.
- определения со значением цвета, возраста, размера и др.
Пример: В густой, почти непрозрачной, воде ничего нельзя было разглядеть.
- дополнения с предлогами кроме, помимо, вместо, исключая, наряду с и др.
Пример: Всем сделали прививку, кроме меня.
IV четверть
1. Обращения на письме выделяются запятыми. Если же обращение, стоящее в начале предложения, произносится с усиленной звательной интонацией, то после него на письме ставится восклицательный знак.
2. Вводные слова – это слова или сочетания слов, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает; указывает на последовательность изложения; указывает на источник сообщения.
Значение | Вводные слова |
Оценка достоверности содержания сообщения | а) Уверенность: разумеется, бесспорно, несомненно, без сомнения, безусловно, конечно, действительно, в самом деле, правда, само собой...
б) Неуверенность: кажется, вероятно, возможно, пожалуй, видно, по-видимому, как видно, верно, может быть, должно быть... |
Различные чувства (радость, сожаление, огорчение, удивление и др.) | К счастью, на счастье, к радости, к несчастью, к сожалению, к стыду (кого-либо), к досаде, на беду, на удивление, как на грех... |
Источник сообщения | По сообщению кого-либо, по словам кого-либо, по мнению кого-либо, по-моему, по-твоему, с точки зрения кого-либо, говорят, на мой взгляд... |
Порядок мыслей и их связь | Во-первых, во-вторых, наконец, итак, следовательно, значит, напротив, таким образом, наоборот, например, к примеру, кроме того, к тому же, притом, с одной стороны, с другой стороны, впрочем, между прочим, в общем, кстати... |
Вводные слова выделяются в устной речи интонацией вводности: паузами, понижением силы голоса и более быстрым произношением вводных слов, в письменной речи – знаками препинания.
Вводное предложение на письме выделяется запятыми. Если же оно стоит в середине предложения и на него обращается особое внимание, то вместо запятых употребляется тире.
3. Вставные конструкции выражают дополнительные замечания, пояснения, уточнения и поправки. Они расширяют информацию, которая содержится в предложении. Вставные конструкции выделяются скобками. Если же нужно показать, что они более тесно связаны с остальным сообщением, то скобки заменяются тире.
4. Прямая речь – это речь какого–либо лица, передаваемая от его имени. В прямой речи воспроизводятся все особенности языка говорящего – грамматические, лексические, интонационные стилистические.
Косвенная речь – это речь какого-либо лица, сообщаемая от лица того, кто её передаёт. Предложения с косвенной речью - это сложноподчинённые предложения, в которых обе части связываются с помощью союзов или союзных слов, выполняющих роль союзов.
Прямая речь выделяется кавычками, первое слово пишется с большой буквы. После комментирующей части перед прямой речью ставится двоеточие. После прямой речи перед комментирующей частью ставится запятая, или вопросительный знак, или восклицательный знак, а после любого из этих знаков - тире.
Если на месте разрыва прямой речи стоит восклицательный знак, вопросительный знак или точка, то комментирующая часть также выделяется с обеих сторон тире. При этом восклицательный и вопросительный знаки сохраняются, а вместо точки ставится запятая, в конце комментирующей части ставится точка, а первое слово продолжающейся прямой речи пишется с большой буквы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательный минимум по русскому языку 5-6 класс ФГОС
В материале представлено содержание образовательного минимума для учеников 5-6 классов в соответствии с ФГОС. Образовательные минимумы составлены в соответствии с рабочей программой ФГОС по учеб...
Образовательный минимум по русскому языку. 8 класс. 1 полугодие
Проверочная работа позволит проверить сформированный образовательный минимум....
Обязательный образовательный минимум по русскому языку в 5 классе (I полугодие)
Обязательный образовательный минимум способствует повторению и закреплению изученного материала....
Образовательный минимум по русскому языку для 6 класса (I четверть)
Проведение обязательного образовательного минимума - часть внутришкольной системы оценки качества знаний обучающихся МБОУ СОШ №2. Задачи образовательного минимума: 1) контроль над усвоением обязательн...
Образовательный минимум по русскому языку для 6 класса (II четверть)
Проведение обязательного образовательного минимума - часть внутришкольной системы оценки качества знаний обучающихся МБОУ СОШ №2. Задачи образовательного минимума: 1) контроль над усвоением обязательн...
Образовательный минимум по русскому языку для 6 класса (III четверть)
Проведение обязательного образовательного минимума - часть внутришкольной системы оценки качества знаний обучающихся МБОУ СОШ №2. Задачи образовательного минимума: 1) контроль над усвоением обязательн...
Образовательный минимум по русскому языку для 5 класса (II четверть)
Проведение обязательного образовательного минимума - часть внутришкольной системы оценки качества знаний обучающихся МБОУ СОШ №2. Задачи образовательного минимума: 1) контроль над усвоением обязательн...