Виды односоставных предложений. Определенно-личные предложения. 8 класс
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Виды односоставных предложений. Определенно-личные предложения. 8 класс
Задачи занятия:
Обучающие: учить учащихся находить в тексте односоставные предложения; актуализировать умение определять грамматическую основу предложения и способы ее выражения; формировать умение определять тип односоставных предложений; формирование умений различать односоставные и двусоставные предложения, типы односоставных предложений по смысловым и грамматическим признакам.
Развивающие: развивать логическое мышление, способность анализировать, сравнивать, классифицировать языковые явления; развитие познавательных и творческих способностей обучающихся.
Воспитывающие: воспитывать коммуникативные отношения, способствовать воспитанию ответственного отношения к учению, готовности к самообразованию, взаимодействию; развитие эстетического вкуса, повышение культурного уровня через обращение к образцовым текстам художественного слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odnosost.predlozh.doc | 27 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Виды односоставных предложений. Определенно-личные предложения. 8 класс
Задачи занятия:
Обучающие: учить учащихся находить в тексте односоставные предложения; актуализировать умение определять грамматическую основу предложения и способы ее выражения; формировать умение определять тип односоставных предложений; формирование умений различать односоставные и двусоставные предложения, типы односоставных предложений по смысловым и грамматическим признакам.
Развивающие: развивать логическое мышление, способность анализировать, сравнивать, классифицировать языковые явления; развитие познавательных и творческих способностей обучающихся.
Воспитывающие: воспитывать коммуникативные отношения, способствовать воспитанию ответственного отношения к учению, готовности к самообразованию, взаимодействию; развитие эстетического вкуса, повышение культурного уровня через обращение к образцовым текстам художественного слова.
Методы: репродуктивный, практический.
Приемы: беседа по вопросам, речевая ситуация, комплексный анализ текста, тестирование.
Виды деятельности учащихся на уроке: анализ текста и предложений, монолог на лингвистическую тему, творческая работа, связанная с воспитательной задачей, различные виды грамматических разборов, индивидуальная, фронтальная, парная
Тип урока: введение новых знаний с использованием ЭОР НП и самостоятельной деятельностью учащихся на основе модульной технологии с приёмами развития критического мышления
Оборудование, наглядность: таблица-схема «Виды односоставных предложений», раздаточный материал.
Применяемые технологии: ИКТ, элементы проблемной технологии, здоровьесберегающая. Тип урока: урок изучения первичного закрепления новых знаний на основе модульной технологии с приёмами развития критического мышления
Ход урока:
I. Изучение нового материала. Проблемная ситуация
Объяснить, почему в предложении перед союзом “и” необходимо поставить запятую:
Тебя жалеть я не умею,
И крест свой бережно несу… А.Блок
Вывод: Чтобы не допустить пунктуационной ошибки в сложном предложении, надо уметь “видеть” в составе сложного односоставные предложения. Чем еще предложение для нас интересно? А какой смысл несёт в себе это предложение? О чём пойдёт речь на нашем уроке? Попробуйте сформулировать тему урока. Чем мы сегодня будем заниматься на уроке? А как вы думаете, для чего нужно правильно определять вид односоставных предложений? Какую роль односоставные предложения играют в тексте? II. Выступление ученика « Из истории вопроса об односоставных предложениях».
Сообщение ученика сопровождается демонстрацией портретов учёных на слайдах.
В истории русского языкознания вопрос о сущности односоставных предложений решался по – разному.
Так, учёные – лингвисты Буслаев Фёдор Иванович и Востоков Александр Христофорович рассматривали односоставные предложения как неполные, поскольку считали, что предложение как синтаксическая единица должно быть двучленным, т.е. с двумя главными членами.
Некоторые учёные, например Александр Афанасьевич Потебня, считали немыслимым предложение без сказуемого, поэтому предложения с главным членом – существительным в Именительном падеже ( номинативные) относили к неполным.
Огромный вклад в изучение синтаксиса, в частности односоставного предложения, внес великий русский лингвист Алексей Александрович Шахматов. В его книге « Синтаксис русского языка», по словам В.В.Виноградова, « впервые собран колоссальный материал, характеризующий поразительное разнообразие синтаксических конструкций современного русского языка».
А.А.Шахматов первым в истории нашей науки выделил типы односоставных предложений и описал особенности их строения.
Многие синтаксические идеи А.А.Шахматова до сих пор не потеряли своей актуальности.
В настоящее время выделение односоставных предложений в отдельный структурный тип простого предложения не вызывает сомнения . Однако в вопросе деления их на группы, а также отграничения их видов ( например, номинативных) еще не достигнуто единства во взглядах.
III. Закрепление новой темы.
1. Работа с учебником. Расскажите об определенно-личном предложении (дома учащиеся самостоятельно знакомятся с параграфом 30, стр. 84) Приведите пример из упражнения № 172 на стр.85.
2. Работа с раздаточным материалом в парах (отрывки из стихотворений А.С. Пушкина). Нахождение односоставных определенно-личных предложений, в некоторых случаях в составе сложных. а\ Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы
б\ Взыграйте, ветры, взройте воды,
Разрушьте гибельный оплот-
Где ты, гроза - символ свободы?
Промчись поверх невольных вод.
в\ Гляжу, как безумный, на черную шаль,
И хладную душу терзает печаль.
г\ Храни меня, мой талисман,
Храни меня во дни гоненья,
Во дни раскаянья, волненья.
Что объединяет все примеры? (Стихи принадлежат А.С. Пушкину)
IV. Практическая работа. Определите роль односоставных определенно-личных предложений в тексте.
1. Предчувствую Тебя. Года проходят мимо –
Всё в облике одном предчувствую Тебя.
Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо,
И молча жду, - тоскуя и любя.
А.Блок
2. Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы! А.С.Пушкин.
3. Люблю тебя, Петра творенье! А.С.Пушкин.
4. Люблю грозу в начале мая. (А. Фет)
5. Скользя по утреннему снегу, друг милый, предадимся бегу нетерпеливого коня. А.С.Пушкин.
Вывод: Определенно - личные предложения позволяют лирическому герою ясно лаконично рассказать о своем внутреннем состоянии.
V. Подведение итога урока. Выставление оценок. Домашнее задание: 1) Составить рассказ, используя односоставные предложения на тему «Прогулка в лесу»; 2) Упражнение 184, стр. 90.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: Виды односоставных предложений. Определенно-личные предложения.
Данный урок представлен в разделе « Синтаксис. Пунктуация. Культура речи» На данном уроке предполагается изучение и закрепление новой темы....
Односоставные предложения. Понятие об односоставных предложениях. Определенно-личные предложения.
Презентация к уроку русского языка в 8 классе "Односоставные предложения. Понятие об односоставных предложениях. Определенно-личные предложения"...
Урок по теме "Односоставные предложения. Определенно-личные предложения."
Урок по теме "Односоставные предложения. Определенно-личные предложения."...
Односоставные предложения. Определенно-личные предложения.
Урок усвоения новых знаний к учебнику М.М.Разумовской....
Односоставные предложения. Определенно-личные предложения.
Урок для учащися 8 класса. Программа М.М.Разумовской. Урок выполнен в системно-деятельностном подходе....
Односоставные предложения. Определенно-личные предложения.
Раздаточные материал к уроку....
Односоставные предложения. Определенно-личные предложения.
Первый урок по односоставным предложениям...