Односоставные предложения. Определенно-личные предложения.
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме
Урок для учащися 8 класса. Программа М.М.Разумовской. Урок выполнен в системно-деятельностном подходе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.doc | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: русский язык Класс: 8 «а»
Тема урока: Односоставные предложения. Определенно-личные предложения.
Средства, обеспечивающий учебный процесс на уроке: 1) Русский язык. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. М.М.Разумовская. М., «Дрофа», 2010, 2) Презентация «Односоставные предложения. Определенно-личные предложения», 3) раздаточный материал
Планируемые результаты:
Личностные:
- давать адекватную самооценку учебной деятельности,
- осознавать границы собственного знания и незнания.
Предметные:
- находить односоставные предложения в тексте,
- опознавать определенно-личные предложения в тексте,
- определять способы выражения сказуемого в определенно-личных предложениях.
Метапредметные:
- самостоятельно формулировать познавательные цели,
- анализировать единицы языка, сопоставлять языковые единицы,
- строить логическую цепь рассуждений,
- контролировать себя, сверяя способ действия и его результат с заданным эталоном,
- уметь работать в парах, формулировать собственное мнение, задавать вопросы.
Ход урока:
1. Организационный момент. Задачи для учителя: подвести учащихся к пониманию темы и определению задач урока. Задачи для учащихся: участвуя в разговоре с учителем, прийти к пониманию того, что они будут на уроке делать и чему они должны научиться | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Создает условия для мотивации учащихся к учебной деятельности Позвольте начать урок строками стихотворения Расула Гамзатова. Воспеваю то, что вечно ново. И хотя совсем не гимн пою, Но в душе родившееся слово Обретает музыку свою… Слово это – зов и заклинанье, В этом слове – сущего душа, Это искра первого сознанья, Первая улыбка малыша. Слово это сроду не обманет. В нем – исток всего. Ему конца нет. Встаньте!... Я произношу его: МАМА. С кем связан будет наш сегодняшний урок? И пусть мысли о самых близких вам людях, ваших мамах, помогут вам сегодня усвоить тему урока, которая пока остается тайной. 2. Создает условия для вывода учащихся на формулировку новой темы и учебных целей Задание: Выделите в предложениях грамматическую основу.
На какие две группы можно разделить данные предложения? Какие предложения для вас являются новыми? Сформулируйте тему урока. Исходя из темы, поставьте для себя цель: что вы должны сегодня узнать и что должны научиться делать? | 1. Слушают стихотворение. Психологически настраиваются на урок. С кем будет связан наш сегодняшний урок? – С мамой, с предстоящим праздником – Днем Матери. 2. Выделяют грамматическую основу в предложениях. Определяют тему и цели урока 1) давайте; 2) уходят матери; 3) прекрасна мама; 4) руки. На какие две группы можно разделить данные предложения? – В предложениях первой группы есть оба главных члена, в предложениях второй группы только один главный член: подлежащее или сказуемое. Сформулируйте тему урока. – Предложения с одним главным членом (односоставные предложения) Что мы должны сегодня узнать? Что должны научиться делать? - Узнать: какие предложения называются односоставными; на какие группы делятся односоставные предложения; Научиться: отличать односоставные предложения от двусоставных; находить предложения в тексте. |
2. Изучение нового учебного материала. Задачи учителя: создать условия для знакомства с новым теоретическим материалом и для практического использования данного материала на практике. Задачи для учащихся: научиться различать двусоставные и односоставные предложения; научиться находить односоставные предложения в тексте; определить, на какие группы делятся односоставные предложения; определить морфологические характеристики сказуемого в определенно-личных предложениях | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Предлагает учащимся потренироваться в различении односоставных и двусоставных предложений. Задание: выпишите только односоставные предложения, подчеркните грамматические основы.
На какие две группы делятся односоставные предложения по форме выражения главного члена? 2. Организует исследовательскую работу в парах по учебнику. В параграфе 22 найдите названия односоставных предложений, правильно подпишите схемы в таблице. Как вы думаете, почему эти предложения имеют такие названия? 3. Ставит проблемный вопрос. Исходя из логики названий предложений, как вы думаете, какие предложения мы должны разобрать подробно сегодня? И почему? 4. Организует работу в парах по определенно-личным предложениям. Корректирует работу. Заполняет кластер Выпишите из предложений глаголы-сказуемые, рядом укажите их морфологические признаки: лицо, число, наклонение, время (если есть). Обсудите в паре, составьте общий вывод. По ходу отчета пар на доске заполняется кластер. 1 пара А) Имя твое несу через жизнь как святыню. Б) Сберегу тебя от обид, от тягот и забот. В) Славим женщину-мать. Г) В чем упрекнуть тебя посмеем, увидев с проседью виски? 2 пара А) Встречаешь, провожаешь, ждешь с волненьем. Б) Как чувствуете себя, дорогая мама? В) На свете не найдешь других отца и мать. Г) Дорогой друг, когда же заедете к своей старенькой маме? 3 пара А) Давай поговорим о слове самом первом. Б) Повидайся со мной, родная. В) Любите, берегите своих матерей. | 1. Выписывают односоставные предложения, подчеркивают грамматические основы. 2 предложение: сказуемое – не найдешь. 3 предложение: сказуемое – поместили, подарили. 4 предложение: бессонница, тревога. На какие две группы делятся односоставные предложения по форме выражения главного члена? – С главным членом сказуемым и главным членом подлежащим). 2. Выполняют исследовательскую работу в парах. 1 – определенно-личные 2 – неопределенно-личные 3 – обобщенно-личные 4 – безличные 5 – назывные 3. Отвечают на проблемный вопрос Какие предложения мы должны разобрать подробно сегодня? – Определенно-личные. 4. Работают в парах, представляют результаты своей работы, заполняют кластер 1 пара Глаголы 1 лица, единственного и множественного числа, изъявительного наклонения, настоящего и будущего времени. 2 пара Глаголы 2 лица, единственного и множественного числа, изъявительного наклонения, настоящего и будущего времени. 3 пара Глаголы 1 лица единственного числа и глаголы 2 лица единственного и множественного числа повелительного наклонения |
3. Закрепление учебного материала. Задача учителя: создать условия для организации продуктивной практической деятельности по теме. Задачи для учащихся: показать владение материалом. | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организует работу над нахождением определенно-личных предложений в тексте. Задание: выпишите из текста определенно-личные предложения. Укажите морфологические признаки глаголов-сказуемых. А.Фадеев «Молодая гвардия» 1) …Мама, мама! 2) Помню руки твои с того мгновения, как я стал сознавать себя на свете. 3) Я всегда помню руки твои в работе. 4) Помню, как они сновали в мыльной пене, стирая мои простынки. 5) Вижу твои с чуть утолщенными суставами пальцы на букваре и повторяю за тобой: «Бе-а-ба, ба-ба». Помню, как незаметно могли руки твои вынуть занозу из пальца у сына и как они мгновенно продевали нитку в иголку, когда ты шила и пела – пела только для себя и для меня. 6) Но больше всего запомню я, как руки твои нежно гладили мои волосы, и шею, и грудь, когда я в полусознании лежал в постели. 7) И когда бы я ни открыл глаза, ты была возле меня, ты глядела на меня своими запавшими очами, сама вся тихая светлая, будто в ризах. 8) Я целую чистые, святые руки твои! 9) Оглянись, юноша, и скажи, кого ты обижал в жизни больше, чем мать, - не от меня ли, не от тебя, не от него, не от наших ли неудач, ошибок и не от нашего ли горя седеют наши матери? 10) А ведь придет час, когда мучительным упреком сердцу обернется все это у материнской могилы. 12) Мама, мама!.. 13) Прости меня, потому что ты одна, только ты одна на свете можешь прощать, положи на голову руки, как в детстве, и прости… 2. Корректирует ответы учащихся 3. Направляет учащихся на рефлексивное высказывание и подведение итогов. Каких целей удалось достичь? Выполните тестовое задание. 1. Среди предложений найдите односоставное предложение. А) Я на сердце согреть бы рада натруженные твои руки. Б) А в доме нашем все предметы хранят тепло твоей руки. В) Озарят меня надеждою-лучом с маминых икон святые лики. Г) Возраст твой считают не годами, а заботой, лаской и теплом 2. Среди предложений найдите определенно-личное предложение. А) Над колыбелью наклоняясь, шептала нежные молитвы… Б) Да, слово «мама» издавна в народе Возносят выше самых ярких звезд В) Повидайся со мной, родная, появись легкой тенью на миг. Г) Легче всего обидеть мать | 1. Работают над закреплением материала. 1) Помню руки твои с того мгновения. 2) Помню. 3) Вижу твои с чуть утолщенными суставами пальцы на букваре и повторяю за тобой: «Бе-а-ба, ба-ба». 4) Оглянись, юноша, и скажи. 5) Прости меня, положи на голову руки, как в детстве, и прости… 3. Определяют уровень достигнутых целей, выполняю тестовое задание. 1 – г 2 - в |
5. Задание на дом. Задачи учителя: организовать творческий характер подготовки домашнего задания; сообщить учащимся параметры домашнего задания; включить тематический компонент в подготовку к заданию. Задачи для учащихся: определить варианты выполнения творческого задания. | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Создает условия для понимания учащимися домашнего задания. Задание на выбор: 1) Написать поздравление маме, используя определенно-личные предложения. Объем: 6-8 предложений. 2) Напишите письмо маме с описанием своего дня, используя определенно-личные предложения. 3) Упражнение 140 2. Выражает удовлетворенность итогами работы и активностью учащихся на уроке | 1. Выражают понимание по требованию к содержанию и способам выполнения домашнего задания 2. Выражают удовлетворенность результатами своей работы и благодарят учителя за урок. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: Виды односоставных предложений. Определенно-личные предложения.
Данный урок представлен в разделе « Синтаксис. Пунктуация. Культура речи» На данном уроке предполагается изучение и закрепление новой темы....
Урок по теме "Односоставные предложения. Определенно-личные предложения."
Урок по теме "Односоставные предложения. Определенно-личные предложения."...
Односоставные предложения. Определенно-личные предложения.
Урок усвоения новых знаний к учебнику М.М.Разумовской....
Односоставные предложения. Определенно-личные предложения.
Раздаточные материал к уроку....
Односоставные предложения. Определенно-личные предложения.
Первый урок по односоставным предложениям...
Виды односоставных предложений. Определенно-личные предложения. 8 класс
Виды односоставных предложений. Определенно-личные предложения. 8 классЗадачи занятия:Обучающие: учить учащихся находить в тексте односоставные предложения; актуализировать умение определять грамматич...
Открытый урок по табасаранскому языку Тема: «Односоставные предложения. Определенно-личные предложения.»
Дарснан тема: Саб составнан предложенйир. Са...