Конспект урока русского языка в 9 классе "Роль указательных слов в СПП".
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему
Конспект урока русского языка в 9 классе "Роль указательных слов в СПП".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
28_rol_ukazatelnyh_slov_v_spp.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта учебного занятия
План занятия № 28 по дисциплине «Русский язык» в 9 классе
Тема занятия: Роль указательных слов В СПП.
Тип занятия: урок изучения нового материала.
Вид занятия: беседа, работа с учебником.
Методы обучения: объяснение учителя, работа с учебником.
Класс | Дата |
Цели:
а) образовательные:
– формирование умений: 1) находить главное и придаточное предложения; 2) определять место придаточного, средства его связи с главным; 3) производить синонимическую замену простых предложений с обособленными членами и сложносочиненных сложноподчиненными; 4) правильно ставить знаки препинания в сложноподчиненном предложении;
– показать роль указательных слов в СПП;
развивающие:
– развивать интеллектуальную сферу, память;
– формировать умение характеризовать предложение;
– развивать речь учеников;
в) воспитательные:
– воспитывать любовь, уважение и бережное отношение к родному языку;
– способствовать формированию и укреплению чувства дружбы и товарищества;
– способствовать формированию основ мировоззренческой и нравственной культуры учащихся.
Оборудование: учебник.
Ход занятия:
I. Организационный момент (1 – 2 мин.)
Запись темы занятия в журнале. Подготовка рабочего места.
II. Сообщение темы занятия, постановка цели и задачи занятия (3 – 5 мин.).
Сегодня мы изучим тему «Роль указательных слов в СПП». Наша задача – формирование умений: 1) находить главное и придаточное предложения; 2) определять место придаточного, средства его связи с главным; 3) производить синонимическую замену простых предложений с обособленными членами и сложносочиненных сложноподчиненными; 4) правильно ставить знаки препинания в сложноподчиненном предложении; показать роль указательных слов в СПП.
III. Проверка знаний учеников (8 – 10 мин.)
1. Ознакомиться с теоретическим материалом на с. 60 -61; упр. 94 (устно), 96 (письменно).
2. Работа с карточкой.
Карточка
Спишите, расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные буквы. Определите, каким членом предложения является слово, с помощью которого связывается придаточное с главным. Начертите схемы предложений.
1) Он пригласил в гости товарища который жил (не)далеко от него.
2) Река по которой мы плыли была весьма широкой.
3) Старик от (не)ожида(н, нн)ости выронил из рук корзинку которую держал в руках.
V. Изложение нового материала (35 – 40 мин.)
1. Знакомство с теоретическим материалом на с. 63 – 64 учебника, коллективное выполнение упр. 99 (устно).
2. Анализ предложений (по выбору учителя).
Внимание учащихся обращается на то, что придаточные предложения наполняют указательные слова главного предложения конкретным содержанием; определив, каким членом предложения является указательное слово, можно определить и основное значение придаточного.
1) Вновь я посетил тот уголок земли, где я провел изгнанником два года незаметных. (А. Пушкин.) 2) Я чувствовал здесь спокойствие и довольство, так что меня стало клонить ко сну. (И. Репин.) 3) Здесь дно кратера было настолько раскалено, что камни растрескивались от жары. (В. Малов.) 4) Я отыскал здесь те письма, которые брат писал матушке в течение всей жизни. 5) Я радовался тому, что она по-дружески относилась ко мне. 6) На крутом берегу, там, где начинался сосновый бор, высыпало земляники видимо-невидимо. (И. Соколов-Микитов.) 7) Опустошенность Печорина так глубока, что его не может увлечь по-настоящему даже любовь. (В. Мануйлов.) 8) Стена напротив того места, где он сидел, была невысокой. 9) Решили ехать ночью, так как буран заставил нас задержаться в пути на двое суток. 10) Прибежав в тот угол сада, где росли кусты малины, и юркнув в самую гущу листвы, мы занялись сбором ягод, обильно рассыпанных по кустам. 11) Чем больше девочка подрастала, тем больше становилась она похожей на отца.
3. Диктант «Проверь себя».
А в заречье, куда сваливалась туча, уже висела над синими лесами оранжевая радуга. Оттуда тянуло грибной прелью, мхами и умытой хвоей. Лесные запахи мешались с медовыми и чайными запахами лугов в крепкий настой, от которого становилось хмельно и неизъяснимо радостно и молодо на душе.
(Е. Носов.)
– Докажите, что это текст. Укажите средства связи предложений в нем. (В заречье – оттуда; запах грибной прели – запахи.)
VI. Закрепление изученного материала, применяемая методика – формулировка учащимися основных положений изложенного материала (1 – 2 мин.)
Итак, что же нового мы узнали на сегодняшнем уроке? Сделай вывод по плану, записанному на доске.
Сегодня на уроке
Повторили…
Узнали…
Учились…
Наблюдали…
Познакомились…
Сделали вывод…
Кроме этого…
VII. Подведение итогов проведенного урока (1 – 2 мин.)
VIII. Задание для самостоятельной работы учеников во внеурочное время (1 – 2 мин.)
1. Упр. 102, 103 (устно), 105 (письменно).
IХ. Литература, необходимая для подготовки к занятию
1. Русский язык: 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина и др. – М.: Просвещение, 2009. – 6 изд-е. – 206 с.
Подпись преподавателя:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме "Этикетные слова"
К данному уроку собрано огромное количество дополнительного материала: используйте его по своему усмотрению, пусть он поможет вам реализовать свои идеи по данной теме....
Конспект урока русского языка "Дефис между частями слова в наречиях" (7 класс)
Конспект урока адресован творчески работающим педагогам, заботящимся не только о формировании орфографических навыков, но и о сохранении и укреплении здоровья обучающихся....
Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»
Цель: определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...
конспект урока русского языка на тему "Состав слова" 6 класс (по учебнику Л.М.Рыбченковой)
конспект рассчитан на 2 урока, которые проводятся в 1 день...
Конспект урока русского языка по теме "Вводные слова - смысловые отрезки"
Данный урок построен с использованием технологий личностно ориентированного обучения: дифференцированная технология, педагогика сотрудничества, проблемное обучение, элементы игровых технологий.Применя...
Конспект урока русского языка по теме "Указательные местоимения"
Конспект урока для 6 класса...
Конспект урока русского языка по теме «Ключевые слова»
Цели: учить находить в тексте ключевые слова; показать их значение в тексте; развивать творческие способности, навыки анализа текста, орфографические и пунктуационные навыки....