Знакомый незнакомец причастный оборот
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему
Урок по теме "Причастный оборот" в 7 классе. Урок по ФГОС. Используется обучающая программа "Привет, Причастие".Используются дифференцированные задания. Рабта проводится как в группах, так и индивидуально.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakomyy_neznakomets_prichastnyy_oborot.doc | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальный конкурс «Мой лучший урок по ФГОС – 2018»
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3»
ПРОЕКТ
УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
по теме "Знакомый (?) незнакомец(?) причастный оборот»
(УМК авторского коллектива под редакцией В.В. Бабайцевой, "Русский язык", 7 Б класс, издательство "Дрофа", 2013 г.)
в 7 Б классе
Разработала:
Чинова Л.А., учитель русского языка и литературы высшей категории
г. Новомосковск, 2018
Предмет: русский язык
Класс: 7.
ФИО учителя: Чинова Любовь Александровна.
ОУ: муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №3" г.Новомосковска; 301680, Тульская область, мкр. Сокольники г. Новомосковска, ул. Шахтерская, д.16.
Тема урока: "Знакомый(?) незнакомец(?) причастный оборот".
Место урока в системе уроков по избранной теме: урок №2 в теме "Причастный оборот".
Дата проведения: 03.10.2018.
Тип урока: урок формирования умений и навыков.
Технология: использование элементов игровой технологии; использование информационных технологий (компьютерных обучающих программ).
Цель урока: познавательная: закрепление знаний учащихся по теме «Причастный оборот» и отработка умений и навыков по обособлению причастного оборота;
развивающая: развитие переключаемости внимания в процессе выполнения одного задания; усиление коммуникативных качеств (развитие умения воспринимать себя в качестве ведущего и ведомого); формирование интереса к работе друг друга.
воспитательная: воспитывать чувство взаимопомощи, толерантности.
Задачи:
-формирование умений и навыков по нахождению причастного оборота в тексте;
-формирование умения различать определяемое и зависимые слова, одиночные причастия и причастия с зависимыми словами;
-формирование умения обособлять причастный оборот в предложениях разных конструкций;
-закрепление умений учащихся ставить знаки препинания при причастном обороте
Формируемые УУД:
Познавательные УУД: выполнение действий по алгоритму, построение логической цепи рассуждений, сравнение, синтез.
Регулятивные УУД: умение ставить цель; умение планировать работу; умение работать по плану; умение оценивать результат своей работы по предложенным критериям.
Коммуникативные УУД: умение формулировать свою точку зрения; умение обосновывать, отстаивать свое мнение.
Планируемые результаты:
Личностные: мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
Предметные: уметь находить причастный оборот, выделять на письме, конструировать предложения.
Метапредметные: уметь ставить цель урока; учиться соотносить свои действия с планируемыми результатами; учиться оценивать правильность выполнения учебной задачи, овладевать основами самооценки.
Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная работа.
Оборудование: Компьютер, экран; диск «1С» «Привет, Причастие» (под редакцией Татьяны Рик).
Изображения предметов из быта индейцев: томагавк, каноэ, вигвам, амулет (вырезаны из плотной бумаги).
Перья из бумаги, на которых написаны причастия и прилагательные.
Бейджи с индейскими именами детей.
Схемы обособления причастного оборота: до, после определяемого слова и в середине предложения.
На доске:
- Тема, название которой записывается в процессе урока.
-Таблица для выставления баллов племенам.
-Названия племён: ПЛЕМЯ, ИЗУЧАЮЩЕЕ ИНТЕРЕСНОЕ;ПЛЕМЯ, ПОЗНАЮЩЕЕ ИСТИНУ;ПЛЕМЯ, ПРЕОДОЛЕВАЮЩЕЕ ТРУДНОСТИ.
Структура урока
Организационный момент, мотивация.
I. Целеполагание. Актуализация
II. Контроль сформированности опорных умений и навыков.
III. Закрепление знаний и способов действия.
IV. Информация о домашнем задании
V. Рефлексия. Подведение итогов урока.
Ход урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Организация начала урока, мотивация | Дорогие ребята! Многие из вас побывали в разных странах, трудно вас чем-либо удивить, но сегодня я приглашаю вас совершить еще одно увлекательное путешествие во времени и пространстве. Вы готовы? Проверьте наличие пишущих предметов (нам придется описывать свои впечатления); маршрутные листы, дневник (результат нашего путешествия очень важен); наконец, проверьте привязные ремни – возьмитесь за руки на секунду, почувствуйте командный дух: один за всех и все за одного! Ну, а теперь закройте глаза... Представьте, что вы оказались в удивительной стране - в Северной Америке. И вы – не просто ученики 7Б класса, а настоящие индейцы, принадлежащие к одному из трех племен. Словарная разминка. Открывайте глаза… Наденьте украшение из перьев и посмотрите на парту: перед вами предмет, о котором шла речь на уроках литературы. Да, это трубка мира. И пусть это будет амулет Амулет, охраняющий от бед, Защищающий от зла, всем желающий добра. А теперь взгляните на доску. Вы видите перед собой удивительные предметы (томагавк, каноэ, вигвам, амулет). Кто знает, как они называются? В каком словаре найдем значение этих слов? Давайте произнесем эти слова вслух, постараемся запомнить, как они пишутся. (включить в д.з) | Демонстрируют готовность к уроку Эпос, Песнь о Гайавате В толковом. Подготовленный ученик возле доски объясняет значение слов и записывает слова под предметами | Коммуникативные ууд: установка на работу в группе |
Актуализация. Разминка. Целеполагание | Поскольку мы сегодня - индейцы, то и имена у нас должны быть индейскими, не совсем обычными. Какими? Давайте посмотрим Игра «Индейские имена» (диск) Нам надо образовать 12 слов за 1 минуту. Приглашаю от каждого племени по три представителя, у каждого по 4 слова. Если нет ни одной ошибки, племя получает 4 балла. (Урок выстроен так, чтобы каждый ребенок, в зависимости от своих способностей, мог поработать с компьютером. Для выполнения первого задания приглашаются слабые ребята, так как оно несложное). Что общего во всех именах? На что они указывают? Давайте вспомним, что нам о них известно. (один из учеников читает определение причастия) А теперь настало время представиться друг другу -Что в ваших именах общего? -Что такое причастный оборот? Определения вы, конечно, выучили, но наше вчерашнее знакомство с ним было очень коротким. Мы настоящие следопыты (кстати, так называется известный роман Ф.Купера об индейцах). А что делают следопыты? Что мы должны отыскать на уроке? - Правильно. Это и есть главная цель нашего урока. -Почему слова «знакомый» и «незнакомый» - с вопросительными знаками? - Итак, как найти причастный оборот? Об этом нам напомнит наш помощник – компьютер.
Игра «Найти причастный оборот» (диск) - Итак, где мы нашли причастный оборот в этих предложениях? | На признак предмета по действию. Следовательно, перед нами причастия. Отчасти глагол, прилагательное отчасти, А называется это Причастие, Признак по действию обозначает И на вопрос КАКОЙ? отвечает. Признаки двух частей речи имея, От глагола – возвратность, вид, время, Бывает действительным или страдательным; Есть также признаки прилагательного: По числам, родам, падежам изменяется И в краткой форме часто является. Роль в предложении: определение Также сказуемое, без сомнения Ваня, играющий в футбол и т.д. Причастный оборот! Дают определение Ищут и открывают новое Должны научиться отыскивать причастный оборот, где бы он ни находился. Записывают тему на маршрутном листе Знаком – но насколько? Незнакомец- так как должны узнать что-то новое Первые три предложения выполняются по очереди тремя учениками (уровень В) из каждого племени) – при правильном выполнении племя получает по 2 балла. После определяемого слова. Схема вывешивается на доску. | Регулятивные ууд: постановка цели УУД: целеполагание,самоконтроль, работа с научными понятиями |
Контроль сформированности опорных умений и навыков | Первое задание. Умение конструировать причастный оборот. -А теперь вернёмся к именам индейцев. Добавьте к трём любым причастиям пояснительные слова так, чтобы получились причастные обороты. Причастный оборот должен стоять после определяемого слова! Расставьте знаки препинания. Причастный оборот обозначить графически. Время выполнения – 3 минуты. Уровень В – сконструировать причастные обороты; Уровень С – включить причастные обороты в предложения; Уровень А – расставить знаки препинания в тексте с диска. Уровень А (Приложение) Найдите причастные обороты, обозначьте их графически. Поставьте запятую. | Самостоятельная работа на маршрутных листах. Вождь племени просматривает работы своих соплеменников и сдает работу на листочках эксперту (листочки подписаны). Оценивается качество работы каждого ученика и качество проверки консультанта в группе. Затем общий балл (Если ни у кого нет ошибок, племя получает 5 баллов) | Планирование деятельности |
Формирование новых умений с показом образца выполнения. | Причастный оборот - большой непоседа. Не желает стоять на одном месте, так и норовит поперёд всех залезть. В таком виде он нам пока незнаком. Тогда продолжим путешествие? « Игра с Джо» (диск) Делается вывод о постановке знаков препинания при причастном обороте, стоящем до определяемого слова. На доске - схема предложения. Второе задание. Индейцы из соседнего племени потеряли перья, собранные для головного убора. Они перепутались, и вам нужно рассортировать их на две группы: 1) содержащие причастные обороты 2) одиночные причастия (Пакет с «лишним» (таких словосочетаний - семь, это одиночные причастия и прилагательные) передать экспертам). Далее проводится самостоятельная работа по закреплению новых умений – конструировать предложения с причастными оборотами ДО определяемого слова (третье задание; см.ниже) | Три представителя от племени выполняют по одному предложению (работают устно, проговаривая все свои действия) Работа в группе. Метко стреляющий воин, зорко выглядывающий охотник, всем помогающий человек, играющий мальчик, смеющийся ребенок, быстро бегущий охотник, зоркий глаз, мудрейший вождь, боящийся грозы, пляшущая девочка, верящий в справедливость, горящий огонь, знающий тайну, идущий по тропе, смеющийся маленький ребенок. | Коммуникативные ууд Анализ, синтез |
Отработка и закрепление УН в процессе выполнения | -Ребята, на оставшихся перьях – причастные обороты. И вы получаете важное задание: Третье задание. (5-7 минут) Уровень С С оставшимися причастными оборотами составьте предложения так, чтобы получился небольшой связный текст про индейцев (3-5 предложений). Причастные обороты могут быть и ДО, и ПОСЛЕ. Суффиксы причастий выделите. Уровень В С оставшимися словосочетаниями составьте 4 предложения так, чтобы в первых двух предложениях причастные обороты стояли ДО определяемого слова, во вторых двух предложениях – после причастного оборота. Обозначьте оборот графически. Суффиксы причастий выделите. Уровень А Работа по образцу.(см. приложение) Примечание. Прочесть предложения с причастными оборотами ДО и ПОСЛЕ, обратить внимание на интонацию в том и другом случае. Сделать выводы. Четвертое задание. Еще одна загадка причастного оборота: у него, оказывается, есть брат (конструкция со словом «который»). Диск – Замена конструкций со словом «который» синонимичными причастными оборотами. Как видите, предложения с причастными оборотами и СПП со словом «который» очень похожи, это видно в схеме (схема на доске). Однако второй всё больше в разговорной встречи встречается, а первый – в книжной. Какой оборот более выразителен? Конечно, причастный, но, к сожалению, как посетовал Достоевский, в обычной речи мы заменяем «краткую выразительность причастий вялым оборотом» со словом «который». | Самостоятельная разноуровневая работа по заданному алгоритму В это время консультанты проверяют все предыдущие задания, подсчитывают баллы Работа устная, возле компьютера – по человеку из каждого племени. Дают ответ | Планирование выполнения работы, контроль, коррекция |
Подведение итогов. Рефлексия | Пытливые друзья мои! Изучающие интересное, познающие истину, преодолевающие трудности! Заканчивается наше путешествие, вернитесь к теме….Какие знаки препинания можно смело поменять? Чему вы научились на уроке? И только? Урок – слово многозначное… Главное умение, которое вы приобрели сегодня, - умение относиться друг к другу с уважением, умение слушать друг друга. Вслед за легендарным вождем индейцев Гайаватой: Закопайте в землю луки, Трубки сделайте из камня, - Тростников для них нарвите, Ярко перьями украсьте, Закурите трубки Мира И живите впредь как братья. | ? на!. Консультанты объявляют первые две оценки – за самостоятельную работу на уроке и работу в группе. . | самооценивание |
Домашнее задание | Объяснение домашнего задания. Упр.136 (на отработку конструкций с «который») И еще один маршрутный лист с заданием. Это будет ваша третья оценка за урок. Дополнительное задание.(см. приложение) | . |
Список используемой литературы
- Пименова С.Н. Русский язык, 7 класс. / М : Дрофа, 2013.
- Татьяна Рик. «Привет, Причастие» Диск Фенимор Купер Зверобой. Последний из могикан. Следопыт.
- Лонгфелло .«Песнь о Гайавате» Майн Рид. Всадник без головы. .
Чинова Любовь Александровна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по русскому языку в 7 классе по теме « Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми».
Цель: изучение нового материала....
Причастный оборот. Обособление причастного оборота
Цели урока: дать понятие о причастном обороте; формировать умения определять границы причастного оборота в предложении; рассмотреть условия обособления причастного оборота; показать роль п...
Урок русского языка в 7 классе "Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте"
Урок русского языка в 7 классе "Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте". Изучение новой темы....
Русский язык. 7 класс.Конспект урока "Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми"
Одним из главных методов достижения учебных целей на уроке является, на мой взгляд, правильная и грамотная постановка целей в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся....
Сценарный план урока русского языка в 6 классе. Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми.
Сценарный план урока русского языка в 6 классе. Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. УМК под редакцией С.И.Львовой....
Причастный оборот. Выделение причастных оборотов запятыми.
Цель урока: Закрепить навык выделения запятыми причастных оборотов. Умение конструировать предложения с причастными оборотами. Умение выразительно читать предложения с причастными оборотами. К уроку п...
Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми
Урок - закрепление изученного материала...